Решение ГУСа о закрытии детских садов М.Монтессори
Однако распоряжение о закрытии детских садов по системе Монтессори было принято на государственном уровне. В 1930 году по идеологическим причинам перестал существовать и экспериментальный детский сад Ю.И. Фаусек.
Так завершился многолетний педагогический эксперимент поиска альтернативной модели воспитания и обучения дошкольников на основе культурного заимствования зарубежной педагогической системы и ее адаптации к социально-экономическим условиям России.
В 30-е годы Ю.И. Фаусек существовала на случайные заработки и писала в “стол”, для потомков. Это период наиболее плодотворной аналитической и теоретической деятельности, направленной на исследование психических механизмов целостного развития личности ребенка и разработку педагогических способов его развития в условиях детской самостоятельности. Работы Ю.И. Фаусек этого периода посвящены обобщению результатов многолетней практической деятельности, в них представлены выводы относительно эффективности и оптимальности условий реализации системы Монтессори.
Ю.И. Фаусек интересуют различные аспекты проблемы взаимоотношения детей и взрослых, роль педагога в “пробуждении внутренней сущности ребенка”. Одна из рукописей, относящаяся к концу 30-х годов и озаглавленная “К. Станиславский о работе актера над собой. Что может взять для себя из этой книги учитель”, включает цитаты из книги великого режиссера и комментарии Юлии Ивановны как учителя. Ю.И. Фаусек замечает, что педагогическая деятельность, сродни актерской. Педагогические техники также основаны на сопереживании человеку и самосовершенствовании.
Последняя рукопись
Последняя, незавершенная рукопись “О морали у детей (Записи наблюдений и опыта работы в детском саду)”, где сформулированы интереснейшие мысли о психологической природе детства, предвосхитившие идеи современной гуманистической педагогики, была начата 15 июля 1941 года. Она обрывается зимой 1941 – 1942 годов. Ю.И. Фаусек умерла в феврале 1942 года в блокадном Ленинграде (В Российской педагогической энциклопедии указана другая дата – 1943 г.) и была захоронена с сотнями тысяч ленинградцев в братской могиле.
30 лет подвижнической деятельности по постижению и творческому воплощению в жизнь педагогики Монтессори в системе отечественного дошкольного образования. Открытие детских садов и практическая работа с детьми, организация курсов по подготовке педагогов для работы по системе Монтессори и руководство кафедрой, изучение и обмен опытом с зарубежными коллегами, публицистическая деятельность, переводы и публикация фундаментальных работ и статей Марии Монтессори.
В системе Монтессори Ю.И. Фаусек нашла положения, отражающие суть ее собственных взглядов на природу дошкольного детства и организацию воспитательного процесса детского сада.
Результатом теоретической и практической деятельности по реализации системы Монтессори в России явилось становление собственного педагогического наследия Ю.И. Фаусек, которое является историко-педагогическим феноменом и представляет собой совокупность педагогических взглядов автора на решение проблем воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Для Ю.И. Фаусек суть педагогического процесса в индивидуальном подходе к воспитаннику, содействии стремлению ребенка к познанию, опора на детскую потребность в работе, деятельности. Педагогическое внимание вместо педагогического вмешательства. Притягательная индивидуальность как важнейшее личностное качество и главная задача педагога, позволяющая обрести доверие воспитанника и нести нравственную ответственность в воспитании. Педагогическая толерантность как способность быть рядом и уважать детское состояние.
Педагогическая технология воспитательного процесса, по Ю.И. Фаусек, предполагает порядок в организации развивающей среды для воспитания дисциплины как внутренней упорядоченности и свободы. Воспитание тишиной как средством формирования механизма саморегуляции и развития воли ребенка; системность упражнений с дидактическим материалом; воспитание социальной ответственности посредством взаимопомощи; воспитание уважения через интерес к деятельности другого ребенка.
Опыт практической работы с дошкольниками позволил Ю.И. Фаусек выявить и показать в своих методических работах специфику дидактических приемов образовательной работы по системе Монтессори, суть которых она раскрывает в процессе описания дидактических материалов, основанных на принципе автодидактизма, а также через описание технологии трехступенчатого урока. Алгоритм выполнения заданий един для большинства материалов Монтессори и способствует выполнению задачи ребенком с минимальной помощью педагога.
Открытия Юлии Фаусек
Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы позволили Ю.И. Фаусек выявить ряд закономерностей, доказывающих эффективность системы Монтессори: · индивидуальная самостоятельная работа ребенка с дидактическими материалами в подготовленной развивающей среде способствует раннему выявлению интересов и склонностей детей, а также возникновению интереса к работе других, что приводит к формированию “свободной кооперации”, культуры автономии, взаимодействию детей без соперничества; · “автодидактизм” развивающего материала обеспечивает становление у ребенка элементов самоконтроля, что способствует адекватной самооценке, возникновению положительной мотивации к работе и воспитанию самостоятельности как личностного качества; · положительная мотивация, интерес к работе с дидактическим материалом сопровождается высокой “концентрацией” и “поляризацией” внимания, что обеспечивает формирование обобщенных способов действий (“приобретение метода в работе”), приводит к “нормализации” поведения и облегчает адаптацию ребенка к обучению в начальной школе.
Педагогическое наследие Ю.И. Фаусек отражено в научных трудах и статьях, дневниковых записях, методических разработках и рекомендациях. К сожалению, до последнего времени оно было мало доступно современному читателю. Поэтому попытка целостно представить его в данной публикации весьма своевременна и полезна для развития современной системы дошкольного образования.
Корректное и творческое применение Ю.И. Фаусек педагогики Монтессори в условиях становления российского дошкольного образования в начале века минувшего – интереснейший опыт культурного заимствования зарубежной педагогической системы. Этот опыт имеет большое значение как для современных приверженцев педагогики Монтессори в нашей стране, так и всех, кому не безразлична дальнейшая судьба уникальной системы российского дошкольного образования.
Осмысление педагогического наследия Ю.И. Фаусек в современной практике дошкольного образования может обеспечить концептуально грамотное “прочтение” системы Монтессори и технологически точное ее воплощение в условиях российской культуры, а также способствовать осуществлению идей гуманистического подхода к ребенку как субъекту собственного развития, что отвечает современным тенденциям развития педагогической науки.
Практические занятия
Практическое занятие 1.
Дидактический материал для обучения письму и счету
1.Развитие моторики
2.Развитие сенсорики
3.Язык и познание мира
4.Свобода
5.Обучение письму
Практическое занятие 2
Упражнения на управление инструментом для письма
1. Нотная грамота
2. Арифметика
Практическое занятие 3.
Упражнения для подготовки к письму
1. Упражнения, призванные установить визуально-мускульный образ букв и закрепить мускульную память движений, необходимых для их начертания.
2. Упражнения на составление слов
3. Чтение как интерпретация понятий из письменных знаков
Практическое занятие 4.
Умственное воспитание
1. Игры с завязанными глазами
2. Упражнения на развитие зрительного чувства
3. Музыкальное воспитание
4. Проверка остроты слуха
5. Урок тишины
Практическое занятие 5
Воспитание чувств
1. Воспитание стереогностического чувства
2. Воспитание чувства вкуса и обоняния
Практическое занятие 6
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|