Сделай Сам Свою Работу на 5

Проповедь или рекламная пауза?





 

На наш взгляд, священник приходит на рок-концерт от­нюдь не с целью донести до слушателей некие первоначаль­ные сведения о христианстве. Такие сведения сегодня более чем доступны. Тогда какую же главную цель преследуют священнослужители, выходящие на рок-сцену? Главный мотив, сознают он и это или нет, — продемонстрировать, что между рок-культурой и Церковью нет никакой преграды, никакого антагонизма, что священник не инопланетянин, а такой же человек, как и все остальные собравшиеся. При этом доступный, открытый, образованный. Что он "свой" или хотел бы стать им для каждого из присутствующих. [Здесь-то есть одно "но".

Появление священника на рок-концерте в облачении, с наперсным крестом как бы означает, что Сам Христос пришёл и встал на этой сцене. Ведь священник - это образ Христа: не аллегорически, а на самом деле, мистическим образом. Священник уже своим появлением в каком-то смысле делает пространство сакральным, освящает его. (Разве что он появляется для обличения недостойных дел, творящихся в этом пространстве.) Если бы нам было дано по благодати Божией {увидеть рядом с таким проповедником Самого Христа, услышать Его голос, совпали бы слова Христа с теми, которые (звучат сегодня в проповеди на рок-сцене?



Проповедь Иоанна Предтечи и Самого Христа началась словами:"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2; 4, 17). Покайтесь - потому что иначе никогда не наследовать это Царство. А покаяться по-настоящему — это значит изменить свою жизнь, очистить душу от греха и страстей.

В жизнеописании преподобного Старца Силуана Афонс­кого есть поразительное свидетельство о его личной встрече с Господом. "Твой кроткий взор, полный любви, пленил мою душу", — свидетельствует прп. Силуан. Но результатом гой встречи стало то, что великий Старец всю оставшуюся жизнь посвятил покаянному плачу и изучению науки "дескать свой ум во аде и не отчаиваться". Учат ли наши рок-проповедники своих слушателей "держать ум во аде", то есть нелицеприятно видеть свои грехи и страсти? Нет, они в лучшем случае оставляют эту почётную педагогическую миссию (другим -тем, кому придётся бороться уже не только с общи-»и грехами рок-паствы, но и с последствиями толерантной рок-проповеди.



Появление на рок-сцене доброго и лояльного по отношению к року священника изначально искажает Образ Христа. Того Христа, которого знает и проповедует Церковь. Не сусально-приторного, добренького и толерантного, а Того Христа, чья любовь к людям неотделима от обличения их пороков, как это раскрывается в Евангелии. Это обличение тоже одна из форм любви, попечение о том, чтобы не погиб­ли для вечности человеческие души.

Слово о Христе, сказанное с силой и властью, нелице­приятное по отношению к любому греху, к любой страс­ти, сделало бы невозможным то, что произойдёт чуть поз­же, когда музыканты, от души поблагодарив священника, произнесшего проповедь, возьмут в руки инструменты, и начнётся то самое, ради чего, собственно, все и собрались: грянут звуки рока, и молодые люди погрузятся в "страст­ное, грешное и абсолютно мирское занятие...", по опреде­лению самого Константина Кинчева [22]. Или, ещё хуже, сочтут, что это занятие и есть логическое продолжение проповеди.

Исключает ли такое развитие событий замысел отцов-проповедников ? Нет, он именно это и предполагает. И тогда священник по умолчанию как бы благословляет рок-кон­церт. Но благословляет ли Господь ?

Сокровенная духовная жизнь—это не сумма знаний о христианстве. Это реальный опыт богообщения, который каждый человек приобретает по мере того, как он осознаёт необходимость спасать свою душу от рабства греху. Духов­ный опыт православного человека неотделим от личного, сокровенного знания Божественной Личности, Богочело­века Христа. Это сокровенное общение с Богом предпола­гает, что человек выстраивает свою жизнь по Евангельскому образцу, изживает в себе всё то, что препятствует отобра­жению Личности Богочеловека в личности верующего. Как говорит Апостол, "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20).



"Мы вместе!"— несётся над рок-аудиторией дружный клич. Если вместе со Христом —это уже недалеко от Царст­ва Небесного. А если вместе без Христа — это что-то другое. Вместе без Христа — это и есть одно из определений ада.

 

"Сотрудничество" между роком и Церковью: о чём, собственно, идёт речь?

 

Сегодня много говорят о намечающемся сотрудничестве Православной Церкви и рокеров. Но нужно понимать, что, по сути, пока речь идёт о некоторых рок-музыкантах, заяв­ляющих о своей приверженности Православию: о К. Кинчеве, Ю. Шевчуке, Р. Неумоеве и нескольких других и о двух заметных проповедниках: о. Андрее Кураеве и о. Сергии (Рыбко). Это явление по своему масштабу несопоставимо с 'тем, что подразумевается под словом "рок". В то же время, в оценках подобной миссионерской деятельности всё чаще звучит фраза: "Рок способен оздоровлять нравственное со­стояние молодёжи".

Но так ли это? Не будем торопиться со столь категорич­ными выводами. В обсуждении упомянутых миссионерс­ких опытов следует говорить не вообще о роке, а конкрет­но о творчестве Шевчука, Кинчева. И о том, что именно в их творчестве позитивно влияет на молодёжь. Рок? Нет, не рок, а их искренность и талант, в особенности их искреннее обращение к христианству, а ещё их опыт общения с моло­дыми людьми. Они говорят с молодёжью на языке рока, но не осознают болезненной раздвоенности такого положения вещей. Обрекать же их стать "перевалочной базой" для ро­керов, ищущих пути к христианству, — по меньшей мере не­справедливо по отношению к ним самим.

Сегодня "рок-катехизация" в её современном виде многим видится явлением положительным. И если эта тенденция со­хранится, мы в конце концов станем свидетелями и рок-кон­цертов в Зале Церковных Соборов и свидетелями появления рок-литургии. Теоретическая база для этого закладывается именно сейчас — под знамёнами всеобъемлющей любви и сострадания к заблудшей современной молодёжи.

"Положение священных текстов на тяжёлую му­зыку считаю вполне допустимым, тому есть удачные примеры. Например, в рок-опере Павла Смеяна «Слово и дело», написанной по мотивам романа А. Толстого «Князь Серебряный», под тяжёлый рок читаются церковные паремии, что производит неиз­гладимое впечатление... Великим постом в воскресе­ние на всенощном бдении исполняется песнопение «Покаяния отверзи ми двери». Когда я его слышу, мне всегда хочется положить его на мотивы тяжё­лого рока. Вообще, я заметил, что структура право­славных песнопений и рок-композиций во многом сходны между собой. Многие ходы практически одинаковы", — пишет игумен Сергий (Рыбко) [1].

О. Сергий не останавливается на этом. Он идёт и дальше, что совершенно логично вытекает из его изначальных по­сылок. Он, например, "сделал открытие, что рок-музыку, как и другую хорошую музыку, можно слушать, творя при этом Иисусову молитву. Эти два впечатления (от музыки и молитвы) не смешиваются между собой и не противо­речат друг другу" [1]. "При прослушивании рок-музыки любых стилей стараюсь творить непрестанную молитву Иисусову, опять-таки, не испытывая при этом никакой дисгармонии. Молитва и рок прекрасно сочетаются друг с другом" [1].

Конечно, молитва—дело глубоко сокровенное, и мы не берём на себя право судить, угодна ли Богу эта молитва о. Сергия под звуки тяжёлого рока. Но как бы то ни было, это "открытие" не находит никакого подтверждения в аскетическом учении Церкви. Более того, оно входит в серьёзное противоречие с тем, что нам открыто о молитве святыми отцами. Но, несмотря на это, о. Сергий ничтоже сумняся публикует эти "открытия" на всеобщее обозрение в сети Интернет на сайте поклонников группы "Алиса", так что любой из них при желании может воспользоваться этим опытом, полагаясь на авторитет известного священника и миссионера. И результаты, вне сомнения, будут весьма печальными, потому что Иисусовой молитвой нельзя зани­маться столь безответственным образом. Музыкальные вкусы о. Сергия (Рыбко) довольно красноречивы сами по себе, и он их не скрывает: Pink Floyd, Marillions, Yes, Jethro, UK, Deep Purple, Led Zeppelin, Nazareth, Uriah Heep и другие. Не гнушается он АС/DС и Оззи Осборном. Из отечественных — конечно, "Алиса", “Ария” [1].

О. Сергий любит приводить пример свт. Николая Японского, который около десяти лет изучал японскую языческую культуру, чтобы лучше понимать особенности своей паствы. Но свт. Николай Японский, в отличие от о. Сергия, не учил своих чад, что их служение языческим кумирам прекрасно сочетается с Иисусовой молитвой. Он, напротив, последовательно вёл их из тьмы языческих заблуждений к Свету Христову. "Рок должен закончиться там, где начинается Церковь", — звучит иногда даже из среды рок-музыкантов. Но на практике мы видим другое. При новом храме в Бибирево, который строит о. Сергий (Рыбко), планируется организовать рок-клуб в помещении приходского миссионерского центра. Может быть, рядом с иконописной мастерской? Как бы отнёсся к этой идее святитель Игнатий Брянчанинов, которого так почитает о. Сергий ? "Утончённое сладострастие дышит из образа, в котором гениальный живописец хотел изобразить неизвестные ему целомудрие и божественную любовь. Пророкам и апостолам при желании выразить их состояние вдохновения дан вид языческих беснующихся жрецов или актеров кровавой трагедии. Произведениями таких художников восхищаются страстные зрители; но в людях, помазанных духом Евангелия, эти гениальные произведения, но запечатленные богохульством и скверною греха, рождают грусть и отвращение", —писал свт. Игнатий о западном церковном искусстве времён Ренессанса. Что бы сказал он об идее, которую лелеет о. Сергий, переложить песнопение "Покаяния отверзи ми двери..." на музыку тяжёлого рока? И о "православной" рок-опере Павла Смеяна? И о будущем рок-клубе о. Сергия ?

Ещё о некоторых суждениях о. Сергия.

О. Сергий: "Нигде не порицается это изобретение (музыка) и, мало того, в ветхозаветном богослужении музыкальные инструменты использовались: псалтирь, гусли, органы (свирели), трубы, кимвалы, тимпаны. Тимпаны, кстати, — это барабаны, ударные установки. Очевидно, сама по себе музыка —не грех" ([2], гл. 3).

Но разве бывает "музыка сама по себе"? Разумеется, музыка — не грех, потому что грех заключается не в том, что человек взял в руки гитару и начал на ней играть, а в том, что происходит в этот момент с его душой, на какую волну она настраивается, какие чувства, образы и эмоции в ней рождаются. Музыка при этом может становиться орудием вовлечения в грех как исполнителя, так и слушателей. Тому немало примеров.

"Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и вся­ких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раска­ленную огнем. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода му­зыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Наву­ходоносор царь" (Дан. 4, 7).

О. Сергий: "Рок-музыка по сути своей - стилизо­ванная народная музыка, исполняемая на современ­ных инструментах".

На наш взгляд, это не так. Рок -это уже самостоятельное явление современной культуры. Но если бы даже он и был народной музыкой, это само по себе ничего не доказывает. •Вели же вспомнить о нравах современного народа, то это Вкорее доказывает обратное. Если народ поклоняется Ваалу, Шавуходоносору или Золотому Тельцу, то и музыка будет соответствующая — бесовская.

 

Феномен неофита

 

Господь говорит в Евангелии: "Никто не может прийти ко мне, если Отец Небесный не призовёт его". Святые отцы Свидетельствуют о том, что человеку в момент этого призва­ния даётся благодать, укрепляющая и просвещающая душу, делающая её духовно зрячей. Одно из проявлений этого действия - очень большая требовательность к себе пришедшего только что к Богу человека. Известен некий феномен неофита, когда новообращённый христианин даже иногда перегибает палку в своей решимости ни в чём не отступать от заповедей Божиих. Но это святой огонь ревности о богоугождении, который святые отцы заповедуют хранить всю жизнь. В период неофитства новообращённый христианин необыкновенно остро воспринимает реальность и необыкновенную красоту открывшейся ему новой, духовной, поистине горней жизни. Он буквально купается в лучах озарившего его Света Христова и думает, что так будет всегда, что он уже восшёл на гору Фавор и останется на ней навечно и никогда К ни в чём, ни при каких обстоятельствах не предаст своего Господа. Но период первого горения проходит, благодатная помощь постепенно становится всё меньше и меньше, и человеку приходится уже самому отрабатывать выданный ему "аванс" и прикладывать немалые усилия, чтобы иметь право по-прежнему называть себя христианином.

Надеемся, что катехизированная рок-молодёжь при бла­гоприятных обстоятельствах придёт когда-нибудь в Церковь. Но тогда окажется, что периода блаженного и святого неофитства заведомо лишают своих подопечных наши "рок-катехизаторы", потому что с самого начала они предлагают новообращённому заниженную планку, искажённые духов­ные ориентиры и благословляют недопустимые компромис­сы с "миром сим". Чего тогда требовать впоследствии от та­кого обращенного по льготной схеме рокера, когда новизна первого его впечатления о христианстве рассеется ? Трудно ожидать, что тогда он сможет, а главное, захочет бороться со своими греховными склонностями и привычками, потому что не усвоил даже азов этой борьбы. Потерпел поражение, ещё не вступив в бой. И даже не осознал, в какой именно бой нужно вступать.

Говорят, не нужно требовать от мирян того, что было бы прилично требовать от монаха. Безусловно. Но при этом не­справедливо лишать мирян того, что по дару Божию принад­лежит и монахам, и мирянам: полноты общения с Богом и возможности стать причастником всех Его благодатных да­ров. Ведь молодой человек, с первых шагов в Церкви усво­ивший, что даже священнику не зазорно слушать, например, Black Sabbath [1], становится духовным инвалидом, не обре­тя даже начатки духовного здоровья.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.