|
Проповедь или рекламная пауза?
На наш взгляд, священник приходит на рок-концерт отнюдь не с целью донести до слушателей некие первоначальные сведения о христианстве. Такие сведения сегодня более чем доступны. Тогда какую же главную цель преследуют священнослужители, выходящие на рок-сцену? Главный мотив, сознают он и это или нет, — продемонстрировать, что между рок-культурой и Церковью нет никакой преграды, никакого антагонизма, что священник не инопланетянин, а такой же человек, как и все остальные собравшиеся. При этом доступный, открытый, образованный. Что он "свой" или хотел бы стать им для каждого из присутствующих. [Здесь-то есть одно "но".
Появление священника на рок-концерте в облачении, с наперсным крестом как бы означает, что Сам Христос пришёл и встал на этой сцене. Ведь священник - это образ Христа: не аллегорически, а на самом деле, мистическим образом. Священник уже своим появлением в каком-то смысле делает пространство сакральным, освящает его. (Разве что он появляется для обличения недостойных дел, творящихся в этом пространстве.) Если бы нам было дано по благодати Божией {увидеть рядом с таким проповедником Самого Христа, услышать Его голос, совпали бы слова Христа с теми, которые (звучат сегодня в проповеди на рок-сцене?
Проповедь Иоанна Предтечи и Самого Христа началась словами:"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2; 4, 17). Покайтесь - потому что иначе никогда не наследовать это Царство. А покаяться по-настоящему — это значит изменить свою жизнь, очистить душу от греха и страстей.
В жизнеописании преподобного Старца Силуана Афонского есть поразительное свидетельство о его личной встрече с Господом. "Твой кроткий взор, полный любви, пленил мою душу", — свидетельствует прп. Силуан. Но результатом гой встречи стало то, что великий Старец всю оставшуюся жизнь посвятил покаянному плачу и изучению науки "дескать свой ум во аде и не отчаиваться". Учат ли наши рок-проповедники своих слушателей "держать ум во аде", то есть нелицеприятно видеть свои грехи и страсти? Нет, они в лучшем случае оставляют эту почётную педагогическую миссию (другим -тем, кому придётся бороться уже не только с общи-»и грехами рок-паствы, но и с последствиями толерантной рок-проповеди.
Появление на рок-сцене доброго и лояльного по отношению к року священника изначально искажает Образ Христа. Того Христа, которого знает и проповедует Церковь. Не сусально-приторного, добренького и толерантного, а Того Христа, чья любовь к людям неотделима от обличения их пороков, как это раскрывается в Евангелии. Это обличение тоже одна из форм любви, попечение о том, чтобы не погибли для вечности человеческие души.
Слово о Христе, сказанное с силой и властью, нелицеприятное по отношению к любому греху, к любой страсти, сделало бы невозможным то, что произойдёт чуть позже, когда музыканты, от души поблагодарив священника, произнесшего проповедь, возьмут в руки инструменты, и начнётся то самое, ради чего, собственно, все и собрались: грянут звуки рока, и молодые люди погрузятся в "страстное, грешное и абсолютно мирское занятие...", по определению самого Константина Кинчева [22]. Или, ещё хуже, сочтут, что это занятие и есть логическое продолжение проповеди.
Исключает ли такое развитие событий замысел отцов-проповедников ? Нет, он именно это и предполагает. И тогда священник по умолчанию как бы благословляет рок-концерт. Но благословляет ли Господь ?
Сокровенная духовная жизнь—это не сумма знаний о христианстве. Это реальный опыт богообщения, который каждый человек приобретает по мере того, как он осознаёт необходимость спасать свою душу от рабства греху. Духовный опыт православного человека неотделим от личного, сокровенного знания Божественной Личности, Богочеловека Христа. Это сокровенное общение с Богом предполагает, что человек выстраивает свою жизнь по Евангельскому образцу, изживает в себе всё то, что препятствует отображению Личности Богочеловека в личности верующего. Как говорит Апостол, "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20).
"Мы вместе!"— несётся над рок-аудиторией дружный клич. Если вместе со Христом —это уже недалеко от Царства Небесного. А если вместе без Христа — это что-то другое. Вместе без Христа — это и есть одно из определений ада.
"Сотрудничество" между роком и Церковью: о чём, собственно, идёт речь?
Сегодня много говорят о намечающемся сотрудничестве Православной Церкви и рокеров. Но нужно понимать, что, по сути, пока речь идёт о некоторых рок-музыкантах, заявляющих о своей приверженности Православию: о К. Кинчеве, Ю. Шевчуке, Р. Неумоеве и нескольких других и о двух заметных проповедниках: о. Андрее Кураеве и о. Сергии (Рыбко). Это явление по своему масштабу несопоставимо с 'тем, что подразумевается под словом "рок". В то же время, в оценках подобной миссионерской деятельности всё чаще звучит фраза: "Рок способен оздоровлять нравственное состояние молодёжи".
Но так ли это? Не будем торопиться со столь категоричными выводами. В обсуждении упомянутых миссионерских опытов следует говорить не вообще о роке, а конкретно о творчестве Шевчука, Кинчева. И о том, что именно в их творчестве позитивно влияет на молодёжь. Рок? Нет, не рок, а их искренность и талант, в особенности их искреннее обращение к христианству, а ещё их опыт общения с молодыми людьми. Они говорят с молодёжью на языке рока, но не осознают болезненной раздвоенности такого положения вещей. Обрекать же их стать "перевалочной базой" для рокеров, ищущих пути к христианству, — по меньшей мере несправедливо по отношению к ним самим.
Сегодня "рок-катехизация" в её современном виде многим видится явлением положительным. И если эта тенденция сохранится, мы в конце концов станем свидетелями и рок-концертов в Зале Церковных Соборов и свидетелями появления рок-литургии. Теоретическая база для этого закладывается именно сейчас — под знамёнами всеобъемлющей любви и сострадания к заблудшей современной молодёжи.
"Положение священных текстов на тяжёлую музыку считаю вполне допустимым, тому есть удачные примеры. Например, в рок-опере Павла Смеяна «Слово и дело», написанной по мотивам романа А. Толстого «Князь Серебряный», под тяжёлый рок читаются церковные паремии, что производит неизгладимое впечатление... Великим постом в воскресение на всенощном бдении исполняется песнопение «Покаяния отверзи ми двери». Когда я его слышу, мне всегда хочется положить его на мотивы тяжёлого рока. Вообще, я заметил, что структура православных песнопений и рок-композиций во многом сходны между собой. Многие ходы практически одинаковы", — пишет игумен Сергий (Рыбко) [1].
О. Сергий не останавливается на этом. Он идёт и дальше, что совершенно логично вытекает из его изначальных посылок. Он, например, "сделал открытие, что рок-музыку, как и другую хорошую музыку, можно слушать, творя при этом Иисусову молитву. Эти два впечатления (от музыки и молитвы) не смешиваются между собой и не противоречат друг другу" [1]. "При прослушивании рок-музыки любых стилей стараюсь творить непрестанную молитву Иисусову, опять-таки, не испытывая при этом никакой дисгармонии. Молитва и рок прекрасно сочетаются друг с другом" [1].
Конечно, молитва—дело глубоко сокровенное, и мы не берём на себя право судить, угодна ли Богу эта молитва о. Сергия под звуки тяжёлого рока. Но как бы то ни было, это "открытие" не находит никакого подтверждения в аскетическом учении Церкви. Более того, оно входит в серьёзное противоречие с тем, что нам открыто о молитве святыми отцами. Но, несмотря на это, о. Сергий ничтоже сумняся публикует эти "открытия" на всеобщее обозрение в сети Интернет на сайте поклонников группы "Алиса", так что любой из них при желании может воспользоваться этим опытом, полагаясь на авторитет известного священника и миссионера. И результаты, вне сомнения, будут весьма печальными, потому что Иисусовой молитвой нельзя заниматься столь безответственным образом. Музыкальные вкусы о. Сергия (Рыбко) довольно красноречивы сами по себе, и он их не скрывает: Pink Floyd, Marillions, Yes, Jethro, UK, Deep Purple, Led Zeppelin, Nazareth, Uriah Heep и другие. Не гнушается он АС/DС и Оззи Осборном. Из отечественных — конечно, "Алиса", “Ария” [1].
О. Сергий любит приводить пример свт. Николая Японского, который около десяти лет изучал японскую языческую культуру, чтобы лучше понимать особенности своей паствы. Но свт. Николай Японский, в отличие от о. Сергия, не учил своих чад, что их служение языческим кумирам прекрасно сочетается с Иисусовой молитвой. Он, напротив, последовательно вёл их из тьмы языческих заблуждений к Свету Христову. "Рок должен закончиться там, где начинается Церковь", — звучит иногда даже из среды рок-музыкантов. Но на практике мы видим другое. При новом храме в Бибирево, который строит о. Сергий (Рыбко), планируется организовать рок-клуб в помещении приходского миссионерского центра. Может быть, рядом с иконописной мастерской? Как бы отнёсся к этой идее святитель Игнатий Брянчанинов, которого так почитает о. Сергий ? "Утончённое сладострастие дышит из образа, в котором гениальный живописец хотел изобразить неизвестные ему целомудрие и божественную любовь. Пророкам и апостолам при желании выразить их состояние вдохновения дан вид языческих беснующихся жрецов или актеров кровавой трагедии. Произведениями таких художников восхищаются страстные зрители; но в людях, помазанных духом Евангелия, эти гениальные произведения, но запечатленные богохульством и скверною греха, рождают грусть и отвращение", —писал свт. Игнатий о западном церковном искусстве времён Ренессанса. Что бы сказал он об идее, которую лелеет о. Сергий, переложить песнопение "Покаяния отверзи ми двери..." на музыку тяжёлого рока? И о "православной" рок-опере Павла Смеяна? И о будущем рок-клубе о. Сергия ?
Ещё о некоторых суждениях о. Сергия.
О. Сергий: "Нигде не порицается это изобретение (музыка) и, мало того, в ветхозаветном богослужении музыкальные инструменты использовались: псалтирь, гусли, органы (свирели), трубы, кимвалы, тимпаны. Тимпаны, кстати, — это барабаны, ударные установки. Очевидно, сама по себе музыка —не грех" ([2], гл. 3).
Но разве бывает "музыка сама по себе"? Разумеется, музыка — не грех, потому что грех заключается не в том, что человек взял в руки гитару и начал на ней играть, а в том, что происходит в этот момент с его душой, на какую волну она настраивается, какие чувства, образы и эмоции в ней рождаются. Музыка при этом может становиться орудием вовлечения в грех как исполнителя, так и слушателей. Тому немало примеров.
"Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь" (Дан. 4, 7).
О. Сергий: "Рок-музыка по сути своей - стилизованная народная музыка, исполняемая на современных инструментах".
На наш взгляд, это не так. Рок -это уже самостоятельное явление современной культуры. Но если бы даже он и был народной музыкой, это само по себе ничего не доказывает. •Вели же вспомнить о нравах современного народа, то это Вкорее доказывает обратное. Если народ поклоняется Ваалу, Шавуходоносору или Золотому Тельцу, то и музыка будет соответствующая — бесовская.
Феномен неофита
Господь говорит в Евангелии: "Никто не может прийти ко мне, если Отец Небесный не призовёт его". Святые отцы Свидетельствуют о том, что человеку в момент этого призвания даётся благодать, укрепляющая и просвещающая душу, делающая её духовно зрячей. Одно из проявлений этого действия - очень большая требовательность к себе пришедшего только что к Богу человека. Известен некий феномен неофита, когда новообращённый христианин даже иногда перегибает палку в своей решимости ни в чём не отступать от заповедей Божиих. Но это святой огонь ревности о богоугождении, который святые отцы заповедуют хранить всю жизнь. В период неофитства новообращённый христианин необыкновенно остро воспринимает реальность и необыкновенную красоту открывшейся ему новой, духовной, поистине горней жизни. Он буквально купается в лучах озарившего его Света Христова и думает, что так будет всегда, что он уже восшёл на гору Фавор и останется на ней навечно и никогда К ни в чём, ни при каких обстоятельствах не предаст своего Господа. Но период первого горения проходит, благодатная помощь постепенно становится всё меньше и меньше, и человеку приходится уже самому отрабатывать выданный ему "аванс" и прикладывать немалые усилия, чтобы иметь право по-прежнему называть себя христианином.
Надеемся, что катехизированная рок-молодёжь при благоприятных обстоятельствах придёт когда-нибудь в Церковь. Но тогда окажется, что периода блаженного и святого неофитства заведомо лишают своих подопечных наши "рок-катехизаторы", потому что с самого начала они предлагают новообращённому заниженную планку, искажённые духовные ориентиры и благословляют недопустимые компромиссы с "миром сим". Чего тогда требовать впоследствии от такого обращенного по льготной схеме рокера, когда новизна первого его впечатления о христианстве рассеется ? Трудно ожидать, что тогда он сможет, а главное, захочет бороться со своими греховными склонностями и привычками, потому что не усвоил даже азов этой борьбы. Потерпел поражение, ещё не вступив в бой. И даже не осознал, в какой именно бой нужно вступать.
Говорят, не нужно требовать от мирян того, что было бы прилично требовать от монаха. Безусловно. Но при этом несправедливо лишать мирян того, что по дару Божию принадлежит и монахам, и мирянам: полноты общения с Богом и возможности стать причастником всех Его благодатных даров. Ведь молодой человек, с первых шагов в Церкви усвоивший, что даже священнику не зазорно слушать, например, Black Sabbath [1], становится духовным инвалидом, не обретя даже начатки духовного здоровья.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|