|
О традиционном искусстве и его путях в XX веке
Пыжов Н.С., Седых Г.Б.
Проповедь Православия среди рок-молодёжи. — М.: Издательский Дом "Святая Гора", 2007. - 112 с.
Рок-культура - это словосочетание прочно утвердилось в словарях конца XX — начала XXI века. Пришло время осмыслить этот феномен, его скрытые и явные механизмы, его культурные и духовные корни, его «королей» и «магов». И православные люди хотят разобраться в этом явлении с христианской точки зрения: понять возможные соблазны, скрытые ловушки или, наоборот - возможные перспективы использования новых культурных форм для проповеди Вечного Слова Божьего.
В книге обзор феномена рок-культуры, его истории и российских реалий основан на значительной информации, на обобщении собственного опыта многолетней профессиональной музыкальной деятельности одного из авторов. Читателю предлагается необходимое богословское основание для анализа темы.
Книга может быть интересна как знатокам рока и специалистам в области современной культуры, так и широкому кругу читателей, сталкивающихся с феноменом рок-культуры в повседневной жизни.
I. О РОК-МУЗЫКЕ ...................................................................................... 4
"Консерваторы" и "модернисты" (7) "Презумпция невиновности" и цель христианской жизни (8)
Рок — религия ? (9)
Косвенные улики (//)
О музыке вообще и о рок-музыке в частности (16)
О традиционном искусстве и его путях в XX веке (20)
Духовные и культурные корни рока (25) "Белая волна в чёрном море" (34)
Энергетика (43)
II. О МИССИИ ЦЕРКВИ ………… 46
Дух, душа, тело (48) Аскетические наблюдения (51) "Связать себя" или "отвязаться" ? (53) Что русскому хорошо -то немцу смерть, и наоборот (55) Церковь и языческое наследие. Каппадокийский синтез (58)
Эллинское и африканское наследие: в чём разница? (59) Как быть с "дурным наследством" ? (64) Восхождение и нисхождение (67) О приемлемом и неприемлемом языке христианской проповеди (68)
III. О "РОК-МИССИИ" ............................................................................ 72
Проповедь или рекламная пауза? (74) "Сотрудничество" между роком и Церковью:
о чём, собственно, идёт речь ? (77) Феномен неофита (81) Побочный продукт катехизации -
воцерковлённый рок (82) Русский рок и крушение СССР (86) "Рок-н-ролл мёртв..." (94) Рок-музыка и поп-музыка —
две стороны одной медали (99) Чужие грабли (101) Принципиальные подходы (102)
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ 106
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 108
О РОК-МУЗЫКЕ
Рок-культура и Православие. Ещё пять-десять лет назад эти слова могли встретиться в высказываниях православных священнослужителей только в контексте обсуждения антагонизма этих понятий. И словосочетание "православный рок" могло прозвучать исключительно в ироническом смысле или в смысле парадоксально-абсурдном. Но времена меняются. И сегодня всё чаще мы слышим о том, что намечается некий диалог между Русской Православной Церковью и некоторыми представителями российского рок-сообщества.
Тема для размышления, безусловно, есть. В самом деле, некоторые из отечественных рок-музыкантов, такие как Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Роман Неумоев, всерьёз обратились к Православию. Эти рок-музыканты не только открыто говорят о том, что они православные, но и ищут возможность выразить это в своём творчестве. С другой стороны, мы также видим сегодня и православных миссионеров, всё более активно использующих рок-сцену для проповеди Православия: диакона Андрея Кураева и игумена Сергия (Рыбко).
Современная "рок-проповедь" обращена, как декларируется её сторонниками, не столько к православным молодым людям, сколько к тем, кому до прихода в Церковь ещё очень и очень далеко и для кого христианство и Христос — это как бы другая планета. И, как кажется кому-то, рок-площадка — вполне подходящее для такой проповеди место, а поклонники рока — очень подходящая аудитория, ищущая, неравнодушная, не удовлетворяющаяся прозябанием в болоте современного общества потребления. На первый взгляд, в этом есть своя логика: думающий молодой человек, услышав такую неформальную, живую проповедь может заинтересоваться, прийти в Церковь.
Казалось бы, любые миссионерские начинания в отношении молодых нужно только приветствовать. И очевидно, что миссионерство строится на несколько иных принципах, нежели устройство приходской общины.
В самом деле, христианство с самого начала распространялось благодаря проповеди. Причём аудитория, к которой было обращено слово Евангельского благовестия, всегда была самая разнообразная — от эллинов с их высокой культурой и уровнем развития до полудиких племён на краю света, куда заходили порой христианские миссионеры. Культуры, с которыми им приходилось сталкиваться, различались порой очень сильно. Но "Дух дышит где хочет", и сегодня мы видим, что учение, бывшее изначально достоянием горстки галилейских рыбаков, распространилось по всему миру.
Сегодня многие молодые люди, как свидетельствуют сторонники о. Сергия (Рыбко) и его единомышленников, приходят ко Христу благодаря року и благодаря той проповеди, которую они услышали на рок-концерте...
Что ж, человек обратился к Богу—это замечательно. Но, как правило, взрослый человек, обращающийся к Богу, имеет определённый греховный багаж, который ему необходимо оставить за порогом Церкви. Нужно ли считать увлечение роком таким ветхим багажом, от которого человеку нужно будет избавляться, -сразу или постепенно, но избавляться обязательно, если он хочет возрастать духовно и стать настоящим воином Христовым ?
О. Сергий (Рыбко) и о. Андрей Кураев утверждают: нет, вовсе не обязательно. Они при этом апеллируют к словам апостола Павла: "...всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением" (1 Тим. 4, 4). Рок, говорят они, сам по себе как явление музыкальной культуры нейтрален. Лишь бы не было в нём грязи и кощунств. Более того, рок, говорят они, особенно русский рок, во всех отношениях способен стать позитивным связующим звеном между современным ищущим молодым человеком и христианством. И не только связующим звеном. "Чем хуже духовное лицо, слушающее композиции группы РтК Рюуё, такого же священника, но слушающего Бетховена или Вагнера? Почему же первое недопустимо, а второе похвально ?" — говорит о. Сергий (Рыбко) [1], категорически отстаивая право христианина слушать рок-музыку из тех соображений, что это лишь "светская культура", не касающаяся глубин христианской жизни.
Сторонники "рок-проповеди" говорят: человек, даже пусть и православный, имеет право на то, что называется мирскими утешениями, в той степени, в какой это не вредит его духовной жизни. И меру этих утешений вполне возможно согласовать с духовником, получить его благословение — и вопрос решён. Решён ли ? Формально —да, а по сути он остаётся открытым до тех пор, пока не будет ясно, что воцерковление рок-культуры не грозит выхолостить самую суть христианства.
Почему воцерковление? Не слишком ли категорично? Нет, не слишком. В данном случае речь не о служении литургии в сопровождении рок-группы, разместившейся на клиросе православного храма. Речь о том, что рок активно пытается "прописаться" уже в ограде Православной Церкви, а не в "церковном дворике" в качестве миссионерского эксперимента, как выразился о. Андрей Кураев.
Одним из результатов этих экспериментов с роком становится то, что сегодня многие из молодых людей, считающие себя православными, отстаивают право слушать рок, даже самый "крутой", ссылаясь на радикальные суждения некоторых наших миссионеров, в особенности о. Сергия (Рыбко).
Но так ли основательны столь категоричные суждения ? И насколько они сообразуются с миссионерским принципом, обозначенным тем же апостолом Павлом: "Все позволительно, но не все полезно; все позволительно, но не все назидает"?(1Кор. 10,23).
О. Андрей Кураев говорит тем, кто возражает против столь революционных миссионерских опытов: "Не мешайте нам, а кому не нравится рок —пусть не слушает". Но мы не можем удовлетвориться этим советом, потому что Церковь — это не только и не столько внешняя видимая структура. Церковь—это Тело Христово, это живой организм, состоящий из людей, чад Церкви. И члены её, со всеми их личными достоинствами и недостатками, —части этого организма. "Страдает ли один член —страдают с ним все члены", —говорит Апостол (1 Кор. 12, 19). Так и ширящаяся "рок-проповедь" неизбежно отражается на всей полноте Церкви, на каждом из её членов. И последствия этого нам ещё предстоит оценить в самом недалёком будущем.
"Консерваторы" и "модернисты"
Как соотносится рок с христианским мироощущением? Оправдано ли появление священнослужителя на рок-сцене? Где предел икономии, снижения планки в миссионерской работе с молодёжью? Есть ли альтернативы "рок-проповеди" ?
Эти и другие вопросы так или иначе поднимаются в непрекращающейся полемике, которая ведётся вокруг этой темы—как в Церкви, так и в рок-среде. И здесь мы очень часто сталкиваемся с взаимным непониманием дискутирующих сторон.
С одной стороны, многие консервативные христиане, особенно старшего поколения, утверждают: "Рок-музыка —это бесовская какофония, бессмысленное нагромождение скрежещущих адских звуков. И вообще, рок — это самый настоящий сатанизм и ничего более".
С другой стороны, поборники "православного рока" утверждают, что их оппоненты не способны отличить свои субъективные впечатления и вкусы от реального положения вещей. "Жизнь идёт вперёд, а кто-то не способен это осознать и с этим считаться. Конфликт поколений, старый как мир, и ничего более", —утверждают они.
Некоторые идут ещё дальше и приписывают року чуть ли не способность возвести к совершенству христианской жизни.
Кто же прав ? В целом, на наш взгляд, ни те, ни другие, ни третьи. Хотя у всех них есть порой свои доводы, более или менее обоснованные.
Нужно, во-первых, признать, что рок — это всё же не какофония в прямом смысле этого слова. Рок — всё-таки явление культуры, со своим выразительным языком (о его природе и особенностях чуть ниже), со своими гениями и виртуозами (и бездарями, и халтурщиками тоже). И рок —это не обязательно сатанизм как форма сознательного дьяволопоклон-ничества. Рок-поэзия, например, может говорить о Боге, тому есть примеры, пусть и не слишком многочисленные и не очень убедительные.
А с другой стороны, на одном этом основании делать далеко идущие выводы в отношении рока всё же рано. Вопрос о том, органично ли сочетание христианских текстов с рок-музыкой и насколько можно называть рок-культуру нейтральной в отношении христианства, мы рассмотрим подробно в последующих главах.
"Презумпция невиновности" и цель христианской жизни
Цель христианской жизни—это, по свидетельству прп. Серафима Саровского, — стяжание Духа Святаго, а вовсе не поиск новых впечатлений, в том числе духовных, не говоря уже о поиске удовольствий или возможностей для самосовершенствования и самореализации. Это всё допустимо лишь в той мере, в какой не мешает духовной жизни. Если с выяснится, что рок, даже "православный рок", как духовное явление неполезен в духовном отношении, то вопрос будет стоять не о том, можно ли христианину обойтись без рока, а о том, что без него нужно обойтись.
Где же границы, которые делают явление культуры неприемлемым для христианина ? Для кого-то и Моцарт слишком страстен, а для кого-то и Оззи Осборн нипочём — прекрасная, умиротворяющая музыка. Кажется —тупик, потому что у каждого свои вкусы, свои предпочтения и свой духовный уровень. Для монаха стать фанатом Кинчева — падение, а для бывшего сатаниста от рока — это шаг к восстанию из падения. Ко всему прочему, у желающего отстоять своё право слушать рок всегда есть возможность сослаться на слова Апостола: "Идол в мире —ничто" и "...все могу о укрепляющем меня Иисусе", в том числе и быть "православным рокером".
Если следовать принципу презумпции невиновности, ничего не зная ни о роке, ни о классической традиции, покажет-
ся, что именно этим принципом и нужно руководствоваться данном случае: классика — явление культуры, и рок — тоже. Там культурная традиция —и тут тоже. Но по мере того как беспристрастный человек знакомится с сутью проблемы, алиби рока рассыпается на глазах, и вместо явления культуры, каким его представляют его апологеты, он оказывается явлением, тесно связанным с контркультурой, за которой
явственно вырисовывается тень тёмной, антихристианской, духовности, на почве которой рок возник и развивался.
Рок - религия?
Существует определённый соблазн назвать всю рок-культуру некоей новой сектой эпохи нью-эйдж, а её любителей — членами этой секты. Но это будет неверно. Рок не секта в точном значении этого слова. Слишком уж разнородная армия — исполнители и поклонники рок-музыки.
Говоря о существовании секты, в первую очередь нужно говорить о сформированном и осознанном религиозном культе, который исповедуют адепты этой секты.
В случае же с роком назвать какой-либо определённый религиозный культ, который исповедуют рокеры, практически невозможно. Разве что тот, о котором проговорился один из фанатов рока: "Рок — это и есть наша религия, наш бог". Но такого признания для серьёзного разговора явно недостаточно.
Диапазон собственно религиозных представлений рокеров весьма широк. Хотя центр тяжести лежит далеко не в области христианства. Это касается как слушателей, так и исполнителей. Огромное число рок-музыкантов соединяло свои музыкальные опыты с опытами в областях самых разных духовных традиций — от индуизма до вуду, и от мусульманства до культов индейцев майя. В этом же ряду оказался и сатанизм, и, где-то на периферии рока, Западное христианство. Западные христианские конфессии давно уже ничтоже сумняся прибегают к форме рок-проповеди. Впрочем, вряд ли можно хоть сколько-нибудь говорить о значимости этого западно-христианского рока. В целом западные "христианские рок-группы" как попытка соединить христианство и рок-музыку —явление жалкое и фальшивое, и хорошо сказала о них трагически погибшая Янка Дягилева, заметный человек в неформальной рок-среде:
"...Я не люблю «христианские рок-группы», да и вообще их любят, по-моему, только протестантские «патеры» и очень редкие священники-«обновленцы», у которых любовь к экуменизму близка к диагнозу — эстетически это невыносимо. Группы эти не песни сочиняют, а агитируют, и скрещивают стилистически «дога с носорогом». О том, что у русского человека восстает против пропаганды протестантов эстетическое чувство, писал ещё диакон Кураев... И, я думаю, оно восстает вообще против пропаганды..." [3].
Применительно к российским реалиям можно без колебаний сказать, что уже есть категория рокеров, которые без тени сомнения относят себя к Православию, и, что самое Существенное для нас, категория православных священнослужителей, которые не считают рок антагонистичным Православию и не возбраняют своей пастве оставаться в рядах любителей рока, равно как и сами не собираются оставлять эти ряды. "Рок —это явление культуры, область душевная, а вероисповедание и духовная жизнь—дело духовное, не имеющее отношения к музыкальным вкусам", —говорят такие. Но это -огромное заблуждение. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: "Скажи мне, какую музыку ты слушаешь, и я скажу, кто ты".
У рока нет ясно оформленных и общих для всех рок-течений религиозных догматов. Его слушают и сатанисты, И буддисты, и "христианские рокеры". Его слушают и просто повесы, индифферентные к религии, и серьёзные искатели философских истин. Наверное, как раз повес и искателей-философов (как со знаком плюс, так и со знаком минус) в роке большинство.
И всё же что-то общее у всех, считающих себя рокерами, явно присутствует. И у сатанистов, и у "христианских рокеров", и у повес, и у философов. Поэтому очень важно уяснить, что именно объединяет столь разных на первый взгляд людей под знамёнами рока, как это их "общее" соотносится с христианским мироощущением, и насколько оно Может удалять или приближать человека к цели христианской жизни.
Косвенные улики
Даже беглое знакомство с многочисленными высказываниями тех, кого трудно заподозрить в очернительстве рока, настораживает.
"Музыкой можно гипнотизировать людей, и, если нам удаётся попасть в их слабую точку, мы можем проповедовать их подсознанию всё, что хотим", —утверждал рок-идол гитарист Джимми Хендрикс, один из тех, кому рок-музыка обязана многими открытиями. Хендрикс был знаковой фигурой в роке. Заметим, что он происходил из негритянской семьи потомственных шаманов вуду. Это к тому, что именно можно было ожидать от его "гипноза".
"Белые люди завоевали Африку пушками и ружьями, а мы завоевали белых рок-н-роллом", —утверждал он же, правда, на наш взгляд, несколько недооценивая роль белых в этой "победе". К слову сказать, сам он скончался от передозировки наркотиков, что трудно оценить как победу над кем бы то ни было.
Ещё несколько характерных наблюдений.
"В мае 66-го из Нью-Йорка в Лос-Анджелес вылетает президент компании «Е1ек1га» Джек Хольцман. Цель поездки —поиск «свежей крови»: один из подопечных Джека — Артур Ли из группы Love —на все лады расхваливает некую группу The Doors.
...Расслушать «дорзов» удалось с четвёртой попытки. В тот вечер они дали копоти по полной программе! Перформанс Джима (Моррисона. —Авт.) напоминал шаманский обряд, как будто над сценой образовалась чёрная дыра, высасывающая энергию публики" [4].
А вот это уже из наших, российских реалий.
"...Крики становятся настойчивей. И наконец после двадцати минут ожидания на сцену вылетает Макс... Всё! Наркотическая пилюля «Арии» проглочена, руки делают фигуру № 1, все, кто знает слова, поют «Патриота», кто не знает — важно открывают рот! Увертюра удалась, Беркут говорит что-то вроде «здрассьте», просит не покидать своих мест (ага, спешим и падаем), девушки внимательно изучают личный состав группы, лично я рассматриваю инструменты: о! старый добрый «Стратокастер», изученный по фотографиям и кинам вдоль и поперёк. Дальше «Битва», следом «Раскачаем Этот Мир». Остальной плей-лист смешался в какой-то безудержный восторг. Помню только, что на «Кровь за Кровь» все забыли про сидячий режим, и действие наркотика достигло апогея. Ну и наконец о самом прикольном — о поведении на сцене. ДА! ДА! ДА! К нам приехал цирк! (Жалко, клоуны, прости господи, не остались). Беситься с «Арией» — это нечто!" "Это глас народа, точнее, фанатский отчёт человека по имени НегтН о концерте «Арии» в Рыбинске. Они, наверное, и правда славно побесились, а уж как мы побесимся в Кремле тридцатого-то января!.." [5].
(К слову сказать, сами музыканты "Арии" считают себя православными).
И ещё одно свидетельство о рок-концерте человека, которому уже нет никаких оснований не доверять, потому что человек этот — о. Андрей Кураев. Вот его впечатления о концерте в ДК им. Горбунова, посвящённом дню рождения Ю. Шевчука.
"...Поднялся я в бельэтаж, откуда и взирал на всё происходящее. Честно говоря, только один раз у меня было такое состояние. В 1989 году пришлось посмотреть по телевизору сеанс Кашпировского. Он обещал: «Если в вашем помещении накурено, то я сейчас сделаю несколько пассов, и воздух станет свежим»... Мужики (дело было в телевизионном холле советского посольства в Румынии) с энтузиазмом отнеслись к идее экстрасенса... Начал про себя молиться. Всё кончилось хорошо: свинарник остался свинарником, не превратившись в дворец. Чуда не состоялось, как я и просил в своей молитве. Но затем я целый день не мог подняться с постели. Ни боли, ни температуры — а сил нет. Куда-то они ушли... Вот нечто похожее было и после первого рок-концерта" [6].
Впрочем, о. Андрей Кураев, как мы видим, позже переосмыслил это своё первое впечатление. Рассуждая о природе рока, он упоминает и ещё нечто существенное для нашего анализа:
"В определённом смысле грохочущий рок сродни молчаливой медитации. И там, и там внешний мир как бы отрезан, есть только я и то, думать о чём, переживать что мне сейчас важно. В медитации молчание отрезает человека от внешнего мира. В роке грохот оглушает, то есть делает то же самое: внешнее, обыденное уже не пробивается. Но медитировать, конечно, можно о разном. Сходство техники не означает единства опыта" [7].
Да, рок сродни медитации, мы совершенно согласны с о. Андреем. Это его наблюдение очень точное. И медитировать можно о разном. Вот только нельзя медитировать по-православному.
Такого рода свидетельств очень и очень много, и их можно при желании собрать огромное количество. Но мы не ставим такой цели, тем более, что это уже в значительной степени проделано многочисленными исследователями рока. Для нас важно отметить, что они произнесены самыми разными людьми при самых разных обстоятельствах. Причём одни из самых ярких и беспощадных свидетельств принадлежат самим рок-музыкантах. Отмахнуться от этой статистики можно только при упорном нежелании разобраться, где же истина.
Во всех этих цитатах, таких разных по времени, месту произнесения и по характеру произносивших, явственно проглядывает нечто общее, что относится к самой природе рока и не претерпело существенного изменения за несколько прошедших десятилетий. Это общее — дух рок-стихии, закоторым явственно маячит нечто оккультное. Даже по Внешним признакам рок-действо поразительно напоминает некий языческий ритуал. Роль шамана здесь выполняют музыканты, заводящие публику, они же аналоги тех, кто в языческих культах играет на ритуальных ударных инструментах. Даже инструменты, выполняющие в роке мелодическую функцию — соло-гитара и иногда клавишные, полностью включены в общую ритмическую пульсацию, и их сольные фрагменты только подчёркивают предельно напряжённый ритмический рисунок рок-композиций. Мощный акустический напор и "забойный" ритм подразумевают некие стереотипы поведения, навязывают соответствующее внутреннее ощущение слушателям.
Причём, чем более "заводная", музыка, чем сильнее "отрыв" музыкантов и слушателей-соучастников, тем выше класс музыкантов. Неконтролируемые вспышки эмоций, пляски и "рубиловка", весьма экспрессивное поведение поклонников на рок-концертах, равно как и особое "изменённое состояние сознания" ", когда вся рок-аудитория как бы становится одним целым, слившимся в некоем, мистериаль-ном действе, ещё более делает явной ту общую "жилу", связывающую рок-концерт и шаманское камлание. То же самое можно сказать о спецэффектах, о световом оформлении и своеобразном "курении": дымовые эффекты прочно вошли в арсенал выразительных средств на рок-концертах.
Итак, мы вплотную подошли к ответу на вопрос: "Что же роднит всех рокеров, вне зависимости от их религиозных и иных предпочтений ? Что же всё-таки делает рокера рокером?"
Ответ нам видится так: способность входить в особое состояние, навязанное рок-музыкой, заманчивость этого состояния для того, кто его испытал и практикует.
1> Понятие "изменённое состояние сознания" изначально относилось к наркотическим опытам, получившим широкое распространение в молодёжной субкультуре в конце 50-х — 60-х годах на Западе. Эти опыты положили начало целому направлению в роке, именуемому "психоделика".
А вот природа этого состояния уже не вызывает сомнений. Она —языческая.
Родов язычества существует несметное множество, при этом все они являются язычеством. Так и родов рока существует очень и очень много. И все они остаются роком. И в основе их всех лежит нехристианское, языческое мироощущение. И мы постараемся показать это.
О музыке вообще
и о рок-музыке в частности
Говоря об общечеловеческих и даже христианских мотивах в роке, его апологеты часто приводят в пример тексты, в которых иногда даже с пиететом говорится о Боге. Но тексты в роке сами по себе ничего не доказывают. И ответ на вопрос: "Что делает рок роком?" —лежит не в литературной области, а в музыкальной, и отчасти —в области сценических решений. Поэтому, когда мы будем говорить о том, что в роке неприемлемо для православного человека, речь будет в первую очередь о музыке: о рок-музыке и о сценическом рок-действе, а о рок-поэзии — в меньшей степени, хотя и тексты в роке бывают очень красноречивы, особенно если речь идёт об изобретателях рока. Тогда тексты хорошо иллюстрируют, какую именно идею они воплощали в своём творчестве.
О том, что музыка как способ воздействия на личность сама в себе несёт мощный нравственный и эмоциональный импульс, который может быть как положительным, так и отрицательным, знали с давних пор. В Древнем Китае, например, некоторые музыкальные произведения были законодательно запрещены, так как несли в себе, по мнению правящих кругов, деструктивное начало. И этот феномен музыкального воздействия был известен не только древним китайцам.
Платон (428—348 гг. до Р.Х.): "Музыкальное обучение — более мощный инструмент, чем любой другой,
потому что ритм и гармония находят путь во внутренние места души".
Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.): "Музыка непосредственно представляет страсти или состояния души: мягкость, гнев, храбрость, умеренность <...> если человек обычно слушает музыку, которая пробуждает позорные страсти, весь его характер будет иметь позорную форму. Короче говоря, если кто-то слушает недостойную музыку, он станет недостойным человеком; но, наоборот, если он слушает достойную музыку, будет тенденция к тому, чтобы он стал достойным человеком".
Боэций (480—524 гг.), римский философ и государственный деятель: "Музыка — часть нашего человеческого характера, она имеет силу или улучшать или ухудшать наш характер".
К.Э.Циолковский (1847—1935): "Музыка есть сильное возбуждающее оружие, подобно медикаментам. Она может и отравлять, и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка" [8].
Музыка, как давно замечено, сама по себе и без слов может рождать в душе как возвышенные, так и низменные эмоции и чувства. Музыка затрагивает такие струны души, к которым нетпрямого доступа ни у одного другого вида искусства. Она в буквальном смысле заставляет человека соучаствовать в эмоциональных состояниях, которые вдохновляли её создателя, и тем сильнее соучаствовать и сопереживать, чем более талантлив этот создатель. Музыка способна воздействовать и на тело, и на физиологию как человека, так и вообще живых организмов, причём иногда весьма сильно. Музыкальное сопровождение во все времена являлось неотъемлемым атрибутом религиозных культов.
Музыка может даже отчасти формировать мировоззрение, причём это чаще всего происходит без осознанного намерения у композитора и у исполнителя. Это происходит благодаря тому, что состояние души композитора и исполнителя, запёчатлённое в звуках музыки, вызывает ответный резонанс в душе слушателя. Так, пианино с неприглушёнными струнами начинает ответно звучать в резонанс с любыми звуками, раздающимся вблизи него.
Музыка — это всегда своеобразная одежда, в которую завёрнута нематериальная идея, послание. Музыка —это особый, самобытный язык, в формы которого облекается эта идея. И, если говорить о нравственном содержании творчества, существенным становится вопрос, какая духовность связана с возникновением конкретного направления музыки, какие идеи вдохновляли её создателей ? Потому что человек, погружающийся в чужую музыку, проникает и в нематериальные миры идей и образов, в которые раньше него прорвался (или создал их заново) композитор и исполнитель.
Христианство знает, что духовное пространство представляет собой поле битвы сил зла с Богом. И пространство человеческого творчества отражает это поле битвы. Человек в своём творчестве осознанно или неосознанно выражает своё отношение к этой сокровенной тайне бытия. При этом оказывается, что самая форма, в которую облечена музыкальная идея, не является нейтральной субстанцией, существующей вне нравственных категорий. Поэтому трудно согласиться с о. Сергием (Рыбко), который утверждает, что его не интересует нравственный облик рок-музыкантов, не имеющий как будто бы прямого отношения к их творчеству [ 1 ]. Но ведь дух всегда "творит себе форму", в том числе злой дух.
Впрочем, разделить всё творчество на "плохое" и "хорошее" не так-то просто. Разве что в каких-то сатанинских его формах, где есть полное срастание человеческой души со злом, когда человек полностью уподобился бесу, можно говорить об абсолютной инфернальности такого рода "искусства", об отсутствии в нём даже проблесков чего-то позитивного. Но даже и тут остаётся отблеск красоты творения, которое "добро зело". Ведь пока есть хоть какое-то бытие, есть и этот отблеск, потому что самое бытие —от Бога. Это сказано к тому, что в любом творчестве есть проблески добра. Но это ещё не свидетельство и не гарантия того, что В целом вектор творчества будет положительным. Равно как И наоборот: нет полной тождественности с горними областями даже в самом безукоризненном церковном искусстве, пока художник, музыкант не стал святым, не очистился полностью от страстей. В подавляющем большинстве случаев человеческое творчество представляет собой взаимопереплетение как тёмного, так и светлого. И важно при этом определить главный вектор.
Так чего же больше в рок-музыке -ветхого, тёмного или нового, светлого, того, что христианину не зазорно взять с собой в путешествие к Горнему Иерусалиму?
В существующей сегодня стилистике всех видов рока, как в геологических слоях, отложились все "высказывания" его первопроходцев и создателей, последовательно разрушавших нравственные, музыкальные, общественные и религиозные устои. В музыке Ьеауу те(а1, например, И сегодня явственно звучат мотивы исканий и находок его корифеев — Оззи Осборна, АС/ОС и других, не на шутку заигрывавших с сатанизмом.
Перечислять рок-корифеев, жизнь которых была духовной катастрофой с христианской точки зрения, можно очень долго. Но вряд ли это имеет смысл. Скорее, трудно будет найти тех рок-музыкантов, чья жизнь не стала катастрофой в духовном плане. Даже если они и не сгорели от наркотиков, распутства и пьянства, не погибли при странных или трагических обстоятельствах, а здравствуют до сих пор.
"Стара песня, — слышим мы голоса. — Мало ли кто от чего сгорел. А вот Кинчев и Шевчук — это совсем другое дело. Они не сгорели, а, наоборот, преобразились. Это русский рок. Хороший, честный рок".
Тексты их преобразились. Но остались прежними музыка и интонации. Интонации же в роке весьма выразительные. Они мало похожи на смиренную просьбу, покаяние и мольбу о помиловании. Они или угрожающие (вот только кто и кому грозит, и чьей властью ?), или зовут порадоваться этой жизни (но в языческом смысле этой радости), или горделиво заявляют о своей попытке заглянуть в непознаваемое (но тоже в духе оккультных опытов). Именно эти интонации отразили искания и находки изобретателей стилистики рока.
Сегодня "православный рокер" Константин Кинчев, играющий в той же манере, что и рок-беззаконник Оззи Осборн, эксплуатировавший сатанинскую жилу, заявляет: "Я ничего плохого не имею в виду, я просто люблю тяжёлую музыку и умею её играть". Но так ли духовно нейтральны те стилистические и художественные приёмы, благодаря которым эта музыка и становится тяжёлой ? Нет. Рок не становится христианской проповедью от одного переложения христианских текстов на музыку, которая своим жёстким и тяжёлым саундом сделала бы честь иной сатанинской группе.
Впрочем, необходимо при этом уточнить, что о Юрии Шевчуке, равно как к о Константине Кинчеве, нельзя говорить как о сатанистах. Творчество Шевчука и Кинчева в смысле гражданской позиции и в отношении той самой рок-поэзии — в одном ряду с творчеством, например, Игоря Талькова, рок-музыканта, заслужившего в своё время немало одобрительных слов от самых разных людей, которым небезразлична судьба России. Но даже в этом случае рок-концерт остаётся рок-концертом, неся на себе отпечаток того, что больше всего напоминает самый настоящий языческий ритуал. И это неслучайное сходство.
О традиционном искусстве и его путях в XX веке
Защитники "рок-миссионерства" часто говорят: "Повсеместное распространение рока — это просто закономерная смена культурных традиций, причём рок ничем не хуже любой другой музыки, в том числе и классической. Просто он другой, но ничуть не менее «серьёзный», в отличие от попсы. Именно он является музыкальным языком, понятным молодёжи, и думающей молодёжи, что важно для наших миссионеров". Да, действительно, рок-культура зиждется на несколько иных основаниях, чем академическое искусство. В некотором отношении она даже принципиально иная. И нужно признать, рок органичен для нашего времени, отмеченного знаком апостасии.
Классика же — это уже образ минувшего, того, что сегодня во многом утрачено. Что же именно сегодня утрачено? Прежде всего, устои, на которых зиждилось традиционное христианское общество.
В классической культуре изначально существовало позитивное устремление к идеальному, которое в перспективе сливалось с Божественным. Знание об этом Божественном, свойство воспевать Творца и Его творение классическая традиция унаследовала от христианской религиозной культуры, из которой произошла. Но чем больше христианское содержание размывалось, подменялось общечеловеческими ценностями, тем менее оно становилось способным отражать этот Образ.
Начало этому было положено в период Ренессанса, когда гуманизм посягнул на то место, которое ранее отводилось богопочитанию. Однако вплоть до начала XX века традиционная европейская культура не исчерпала того мощного позитивного импульса, который достался ей в наследство от христианства.
Многие христианские авторы, как наши современники, так и более ранние, отмечали, что лучшие образцы этой культуры, с соблюдением разумной осторожности, могут быть использованы для воспитания правильных эстетических ориентиров. В частности, об этом писал в XIX веке свт. Феофан Затворник [32]. Не в меньшей, а даже, пожалуй, в большей степени это относится и к нашему времени, о чём говорил, например, наш современник, выдающийся подвижник, философ и религиозный писатель иеромонах Серафим (Роуз) [33]. С конца XIX века ситуация в академическом искусстве начала меняться. Появились деконструктивные течения, черпавшие вдохновение в разрушении классической, традиционной формы. Всё более последовательно и решительно совершались попытки прорыва в иные, неизведанные художественные и духовные измерения, манящие своей инаковостью. И осуществлялись эти попытки прорыва путём снятия разного рода ограничений, как нравственных, так и художественных. При этом устремлённость к Богу, характерная для искусства христианского, была заменена на бесконечный поиск новизны вне Бога или такой новизны, которая готова была снисходительно принять и христианского Бога в свой пантеон заклинаемых божеств. Результаты не заставили себя долго ждать. Миры, разверзнувшиеся в работах Дали, Пикассо, Кандинского, Малевича, поражают точностью раскрытия сущности того измерения, в которые они прорвались. Демонизм —вот характерная особенность этого прорыва и этого измерения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|