Сделай Сам Свою Работу на 5

Русский рок и крушение СССР





Русский рок заслуживает отдельного разговора, хотя бы в силу очевидной привязки темы нашего разговора к россий­ским реалиям. Мы не претендуем на то, чтобы охватить весь его спектр, но некоторые характерные особенности его ста­новления отметим.

Условия, в которых рок-культура появилась и развивалась в СССР, несколько отличались от западных, и это наложило на неё свой отпечаток. Русский рок, при всей его много­гранности и обилии талантливых людей, в нём себя реали­зовавших, в музыкальном отношении с самого начала был явлением несамостоятельным. Он развивался под совер­шенно очевидным влиянием западных образцов: "Битлз", "Роллинг Стоунз", "Дип Перпл" и так далее. Все музыкаль­ные направления в западном роке всегда опережали оте­чественные аналоги9*. В этом нет ничего удивительного. На Западе гораздо раньше, чем у нас, рухнули сдерживающие скрепы, существовавшие в виде остатков христианских ус­тоев в обществе — что и проложило дорогу рок-культуре. Та нравственная революция, которая грянула в России в 90-х, на Западе произошла в 60-х.

Это не означает, что в Советском Союзе в нравственном отношении всё было безоблачно. Мы вовсе не пытаемся идеализировать ситуацию в СССР. Он рухнул не без при­чины. Но при всей лживости коммунистической идеологии в советские времена существовали жёсткие нравственные рамки, в которых предлагалось строить свою жизнь совет­скому человеку— строителю коммунизма. И в этих рамках, Хотя бы на уровне деклараций, осуждалось пьянство, уголов­но преследовалась наркомания|0). В СССР невозможно было представить себе ни пропаганду разврата через средства мас­совой информации, ни насаждение культа наживы, как это происходит сегодня. Тогда всё это клеймилось позором на уровне государственной идеологии, зато потом во всей уже красе дикого рынка обрушилось на нас вместе с торжеством демократии как побочный продукт вожделенной свободы на ;западный манер.



 

9) Справедливости ради нужно сказать, что русские рок-музыканты далеко не всегда шли путём слепого подражания западным образцам. Но то, что главные направления музыкальной мысли в роке были открыты западными музыкантами, не вызывает сомнений.



|0) Если сравнивать с сегодняшней статистикой, можно сказать, что в ССР её практически и не было, равно как не было и торговли нарко­тиками в сегодняшнем масштабе, а сейчас она фактически легализована отменой преследований по закону за хранение разовой дозы.

 

Русский рок никак не вписывался в стройную карт ну победного строительства коммунизма, поэтому он был обречён быть гонимым в СССР, причём гонимым со всех сторон —как со стороны властей, так и со стороны добро порядочных граждан, не сочувствовавших, особенно по­началу, этому новому и странному увлечению молодёжи Впрочем, возможности для реализации этого увлечения и СССР были несопоставимы с западными -в силу вполне понятных причин.

Были ли настоящие, не игрушечные гонения на рокеров в СССР? По большому счёту, не было. А начиная со второй половины 80-х тем более не было. Именно тогда "гонимые" рок-группы вырвались на свободу, навсегда уже задвинув своих собратьев, приручённых и прикормленных официо­зом типа "Лейся, песня" и "Голубые гитары". А до этою времени -да, бывало, запрещали выступать, лишали репе­тиционной базы, пробирали на собраниях в парткомах и в трудовых коллективах, не допускали до стен единственной Всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия". Но не было психушек, как это было с диссидентами-шестидесятника­ми, не было концлагерей и тюрем (разве что за употребление наркотиков).

Ореол гонимых вокруг рокеров и в те годы был несколь­ко преувеличен, и сегодня вокруг него создаются новые мифы: что в русском роке, дескать, была категорическая ус­тановка на правдоискательство, что русский рок был чужд официозной лжи и демагогии. В сущности, рокеры во все времена были чужды политики, хотя дразнить советский официоз всегда доставляло русским рокерам немалое удо­вольствие. Русский неофициальный рок не то чтобы слиш­ком буянил и протестовал, но он был роком, он требовал свободы и добивался её, хоть отчасти, для своих привержен­цев. Он давал человеку возможность жить не по-советски, уйти в другую, несоветскую реальность. Но эта реальность



 

далеко не была идентична реалиям Царствия Божия. Рок давал возможность жить жизнью, непохожей на жизнь советского обывателя, и, соответственно, чувствовать себя нестандартным, необыкновенным и значительным человеком — жителем Зазеркалья, но не более того. Впро­чем, как и на Западе, российские рокеры не чуждались порой духовного, но чаще всего это было традиционное фи­лософствование на советский манер, сначала под коньячок к водочку, а потом всё чаще и под "кайф"11), вполне в духе передовых разработок рок-философии. На баррикады или в поход на Кремль никто из советских рокеров идти не со­бирался. Впрочем, были исключения — "террористы"... Их не пустили на баррикады друзья.

Тексты тех рок-композиций советского периода, кото-вые могли бы быть отнесены к протестным, сегодня вызо­вут лишь недоумение у молодых поклонников рока — а где, собственно, там протест? Эзопов язык настолько усвоился рок-поэзии советского периода, что поклонники зачастую искали подтекст даже там, где его и в помине не было. Так было, например, с известной композицией "Куклы" груп­пы "Машина Времени". Музыканты просто спели о куколь-ном театре, а им приписали чуть не антисоветчину. Об этом рассказывал сам лидер "Машины" Андрей Макаревич. Так что пели обо всём — о чём душа просила. А просила она все­го того, что свойственно буйству юности, и до христианства там было ещё очень и очень далеко.

Да, таланты в русском роке доперестроечного перио­да были. Да, протестовали в меру, вставляя иногда в кон­церты песни, от которых хватались за голову инструкторы райкомов, курировавших эти мероприятия,—к великому восторгу публики, аплодировавшей своим героям. Рок-культура была действительно опасна советскому строю, но только лишь самим фактом своего существования и

 

11)Наркотики (сленг)

затруднительностью привести её в более-менее контроли­руемое сверху состояние. При этом протесты рока против советского строя осуществлялись также в духе молодёжной революции 60-х годов на Западе, также подтачивая и разъ­едая остатки христианских устоев в обществе|2).

Конечно, в русском роке присутствовало слово гораздо в большей степени, чем на Западе, - всё-таки это была Рос­сия, которая дала миру и Пушкина, и Достоевского, и целый сонм других выдающихся людей, возведших служение слова на необычайную высоту. О русской рок-поэзии можно было бы много говорить и найти добрые слова в её адрес, когда она того заслуживает. Но, как мы уже говорили выше, не только и не столько поэзия делает рок роком. И не только достойные образцы являла эта самая русская рок-поэзия, но и самые позорные. Случалось это и с мэтрами. Анекоторые рокеры, особенно в 90-х, сделали подобное самовыражение своим творческим кредо.

Дотягивают ли даже самые достойные из образцов русской рок-поэзии до той высокой нравственной планки, которую предлагает человеку христианство, или хотя бы до того уров­ня, который предлагает нам традиционная классическая русская культура?

Нет, не дотягивают. Аесли присмотреться внимательнее, они чаще всего по отношению к христианству не являются даже и просто нейтральными. Они дают свой рецепт, "от рок-культуры", как выжить человеку в этом мире, где кру­гом царит неправда. Рецепт этот помогает иногда выжить физически, но ничуть не приближает человека к осознанию

 

12) Приведём один характерный в этом отношении факт. Один из самых известных и авторитетных рок-критиков в нашей стране - это Артемий Троицкий, который ещё в конце 70-х - начале 80-х годов занимался орга­низацией полуподпольных рок-концертов и рок-фестивалей. Эти концер­ты,ставшие легендарными, проводились в Москве, Тбилиси и Черноголов­ке. В них принимали участие такие рок-кумиры, как "Машина Времени", Майк Науменко, "Кино" и другие. Артемий Троицкий - неизменный ведущий рок-рубрик на ТВ, радио, в популярной молодёжной газете "Мос­ковский Комсомолец". В 1995 году он также стал основателем и первым главным редактором русского издания журнала "Playboy".

 

необходимости личного покаяния. Чаще, наоборот, создает иллюзию шаткого эклектического равновесия, того, что "можно ещё жить". А на самом деле - так жить действительно нельзя. И христианство, в отличие от рока, не только декодирует это, но и даёт человеку возможность разрешить, я себя этот вопрос на самом глубоком, бытийном, онтологическом уровне и стать уже здесь, в этой жизни, гражданином Вечности.

В СССР же (да и после его крушения) ничего сверхъес­тественного, необыкновенно героического вокруг русского рока не происходило. Не было по-настоящему возвышенной и чистой идеи, его вдохновлявшей. Хотя было много моло­дого задора, куража и энергии. Рок двигали вперёд энергичные и способные молодые люди. Впрочем, на каком-то этапе некое подобие высокой идеи предлагали отечественные хиппи, выражавшие искания многих молодых неформалов в России 70-х и начала 80-х, как это было в 60-е годы на Западе. Их идеалы можно было бы также назвать не чуждыми русским рокерам - до середины 80-х годов. Вот только с христианством ничего общего эта доктрина опять-таки не мела. Под декларацией о "любви - религии хиппи" в ней самым недвусмысленным образом попирались христианскиe нравственные нормы.

Миф о западной свободе и западной демократии был весьма силён в советском обществе. Не обошла эта химера своим влиянием и русский рок. Искания русского рока в СССР были не столько антисоветскими, сколько прозападными. И занималась русские рокеры, так же как и их западные едино­мышленники, поисками той же пресловутой свободы от всего на свете: от родителей с их нотациями, от учителей с их учеб­никами, от морального кодекса строителя коммунизма - ну и соответственно, от нравственных норм вообще - в грани­цах того, что не шло вразрез с личными представлениями о достойном и недостойном. Рок-среда всегда была "свобод­ной зоной". Этим-то она и привлекала юные души во все времена своего существования и на всех континентах. В этой

 

 

"свободной зоне" можно было всё: никакие внешние табу на неё не распространялись. Можно было выкрасить волосы во все цвета радуги, и никто не скажет тебе "ты что, заболел?" Наоборот - круто! А можно всё наголо сбрить - и тоже впол­не. Можно было колоться - никто из коллег не скажет "безу­мие, как же так можно". А если и скажет, можно вполне дру­жески ответить ему по-простому "да пошёл ты" - и это очень в духе рок-н-ролла. Можно было жить повесой, меняя пас­сий как перчатки - никто из единомышленников не скажет "позор". А если скажет ... (см. текст выше). И если кто-то из обитателей этого рок-сообщества слезал с иглы, или излечи­вался от алкоголизма, или женился - это было его личным делом, но никоим образом не связывало свободу других оби­тателей "свободной зоны".

Спивались, конечно, не только рокеры, но и сантехники, и трактористы. "Кумарили" и интеллигенты, сидели на "кай­фе" и врачи. Кончали жизнь самоубийством и домохозяйки, и бухгалтеры. Но только очень близорукий и предвзятый человек станет утверждать, что рок-среда была в этом отно­шении на уровне общей статистики. Рок-среда, как класси­ческий представитель субкультуры, всегда была зоной повы­шенного риска, повышенного на несколько порядков.

Рок, в том числе и русский рок, действительно внёс свою лепту в крушение коммунизма в России. Как писала газета "Таймс", "музыка Beatles внесла больший вклад в разруше­ние «железного занавеса», чем что-либо другое, так как на ней воспиталось целое поколение людей в России, кото­рые больше не желали жить за «стеной», отделявшей их от остального мира". Верно замечено. Но оценить этот вклад по достоинству оказалось возможным только тогда, когда перемены, за которые с веселым и бесшабашным куражом боролся русский рок, наконец совершились. Обернулись они торжеством того самого мировоззрения, против кото­рого "честный русский рок" как раз и боролся (хотя бы на словах), -торжеством бездуховности и воцарением обще­ства потребления. Дьявол в очередной раз использовал свой безотказный приём: привлечь видимостью, химерой правды, увлечь в борьбу против всего на свете и оставить в результате у разбитого корыта.

Крушение "железного занавеса" обернулось вовсе не ос­вобождением "страждущей России из-под коммунист­ического ярма", как с воодушевлением заявляет, например, о. Сергий (Рыбко) [1]. Оно обернулось крушением россий­ской государственности. При этом наш народ был ограблен материально и духовно, хотя на первых порах кому-то каза­лось иначе. И если говорить о месте и роли рока в крушении советского тоталитарного режима, вспоминаются горькие слова одного из диссидентов-шестидесятников: "Целились в коммунизм, а попали в Россию".

Когда самые честные из рокеров осознали это, они пош­ли в очередной крестовый поход — настоящий рок ведь не может не протестовать, причём совершенно искренне, без Этого он хиреет и угасает. На этот раз их протест был направ­лен против "обманки" демократии и фальши этого нового российского общества, в котором "честному року" отведе­на была лишь функция громоотвода. В этот период в России зазвучал панк-рок, разумеется, со всеми его неприглядными особенностями. Обстоятельства его появления были очень сходны с западными: молодое поколение было разочаровано во всем и вся, на этот раз уже без надежды, что можно прос­то что-то подремонтировать в общественном устройстве, а в это же время вчерашние рок-бунтари, как и на Западе, за­частую быстренько превращались во вполне преуспевающих коммерсантов и воротил от шоу-бизнеса. Совершенно очевидно, что антитоталитарный протест русского рок-движения ни в советские, ни в перестроечные времена не имел под собой надёжного духовного основания. Нет его и сегодня у русских, в том числе и "православных рокеров". И это ставит под сомнение успех попытки прими­рения рок-культуры и Церкви, предпринятой сегодня как "православными рокерами", так и "православными миссионерами", проповедующими в рок-среде.

Остаётся вопрос: "Что же делать честному рок-музыканту, которому открылся вдруг Христос во всём Его совершенст­ве и святости? Неужели оставлять любимое дело, которое к тому же приносит, как уверяют, добрые плоды ?" Многие в своё время именно так и поступили, а наши "православные рокеры" пусть прислушаются к голосу своей совести и поступят так, как она им подсказывает. Особенно если то, что она подсказывает, кажется трудно­осуществимым.

 

"Рок-н-ролл мёртв..."13)

Один из известных авторитетов в области рок-культуры, имя которого стало почти нарицательным, Сева Новгород­цев, ведущий радиостанции "Би-Би-Си", утверждает:

"Не надо забывать, что и исторически сам жанр рока свою основную энергетику уже утерял. Он, конечно, не умрёт, как не умерла классика, но это перестаёт уже быть той ведущей взрывной силой. Кроме того, раньше рок был музыкой протеста и подрыва, а сей­час протесту и подрыву в школе учат. Революционе­ров учат прямо в классе, а когда это приходит от учи­теля, революции уже делать никому не охота, это уже скучно. Таким образом, общество всё под себя подмя­ло, всё переварило. Нет уже разграничений на отцов и детей, поскольку дети сейчас часто прогрессивнее своих отцов - отцы курят марихуану, а дети нет, отцы носят патлы, а дети аккуратно подстрижены и умыты и так далее. Всё перемешалось" [23].

Это наблюдение, встречающееся у разных авторитетных специалистов в области рока, наводит на мысль, что в став­ке на рок-проповедь явно искажены оценки влияния рока на современную молодёжь. Надежды миссионеров на рок-

 

13) См. песню Бориса Гребенщикова "Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет".

 

культуру как на универсальный язык молодёжи, скорее все­го, не оправдают возложенных на неё ожиданий.

А если появятся искренние поп-исполнители, мечтаю­щие приспособить своё творчество для служения Церкви, то придётся воцерковлять и их творчество? В самом деле, по­чему бы и нет? Поклонников попсы среди молодых людей сегодня никак не меньше, чем поклонников рока, а, может, даже и больше. Неужели откажем им в возможности воцер-ковляться ? Получается как-то нелогично. Но если посту­пать логично, придётся воцерковлять в конце концов и то, "что даже не должно и именоваться", - ведь везде есть люди, нуждающиеся в пастырском попечении.

Использование же рока в целях проповеди христианства уже сегодня искажает духовные ориентиры и у тех молодых людей, которые, как предполагается, идут через рок в Церковь, и у тех, которые роком доселе не увлекались. Рок-культура при этом для юных новообращённых рокеров на­чинает ассоциироваться с Православием, формируя у них искажённый образ Православия.

Рок, каким он был изначально и остаётся до сих пор - это нежить, пытающаяся воплотить себя в категориях жизни. Рок-это самонадеянная попытка человеческими и нече­ловеческими усилиями гальванизировать духовного мерт­веца, ветхого Адама. "Христианский рок"-это как бы обратное: это жизнь, пытающаяся воплотить себя в фор­умах нежити. Это попытка вливать живую кровь в мёртвое, [разлагающееся тело, в антиаскетическую форму, явствен­но ведущую своё происхождение из язычества. Это при­водит к тому, что душа, которая "по природе христианка", ввергается в подверженное демоническому воздействию духовное пространство, воссозданное в музыкальных ка­тегориях. Может ли мыслящий и чувствующий человек удовлетвориться таким противоестественным положе­нием вещей? Нет. На пути ко Христу неизбежен момент, когда человек осознает, что звуки рока "рождают грусть И отвращение", потому что они точный слепок человеческих страстей, воспламеняемых, в свою очередь, от адского пла­мени. В рок-музыке очень много человеческого. По-челове­чески страстного, ветхого. Но не только это: человеческим дело не ограничивается. Это попытка прорыва в области запредельного. Это музыка о том, что "мы обязательно бу­дем, как боги. Обязательно. По-другому просто не может быть. Мы станем ими либо благодаря тайному знанию в духе Рерихов, или Блаватской, или Кастанеды, либо бла­годаря чему-то посерьёзнее - вроде Кроули. А может быть... с помощью христианства? Кто знает. А вдруг. А если это не удастся, мы возьмём себе Царство силой. У нас получится. Должно получиться".

Чем привлекает рок своих адептов? Тем, что он сулит сде­лать человека сильным, цельным, мудрым, а главное - сво­бодным и обещает в придачу всю Вселенную. И всё это без Христа. Либо, в частном случае, так: "рок и Христос".

Те, кто зовут нас на эти "земляничные поляны" 14), поют о том, что они уже достигли их, что они уже "там", где царит "Lucy in The Sky With Diamonds" l5) и "Piper".

Рок — это всегда по умолчанию причастность к некоему тайному знанию. Рок нельзя "просто послушать", как мла­денчески-невинно предлагает о. Сергий (Рыбко) |1|. Хотя, может, кому-то и удаётся. Но это не меняет сути. Рок — это всегда "acid trip" 17), даже если при этом не съедено ни одной таблетки. Рок — сам наркотик, и сильный.

Человек, пришедший на рок-концерт, или включивший погромче домашнюю аудиотехнику, или просто одевающий миниатюрные наушники, в которых звучит рок, отправляет-

 

|4) "Strawberry fields" - психоделическая композиция The Beatles.

15) Композиция The Beatles -аббревиатура ЛСД (LSD).

16) Курильщик марихуаны (англ., сленг). См. композицию "Stairway to Heaven" группы Led Zeppelin.

17) Психоделическое, наркотическое путешествие (англ., сленг). Acid, "кислота" - разговорное название наркотика ЛСД (сокр. от "диэтиламил лизергиновой кислоты"). Этому термину обязано своим названием и на­правление "Acid rock" (психоделический рок). Подробно об истоках дан­ного явления пишет Дж. Паскаль в [20].

 

я в путешествие. Куда? В царство сирен. Эти сирены поют иногда и псалмы.

Искусство не бывает бездуховным, безрелигиозным, оно есть производная от религиозного культа, в котором рели-иозный аспект постепенно замещается гуманитарным.

В случае с христианской культурой—от служения Богу к лужению общечеловеческим гуманитарным идеалам. В случае с роком - если говорить о "христианском роке" — от тёмной оккультной духовности к тем же общечеловеческим ценностям, разбавленным идеалами нью-эйдж. С христианством же рок соединяется только путём профанации образа Христа.

И в первом, и во втором случае остаются в силе запущенные когда-то механизмы, с помощью которых воздействие музыки приводило к конкретным духовным результатам — в зависимости от целей этого воздействия. христианской традиции — восхождение в области гор­не, в языческой - путешествие в "царство духов злобы поднебесной".

При этом мы далеки от того, чтобы закрывать глаза на о, что категорически не соответствует высоте христианства в том же классическом искусстве. Сама по себе принадлежность к классической культуре никогда не была единственным и достаточным условием приемлемости для христианина конкретных образцов этой культурной традиции. Например, классическое искусство эпохи Ренес-анса18), при всех его выдающихся достижениях в области собственно культуры, дало немало примеров безнравствен­ного с православной точки зрения творчества. Характерно, что в эту эпоху возродились античные языческие традиции в искусстве, и Православная Церковь никогда не называла [эту смену эстетических и мировоззренческих ориентиров позитивной. Аналогичные примеры можно найти и в пос-

 

18) Renaissance (возрождение — фр.) - под этим традиционно понимает­ся возрождение в искусстве языческого античного "жизнелюбия" в про­тивовес аскетическим неотмирным устремлениям христианства.

 

 

ледующие периоды. Никогда Церковь не оправдывала, на­пример, "Декамерон" Бокаччо.

Но всё-таки применительно к нашей теме важно отме­тить, что существует принципиальная разница между той классической культурой, которая не испытала на себе воз­действия ни африканской языческой традиции, ни европей­ского постмодерна, и той современной культурой, которая обязана своим появлением именно африканскому ноу-хау и новейшим постмодернистским тенденциям в искусстве, равно как и новейшим тенденциям в современном техноген­ном обществе.

Африка сделала в своё время мощнейшую "чёрную" инъек­цию западно-европейской культуре. От этой инъекции За­пад так и не оправился. И не только Запад — большая часть современной цивилизации. И уже не оправится никогда. Ни от африканской "дозы", ни от последствий диалектического развития европейского нигилизма. Тем важнее сегодня лю­дям, ориентирующимся на христианские ценности, видеть всю картину современного мира в его незавидном состоянии. И тем ценнее для нас сегодня лучшие образцы классичес­кого искусства. Потому что классика способна переносить нас во времена, предшествующие планетарной эстетической революции "от вуду" и "от постмодерна", и поэтому спо­собна передавать возвышенные эмоциональные состояния, представление о которых ныне почти утрачено. Любопытно, что при этом современный человек, расслабленный духом времени, уже не всегда способен адекватно выразить мыс­ли и чувства, которые вдохновляли создателей классических шедевров. Классики так или иначе творили в русле мощной традиции, которую невозможно было преодолеть в одноча­сье, даже при большом желании. Традиция эта была глубоко укоренена в двухтысячелетней истории христианской циви­лизации. Очень многие люди искусства были верующими людьми, глубоко впитавшими дух христианской культуры. А сегодня иной виртуоз, исполняющий Рахманинова, произ­водит впечатление отрока, силящегося поднять булаву Ильи Муромца. Но явно не по плечу. И это является настоящей проблемой современного академического исполнительства.

Большинство обитателей современного мира в целом, по-видимому, ничего не имеют против плодов этих упомянутых инъекций. Производители медиа-продукции с готовностью поставляют образцы, соответствующие современным "ин­фицированным" вкусам. Взять хотя бы ту низкопробную музыкальную жвачку, которая звучит сегодня повсеместно, том числе и классическая музыка под аккомпанемент от­кровенно попсовой ритм-секции. Видимо, потому что дру­гую эстетику люди в массе своей уже не способны воспри­нимать. При этом от такого рода музыки, особенно в городе, уже трудно сегодня укрыться. Ею сегодня методично и повсеместно нашпиговывают людей — и это в каком-то смысле уже духовная радиация. Является ли рок исключением в том отношении ? На наш взгляд, нет, не является, несмотря а всю его внешнюю протестность.

Для рока (впрочем, как и для попсы, поскольку они близ-е родственники) навязчивые ритмические, мелодические, текстовые повторы, настолько характерны, что тут впору разбираться специалисту по нейролингвистическому программированию и методам гипноза. Хотя рокеры чаще всего делают эти находки вполне интуитивно. В любом случае, на­правление никогда не теряют. Рок - это всегда магия. Магия звуков и образов. И духов, которые всегда незримо присут­ствуют за ними.

А если рокер помолился перед концертом ? Тогда с ним уже непременно... ангелы ? Нет. Молитва бывает и в грех, и в осуждение (Пс. 108, 7).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.