Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика «Несуществующее животное»





Описание методики

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

История создания

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально - «Всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.





Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Процедура проведения.

«Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем».

Обработка и интерпретация

1) Положение рисунка на листе



В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

2) Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Шея – наличие своего мнение. Длинная шея – показатель высокого контроля над собой.

3) Несущая, опорная часть фигуры

К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Наличие хорошо прорисованных рук, говорит об отсутствии проблем в общении, если руки широко расставлены, будто бы для объятий — это может значит о жажде общения, его не хватает человеку. Если руки не прорисованы, он не особо любит общаться, ему лучше наедине с собой.

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Если ноги пропорциональны телу и устойчивые на вид — значит человек хорошо занял свою позицию в обществе и чувствует себя комфортно. Если же ноги слишком малы или наоборот чересчур длинные и неустойчивые — это может значить о хрупкости занимаемого положении, об ощущении неуместности.

Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

4) Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

5) Хвосты

Символическое значение хвоста в рисунке несуществующего животного в стандартных ключах рассматривается с двух позиций: оценка своих действий, отношение к своему прошлому.

1. В первом случае оценка человеком внутренних (мысли) и внешних (действия человека, поступки) форм своей деятельности выражается направленностью хвоста несуществующего животного. Если хвост несуществующего животного направлен вправо – человек в настоящее время размышляет о своих действиях и поступках, оценивает результаты внешних проявлений. Если хвост несуществующего животного направлен влево – человек размышляет об упущенном моменте из-за собственной нерешительности, оценивает результаты внутренних проявлений. В том случае, когда хвост несуществующего животного направлен вверх (трубой или морковкой) – человек уверен в своих действиях и их результатах. У него оптимистичный, дружелюбный и легкий характер. Человек имеет положительную самооценку, стремится к изменению и совершенствованию. Если хвост несуществующего животного направлен вниз (поджат, падает вниз) – человека не интересует саморазвитие. Он недоволен собой, подавлен, сомневается в своих силах, сожалеет о содеянном (сказанном или сделанном), раскаивается, испытывает страх. Это пессимист, отрицательно оценивающий свои действия и поступки. Если хвост несуществующего животного направлен прямо – человека все в жизни устраивает.

2. Во втором случае (отношение к прошлому) интерпретация дается по величине хвоста. Если хвост большой – прошлое человека тяготит, не дает ему покоя. Если хвост маленький – прошлое человека не сильно беспокоит.

3. Количество хвостов. Если у несуществующего животного несколько хвостов – дается такая же интерпретация, как и в случае с разветвленным хвостом, то есть свидетельствует о противоречивости самооценки или зависимости человека. Если 2 хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши – самооценка человека сильно зависит от мнения окружающих.

4. Способ изображения хвоста несуществующего животного. Разветвленный хвост – указывает на зависимость человека или противоречивость его самооценки. Если у несуществующего животного хвост длинный и пышный (их может быть несколько) – человек доволен собой. Если хвост короткий и тоненький – человек не очень уверен в себе. Если хвост толстый – в этом усматривается высокая значимость сексуальной сферы.

6) Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

7) Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

8) Линии

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

9) Типы животных

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

10) Агрессивность

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

11) Творческие возможности

Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

12) Название

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

Испытуемый №1. Интерпретация.

Испытуемый – студент.

Возраст – 19 лет.

Пол – женский.

Дата – 23.02.2016.

1) Рисунок расположен внизу листа (горизонтально) и свидетельствует о низкой самооценке, неуверенности, подавленности, незаинтересованности в своем положении в социуме, также говорит об отсутствии тенденции к самоутверждению.

2) Голова животного повернута слегка вправо, смотрит на рисующего. Говорит о тенденции к рефлексии и размышлениям, а также об эгоцентризме испытуемого.

Большие уши могут означать заинтересованность испытуемого в поступающей информации, а также о высокой значимости мнения окружающих.

Зачерченный рот у животного говорит о боязливости и тревожности испытуемого по какому-то поводу.

Наличие ресниц выявляет истероидно-демонстративные модели поведения, заинтересованность в восхищении окружающих во внешнем виде и манерой красиво одеваться.

Длинный нос может сообщать о неком защитном барьере, либо, наоборот, агрессивности к окружающим людям.

3) Детали туловища. У животного имеются необычные детали в виде неких перьев или меха вдоль туловища. Наличие таковых говорит об энергии охвата разнообразных областей человеческой деятельности, об уверенности в себе испытуемого, любознательности, желании соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, а также о стремлении занять себе место «под солнцем». Может свидетельствовать о демонстративной модели поведения, манерности, склонности обращать на себя внимание. Следует, однако, обратить внимание на то, что эти детали окружают тело животного, что может также говорить о том, что испытуемый ставит некий барьер, защищающий его от окружающих, недифференциальной опасности извне. Или же о готовности испытуемого к самозащите, например, в конфликте, деятельности и в отстаивании своего мнения.

Наблюдается сильный нажим карандашом в области ушей, что говорит о тревожности испытуемого по поводу мнения окружающих о нем самом, как уже говорилось ранее.

Усы у животных также подтверждают тенденцию к общей тревожности.

Уподобие животного человеку (прямохождение) говорит об инфантильности и эмоциональной незрелости.

Тенденция круга рисунка, о чем говорит направление рук животного, сообщает о скрытности респондента, закрытости своего внутреннего мира от окружающих.

Испытуемый №2. Интерпретация.

Испытуемый – студент.

Возраст – 20 лет.

Пол – женский.

Дата – 23.02.2016.

1) Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (направление тела и головы животного к верху) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

2) Положение головы на смотрящего трактуется как эгоцентризм.

Непрорисованные радужки глаз или их отсутствие в данном случае на рисунке свидетельствует о том, что признаков общей тревожности у испытуемого не наблюдается.

Имеются дополнительные детали на голове животного – пышная двуцветная грива. Она может интерпретироваться неоднозначно. С одной стороны, грива, шерсть, подобие прически свидетельствует о чувственности, подчеркивании своего пола и иногда ориентировки на свою сексуальную роль. Однако на данном рисунке она острая, растрепанная и мрачная относительно других цветов животного, что может говорить и о тенденции к защите или агрессивности от окружающих.

Наличие шерсти как таковой у животного имеет также иную трактовку, выявляя у испытуемого добродушие и мягкость характера.

3) Скрытые части ног и рук или их отсутствие сообщает о поверхностности суждений испытуемого, легкомыслия в выводах и неосновательности суждений, иногда импульсивности при принятии решений.

Однонаправленность ног говорит об конформности суждений и установок в принятии решений, их стандартности, банальности.

Украшающие детали (в данном случае на теле животного) являются показателем демонстративности, склонности обращать на себя внимание окружающих, манерности.

4) Хвост у животного повернут вправо, что говорит об отношении испытуемого к своим действиям и поведению. Может свидетельствовать о том, что в настоящее время он размышляет о своих действиях и поступках, оценивает результаты внешних проявлений.

Длинный и пышный хвост животного говорит о том, что испытуемый собою доволен.

Вытянутая шея животного говорит о хорошем контроле испытуемого над собой.

5) Название у животного не замудренное и сложенное из разных названий существующих слов, что говорит о рациональности, конкретной установке при ориентировке и адаптации.

Испытуемый №3. Интерпретация.

Испытуемый – студент.

Возраст – 20 лет.

Пол – мужской.

Дата – 25.02.2016.

1) Положение рисунка находится посередине, что позволяет сделать вывод о том, что самооценка у человека в средних пределах.

2) Положение головы «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм человека. Резкой прорисовки радужки нет, что указывает на то, что человеку не свойственна тревожность по какому-либо поводу.

Туловище слишком большое по сравнению с головой значит, что испытуемый слишком ценит физические качества, не придавая особого значения интеллектуальным.

Непрорисованный рот может говорить о том, что человек не любит много говорить или общаться.

3) О поверхностности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений, иногда импульсивности принятия говорят отсутствующие или почти отсутствующие ноги, которые, к тому же, и слабо соединены с корпусом — это характер контроля над рассуждениями, выводами, решениями. Также интерпретируются они как показатель хрупкости занимаемого положения, ощущения своей неуместности.

4) Некое подобие крыльев или рук, которые можно увидеть на рисунке у данного животного, говорит о высокой энергии охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, «самораспространении» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательности, желании соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевании себе места под солнцем, увлеченности своей деятельностью.

5) Признаков резкой тревожности у испытуемого не наблюдается, т.к. четких и сильных закрашиваний на рисунке не имеется.

6) Фигура круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.

 

 

5. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС)

Описание методики

Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

Процедура проведения

Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле "Я" как выражение смысла "Я", как обобщенное чувство в адрес собственного "Я". В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.

Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает два варианта ответов: «согласен — не согласен», которые фиксируются испытуемыми в соответствующих позициях бланка. Значения подсчитываются по 9 шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Трафарет конструируется в соответствии с ключом теста Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Длительность выполнения задания - 30 - 40 минут.

Инструкция

Вам предложен перечень суждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно прочитайте каждое суждение. Если Вы согласны с содержанием суждения, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения поставьте "+", если не согласны, то "-". Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного суждения. Возможно, что некоторые суждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь определить их соответствие себе как можно искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться.

1.Мои слова довольно редко расходятся с делами.

2.Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

3.К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.

4.У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.

5.Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

6.Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни, это не противиться собственной судьбе.

7.У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

8.Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

9.Я не способен причинять душевную боль самым любимым и родным мне людям.

10.Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя.

11.Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как же мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-нибудь хорошее.

12.Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

13.В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

14.Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

15.У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

16.Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

17.Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.

18.Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.

19.Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.

20.Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

21.В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.

22.Иногда я сам себя плохо понимаю.

23.Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

24.Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

25.Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

26.Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.

27.Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

28.Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29.Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

30.Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

31.Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.

32.Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.

33.В целом меня устраивает то, какой я есть.

34.К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.

35.Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

36.Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.

37.Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

38.Я часто, но довольно безуспешно пытаюсь в себе что-то изменить.

39.Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.

40.Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

41.Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.

42.Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43.То, что со мной случается,- это дело моих собственных рук.

44.Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.

45.Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

46.Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.

47.У меня нередко возникает сомнения: а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?

48.Я не способен на измену даже в мыслях.

49.Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.

50.Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.

51.Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

52.Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

53.Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

54.Каким бы я ни казался окружающим, я то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.

55.Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.

56.Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.

57.Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

58.Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.

59.Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.

60.Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.

61.В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.

62.Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

63.Быть снисходительным к собственным слабостям - вполне естественно.

64.Я убедился, что глубокое проникновение в себя - малоприятное и довольно рискованное занятие.

65.Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

66.У меня бывают такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что презирать.

67.Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

68.Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.

69.Долгие споры с собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.

70.Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.

71.Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.

72.Можно сказать, что я себе нравлюсь.

73.Я человек надежный.

74.Осуществление моих желаний мало зависит от везения.

75.Мое внутреннее «Я» всегда мне интересно.

76.Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.

77.Близким людям свойственно меня недооценивать.

78.У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.

79.Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.

80.Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.

81.Порой мне кажется, что я какой-то странный.

82.Я не склонен пасовать перед трудностями.

83.Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

84.Мне кажется, что, глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.

85.Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.

86.Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

87.Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

88.Если я искренне и обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.

89.Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.

90.Я вполне представляю себе, что меня ждет впереди.

91.Иногда мне бывает трудно найти общий язык со своим внутренним «Я».

92.Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.

93.Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение - это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.

94.В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.

95.Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал.

96.Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».

97.Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

98.Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.

99.Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.

100.Те, кто меня не любит, просто не знают, какой я человек.

101.Убедить себя в чем-то не составляет для меня большого труда.

102.Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.

103.Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.

104.Если не мелочиться, то в целом меня не в чем упрекнуть.

105.Я сам создал себя таким, каков я есть.

106.Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

107.Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

108.Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.

109.Думаю, что моя судьба сложится все равно не так, как бы мне хотелось теперь.

110.Уверен, что в жизни я на своем месте.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.