Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследования и обучающие опросы





Психолог, ведущий занятия, должен находичься в интуитивно-эвристическом состоянии, владеть знаниями по психологии творчества, создающими необходимый фон для опросов, дискуссий.

Тема 1. Обучаемым предлагаются следующие критерии выхода деягельности или стороны жизни на уровень творчества:

• в деятельности или стороне жизни есть новые решения,

• таких решений много,

• некоторые решения вызывают восторг, восхищение в момент их возникновения или кажутся гениальными.

Вопрос 1. Укажите виды деятельности или стороны жизни, в которых Вы выходили на уровень творчества, оценивая их по трем указанным критериям.

Чтобы лучше напомнить обучаемым процесс творчества в том виде, в каком они его переживали, можно также попросить их привести примеры полученных творческих решений.

Вопрос 2. Опишите состояние после получения наиболее ярких творческих решений в том виде, в каком оно наблюдалось (проявлялось) у Вас.

На одном из следующих занятий обучающимся может быть предложен повторный опрос по тому же состоянию, основанный на классификации полученных ответов, например, со следующим уточнением.




Состояния после возникновения Прозрения. Постижения Истины, Вдохновения могут быть различными:

- экстаз, возбуждение, всплеск активности, жечание что-либо говорить или делать;

- может возникать острое желание поделиться полученными результатами с окружающими:

- восхищение результатами может связываться с желанием оставить результат за собой, у себя;

- может возникать ощущение, «что и в будущем любая задача по плечу»;

- может быть спокойная радость, ощущение согласия с собой без бурных эмоций;

- может возникать ощущение согласия с миром, его принятия, гармонии или красоты мира;

- может проявляться желание сохранить, продлить возникшее состояние, «остановить мгновение»:

- или возникает желание вести себя так, чтобы в будущем подобное состояние повторилось вновь.

Вопрос 3. Отметьте выделенные составляющие в переживаемом Вами состоянии после получения творческого решения и оцените степень выраженности каждой из них по десятибалльной шкале.

Опрос, выполняя диагностическую роль, вводит обучаемых в контекст более полного, детализированного рассмотрения состояния после получения творческого решения, т. е. позволяет лучше разобраться в нем, полнее понять его.



Может быть задан вопрос, детализирующий представление об указанном переживании во времени.

Состояние Радости после получения творческого решения может длиться минуты, часы или влиять на настроение большей части дня, иногда оно влияет на несколько следующих дней.

Вопрос 5. Насколько долго влияет на Вас состояние после творческого решения?

Вопрос 6. Меняется ли переживание этого состояния по мере накопления опыта творчества?

Опросы помогают взаимопониманию с обучаемыми, но, кроме того, с их помощью имеющиеся представления об изучаемых явлениях могут уточняться.

Так, опрос 18 слушателей ИППК о состоянии после получения творческого решения, проведенный в 2000/01 учебном году, в сравнении с данными, приведенными в гл. 3, дал более полные результаты.

Опрос проводился в два этапа в соответствии с приведенной выше схемой.

На первом этапе опрашиваемые отметили следующие новые составляющие состояния после получения творческого решения:

- ощущение воссоединения с изучаемым объектом,

- предмет внимания после получения творческого решения кажется красивым и простым,

- одухотворение,

- обостряется желания жить,

- появляется или усиливается ощущение смысла жизни.

Эти составляющие были отмечены по одному разу разными опрашиваемы ми.

На втором этапе всем опрашиваемым предлагалось по списку оценить степень выраженности составляющих изучаемого состояния по 10-балльной шкале, включая составляющие, отмеченные в единичных случаях.



Согласились с наличием «воссоединения с изучаемым объектом» 14 человек из 18, причем 4 отметили это чувство в максимально выраженной степени (10 баллов).

«Предмет внимания кажется красивым и простым» - данную составляющую состояния отметили 15 из 18.

Состояние одухотворения после получения творческого решения также отмечено в 15 случаях из 18.

Результаты опроса отражены в табл. 17.

Аналогично может быть проведен опрос о состоянии до получения творческого решения.

Вопрос 7. Опишите свое состояние перед получением творческого решения в то время, когда Вы еще не знаете, будет найдено какое-либо решение волнующих Вас вопросов или нет.


Уточненные оценки состояний после получения творческих решений

Таблица 17

№ п/п Сторона состояния Диапазон вариац. оценок Число оц.О Число оц.10 баллов Средн. оценка
Обостряется желание жить 7-10 -
Возрастает уверенности в себе 4-10 -
Возвращается или обостряется ощущение смысла жизни 6-10     8,5
Удовлетворение результатами труда 5-10 -
Стремление найти новое, продолжить работу 0-10 7,7
Возрастает яркость всех ощущений 4-10 - 7,7
Предмет внимания кажется красивым и простым 0-10 7,5
Снимается напряжение, тревожность 0-10 7,5
Воодушевление, одухотворение 0-10
Восторг 0-10
Азарт 0-10 6,5
Беззаботное настроение 0-10 5,5
Состояние «воссоединения» с изучаемым объектом 0-10 5,5
Растерянность, вакуум после решения 0-7 -

 

Затем опрос может быть проведен повторно, с уточнением. В тех случаях, когда у Вас возникает желание уйти в себя. уделить внимание тому. что беспокоит в душе. Вы:

- спокойно погружаетесь в полусонное состояние;

- доводите себя до крайнего возбуждения;

- долго «маетесь» в состоянии неопределенности, не зная, что с Вами происходит, что Вам нужно;

- ссоритесь с окружающими;

- вспоминаете обиды и несправедливости в Ваш адрес;

- чувствуете полное отчаяние и неудовлетворение всей жизнью:

- погружение в себя получается само собой и определяется стечением обстоятельств;

- это происходит как-то иначе?

Вопрос 8. Отметьте выделенные составляющие в переживаемом Вами состоянии перед получением творческого решения и оцените степень выраженности каждой из них по десятибалльной шкале.

Могут быть заданы и различные дополнительные вопросы:

Вопрос 9. Насколько долго переживается указанное состояние?

Вопрос 10. Меняется ли оно по мере накопления опыта творчества?

И т. д.

Исследовательские опросы играют большую роль в обучении, они детализируют представления обучаемых о процессе творчества, помогают многограннее понять его, способствуют совершенствованию творческого поведения.

 

 

Список литературы

 

Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики: Пер. с англ. Новосибирск,1990.585 с.

Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Франция. 1959 г.: Пер. с фр. М.: Сов. радио 1970.152с.

Адаменко А. М. Экологическая психология: Учеб. пособие. Новосибирск: НГАСУ, 2000. 88 с.

Аксаков С. Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии / Вступ. ст. и прим. В. А. Богданова; Худож. Э. А. Жаренова, В. К. Васильцов. М.: Сов Россия, 1987. 528 с.

Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Изд-во «Моск. рабочий», 1973. 296 с.

Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. 479 с.

Аминев Г. А. Вероятностная организация центральных механизмов речи. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. 160 с.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.340с.

Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: Рефл-бук, 1994.314с.

Астафьев В. Медвежья кровь // Сибирский рассказ / Сост. Е.А.Городецкий. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1986. Вып. 4. С.3-23.

Бальзак О. Неведомый шедевр // Собр. соч.: В 24 т. М.: Изд-во «Правда», I960. Т. 19. С. 75-103.

Блок А. Стихотворения. Поэмы. Театр. М.: Худ. лит., 1968. 840 с. («Б-ка всемир. лит.». Серия 3. Т. 138).

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М: Иностр. лит., 1961. 152с.

Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование: (Логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. 230 с.

Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейро-лингвистическое программирование / Под ред. К. Андреас, С. Андреаса; Пер. с англ. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1992. 167 с.

Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек - в принцы. Нейро-лингвистическое программирование / Под ред. С. Андреаса; Пер. с англ. Новосибирск: Изд-во НГУ; 1992. 248 с.

Влади М. Владимир, или Прерванный полет; Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989. 176 с.

Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 344 с.

Галин А. Л. Особенности мышления лиц, склонных реагировать на фрустрацию суицидально // Научно-практические вопросы психиатрии в трудах молодых специалистов РСФСР: Тр. Моск. науч.-исслед. ин-та психиатрии МЗ РСФСР. М., 1975. Т. 72. С. 174 - 179.

Галин А. Л. Стабильная установка на логическое мышление и успешность учебной деятельности // Экспериментальные и теоретические проблемы психологии обучения: Сб. науч. тр. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1979. С. 29 - 44.

Галин А. Л. Личность и творчество. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1989. 128с.

Галин А. Л. Уравновешивание и синтез в развитии отношений личности. Новосибирск: НГУ, 1997. 51 с.

Галин А. Л. Основное правило сохранения хорошего психологического самочувствия для студентов. Новосибирск: НГУ, 1998.48 с.

Галин А. Л. Творчество и отношения с окружающими. Новосибирск: НГУ, 2000. 71 с.

Гамзатов Р. Мой Дагестан // Роман-газета. М.: Худож. лит., 1968. №(612). 93 с.

Годфруа Ж. Что такое психология: Пер. с франц.; В 2 т. М.:Мир, 1992.T2.376c.

Горин С. А Вы пробовали гипноз? (Практ. руководство по применению гипнотических психотехник в медицине и бизнесе, рекламе и пропаганде, торговле и повседневной жизни). Канск, 1994.204с.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб.:

Свет, 1997.

Гроф К., Гроф С. Неистовый поиск себя / Пер. с англ. А. Рагина. М.: Изд-во Трансперсонал, ин-та, 1996. 345 с.

 

Даррелл Дж. Под пологом пьяного леса; Гончие Бафута-Поместье-зверинец: Пер. с англ. М.: 000 «Фирма "Изд-во ACT"»:

Мысль, 1998.544с.

Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск:

Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976. 192 с.

Зденек М. Развитие правого полушария: Пер. с англ. Минск:

000 «Попурри», 1997. 320 с.

Кехо Д. Подсознание может все!: Пер. с англ. / Худож. обл. М. В. Драко. 2-е изд. Минск.: 000 «Попурри», 2000. 176 с.

Короленко Ц. П., Галин А. Л. К вопросу о выделении больных с повышенным суицидальным риском по психологическим критериям // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Кор­сакова. Т. 78. Вып. 3. С. 426^30.

Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе:

Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ние, 1990.224 с.

Краснорядцева О. М. Регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1966. 25с.

Крейк А. И. Синергия как фактор активности личности // Психологические механизмы регуляции активности личности: Сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. Ч. I. С. 171-181.

Левидов А. М. Автор - образ - читатель. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 352с.

Леонтьев А. П. Деятельность. Сознание. Личность. М.: По­литиздат, 1975.304 с.

Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1992. 216с.

Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.

Меткалф С., Фелибл Р. Юмор - путь к успеху. СПб.: Питер Пресс, 1996. 256 с. (Серия «Сам себе психолог»).

Микалко М. Тренинг интуиции. СПб.: Питер, 2001. 192 с. (Серия «Сам себе психолог»).

Моэм С. Луна и грош. М.: МП «Скорина», 208 с.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 426 с.

Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева; Вступ. ст. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 1995. 356 с.

Николаева Е. И. Искусство непонимания или когда нам выгоден конфликт. Новосибирск: Модус, 1997. 168 с.

Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критические работы: В 2 т. М.: Худож. лит., 1989. Т. I: Статьи по теории литературы: Гоголь; Пушкин; Тургенев; Чехов / Сост., подгот. текста, прим. И. Михайловой; Вступ. статья Ю. Манна. 542 с.

Парандовский Ян. Алхимия слова. Петрарка. Король Жизни / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; ил. П. Сацкого. М.: Правда, 1990. 656с.

Первомайский Б. Я. Методические рекомендации к исследованию типа высшей нервной деятельности для целей психиатрической диагностики и профориентации. Ворошиловград, 1974. 40 с.

Пильняк Б. // Как мы пишем (Андрей Белый, М. Горький, Евг. Замятин и др.). М.: Книга, 1989. С. 106 - 110.

Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304с.

Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса (вместо введения) // Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 1987.

Пришвин М. М., Зеркало человека / Сост. и послесл. Т. Н. Бедняковой; коммент. Т. Н. Бедняковой, В. В. Круг-леевской; ил. и оформл. Б. А. Школьника. М.: Правда, 1985. 672с.

Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1959. Т.2.800 с.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека:

Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Изд. группа «Прогресс-Универс», 1994. 480 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.:

Педагогика, 1989. Т. 1. 448 с.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике: Практ. руководство. М.: Медицина, 1970. 216.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской. М.: Прогресс, 1990. 368.

Селье Г. От мечты к открытию: как стать ученым: Пер. с англ. / Общ. ред. М. Н. Кондрашовой, И. С. Хорола; послесл. М. Г. Ярошевского, И. С. Хорола. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

Симонов П. В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 178-185.

Солженицын А. Противостояние // Смена. 1989. № 22.

Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески! (Двенадцать теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению) // Основные современные концепции творчества и одаренности / Ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Мол. гвардия, 1997. 416 с.

Феруччи П. Кем мы можем быть // Ассаджоли Р., Психосинтез, теория и практика. М.: Рефл-бук, 1994. С. 52-152.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Пер. с англ. А. Гореловой; Предисл. В. А. Кременюка. М.: Наука, 1992. 158 с.

Хилл Н. Думай и богатей-4. Шестнадцать законов успеха / Пер. с англ. В. Ф. Рубцова. М.: Агентство «Фаир», 1997. 544 с. (Серия «Настольная книга бизнесмена»).

Шадриков В. Д. Духовность и творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности / Ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Мол. гвардия, 1997. 416с.

Щербаков Е. П. Функциональная структура воли. Омск: Ом. гос. ин-т физ. культуры: Научно производств, фирма «Спринт», 1990.257 с.

Юнг К. Г. Синхроничность. Сборник: Пер. с англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. 320 с.

Научное издание

Александр Латыпович Галин

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.