Сделай Сам Свою Работу на 5

Нормативы максимальных нагрузок





Кроме того, практикуя домашнюю работу, учителя будут:

• настойчиво стимулировать ее самостоятельное и тщательное выполнение;

• давать домашнее задание при полном внимании всего класса;

• проводить инструктаж выполнения домашних заданий;

• больше практиковать творческие работы, которые вызовут интерес школьников;

• осуществлять индивидуализацию и дифференциацию заданий;

• учитывать посильность заданий;

• систематически проверять выполнение домашних заданий в классе;

• поддерживать связь с родителями по этому вопросу.

 

К сожалению, на уроках учителя мало внимания уделяют вопросам домашних заданий, на пояснение их часто не хватает времени, они сообщаются наспех; на трудности, с которыми ученики могут столкнуться при выполнении их, не указывается, равно как и на пути их преодоления. Вследствие этого домашняя работа часто оказывается малоэффективной.

Учителя добьются лучших результатов, если порекомендуют своим воспитанникам ряд правил работы дома:

1. После возвращения из школы пообедай, отдохни на свежем воздухе, выполни поручения родителей по хозяйству.



2. Выполняй домашние задания в установленное распорядком дня время.

3. Имей постоянное место работы. Убери с рабочего места все, что не относится к выполнению домашних заданий. Подготовь письменные принадлежности.

4. Продумай план работы.

5. Сначала выполняй более сложные задания, более легкие – потом.

6. Повтори сперва правила, затем приступай к выполнению упражнений, решению задач и примеров.

7. Работай по плану, не торопись.

8. Делай небольшие перерывы для отдыха, проветривай комнату.

9. В конце проверь, все ли ты сделал правильно.

10. Собери в сумку книги, тетради – все необходимое для школы.

 

...

 

Согласимся: без тщательно продуманной, регулярно и систематически выполняемой самостоятельной работы учеников невозможно достичь высокого качества обучения. Домашние задания в начальных классах позволяют формировать у школьников умение работать самостоятельно, развивают познавательные интересы. Учитель будет придерживаться правил руководства домашней самостоятельной работой, сделает ее необходимой и привлекательной для учеников.



 

Современные технологии

 

Виды и формы обучения в начальной школе постоянно трансформируются. Происходит и непрерывное изменение методов, внедрение более совершенных средств обучения. Все это в сочетании приводит к возникновению новых технологий обучения. Технология обучения – это связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, материальные ресурсы и т.д., обеспечивающие достижение цели. Цели обучения – это еще не технология, а результаты его – уже не технология. Следовательно, технология – это все, что находится между целью и результатом. Можно воспользоваться и определением ЮНЕСКО: «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». Технология позволяет получить педагогический продукт заданного количества и качества в соответствии с запроектированными затратами времени, сил и средств.

При технологическом решении педагогических задач заранее и как можно точнее задается описание того результата (продукта), который мы хотим получить «на выходе». Обычно чем выше результат, которого мы хотим достичь, тем сложнее будет технология, которая приведет нас к нему. Для освоения океана научных знаний ученым приходится изобретать, а учителям осваивать все более сложные технологии.

Новые педагогические технологии могут быть выстроены только на основе более глубоких знаний о детях, понимания глубинных процессов формирования различных качеств. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого является технология. Пока С.Н. Лысенкова создавала свой комплекс развивающих упражнений и боролась за повышение результатов, говорили о ее высоком профессионализме и личном мастерстве. Теперь, когда ее опыт отшлифовался в практике многих учителей, приобрел устойчивость, можно говорить о появлении более совершенной технологии.



Сегодня в этом вопросе еще нет полной ясности. В литературе описаны сотни различных усовершенствований, которые называются технологиями. В принципе, любое, даже самое незначительное, отклонение педагогического процесса от ранее известных или существующих образцов можно обозначить как отдельную технологию. А поскольку деталей процесса, которыми можно варьировать, сотни, то и число технологий примерно такое же. Необходимо установить предел, ниже которого можно говорить лишь о совершенствованиях, но не о технологиях. Критериями служат значимость, объем преобразований. Если это только применение одноместных или «стоячих» парт вместо обычных, использование рабочих тетрадей с печатной основой, появление в классах пластиковых классных досок и цветных маркеров, вряд ли нужно говорить о новых технологиях. Технология – это комплексное решение крупной проблемы, появление нового направления, все остальное – лишь рационализаторские предложения, педагогические находки, конкретные новации.

В дидактическом процессе взаимодействуют учитель, ученик, предмет обучения. Цель ученика – овладеть им. Цель педагога – организовать процесс и помочь ученику в овладении им.

Возможны три схемы организации этого процесса:

– во главе – учебный предмет, и процесс строится «от предмета»;

– во главе – ученик, и процесс строится «от ученика»;

– равноценными признаются ученик и предмет, и процесс осуществляется с обеих сторон – «от ученика» и «от предмета».

Больше вариантов нет. В зависимости от того, чему отдается приоритет, появляются три принципиально отличные между собой технологические схемы организации учебно-воспитательного процесса, направленного на:

– усвоение предмета – предметно-ориентированное обучение;

– удовлетворение потребностей ученика – личностно-ориентированное обучение;

– усвоение предмета и удовлетворение потребностей ученика – сотрудничество (партнерство).

Для удобства первая технология названа продуктивной, вторая – щадящей, а третья – партнерской.

В продуктивной технологии главное место отводится учебному материалу. Усвоение его – главная цель обучения. Господствующая схема процесса педагогической деятельности: материал – ученики – результат. Ученики, как видим, в этой цепочке стоят после предмета. Не им главное внимание, а предмету. Обучение развивается «от предмета». Контроль качества усвоения игнорирует личность ученика и сводится к контролю усвоения предмета. Кто не способен овладеть предметом, отсеивается. Предметно ориентированная технология безжалостна, но гарантирует высокий уровень обученности. Достижение запланированных целей в установление сроки и на заданном уровне – основной критерий обучения.

В центре личностно-ориентированной технологии – ученик. Материал – как бы дополнение к нему. Цель – развитие личности, а не овладение предметом. Показатель обучения не количество и качество усвоенного, а прогресс личности – развитость, раскрепощение собственного Я, самопознание, самоопределение, самостоятельность и независимость мыслей и т.п. Учебный процесс строится «от ученика» и, если тот не желает учиться, сжимается, деформируется или прекращается сам собой. Никакого насилия. Количество и качество конкретных знаний никого особенно не интересуют. Основной критерий – удовлетворение запросов личности, создание условий для ее самореализации.

Партнерская технология (технология сотрудничества) предусматривает оптимальное сочетание предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения. Педагог одинаково хорошо заботится об усвоении учебного предмета и развитии личности. Его намерения в том, чтобы ученики вынесли из класса максимум знаний, умений, понимание общих закономерностей в сочетании с развитием собственного Я, личностными оценочными суждениями, другими необходимыми человеку качествами. Программа обучения по технологии сотрудничества многопланова, а ее реализация – дело чрезвычайно трудное, ведь надо соединить сложную науку с тонким прикосновением к душе каждого так, чтобы он вышел из класса обученным, личностно приподнятым, удовлетворенным.

На рынке педагогических услуг понадобятся все три технологии: кому-то надо обучиться конкретным знаниям и умениям и за счет овладения специальностью добиться успеха в жизни – он изберет жесткую продуктивную технологию. Кому-то нужней лишь педагогический присмотр – он изберет щадящую личностно-ориентированную технологию, подавляющее большинство склонится к технологии партнерства (сотрудничества).

Сравнение особенностей технологий и продуктов, ими созданных, свидетельствует не о преимуществах одной технологии над другой, а нацеливает на правильный выбор именно той, которая отвечает потребностям. Личностно-ориентированная педагогика – за мягкое, щадящее обучение, но без гарантии, что ребенок что-то наверняка будет знать. Продуктивная авторитарная – за трудное, конкретное, результативное. Исследования показывают, что многим по душе традиционное обучение с элементами авторитаризма. Но предлагать эту модель для начальной школы сегодня не актуально, хотя рыночный мир – это мир жестоких отношений, где выживает сильнейший, лучше подготовленный. И если человек окажется за бортом жизни по вине школы, едва ли он будет признателен учителю, который не потребовал от него полной отдачи за партой. Педагогика сотрудничества с незначительным уклоном в авторитаризм – именно тот необходимый нам на нынешнем повороте истории вариант школьных отношений, который ученика и предмет изучения одинаково удерживает в поле зрения.

Сегодня в отечественной педагогике начального образования превалируют три разновидности партнерской технологии: 1) традиционная, которую мы здесь рассматриваем; 2) начальное обучение по Л.В. Занкову, в основе которого – сотрудничество учителя с учениками; 3) начальное обучение по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову, также построенное на принципах педагогического сотрудничества. Государственными документами учителю разрешено выбирать технологию по своему усмотрению.

Главные критерии эффективности педагогической технологии – достигнутый результат (объем, полнота, прочность и т.д. знаний, умений), затраты сил учеников и учителей, время. Чтобы свести к минимуму риск ошибки и выбрать ту технологию, которая вам нужна, действуйте так:

– постарайтесь понять прежде всего идеологию технологии. Представьте свой класс, его состав, возможности. Для элитарных учебных заведений и обычных школ одни и те же технологии не подойдут;

– четко определитесь с тем, что вы будете заимствовать – технологию целиком или отдельные ее элементы. Обычно технология составлена так, что эффект достигается только при полной реализации комплекса действий и в определенных условиях;

– взвесьте свои возможности. Сопоставьте их с тем, что требуется для должной реализации технологии, это послужит вам хорошим подспорьем. Уповать на то, что все со временем утрясется, не стоит. Лучше все продумать заранее.

Технологию реализуют учителя. И тут возникает целый букет «если»: если они имеют необходимую подготовку, если хотят и умеют работать именно так, как нужно по технологии, если способны к перестройке взаимоотношений с детьми, если согласны пожертвовать своим временем для овладения новыми подходами, если… Обычно подготовка команды – важнейшая часть технологической перестройки, требующая затрат, а потому взвесьте, что вы потратите и что получите. И если окажется, что выигрыш минимальный или его совсем нет, идите по пути оптимизации, постепенно «расшивая» узкие места. Это гарантия стабильного успеха. Высокая технология ведет к цели быстрее, но она очень сложна и требует специальных условий. Надежнее работает то, что устроено проще.

 

Проверьте себя

 

В чем сущность объяснительно-иллюстративного обучения?

Какими особенностями характеризуется проблемное обучение?

Как осуществляется программированное и компьютерное обучение?

Что такое организационные формы обучения?

Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?

Каковы общие требования к современному уроку?

В чем сущность дидактических требований к уроку?

Какие воспитательные и развивающие требования реализуются на уроках?

Чем обусловлено деление уроков на типы?

По каким критериям осуществляется классификация уроков?

Назовите основные типы уроков и их структуры.

Какие преимущества и недостатки имеет комбинированный урок?

Составьте структуру урока усвоения новых знаний.

Составьте структуру урока контроля и коррекции знаний, умений.

В чем сущность дифференцированного обучения?

Какие дети нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе?

Какие стадии выделяются в подготовке урока?

Что отражается в поурочном плане?

Назовите вспомогательные формы организации обучения.

Какие требования предъявляются к домашней работе учащихся?

 

Опорный конспект

 

Вид (тип) обучения – общий способ организации учебно-воспитательного процесса на основе: 1) характера деятельности учителя; 2) особенностей обучения учеников; 3) специфики применения знаний на практике.

Виды обучения – догматическое; объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное; компьютерное.

Проблемные вопросы – должны содержать затруднение, учитывать запас знаний, вызывать удивление детей, подталкивать их к выдвижению гипотез.

Проблемное обучение – реализуется с помощью проблемного изложения знаний, частично поискового, поискового и исследовательского методов.

Программированное обучение – деление на шаги: пошаговый контроль, помощь, посильный темп, технические средства.

Дифференцированное обучение – максимальный учет возможностей и запросов детей.

Формы организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников.

Классификация форм – по количеству учеников; месту; длительности.

Классно-урочная форма – постоянный состав учеников (класс); годовой план работы (планирование); отдельные части (уроки); чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя (педагогическое управление).

Урок – 1) законченный отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса; 2) основная форма.

Цели урока – учебная, воспитательная, развивающая.

Реализуются через – содержание, методы обучения, личность учителя, общение, формы сотрудничества.

Требования к уроку – реализация принципов и правил; учет интересов, наклонностей, потребностей детей; установление межпредметных связей; эффективное использование средств; связь с жизнью; формирование умения учиться; диагностика, прогнозирование, планирование.

Типы уроков – комбинированные или смешанные: изучения новых знаний; формирования новых умений; закрепления знаний, умений; обобщения и систематизации; практического применения знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений.

Интегрированный урок – урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.

Групповой (коллективный) способ – организация обучения, при которой класс делится на дифференцированные группы (2–4 ученика). Учитель направляет самостоятельный поиск знаний в этих группах, затем организует коллективное обсуждение результатов.

Этапы подготовки урока – диагностика, прогнозирование, планирование.

Функции домашней работы – закрепление знаний, умений; углубление знаний; развитие самостоятельности; выполнение наблюдений

Домашние задания – стимулирование, активность и самостоятельность; доступность и посильность; творческий характер; индивидуализация и дифференциация; систематическая проверка.

Технология обучения – связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, материальные ресурсы и т.д., обеспечивающие достижение цели. Цели обучения – это еще не технология, а его результаты – уже не технология. Следовательно, технология – это все, что находится между целью и результатом.


Литература

 

Грищенко Н.В. Интегрированный урок по русскому языку и природоведению // Начальная школа. 1995. № 11. С. 25–28.

Драйден Г., Вое. Д. Революция в обучении / Пер. с англ. М., 2003.

Зайцев В.Н. Практическая дидактика: Учеб. пособие. М., 2000.

Зельманова Л. Уроки риторики в 1 классе с использованием компьютерной программы // Начальная школа. 1998. № 2. С. 30–34.

Ильин Е. Рождение урока. М., 1986.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. М., 2003.

Мохова И.К. Урок-исследование в начальной школе // Начальная школа. 1996. № 12. С. 95–97.

Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1996.

Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. Киев, 1989.

Федоров Б.И. Наука обучать: Учеб. пособие. СПб., 2000.

Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. М., 1989.

Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., 2002.

Шишов С.О., Кальный В Л. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.

Яжбург Е.Л. Школа для всех. Адаптивная модель. М., 1997.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.