Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема контроля усвоения знаний по психологии и типология ошибок.





В.И. Гиннецинский выделил два подхода к оценке успешности учебно–познавательной деятельности: результативно–итоговый и функционально–процессуальный. Согласно первому, оценку уровня образованности можно производить на основе контрольных (тестовых) испытаний, абстрагируясь от того, за счет чего демонстрируемые результаты достигнуты. Согласно второму, при оценке уровня образованности следует ориентироваться на учет объема учебно–познавательной деятельности, ее продолжительность, трудоемкость проработки учебного материала. Очевидно различие этих подходов в понимании соотношения внешних и внутренних факторов регуляции учебно–познавательной деятельности, роли и места способностей и мотивов в рамках учебных дисциплин. В первом случае приоритет отдается внутренним факторам, во втором – оценке внешнерегулируемых и внешнеконтролируемых факторов.

Наиболее полно вопросы типологии ошибок и технологии их учета представлены Д.Толлингеровой. В предложенной ею типологии ошибок различаются: громадная и единичная ошибка, допустимая и недопустимая ошибка, необходимая и случайная ошибка, «умная» ошибка. Особенностью этой типологии является то, что она ориентирует преподавателя не только на внешний контроль по отношению к студенту, но и обращает его к самоконтролю управляющих воздействий, а также содействует формированию самоконтроля у студентов. Громадной ошибкойД.Толлингерова называет ошибку, допускаемую большинством учащихся, в отличие от единичной ошибки, встречающейся только у отдельных индивидов. Она считает, что «с точки зрения прогностического, опережающего управления учебными действиями такое различение важно потому, что громадная ошибка происходит, как правило, от ошибочной методической деятельности учителей, в то время как единичная ошибка происходит, как правило, от неправильной деятельности ученика. Допустимой она называет ошибку, «не касающуюся предмета усвоения, только сопровождающую его ход». В отличие от недопустимой ошибки, которая является симптомом неверного понимания целей и предмета действий при работе с учебным материалом, эта ошибка свидетельствует о неполноте усвоения и не может рассматриваться как существенная. Необходимой она называет ошибку, которая законно вытекает из логики учебного действия в отличие от случайной ошибки, появление которой обладает невысокой вероятностью. Умной называется ошибка, происходящая не от незнания или неумения, а определяемая поисковой интеллектуальной деятельностью ученика, присутствием творческих процессов мышления. Значение понятия «умная ошибка» для повышения надежности опережающего управления учебными действиями Д.Толлингерова видит в том, что преподаватель может помогать появлению такого рода ошибки, используя так называемый корректировочный метод обучения, «суть которого и заключается в обучении на основе опознания и причинного осмысления ошибок. В преподавании психологии, где, как и в обучении языкам, встречаются чаще всего малоформализуемые или вовсе неформализуемые ситуации, также большую роль играет учет социально-культурного контекста выполняемой познавательной и практической деятельности, что связано с использованием импровизации, догадки. Поэтому корректировочный метод обучения и в психологии может занять свое место.





Предложенная Д.Толлингеровой типология ошибок дает преподавателю психологии надежные критерии контроля и сбалансированную оценку, исключая переоценку ошибочных действий, культ «исправления» ошибок. Как показали исследования, функции контроля наиболее существенно перестраиваются за счет двух факторов организации учебной деятельности: а) изменения характера задач, перехода от задач репродуктивных к задачам творческим, продуктивным, мобилизующим разнообразные виды когнитивной деятельности; б) перехода от индивидуальной к совместной учебной деятельноссти. В условиях совместного решения задач появляются новые прямые и косвенные стимуляторы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля — подражание, совместное обсуждение, взаимокоррекция, аргументация и осознанное доказательство. Таким образом, проблема контроля при усвоении психологических знаний может наиболее радикально решаться за счет использования новых методических подходов к организации всей системы переменных учебной ситуации. Но при этом два фактора в этой системе оказывают решающее воздействие на переход к самоконтролю, к саморегуляции учения: во-первых, расширение репертуара учебных задач, с включением задач оптимальной когнитивной сложности — творческих продуктивных задач и, во- вторых, использование многообразных форм совместной учебной деятельности в ходе решения продуктивных задач. Оба эти фактора выдвигают на первый план по отношению к оценивающей и санкционирующей функциям контроля другие функции: побуждать и регулировать учебные действия.



 

44. Методика проведения индивидуальных и групповых консультаций.Консультация - предполагает вторичный разбор учебного материала, слабо усвоенного, либо совсем не усвоенного студентами. Дидактические цели консультаций: ликвидация пробелов в знаниях студентов, оказание помощи в самостоятельной работе, расширение и углубление знаний. Задача преподавателя - показать причинно-следственные связи, раскрыть закономерности в содержании программного материала. Консультацииявляются важнейшим связующим звеном между всеми видами учебной работы и между преподавателем и студентом. Консультации бывают индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации организуются в обычном ординарном порядке как еженедельные дежурства преподавателя на кафедре в определенное время, когда к нему могут обратиться все желающие по любому вопросу - подготовки к семинарскому занятию, написанию доклада, выбора темы для курсовой или дипломной работы, получения советов по рекомендованной к занятиям литературе. Успех таких консультаций определяется тем, насколько систематически они проводятся, насколько они помогают студентам в их подготовке к занятиям. Более существенное место в учебном процессе имеют групповые консультации, которые предшествуют экзаменам. Такие консультации без преувеличения можно считать одним из элементов учебного процесса, ибо они как бы завершают изучение курса и служат способом предварительного подведения итогов и пояснения к прохождению итогового испытания - экзамена. Подготовка к экзаменам является заключительным этапом изучения материала. Преподаватель на консультации подводит итоги изучения курса, характеризуя работу группы в течение семестра, высказывая свое впечатление от совместной работы и выделяя, по его мнению, лучших студентов и тех, кому следует более тщательно позаботиться о своем багаже знаний, сосредоточиться на пробелах в знаниях для успешного прохождения итогового испытания. Следующим важным блоком вопросов являются вопросы процедуры проведения экзамена - экзамен может проводиться в устной и письменной форме, что предполагает точное время прибытия и определение процедуры прохождения экзамена. Экзамен может проводиться с использованием билетов по заранее сформулированным и доведенным студентам вопросам или, наоборот, без билетов. Он может проводиться с использованием конспектов или, наоборот, - без вспомогательных средств в виде конспектов или шпаргалок. Консультация предполагает также рекомендации со стороны преподавателя к тому, как лучше готовиться, как лучше сдавать и каковы критерии оценки. Разумеется, удобнее всего готовиться к экзамену тому, кто систематически работал в течение семестра, активно выступал, заработал высокий авторитет в глазах преподавателя. Тем не менее, подготовка к экзамену предполагает в короткий срок в сжатом концентрированном виде выделить из всего массива учебного материала основное, существенное, зафиксировать узловые моменты, сформулировать для себя методологию и логику раскрытия вопроса. Преподаватель может оказать в этом существенную помощь, дав пояснения к содержанию материала, сформулировав, как следует готовиться к экзаменационному ответу и как его строить. Критерии оценивания ответа имеют фиксированный характер, их доведение до студентов имеет хотя и формальное, но серьезное значение. В заключение консультации преподаватель должен ответить на возникшие у студентов вопросы по процедуре проведения экзамена, переэкзаменовки, по содержанию курса. Таким образом, консультации выступают в качестве средства, обеспечивающего работу студентов по изучению психологии.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.