Сделай Сам Свою Работу на 5

Знакомство с педагогикой Монтессори





Вот как об этом пишет сама Юлия Ивановна в своих воспоминаниях: “В 1912 году я прочитала в “Вестнике воспитания” статью Е.Н. Янжул “Об одном итальянском детском саде”. Статья эта сильно заинтересовала меня, и мне очень захотелось поближе познакомиться с системой, описанной в этой статье. Вскоре затем я получила от проф. С.И. Созонова перевод книги Монтессори “Il metodo della Pedagogia scientifica applicato all educazione infantile nelle. Case die Bambini” под заглавием “Дом ребенка”, которую я и принялась изучать.

Летом 1913 г., живя на даче на берегу Балтийского моря, я услышала однажды насмешливый рассказ одного учителя о том, что известный престарелый физик В..В. Лермантов, живший там же, бредит какими-то пуговками, застежками, кубиками, треугольниками и проч. Я поняла, что дело идет о системе Монтессори, и мне страстно захотелось поговорить о ней с Лермантовым, поделиться моими впечатлениями о ее замечательной книге. Желание мое исполнилось, и мы провели несколько дней в живейших беседах.

Лермантов – ученый, физик, проведший всю свою жизнь в лаборатории со студентами, – живо заинтересовался этим новым методом. Он обратил особое внимание на некоторые его стороны, говоря, что, если бы студенты воспитывались своевременно в духе идей Монтессори, они много выиграли бы в своем развитии и не тратили бы драгоценного времени на многие вещи, которые с легкостью усвоили в раннем детстве…” (Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори. – Берлин, 1923).



В.В. Лермантов выписал весь дидактический материал Монтессори из Лондона, чтобы познакомиться с ним воочию. И таким образом, осенью 1913 года Ю.И. Фаусек впервые увидела этот материал. Лермантов демонстрировал его сначала в Университете, потом в Педагогическом музее Соляного городка.

Обращение Ю.И. Фаусек к педагогической системе Монтессори закономерно и обусловлено опытом ее культурного формирования и предшествующей педагогической деятельности. Прекрасное образование европейского уровня, незаурядные способности и проницательный ум позволили ей сразу оценить новизну и оригинальность предлагаемой системы воспитания. Возникло желание глубже изучить новую педагогическую систему, попытаться воплотить ее в практике российского образования.



Первый детский сад Монтессори в России

Юлия Ивановна была человеком широкой эрудиции, в ее облике нашли отражение лучшие черты русской передовой интеллигенции начала 20 века. Поэтому не случайно в круг знакомых и друзей Фаусек входили талантливые ученые, писатели, художники, среди которых В.М. Гаршин и В.А. Герд, П.Б. Струве и В.С. Соловьев, П.М. Третьяков, Н.А. Ярошенко и А.И. Куинджи, А.П. Чехов и А. Эйнштейн. И может быть, именно женственность, притягательность и обаяние ее натуры, неиссякаемый энтузиазм и увлеченность, уважительное отношение к личности ребенка, понимание особой значимости детства для всего последующего развития человека вызывали у окружающих желание поддержать и помочь в ее благородном деле.

В октябре 1913 года при горячем содействии профессора Созонова, бывшего тогда директором Коммерческого училища Шидловской, и самой М.А. Шидловской Ю.И. Фаусек удалось положить начало первому детскому саду по системе Монтессори в Петербурге. Этот детский сад был открыт на Шпалерной улице 10 октября и работал вплоть до 1918 года.

Поездка в Италию

Летом 1914 года при поддержке опять-таки С.И. Созонова Юлия Ивановна была командирована Министерством народного просвещения в Рим для ознакомления с постановкой дела воспитания детей дошкольного возраста в домах ребенка. “То, что я увидела и пережила в Риме, - писала Ю.И. Фаусек, вспоминая о своей поездке, - превзошло все мои ожидания”.

Фаусек не просто побывала в этих учреждениях и увидела своими глазами их педагогический процесс, а как всегда, ей повезло на встречу – в этот раз с самой Марией Монтессори. Их беседа продолжалась более получаса. Они говорили о детях – русских и итальянских, о дисциплине, организации дошкольных учреждений по методу Монтессори в России. Монтессори интересовалась опытом работы Юлии Ивановны и была рада, что метод превосходен для воспитания маленьких русских детей, если изменить лишь некоторые детали.



Вернувшись в Россию, Ю.И. Фаусек подробнейше описала увиденное и опубликовала книгу “Месяц в Риме в “Домах детей” Марии Монтессори” (Петроград, 1915). Благодаря этим описаниям мы сейчас можем ярко представить, как строилась работа этих учреждений под руководством самой М. Монтессори. Встреча с великим итальянским педагогом произвела особое впечатление на Ю.И. Фаусек. “Кто видел Марию Монтессори один раз, – писала она, – тот никогда ее не забудет, и кто слышал ее проникновенные слова, произносимые прекрасным гармоничным голосом, о воспитании маленьких детей, в душе того слова эти будут звучать как завет истинно талантливого человека”. Чувство удовольствия и радости, которое Юлия Ивановна испытала в Риме на приеме у М. Монтессори, поддерживало ее в самые сложные периоды жизни.

После возвращения

После возвращения из зарубежной командировки, Ю.И. Фаусек с огромном энтузиазмом принялась за работу в детском саду. “Я работала в тиши <…>, уверовавшая в систему, но не уверенная в своих возможностях и умении, ревниво оберегая свое уединение…”.

Вместе с тем интерес в России к педагогической системе Марии Монтессори в этот период неуклонно нарастает. Если в 1910 году появляются только первые публикации о “методе Монтессори” и о “Домах ребенка” в Риме, то в 1913 году выходит книга М. Монтессори “La Pedagogue Scientific” (“Опыт научной педагогики”), а в 1915 году уже публикуются книги отечественных педагогов: Н.Д. Лубенец “Фребель и Монтессори” и Е.И. Тихеевой “Дома ребенка Монтессори в Риме, их теория и практика. По личным впечатлениям”.

На страницах журнала “Дошкольное воспитание” за 1915 год в разделе “Критика и библиография” можно встретить первые критические суждения о новой педагогической системе: “Ярко и картинно изображает Е.И. Тихеева ту странную и необычную жизнь, которую ведут маленькие дети в Домах ребенка, переносит читателя в каждый из этих Домов, со всей его обстановкой и атмосферой, заставляет вместе с ней волноваться и недоумевать. Такими ли рисовались нам Дома ребенка, созданные самой Монтессори, судя по ее книге? И не права ли Е.И. Тихеева, когда приходит к выводу, что шаблонный, авторитетом загипнотизированный Дом ребенка неизмеримо более опасен, чем шаблонный фребелевский детский сад?” (Лубенец Н.Д. Критика и библиография //Дошкольное воспитание. 1915. № 5).

В этих условиях Ю.И. Фаусек начинает широко пропагандировать систему М. Монтессори. В 1915 году, на пасхальной неделе в Петрограде, когда проходила выставка “Детский сад”, ею был представлен весь набор дидактического материала, и все дни выставки читались доклады. “Наблюдая публику, посещающую выставку, можно было убедиться, что очень многие мало слышали вообще о М. Монтессори и совершенно не были знакомы с ее пособиями и материалом”. (Дошкольное воспитание. 1915 №5).

Благодаря выставкам и докладам желающих познакомиться с Петроградским детским садом, работающим по системе Монтессори, становилось все больше. Раз в неделю Юлия Ивановна начала показывать дидактический материал и давать консультации. Это обстоятельство вызвало у С.И. Созонова идею открыть курсы для желающих поближе ознакомиться с системой Монтессори. В течение двух зим (1916-1917 годы) при Обществе свободного воспитания читались лекции в помещении Коммерческого училища М.А. Шидловской (Шпалерная ул., 7) и проводились практические занятия в детском саду при этом же училище. Ю.И. Фаусек принимала самое активное участие в работе курсов: читала лекции, вела практическое занятия в детском саду сначала только сама, а затем с ассистенткой А.Н. Верховской.

Следует особо отметить, что активную подвижническую деятельность по популяризации и введению системы Монтессори в отечественную практику Ю.И. Фаусек разворачивает в чрезвычайно сложных социально-экономических условиях. Детский сад на Шпалерной улице только один учебный год работал в условиях мирной жизни, тогда дошкольное учреждение посещали, как писала Юлия Ивановна, “дети исключительно интеллигентных родителей”. Летом 1914 года началась первая мировая война. Еще более осложнил ситуацию октябрьский переворот 1917 года. В стране все более и более усиливаются голод и разруха, которые лишали детей нормального детства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.