Тема 4. Методология, ее уровни и значение в научном познании
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»
направления подготовки 051000.68 Профессиональное обучение (по отраслям)
магистерских программ «Профориентология и технологии профориентаций»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 15 с.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000.68 Профессиональное обучение.
Автор: доктор филос.наук., профессор С.З. Гончаров
Рецензенты: доктор филос.наук., профессор А.Г. Кислов
доктор филос.наук., профессор В.М. Князев
Руководитель магистерскойх программы
«Профориентология и технологии профориентации»:
доктор пед. наук, профессор Н.К. Чапаев
Одобрена на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол от 14.01.2015. г. № 5.
Заведующий кафедрой философии, культурологии
и искусствоведения С.З. Гончаров
Рекомендована к печати методической комиссией ИнИс РГППУ. Протокол от 19.01.2015. г. № 5.
Председатель методической
комиссии ИнИс РГППУ Ф.П. Фалько
Директор ИнИс А.Б. Костерина
© ФГАОУ ВПО «Российский
государственный профессионально-
педагогический университет», 2015
© Гончаров С.З., 2015
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»
Цель дисциплины «История и методология науки»:
усвоение магистрантами основного понятийного состава дисциплины «История и методологии науки»; повышение культуры их теоретического мышления, побуждение молодых исследователей к целостному духовному акту в научном творчестве.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВППО
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Общенаучный цикл».
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика», «Педагогика» «Психология».
Знания и умения, усвоенные в процессе изучения истории и методологии науки, необходимы магистрантам в качестве теоретической предпосылки для освоения дисциплин профессионального цикла «История и методология педагогической науки».
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В УСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате усвоения дисциплины магистрант должен:
знать:
• предметную, мировоззренческую и методологическую специфику гуманитарных и философских наук;
• научные методы исследования;
• методику планирования экспериментов;
• о свойствах сложных систем и основах системных исследований;
• современное состояние научного знания и перспективы его развития;
уметь:
• проводить научный эксперимент;
•анализировать, оценивать и прогнозировать свою профессионально-педа гогическую деятельность;
• работать с различными источниками информации;
владеть:
• методологией и методами научных исследований в области профессионального образования;
• методами получения, хранения и переработки информации;
•способами развития интеллектуального и общекультурного уровня.
Дисциплина «история и методология науки» способствует формированию компетенций, предусмотренных по направлению подготовки 051000.68 Профессиональное обучение.
а) общекультурные (ОК):
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
• способностью и готовностью самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности (ОК-2);
• способностью и готовностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
• способностью и готовностью использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских и научно-отраслевых работ, управления коллективом (ОК – 5);
• способностью и готовностью расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК – 11);
• способностью и готовностью проводить научные эксперименты и оценивать результаты исследований (ОК – 15);
• способностью и готовностью анализировать, синтезировать и обобщать информацию (ОК – 16).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них по очной форме обучения 24 аудиторных часа: 12 – лекции, 12 – семинары; 54 часа – самостоятельная работа.
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий
| Форма обучения
| Очная
| Заочная
| 1.1. Общая трудоемкость дисциплины
| 108 (3)
|
| 1.2. Аудиторные занятия:
|
|
| 1.2.1. Лекции
|
|
| 1.2.2. Практические (семинарские) занятия
|
|
| 1.2.3. Лабораторные работы
| -
|
| 1.3. Самостоятельная работа
|
|
| 1.3.1. Курсовой проект (работа)
| -
|
| 1.3.2. Контрольные работы
| -
|
| 1.3.3. Расчетно-графическая работа
| -
|
| 1.3.4. Другие виды самостоятельной работы:
изучение теоретического курса, подготовка к семинарским занятиям, домашние контрольные работы, подготовка к зачету
|
|
| 1.4. Курс
| I
|
| 1.5. Семестр
|
|
| 1.6. Экзамен (семестр)
|
|
| 1.7. Зачет (семестр)
| -
|
| 1.8. Курсовой проект (работа) (семестр)
| -
|
| 1.9. Контрольная работа (семестр)
| -
|
|
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п
| Темы учебной дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
| 1.
| Наука как особенная форма духовного освоения реальности
|
| 1,2
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование – 1;
тест – 2.
| 2.
| Основные периоды в развитии методологических оснований науки
|
| 3,4
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование – 3;
Участие в практ. занятии – 4.
| 3.
| Основной логико-категориальный состав научного мышления
|
| 5,6
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование – 5;
коллоквиум – 6.
| 4.
| Методология, ее уровни и значение в научном познании
|
| 7,8
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование – 7
Участие в практ. занятии–8
| 5.
| Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении и познании
|
| 9,10
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование –9,
Тест – 10
| 6.
| Уровни и методы научного познания. Путь к истине в научном познании
|
| 11,12
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование – 11;
Тест – 12.
| Всего за курс
|
|
|
| | Экзамен
|
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности
Духовный акт личности, его целостность и частичность. Особенности научного мышления и знания. Функции науки. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук (СГН). Конвергенция (соединение) естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.
Типы науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Типы рациональности.
Тема 2. Основные периоды в развитии методологических оснований науки
Преднаука и ее особенности. причины возникновения науки в древней греции. Особенности средневековой науки. Наука и гуманизм эпохи. Возрождения. Экспериментальная наука Нового времени; первая научная революция. Наука XVIII – XIX веков: идеи эволюции и развития, освобождение от натурфилософии, вторая научная революция, формирование научной картины мира. Наука в конце XIX–первой половины XX веков, третья научная революция, открытия в области физики, космологии, биологии, философии, рождение кибернетики. Наука XX–XXI веков: четвертая научная революция, научно-техническая революция, концепция большого взрыва, открытие генома человека, идеи синергетики, загадки современной науки.
Т. Кун о механизме порождения нового знания. Научная парадигма и научные революции.
Историческая обусловленность рационального мышления (Античность, Средневековье, Новое и новейшее время). Типология социально-технологического базиса мышления.
Тема 3. Основной логико-категориальный состав научного
Мышления
И. Кант о синтезе в процессе мышления. Категориальный синтез, его всеобщность и предметная отнесенность в отличие от психологических ассоциаций. Логические категории как всеобщие формы мысли, их функции в познании.
Основные логические категории на эмпирическом уровне исследования: бытие, ничто, становление; качество, количество, мера.
основные логические категории на теоретическом уровне исследования сущности и ее проявления: сущность (основание), явление, действительность; материя, форма, содержание; форма внешняя и внутренняя; целое и части; элементы, структура, система; возможность, действительность, необходимость; необходимость и случайность; возможность и действительность; возможности и свобода; причина, следствие, взаимодействие; причинность и целесообразность.
Основные логические категории в развитии понятий в систему, теорию: всеобщее, особенное, единичное Особенности диалектического и метафизического методов мышления.
Производность научных методов (качественных и количественных, формализации, системных, структурных, детерминизма, вероятностных и др.) от логических категорий.
Тема 4. Методология, ее уровни и значение в научном познании
Методология как теоретический вывод из истории познания той или иной предметной области; уровни методологии: философский, общенаучный, частнонаучный. Монистические и плюралистические установки в современных методологических концепциях.
Рассудок и разум как два уровня понятийного мышления; восхождение понятийного мышления от догматизма к скептицизму и к диалектике.
Диалектический метод научного мышления и исследования. Принципы историчности, конкретности, развития, полноты, единства исторического и логического в формировании научной теории.
Значение методологии в научном познании и исследовании, в отборе и истолковании фактов.
Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|