Сделай Сам Свою Работу на 5

Метафора: кастрюля без крышки - паровой котел - паровая машина.





Состояние человека с преобладанием образного мышления можно сравнить с кипением воды в кастрюле без крышки. «Пар» от кипения страстей легко выражается в словах и в поведении, новые знания фрагментарны и не соотнесены между собою.

Состояние человека с преобладанием рассудочного мышления условно можно сравнить с паровым котлом, имеющим плотно закрытую крышку.

Подсознание такого человека может «кипеть» страстями, стараться прорваться в слова или в поведение, но крепкий рассудок, к тому же еще и «холодный», может сдерживать «кипение» страстей. Условно: то, что хотелось сказать или сделать, будет «конденсироваться» на внутренней части «крышки» рассудка и «конденсат», похожий на капли слез, будет капать обратно в «кипящую» часть внутреннего мира.

«Крышка» - этопланы поведения, то, чтонадо делать, работа и т. п.

Человек может внутренне сожалеть, что нечто невозможно, нереализуемо, тормозить внутренние порывы, сдерживать их, подавлять внутренние импульсы, страдать по этому поводу, но внешне это может быть почти не заметно.

В состоянии третьего уровня, условно говоря, человек создает во внутреннем мире некий «клапан», позволяющий выражать те чувства, которые особенно сильны, больше всего беспокоят или волнуют. Вырывающийся через клапан «пар», подобно тому как это происходит в паровой машине, в этом случае «работает», он приводит в движение «механизм», создающий новые представления.



Развитие мышления и личности на протяжении жизни часто идет с отклонениями от идеальной картины (см. рис. 15), а некоторых случаях - с теми или иными искажениями.

Кратко это развитие и с достаточной степенью условности можно охарактеризовать через описание особенностей речи, в том числе письменной.

Рассмотрим фрагмент текста, имеющий отношение к восприятию природы.

«По склонам кедрачи, кедрачи. Старых мало, все больше молодые. Редко взоймется сопка островерхим ельником и пихтачом, сверкнет распадок или пологая покать белоствольем берез, к ручьям и буйно вырывающимся, одичалым от завалов и каменного удушья речкам жмется чернолесье с там и сям вознесенными над ним вдовыми раскидистыми осинами. И обязательно на отбитой от леса, отчужденно растущей ели или пихте чернеет птица, чаще всего это ворон или канюк. Сидит окаменело, дремлет или о чем-то думает неторопливую вечную думу. Спугнутый звуком мотора, вдруг раскинет старый хищник широкие крылья и властно закружит с недовольным ворчаньем иль криком над тайгой, забираясь с каждым кругом все выше, все дальше, в доступные лишь ему глубины неба» (Астафьев В., 1986,с.4).



Соотношение психологических функций, присутствующее за этим текстом, условно можно изобразить с помощью графика, представленного на рис. 16.

Рис. 16. Преобладание образно-чувственного мышления на протяжении жизни

Фрагмент текста отражает художественное восприятие мира, хотя логика, к которой ведет описание, за ним присутствует, так же, как и скрытое чувство целого. Трудно сказать, каков разрыв уровней между развитием второй и третьей функции, но в тексте художественно-образное явно преобладает. Возможно, для писателя подразумеваемое чувство целого является более важным, чем логическое осмысление, т. е. третье на графике следовало бы изобразить выше второго, но ниже первого.

В то же время, известно, что вследствие неблагоприятных причин, в первую очередь, по-видимому, в результате ограничивающего влияния на ребенка его непосредственного социального окружения, а в некоторых случаях и внешне малозаметных органических поражений головного мозга разрыв развития образно-чувственного мышления и понятийно-логического мышления оказывается очень большим. Один из признаков этого -повышенная ассоциативность, перескакивания от темы к теме без логики и смысла, без логической последовательности.



Торможение развития может возникать потому, что в соответствующий сенситивный период собственные усилия развития психологической функции, предпринимаемые подростком, не находят поддержки со стороны среды. Возникающее недоразвитие позже преодолевается с трудом и лишь частично.

Поскольку интуитивно-эвристическое мышление возникает на основе своеобразного напряжения между образно-чувственным и понятийно-логическим мышлением, оно в этих случаях также развивается не полностью.

Другое соотношение: пожизненное преобладание понятийно-логического мышления.

Вследствие сверхактивности понятийно-логического мышления, его интенсивного развития под влиянием обучения, фиксации внимания на достоинствах, преимуществах понятийно-логического мышления, сильно выраженного дисбаланса рассматриваемых | сторон мышления переход на следующую стадию развития ' мышления не возникает. Это оказывает соответствующее угнетающее влияние на интуитивно-эвристическое мышление. «Проблески» такого мышления возникают, но они всецело подчинены логике, обслуживают логико-понятийное мышление и подавляются им (рис. 17).

Данное соотношение функций условно можно иллюстрировать с помощью следующего текста, также имеющего отношение к природе.

Рис. 17. Преобладание понятийно-логического мышления на протяжении жизни

«Сформулированное в обобщенном виде понятие экологического сознания представляет собой воспроизведение людьми экологических условий и жизнедеятельности в системе Природа - Человечество. Оно существует в виде научных теорий, философских и социально-психологических концепций, этико-эстетических учений, ценностных представлений, общих для определенных социальных групп и отражающих их отношение к Природе в данную историческую эпоху» (Адаменко А. М., 2000, с.68).

«Наука XX в. пришла к выводу, что ни одна из частей биосферы не может существовать вне целого. Целостность конкретных экосистем, из которых состоит биосфера - озера и леса, пустыни и болота - производит впечатление глубокой гармонии, в основе которой лежат объективные гомеостатические механизмы равновесия. Представление о целостности экологических систем, подчеркнул Ю. Линник, необходимо пропагандировать с учетом эстетических аспектов природы, как это делают в своих трудах экологи Е. Одум, Ж. Дорст, П. Дювиньо. Человек никогда не устанет восхищаться и удивляться многообразным свойствам, явлениям и ярким необычайным эффектам Мира Природы» (Адаменко А. М., 2000, с. 69, 70).

Во фрагментах текстов второго типа преобладает понятийно-логическое мышление, оно отличается большей или меньшей обобщенностью. Можно отметить следующее: образы подразумеваются за обобщенными суждениями, но в речи они явно не отражены, не раскрыты. Понятийно-логическое мышление возникающее на основе образного, регулирует воспроизведение образов и их течение. Чувство целого подчинено рассуждениям.

Фрагмент третьего типа под названием«Счастливые мгновения» тоже в какой-то мере относится к природе.

«Ранней весной до того непостоянно в природе, что радоваться можно только мгновениями. Для всех грязь, ветер, стужа и дождь, но для избранных есть такие мгновенья, каких не бывает во всем году.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.