Сделай Сам Свою Работу на 5

Годы войны и революций. Тетрадь наблюдений





В этих неимоверно трудных условиях Ю.И. Фаусек открывает осенью 1918 года еще один детский сад по системе Монтессори при трудовой школе на Офицерской улице, в помещении бывшей Николаевской военной гимназии. Детский сад на Офицерской, по воспоминаниям Ю.И. Фаусек, посещали преимущественно дети пролетариев и только 7-8 детей из интеллигентных семей.

Число детей колеблется от 30 до 40, одни выбывают, на их место приходят новые дети. Всего лишь 12 детей посещают дошкольное учреждение регулярно. Опытные воспитатели знают, как сложно работать в таких условиях бесконечного адаптационного периода ребенка. Но Юлия Ивановна, мужественно перенося материальные лишения, вместе со своей помощницей живет при этом детском саде и работает с детьми.

Для каждого ребенка у нее была особая тетрадка, в которую она заносила записи, являющиеся результатом наблюдения его развития. Уникальный эмпирический материал лонгитюдного наблюдения за развитием дошкольников 20-х годов прошлого века еще ждет своих исследователей.

В этих записях сама Юлия Ивановна, ее отношение к детям, высочайший профессионализм:
“Лиля. 3 г.3 м. – Поступила 9 сентября 1916 г. <…> Единственный ребенок. Отца нет. Мать служит; домой приходит только в 6 ч. вечера.
Здоровый ребенок, хорошего сложения. Речь очень плохо развита. Не произносит р и л (юка – рука, хеб – хлеб), ш (каса – каша), ж (зюк – жук), ч (чиси – часы); а, у, ы – произносит мягко.
17 сентября. Первые дни плакала, требовала “маму”. Когда успокаивалась, то сидела на одном месте, не желая ничем заниматься. Теперь остается охотно, “маму” просит лишь изредка и скоро успокаивается. В общем спокойна, ест хорошо. Материал пока не берет; играет подолгу с игрушками.
19. Отобрала 12 кубиков (мелких) от 12 кирпичиков с завязанными глазами без одной ошибки. Повторила упражнение несколько раз. <…>
Ноябрь, 2. 20 минут со вкладками. Глазами плохо различает формы. Научилась ощупывать фигуры пальчиками.<…>
Февраль, 6. Сильный мороз (- 22). В школу пришла одна Лиля. Все утро (до 11.30) была занята беспрерывно. Молча, с легкой улыбкой она сначала упражнялась на рамках, потом с брусками (цилиндрики), потом взяла коробку с буквами, лотки со вкладками и долго с ними упражнялась. <…> Потом Лиля сама накрыла на стол на три прибора, вымыла руки, помолилась, позавтракала, убрала посуду, вымыла кружки и тарелки с нашей помощью. В 1.30 ушла домой. Сколько работы, – настоящей, разумной, спокойной и с веселой улыбкой сделала за три утренних часа эта трех с половиной лет девочка. И притом добровольно и вполне самостоятельно.
1917, ноябрь, 28. Лиля с матерью уехала совсем из Петербурга. Она очень плакала. Страшно жалко расставаться с этой девочкой и не иметь возможности следить за ее дальнейшим ростом”. (Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори. – Берлин, 1923).





Видеть ребенка

Умение “видеть” ребенка как основа высочайшего профессионализма в работе с маленькими детьми позволило Ю.И. Фаусек строить воспитательный процесс детского сада в традициях гуманистической, личностно ориентированной педагогики. Опыт работы в детском саду с детьми помог Юлии Ивановне понять роль воспитательницы дошкольников.

“Руководительница, – писала Ю.И. Фаусек, – должна выработать в себе умение ко всему приглядываться и ничего не пропускать”. (Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори. – Берлин, 1923). Сама Юлия Ивановна умела это потрясающе.

В декабре 1915 года она заметила, что Тина (3 года 8 месяцев) и Вова (4,5 года) играют в маляров: обмакивают кисти в поддонники под цветочными горшками и “красят” этим круглую железную печку в зале. Когда это им запретили, на другой день они взяли ведерко с водой, макали в него кисти и мазали ими свои сапоги.. Вода была черная, на полу грязные лужицы, сапоги мокрые и потускнели. Пришлось и это заманчивое для детей занятие прекратить.



Что же сделала Юлия Ивановна? “Мне было жаль детей, - пишет она в своем дневнике, -–и я почувствовала, что должна удовлетворить их ненасытное желание быть малярами. На другой день я предложила им чашечку с разведенной краской, две кисти и большой деревянный ящик с просьбой выкрасить его, да получше. Дети не верили своему счастью.<…> Они красили ящик целых 50 минут в глубоком молчании и должны были прекратить свою работу только потому, что пора было уходить домой. На другой день они опять красили и на третий тоже. Они выкрасили ящик, крышку ящика, 3 цветочных горшка <…>. Дети вполне насладились удовлетворением желания малярной работы и были счастливы”. (Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори. – Берлин, 1923).

Разделяя идеи М. Монтессори, Ю.И. Фаусек считала, что от воспитательницы маленьких детей требуется большое терпение, то есть умение уважать “медленный темп детской жизни”, не делать за ребенка то, что он сам может в силу возрастных возможностей. Поэтому воспитательнице не следует самой одевать, кормить дошкольников и прочее.

В детском саду Ю.И. Фаусек большое внимание уделялось развитию детской самостоятельности, по сути, были заложены основы трудового воспитания дошкольников. В связи с этим широко применялись так называемые “обыденные, житейские упражнения”, помогавшие воспитанникам социализироваться в окружающем мире. Широко практиковались рамки Монтессори, что позволяло детям эффективно осваивать умение самостоятельно одеваться.

Житейские упражнения предполагали также дежурство за завтраком (накрыть столы скатертями или клеенками, расставить тарелки и кружки, разложить ложки, ножи и вилки, подавать кушанья, убрать и вымыть грязную посуду, убрать скатерти, подмести пол, расставить на места столы и стулья).

Наблюдая детей, Ю.И. Фаусек пришла к выводу, что постоянное желание быть дежурным чаще всего выражают самые маленькие, ничего еще не умеющие и самые неустойчивые и непослушные. Стремления таких детей по возможности следует удовлетворять. Это и есть путь к приведению в порядок детской мускульной и нервной системы, а, следовательно, и педагогический путь к дисциплине.

В житейских упражнениях дети развивают в себе внимание к вещам, ловкое и бережное с ними отношение, учатся быть внимательными по отношению к товарищам. Как чрезвычайно наблюдательный педагог, Юлия Ивановна замечала, что уже 5-6 летние дети-дежурные помнят, кто любит много хлеба, кому нужно налить больше молока, кому дать две порции. Старшие – 6-летки заботятся о младших. Само собой в детском саду установилось правило: маленьким надо подавать еду раньше.

Ничто не ускользало из поля зрения опытного педагога и даже, казалось бы, ничтожные факты свидетельствовали ей о целесообразности того или иного педагогического средства, метода воспитания. Так, доказательством ловкости и бережного отношения детей к посуде расценила Юлия Ивановна сухие цифры статистики: “За три года, – пишет она, – (с сентября 1915 по май 1918 г., с тех пор как мы ввели мытье посуды) было разбито всего 9 кружек и 6 тарелок. И то в крушении одной тарелки и одной кружки была виновата одна дама посетительница, глядевшая на работу детей и так сильно нервничавшая из страха, что дети перебьют посуду, что заразила и девочку, очень трудную в воспитательном отношении. Она все время бросалась к девочке на помощь, в которой та и не нуждалась. В результате и оказались черепки, к великому огорчению ребенка”. (Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори. – Берлин, 1923).

В процессе дежурства, – как считала Ю.И. Фаусек, – дети приобретали привычки к “красивой домовитости”. Дежурным надевали белые переднички и нарукавники. Для мытья посуды служили другие – синие или зеленые. Столы покрывали белыми скатертями, у каждого ребенка для салфетки были мешочки или кольца с именем. Украшать столы цветами или вообще какой-нибудь зеленью, будь то просто овес, посеянный в горшке, или еловая ветка, вошло в обычай. Редкие дети забывали поставить их на стол, а если забудут дежурные, то другие заметят и непременно исправят ошибку.

Руководительница, считала Ю.И. Фаусек, по возможности должна уметь делать все сама, то есть обходиться без услуг других. И это будет примером для детей. Поэтому, например, когда писали на доске имена детей, которые должны были в этот день мыть посуду, она часто дописывала “и Юлия Ивановна”. Это вызывало восторг и общее желание мыть посуду.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.