Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие памяти в онтогенезе.





Джеймс Уильям- американский философ и психолог, один из основателей прагматизма.
Анализ явления памяти. Память-знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно уже перестало непосредственно сознаваться нами, или, она есть знание о событии или факте, о котором мы в данную минуту не думали и который, сознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом.
Важнейшим элементом такого знания является, оживание в сознании образа минувшего явления, его копии. Такое оживание – не есть память. Это — просто дублирование первого события, некоторое второе событие, не имеющее с первым никакой связи и только сходное с ним. В простом факте воспроизведения еще вовсе нет памяти. Последовательное повторение ощущений представляет ряд не зависящих друг от друга событий, из которых каждое замкнуто в самом себе. Нужно еще одно условие для того, чтобы созерцаемый в настоящем образ являлся заместителем минувшего оригинала.

Условие это заключается в том, что созерцаемый нами образ мы должны относить к прошлому — мыслить его в прошлом. Интуитивное или непосредственное сознавание минувшего отстает всего на несколько секунд от настоящего мгновенья. Более отдаленные даты не воспринимаются непосредственно, а мыслятся символически, в виде названий, например: "прошлая неделя", "1850-й год". Таким образом, желая подумать о каком-нибудь минувшем промежутке времени, мы должны вызвать в уме символическую дату в виде, например, слова или цифры, или же представить происшедшие в этот промежуток времени события, которые всецело с ним ассоциировались. Для полноты воспоминания о прошлом необходимо мыслить и то, и другое — и символическую дату, и соответствующие минувшие события.
Память представляет нечто большее, сравнительно с простым отнесением факта к известному моменту прошлого. Другими словами, я должен думать, что это я именно пережил его. Он должен быть окрашен в то чувство "теплоты" и "интимности" по отношению к нашей личности, о котором нам не раз приходилось говорить в главе "О личности" и которое составляет характеристическую черту всех явлений, вошедших в состав нашего индивидуального опыта.
Общее чувство направления вглубь прошедшего, определенная дата, лежащая в этом направлении и охарактеризованная определенным названием или своим содержанием, воображаемое мною событие, относимое к этой дате, и признание этого события принадлежим моему личному опыту — вот составные элементы в каждом объекте памяти.
Запоминание и припоминание. Причиною запоминания и припоминания служит закон приучения в нервной системе, играющий здесь такую же роль, как и при ассоциации идей.





Припоминание объясняется при помощи ассоциации. Ассоциационисты давно объяснили припоминание с помощью ассоциации. Джэмс Милль высказывает по этому поводу соображения, которые мне кажутся не требующими никаких поправок; только слово "идея" я заменил бы выражением "объект мысли"."Есть, говорит он, состояние сознания, хорошо известное всякому — припоминание. При этом состоянии, мы, очевидно, не имеем в сознании той идеи, которую хотим припомнить. Каким же путем при дальнейших попытках припомнить забытое мы, наконец, наталкиваемся на него? Если мы не сознаем искомой идеи, мы сознаем некоторые идеи, связанные с нею. Мы перебираем в уме эти идеи в надежде, что которая-нибудь из них напомнит нам забытое, и если которая-нибудь из них действительно напоминает нам забытое, то всегда вследствие того, что она с ним связана общей ассоциацией. Есть другая группа явлений, вполне аналогичных только что описанным и могущих служить для них яркой иллюстрацией. Часто случается, что мы желаем не забыть чего-нибудь. В чем заключается прием, к которому мы прибегаем в подобном случае, чтобы обеспечить припоминание данного факта по желанию? Все люди прибегают для этой цели к тому же способу. Обыкновенно при этом стараются образовать ассоциацию между объектом, который хотят запомнить и ощущением или идеей, которая, как заведомо известно, будет налицо в то время или около того времени, когда пожелают вызвать в памяти данный объект мысли. Если ассоциация эта образовалась, и один из ее элементов попадается нам на глаза, то это ощущение или идея вызывает по ассоциации искомый объект мысли.



В поисках за объектом мысли вместо предметов мы имеем дело с элементами ассоциации, а последний, как нам известно, сводится к элементарному закону приучения в нервных центрах.
Ассоциация объясняет также и запоминание. Тот же закон приучения составляет и механизм запоминания. Запоминание означает способность к припоминанию — и больше ничего. Единственным указанием на существование в данном случае запоминания есть наличность припоминания. постоянным основанием для этой возможности( постоянно думать о нем) остаются: пути в нервной ткани, через которые внешнее раздражение вызывает припоминаемое явление, минувшие ассоциации, сознание того, что наше "Я" было связано с данным явлением, вера в то, что все это, действительно, было в прошедшем и т. д. образ оживает в сознании тотчас же после появления повода к этому, в противном случае образ появляется лишь через несколько времени. Но, как в том, так и в другом случае, главным условием, делающим запоминание вообще возможным, являются нервные пути, в которых образуется ассоциация запоминаемого объекта мысли с поводами, вызывающими его в памяти. В состоянии скрытого напряжения эти пути обусловливают запоминание, в состоянии активности — припоминание.
Условия хорошей памяти. Итак, ввиду того, что память всецело обусловлена свойствами нервных путей, ее достоинство в данном индивиде зависит частью от числа, а частью от устойчивости этих путей. Устойчивость или постоянство нервных путей есть индивидуальное физиологическое свойство нервной ткани у каждого человека, число же их зависит всецело от фактов личного опыта. Назовем устойчивость нервных путей прирожденной физиологической восприимчивостью. Эта восприимчивость в различных возрастах и у различных индивидов бывает очень различна. Одни умы подобны воску под давлением печати: ни одно впечатление, как бы оно ни было бессвязно, не пропадает для них бесследно. Другие напоминают желе, дрожащее от простого прикосновения, но при обычных условиях неспособное воспринимать устойчивые отпечатки. Эти последние умы, припоминая какой-нибудь факт, неизбежно должны подолгу копаться в запасе своих устойчивых знаний. У них нет отрывочной памяти. Наоборот, те лица, которые удерживают в памяти без всякого усилия имена, даты, адреса, анекдоты, сплетни, стихи, цитаты и всевозможные факты, обладают отрывочною памятью в высшей степени, и, конечно, обязаны этим необыкновенной восприимчивости их мозгового вещества для каждого вновь образовавшегося в нем пути. По всей вероятности, лица, не одаренные в высшей степени физиологическою восприимчивостью, неспособны к широкой, многосторонней деятельности. Но в жизни каждого из нас наступает такой период, когда мы можем только сохранять приобретенное ранее, когда прежде проложенные в мозгу пути исчезают с такой же скоростью, с какой образуются новые, и когда мы в неделю забываем ровно столько, сколько приобретаем новых знаний за тот же промежуток времени. Это состояние равновесия может тянуться много, много лет. В глубокой старости оно начинает нарушаться в противоположном направлении: количество забываемого начинает перевешивать количество вновь приобретаемого, или, лучше сказать, нет никаких новых приобретений. Мозговые пути становятся настолько неустойчивыми, что в течение нескольких минут разговора тот же вопрос предлагается и ответ на него забывается раз шесть подряд. В этом периоде жизни необычайная устойчивость путей, образовавшихся в детстве, становится очевидной; старик, впавший в детство, сохраняет воспоминания своей ранней молодости, утратив все остальные.

Выражаясь психологически, с чем большим количеством фактов мы ассоциировали данный факт, тем более прочно он задержан нашей памятью. Тайна хорошей памяти есть, таким образом, искусство образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти. Но что другое представляет это образование ассоциаций с данным фактом, если не упорное размышление об этом факте? Таким образом, короче говоря, из двух лиц с тем же внешним опытом и с тою же степенью прирожденной восприимчивости, то, которое более размышляет над своими впечатлениями и ставит их в систематическую связь между собою, будет обладателем лучшей памяти. В системе каждый факт мысли связан с другим фактом каким-нибудь отношением. Благодаря этому каждый факт задерживается совокупной силой всех других фактов системы, и забвение почти невозможно.
Почему зубрение представляет такой дурной способ учения? Предметы, таким путем заучиваемые нами на отдельный случай временно, не могут образовать в нашем уме прочных ассоциаций с другими объектами мысли. Знание, приобретенное путем простого зубрения, почти неизбежно забываются совершенно бесследно. Наоборот, умственный материал, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с различных точек зрения, связанный ассоциациями с другими внешними событиями и неоднократно подвергшийся обсуждению, образует такую систему, вступает в такую связь с остальными сторонами нашего интеллекта, легко возобновляется в памяти такою массою внешних поводов, что остается надолго прочным приобретением.

 

Прирожденная восприимчивость памяти человека неизменна . Никакое развитие не может, по-видимому, усовершенствовать общую восприимчивость человека. Она представляет собою физиологическое свойство, данное человеку раз навсегда вместе с его организацией, свойство, которое он никогда не будет в состоянии изменить. оно изменяется в зависимости от состояния здоровья человека; наблюдения показывают, что оно лучше, когда человек свеж и бодр, и хуже, когда он утомлен или болен. Таким образом, мы можем сказать, что прирожденная восприимчивость колеблется в зависимости от общего состояния здоровья человека: что хорошо для здоровья, то хорошо и для памяти. Мы можем даже сказать, что любое интеллектуальное упражнение, усиливающее питание мозга и повышающее общий тон его деятельности, окажется полезным и для общей его восприимчивости.
Усовершенствование памятиИтак, все улучшения памяти заключаются в усовершенствовании привычных методов запоминания фактов. Таких методов насчитают три: механический, рациональный и технический.

Механический метод заключается в усилении интенсивности, увеличении и учащении впечатлений, подлежащих запоминанию. глаз, ушей, голоса и рук

Рациональный метод запоминания есть не что иное, как логический анализ воспринимаемых явлений, группировка их в определенную систему, по известным классам, расчленение их на части etc. Любая наука

Наиболее известным и наиболее употребительным из искусственных приемов мнемоники является цифровой алфавит. Предназначается он для запоминания рядов чисел, каждой из десяти цифр в нем соответствует одна или несколько букв.

Забвение.Если бы мы помнили решительно все, то были бы в таком же безвыходном положении, как если бы не помнили ничего. Припоминание факта требовало бы столько же времени, сколько протекло его на самом деле от появления до момента припоминания, и, таким образом, мы никогда бы не двигались вперед в нашем мышлении. забвение есть одно из условий запоминания. Без полного забвения громадного количества состояний сознания и без временного забвения весьма значительного количества впечатлений мы совершенно не могли бы запоминать. Таким образом, забвение, за исключением некоторых его форм, не есть болезнь памяти, но условие ее здоровья и живости".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.