Сделай Сам Свою Работу на 5

Сокращения слов и словосочетаний





В обычном письме широко применяются различные условные сокращения, тем более логично использовать их в стенографии. А если учесть, что каждое сокращение может образовать производные, краткость письма значительно увеличится. Правда, они полезны, если хорошо усвоены. Поэтому очень увлекаться ими тоже не стоит.

 

1.Самый распространённый способ сокращения – письмо первым знаком или слогом, началом и концом или даже только концом слова.

2. Устойчивые словосочетания образуются сокращением и слитным написанием частей этих слов.

3.Особую группу составляют сокращения целых выражений, состоящий из нескольких слов, уточняющих основной смысл. . 4.Пользуются стенографы условным обозначением слов рисунками, применяют математические и другие символы.

Изогнутой линией, например, заменяют, слово «назад», повтор слова – знаком равенства.

В некоторых устойчивых выражениях пропущенные слова обозначают округлой линией вверх и назад, а выражение «тому назад» округлой линией, но вниз.

Большинство терминов, связанных с Интернетом, слова короткие, но некоторые всё же следует сокращать по общим правилам.



 

У каждого, кто активно пользуется скорописью, возникает потребность сокращать длинные слова, специальные термины, целые устойчивые выражения из сферы профессиональной деятельности или своих увлечений. Это можно сделать самостоятельно на основе предложенных правил. Необходимо следить, чтобы не возникали варианты двойного прочтения, ведь всегда можно найти способ отличить такие пары слов. Самый простой способ слияния двух логически связанных слов – пропуск конца первого или начала второго.

Конечно, все новые сокращения обязательно заносятся в свой словарь, активно пользоваться им и повторять..

225

 

Самоучитель

(Методические советы)

 

Основная цель непрофессиональных краткосрочных курсов заключается в том, чтобы быстрее, часов всего за сорок-пятьдесят, научиться стенографировать. Но это ещё не даёт возможности писать быстро, поэтому, после изучения теории, оставшиеся занятия посвящаются закреплению правил письма и овладению методикой тренировок, чтобы продолжить тренироваться самостоятельно, наращивая скорость письма слов до 60-70 в минуту против 15-20 традиционным способом.



Характерные для нашего языка длинные слова позволяют выражать самые тонкие оттенки мыслей и чувств. Но тем, кто стремится добиться более высоких скоростей, необходимо освоить больше сократительных приёмов, чтобы писать короче. Для этого и предложены дополнительные знаки профессионального курса. Их можно будет по желанию включать в свою практику.

Цель последующих тренировок, кроме краткости, состоит и в достижении такого уровня навыка, когда слова пишутся не побуквенно, а целиком, автоматически. Развитие автоматизма можно значительно ускорить, если использовать знакомый уже способ – разучивание «образцовых», заранее написанных по всем правилам, стенограмм. Для упражнений, кроме традиционных тренировок, можно использовать и «пустое» время: в транспорте, при вынужденном ожидании, перед сном и т.д. Для этого достаточно «записывать» пальцем на любой поверхности свои мысли, радиопередачи, песни.

Если кружок или курсы работают в учебном заведении, то тексты для домашнего стенографирования следует подбирать из имеющихся у всех учебников. Это позволит научиться сокращать специальные термины для самых употребительных слов. В сборных группах общий текст можно брать из периодической печати или нашей Конституции, там можно найти материал на самые различные темы. Домашние стенограммы на следующем занятии обсуждаются, выбирается лучший вариант, разучиваются. А ещё на следующем диктуется с учётом скорости. Объём текста для тренировок следует ограничивать, объёмом трёхминутной диктовки со скоростью, достигнутой в данное время.



Начать пробовать писать «живую» речь можно после достижения скорости письма 50-60 слов в минуту. Это в 2-3 раза быстрее традиционного письма, но ещё далеко от темпов разговорной речи. Поэтому важно научиться уже в процессе письма редактировать не всегда стройную речь, избавляясь от повторов и излишних пояснений. Этот навык особенно пригодится при конспектировании лекций. Слушая пространное объяснение, поняв суть, пишущий может выразить это более ёмкой фразой, значит, уже в какой-то мере осваивает материал. Одновременно получается прекрасный конспект для повторения и подготовки к экзаменам.

К записи живой речи полезно заранее готовиться. Для этого следует подбирать ключевые слова по теме: специальные термины, фамилии, названия и, может, составить для них временные сокращения, которые смогут потом стать постоянными. Записанные на листке, они должны быть в поле зрения, чтобы в процессе работы можно было ими пользоваться. Если во время письма что-то забудется, нельзя останавливаться, лучше написать трудное слово полностью, чтобы не пропустить остальное.

Диктовка с учётом скорости ведётся по заранее размеченному тексту. Для этого отсчитывается количество слов скорости письма в минуту и отделяется двумя вертикальными линиями. Дальше этот минутный отрывок полезно разделить ещё на 2, 3 или 4 части для диктовки по 30, 20 или 15 секунд каждый. Диктующий текст (и во время записи на диск), стареется совместить скорость диктовки с этими дополнительными метками на секундомере. Потом на диске надо записать сведения об источнике текста, скорости диктовки и количестве минут, чтобы диск использовать неоднократно.

При подсчёте скорости за одно слово считаются даже предлоги и союзы. Длинные слова, состоящие более чем из 12-15 букв, считаются за два. В числах столько слов, сколько произносится. Такие тренировки вырабатывают скоростные навыки и безошибочность.

При диктовках на скорость 60 и более слов в минуту проводятся также диктовки с нарастающей скоростью. Штрафные очки начисляются за грамматические ошибки в расшифровке, за пропуск слова или неудачную замену его другим, за ошибку в знаках препинания, искажающим смысл. Если пропуск или замена не меняют смысл, это не считается ошибкой. Показатель скорости письма снижается на количество штрафных баллов.

Вот один из вариантов разметки текста для диктовки с возрастающей скоростью 40-50-60 слов в минуту, применяемый на конкурсах. Вместо разделительных штрихов в скобках указаны показания секундомера.

В разные годы мы узнавали о выдающихся педагогах, создававших новые (15) методики обучения и воспитания, воплощавших свои идеи в авторских школах. (30) И, независимо от вида учебного заведения или предмета обучения, их (45) объединяло одно: у них всегда учились с желанием и радостью, (минута) достигали высоких результатов. Это отличало и уроки Оганеса Степановича. Педагогом Оганес Степанович (15) был, как говорят, «от Бога». Оценка стенографических работ очень формальна – скорость (30) диктовки, цена ошибки выражаются в цифрах. Но для него оценка – не приговор, а (45) инструмент обучения. Он умел подбодрить отстающего, поощряя даже маленький успех, и увлечь успешного (вторая минута) стремлением достичь более высоких результатов. И так далее с метками уже через каждые 15 слов. Из предложенных вариантов выбирается один.

Запись на диске: «Учитель на всю жизнь» Е.Губская. 3 минуты, 40-50-60 сл. в мин».

Далее предложены стенограммы отрывков текста стр. 25-26. Разучивайте по частям, включая дополнительные знаки и сокращения.

.

 

 

Заключение

В предложенном курсе обучения стенографии представлены основные методические приёмы освоения теории и развития навыка стенографического письма до 60 и более слов в минуту. Этого достаточно для повседневного облегчения письменной работы параллельно с компьютером и звукозаписью.

При желании повышать скорость, кроме регулярного письма, разрабатывайте стенограммы по образцу последней, разучивайте по частям с дополнительными знаками, проверяйте скорость.

 

Литература

Более подробное пособие «Помоги себе учиться. Стенография и компьютерная скоропись» издания 2013 г. в Интернете. Там же об авторе системы О.С. Акопьяне «Учитель на всю жизнь» Губской Е.

 

Оглавление

Буквы и знаки. Урок 1

Знак для А и Я. Урок 2

Слитные знаки. Урок 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.