Сделай Сам Свою Работу на 5

Рок-музыка и поп- музыка - две стороны одной медали





Рок-музыка и поп-музыка прекрасно дополняют друг друга в том смысле, что они — два рычага влияния на мас­совое сознание. В этом нет ничего удивительного. Они эксплуатируют одни и те же духовные и физические механиз­мы "от вуду".

Рок и попса позволяют контролировать и формировать музыкальные вкусы почти всех основных категорий моло­дых людей и, соответственно, отчасти контролировать их мировоззрение. Каким образом? Любители попсы получают более или менее приятное на вкус изделие, которое не тре­бует серьёзной мыслительной работы, но предлагает слуша­телю просто радоваться этой жизни, ориентирует на этакое полурастительное-полуживотное существование. Очень многих именно это и устраивает. Тех же, кого не устраивает, "прибирает" рок-культура, которая становится неким гро­моотводом, через который вся энергия неприятия лживых и продажных идеалов общества потребления уходит в землю совершенно безопасно для самого этого общества.

Более того, по сути, современная рок-культура — это, как и попса, такая же доходная отрасль шоу-бизнеса. С её помощью формируется соответствующая року "структура потребления" медиа-продукции. Такой медиа-продукцией становятся и рок-концерты, и записи рок-музыки на ком­пакт-дисках, и видеоклипы популярных рок-групп, и тому подобное. Даже мятежный западный панк-рок уже стал лишь одной из доходных позиций в этой структуре потреб­ления. "Православные рокеры", сами того не желая, оказы­ваются такими же винтиками в этой адской машине, какими были их неправославные предшественники. И хотя теряют в кассовых сборах, но в рок-фестивалях и совместных про­ектах со своими не столь преуспевшими в духовном плане коллегами участвуют ничтоже сумняся. Поразительно было увидеть "собор" "православных" рокеров, как выразилось одно издание, участвовавший в записи альбома "Чужой" рок-группы "Ария". Музыканты "Арии" не менее поражают своими заявлениями о том, что они православные, при том что они давно и плодотворно разрабатывают инфернальную жилу в своём творчестве. И "Чужой" в этом отношении не исключение.



Некоторые из рок-музыкантов приходят к Богу? Если это действительно так — можно только радоваться этому, даже если они не в одночасье расстаются со сценой. Возможно, Господь сподобит их со временем и большего. Но тогда да­вайте говорить о том, что есть надежда хоть кого-то спасти, выдернуть из этой пропасти, а не о том, что необходимо эту пропасть называть "путём к Богу".



 

Чужие грабли

Западные христианские конфессии в силу исторических причин раньше нас столкнулись с проблемой необходимос­ти реагировать на стремительно меняющиеся условия вне­шнего мира. Там были предприняты немалые усилия, чтобы развернуть Церковь "лицом к миру", сделать её более от­рытой и доступной для всех тех, кто хотел бы войти в неё, в первую очередь — для молодых. Те, кто осуществлял подоб­ные реформы, также были убеждены, что действуют на благо Церкви. Рок-культура рассматривалась ими просто как ещё одна форма музыкального, поэтического или философского самовыражения.

Западными миссионерами была сформулирована схожая с упоминавшейся принципиальная установка: "внешняя форма сама по себе ничего не значит". В соответствии с ней были предприняты и многообразные попытки использовать рок для проповеди о Христе. Первыми в деле "рок-пропове­ди христианства" были протестанты. Теперь они (тоже пер­выми) создают институты по изучению негативного влияния рок-музыки. Но поздно.

В этом отношении для нас более интересен опыт Католи­ческой Церкви, которая за минувшие сорок лет также при­няла множество различных нововведений, направленных на то, чтобы облегчить жизнь христианина, сделать вхождение в Церковь менее трудным. Это стало особенно явным после Второго Ватиканского Собора, который подвёл каноничес­кую базу под такие нововведения. Со временем подобный поиск "форм разговора с молодыми на их языке" зашёл столь далеко, что даже вызвал к жизни пресловутые рок-мес­сы. Ожидалось, что подобные новшества повлекут за собой массовое воцерковление различных неформалов. Результат был прямо противоположный — Католическая Церковь на­чала стремительно терять доверие общества. Мы не говорим уже о том внутреннем ущербе, который был нанесён Като­лической Церкви этой политикой.



Дело здесь, конечно, не в удачах или неудачах конкретной церковной политики. В конце концов, далеко не всегда ис­тине сопутствует внешний успех. Но всё же на чужих ошиб­ках надо учиться, пока они не стали нашими собственными. Наши миссионеры, несомненно, желают блага Церкви и тем, к кому они обращаются. А рок-музыканты предла­гают им для проповеди целые стадионы, и трудно устоять перед таким предложением. И всё же устоять, на наш взгляд, нужно. Это сохранит Церкви её достоинство, ореол сакральности над ней в глазах молодёжи. Её непорочные "брачные одежды", её способность открывать людям ис­тинный Лик Христа.

Если мы вспомним историю Церкви, массовость аудито­рии никогда не была критерием, достаточным для пропове­ди. Не проповедовали миссионеры ни в театрах, ни в цир­ках, ни на ипподромах только по той единственной причине, что "здесь собрались люди". Впрочем, и на ристалищах, и в языческих капищах, бывало, проповедовали. Но тогда, как правило, подобная проповедь стоила проповедникам жизни и делала их святыми мучениками.

 

Принципиальные подходы

В критике "рок-проповеди" нет боязни запачкаться, нет пренебрежения или уничижения по отношению к поклон­никам рока, в том числе молодым, зато есть осознание того, что "не течёт из одного источника горькая и сладкая вода" и проповедь о Христе не может быть отделена от трезвой оценки недугов аудитории, к которой обращается проповедник, и того, в какой плоскости эти недуги врачуются.

Уже упоминавшийся нами о. Серафим (Роуз) писал: "Ребёнок, который с детства приучен к хорошей классичес­кой музыке, душа которого развивалась под её влиянием, не подвергнется искушениям грубого ритма, «рока» и дру­гих форм современной псевдомузыки в той мере (курсив наш — Авт.), в какой подвергается им выросший без музы­кального воспитания... Тот, кто обратился в Православие сразу от рок-культуры, и вообще всякий, кто думает, что он сможет сочетать Православие с культурой такого рода, дол­жен будет пройти через многие страдания, прежде чем он станет действительно серьёзным православным христиа­нином, который способен передать свою веру другим" [33].

При этом бессмысленно отрицать, что в целом ситуация с молодёжью у нас в стране, да и вообще в мире, очень нера­достная. Что прикажете делать верующим, да и просто трез­вомыслящим родителям, чьи дети с упоением слушают сут­ками напролёт рок- и поп-музыку, часами сидят в Интернете, бегают по рок-тусовкам и дискотекам, "зависают" в местах, о которых взрослые иногда не имеют и понятия — вроде соб­раний толкиенистов или поклонников Гарри Поттера? При­чём это происходит и со вполне благополучными семьями, где родители -православные люди. Легко сказать "не испу­гаться" [26]. Пугайся или не пугайся - от этого мало что по сути меняется. Дети как пропадали в своих собственных вир­туальных и реальных мирах, так и пропадают.

Где же выход? Разумеется, всегда нужна большая рассуди­тельность и такт, уважение к человеку, к его личности, даже если этой личности нет и пятнадцати лет, потому что сегодня командным окриком "Стоять, бояться!" ничего не достиг­нешь, не те времена.

Но существует принципиальная разница между "не осуж­дать", "не давить" и "потакать", "оправдывать". Мы - прин­ципиально за первый подход. Это путь Самого Христа, ко­торый долготерпит, не оправдывая: любит грешника, но не оправдывает его заблуждения. А "рок-проповедь" по умол­чанию подразумевает как раз второе.

Есть ли что-то доброе в "православном рок-движении"? Да, есть, и было бы несправедливым умолчать об этом. Это доброе касается очевидной позитивной динамики, которая наблюдается в творчестве уже упоминавшихся Шевчука, Кинчева и их единомышленников. Это доброе также от­носится к тем случаям, когда совсем уж одичавшие моло­дые люди обращаются от чего-то совсем уж непотребного к тем же Шевчуку и Кинчеву. Никто не отрицает доброй устремлённости этих музыкантов при всех вопросах, кото­рые к ним возникают. Но в этом отношении замечательный пример—уже упоминавшийся святитель Николай Японс­кий. Он, по Апостолу, "был всем для всех", но никогда не терял из виду пути, которым собирался вести своих подопеч­ных. А главное, неуклонно шёл этим путём сам. Чего можно искренне пожелать и нашим "православным рокерам".

Если же говорить о "рок-проповеди" в том виде, в ка­ком она осуществляется сегодня нашими миссионера­ми, создаётся впечатление, что в данном случае главная идея — привлечь как можно больше людей к Церкви. А что с ними будет потом — это как бы второстепенный вопрос. "Кто-то приводит в Церковь, кто-то работает внутри цер­ковной ограды", — приходится слышать и такую аргумента­цию в защиту "рок-проповеди". Но изначально иметь вер­ные духовные ориентиры и твёрдую почву под ногами — это не второстепенный вопрос для тех, к кому обращено слово о Христе. Это вопрос самой возможности обретения ими ког­да-нибудь духовного здоровья. Даже если в настоящий мо­мент до этого здоровья ещё очень далеко.

Этим духовным здоровьем сегодня вообще мало кто может похвастаться. Но до тех пор, пока человек это осознаёт и од­новременно знает, на каких путях это здоровье искать, есть и надежда когда-нибудь обрести его.

Приходится иногда слышать, что противники христиан­ского осмысления рок-культуры и вообще консерваторы

готовы отдать на откуп наркоманам и сатанистам целое поколение молодых людей, руководствуясь лишь своими ретроградными вкусами. Это незаслуженный упрёк. Отказ признать за рок-культурой право называться "безвредной" для христианина не есть проявление нелюбви, а, напротив, проявление самой настоящей христианской любви. Потому что любовь неотделима от правды. И слово о Христе неотде­лимо от правды, какой бы эта правда ни была горькой. Толь­ко всей правдой, а не её частью можно по-настоящему за­тронуть самую глубину человеческой души, сделать эту душу способной к восприятию полноты Христова учения.

 

"...Любовь падшая разгорячает кровь человека, при­водит в движение его нервы, возбуждает мечтатель­ность; любовь святая прохлаждает кровь, успокаи­вает и душу, и тело, влечёт внутреннего человека к молитвенному молчанию, погружает его в упоение смирением и сладостью духовною",-писал святи­тель Игнатий Брянчанинов [27].

 

Если мы поможем молодым людям прикоснуться к этой тайне, это может стать для них началом подлинного, корен­ного изменения их жизни.

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Христос — это Свет, в котором нет никакой тьмы. Христиане — это "народ святой, царственное священство" (1 Пет. 2, 9).

Христиане призваны исполнить своей жизнью заповедь Господа: "Будьте святы, потому что Я свят" (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16).

Христианство—это жизнь будущего века и жизнь с избытком.

А рок? Рок претендует иногда на роль "горящего сердца Данко", свет которого якобы ведёт к новой, лучшей реаль­ности. Это не так. Потому что не свет это вовсе, а чад по­луночного факела в средневековом замке или жертвенного костра на языческом шабаше.

"Оставьте мертвых погребать своих мертвецов", - гово­рит Христос. Эти Его слова не являются просто красивой аллегорией. И христианину, если он хочет быть учеником Христовым, нужно научиться главному, чему учит хрис­тианство: "отдать кровь и принять Дух". Но для этого нуж­на решимость изменить себя, отвергнуть в себе то, что от ветхого человека. Только в борьбе со своим ветхим челове­ком мы делаемся способными к принятию даров Божиих. И один из главных даров — это способность к осмысленно­му несению спасительного Креста Христова, как бы этот Крест ни казался тяжёл. Великий дар Божий — знать, что "иго Христово благо и бремя Его легко".

Так нужно ли миссионерам искать пути к молодёжи? Обязательно нужно. Но нельзя закрывать глаза на те осо­бенности субкультуры, которые несовместимы с христиан­ством. Нельзя, проповедуя Христа, искажать Его Образ. Человеческие возможности привести кого-то к Богу не без­граничны, в отличие от возможностей, которыми обладает Христос. Христос Сам есть "Путь, Истина и Жизнь". Если нам удастся не исказить этот Его Образ, это и будет нача­лом Пути, ведущего тех, к кому мы обращаемся, в полноту Жизни.

 

Список источников

[1] Ответы игумена Сергия (Рыбко) на сайте Алиса-Питер, http://spb-army.narod.ru/

 

[2] Иеромонах Сергий (Рыбко). Современная культура: сатанизм или богоискательство? Цит. по интернет-публикации на http://spb-army.narod.ru/

 

[3] Интервью Я.Дягилевой цит. по интернет-публикации http:// nepomn.by.ru/txt/rock2.html

 

[4] История записи альбома The Doors. Интернет-публикация http://www.melody-man, com /modules.php?name=topMusic& op=album&idartist=9&idalbum=27

 

[5] Материалы сайта поклонников группы "Ария" http://www. aria-fans.narod.ru

 

[6] Кураев Андрей, диакон. Ответы молодым. - Саратов: Изда­тельство Саратовской Епархии, 2005. Цит. по. интернет-пуб­ликации http://lib.eparhia-saratov.ru/books/ 10k/kuraev/answer/ 13.html

 

[7] Кураев Андрей, диакон. Взгляд из Церкви на "Алису". Цит. по интернет-публикации на сайте http://www.alisa.net

 

[8] Циолковский К.Э. Происхождение музыки и её сущность. Цит. по изд.: Н.К.Гаврюшин. К.Э.Циолковский о научном и художественном творчестве // Труды VIII Чтений памяти К.Э.Циолковского. Секция "Исследование научного твор­чества К.Э.Циолковского". - М.: ИИЕТ АН СССР, 1974. С. 39-54.

 

[9] Толстая Т.Н., Изюм, Подкова. - М.: ЭКСМО, 2002. С.62-63.

 

110] Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.З. — М.: Мартис, 2001.

 

[11] Конен В.Дж. Рождение джаза. - М.: Советский композитор, 1990. С.42.

 

[12] Ernest Ansermet. Prologue: Sydney Bechet in Europe, 1919. The Art of Jazz, ed. by Martin Williams, 1960. Цит. по интернет-пуб­ликации http://jazz.allmusic.ru/mag/79/jl.htm

 

[13] Серафим (Роуз), иером. Человек против Бога. Цит. по ин­тернет-публикации http://xray.sai.msu.ru/~lipunov/text/misl/ rouz3/rouz3.html

 

[ 14] Бакунин М. Катехизис революционера. Цит. по [13].

 

[15] Священномученик Иларион (Троицкий). Да не будут тебе бози инии! Слово в день празднования 95-й годовщины Мос­ковской Духовной Академии. Цит. по интернет-публикации http://www.pravoslavie.ru/sretmon/illarion/danebudut.htm

 

[16] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), ар-хим. Догматическое богословие. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

 

[17] Лосский В.Н. Догматическое богословие. Богословские тру­ды. - М.: 1972, сб. 8. С. 162.

 

[18] Флоровский Г.В., прот. Утрата библейского мышления. Цит. по интернет-публикации http: //www. fatheralexander.org/ booklets/russian /utrata_biblejskogo_myshlenia_florovsky.htm

 

[19] ТихомировЛ.А. Религиозно-философские основы истории. — М.: Москва, 1997.

 

[20] Паскаль Джереми. Иллюстрированная история рок-музы­ки. Интернет-публикация http:/ /www. eternalart.ru/ modules. php?name=Pages&pa=list_pages_categories&cid=68

 

[21] Выступление диакона А.Кураева на круглом столе в конфе­ренц-зале Красноярского государственного университета 27 апреля 2004 г. Цит. по интернет-публикации http://arnaut-katalan.narod.ru/rock22.html

 

[22] Меркулова Е. Поющий на лезвии бритвы. Интервью с Кон­стантином Кинчевым. Журнал "Фома", № 2, 2005. Цит. по интернет-публикации http: //old. foma.ru/ index. php?issue=l &section=8&article=730

 

 

[23] Глебов А. "Хочу умереть молодым, но прожить как можно дольше": Интервью с Всеволодом Новгородцевым. Цит. по интернет-публикации http://www.seva.ru/media/?id=40

 

[24] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Изд. 6-е. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. С.252, 257.

 

[25] Битбунов Г., Слесаренко А., Чистяков К. Возможна ли "рок-проповедь" Православия? Интернет-журнал Сретенского монастыря, 23.02.06. Цит. по интернет-публикации http:// www.pravoslavie.ru/jurnal/060223102118

 

[26] Кураев Андрей, диакон. Гарри Поттер —попытка не испугать­ся. — М.: Андреевский флаг, 2004.

 

[27] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т.1. "О любви к Богу".

 

[28] Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М.: 1965.

 

[29] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т.1, кн. 2-я. - СПб., издание Санкт-Петербургской духовной академии, 1898. С.867.

 

[30] Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.З. Репринтное изда­ние. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. С.43-49.

 

[31] Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха, изд. 2-е, типография ТСЛ, 1915 г. Гл. 32. Обращение комедианта и двух его наложниц. Гл. 47. Чудо Пресвятой Богородицы над Гаианом комедиантом. И др.

 

[32] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Ленинградское отд. общества "Знание", 1991 г. Репринтное издание. С.228, 251 и др.

 

[33] Православное мировоззрение. Лекция Иеромонаха Сера­фима (Роуза), произнесённая во время Св.-Германовского Паломничества в августе 1982 года в Св.-Германовской Пус­тыни в Платине, Калифорния. Цит. по интернет-публика­ции http://voskres. ru/oi kumena/rousl .htm

 

Материалы иллюстраций:

 

http://www.znanie-sila.ru/online/issue_2254.html

http://www.allposters.com

http://www.fabrikazvezd.ru

http://www.rockanet.ru

http://www.tonnel.ru

http://spb-army.narod.ru

http://www.aria-fans.narod.ru

а также фрагменты обложек дисков:

 

"БлокАда" группы "АлисА", "Ночь" группы "Кино", "Аквариум" группы "Аквариум".

 



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.