Сделай Сам Свою Работу на 5

Рейтинговая система оценивания (из опыта Белорусского государственного университета)





Рейтинговое оценивание знаний студентов — система, предусматривающая переход от констатирующего к накопительному статусу баллов, что в последние годы достаточно широко используется в БГУ, в частности, на химическом факультете.

Необходимым условием рейтинговой системы является ее многобалльность. Рейтинговое оценивание образовательной деятельности студентов позволяет объективно ранжировать студентов при: а) подготовке рекомендаций на получение ими высшего образования различных ступеней (бакалавра, специалиста, магистра), б) распределении на специализации, в) назначении премий и стипендий, г) снижении оплаты обучения; д) рекомендации выпускника для дальнейшего трудоустройства и т.д.

Оценка производится как по отдельной дисциплине, так и в целом по семестрам, курсам и за весь период обучения в сравнении с другими студентами группы, учебного потока.

Рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студента, предусмотренных учебным планом и включающих:

• овладение дисциплинами учебного плана;

• прохождение всех видов практик;



• выполнение и защиту выпускных квалификационных работ.

Максимальный рейтинг по дисциплине составляет 100 баллов, из которых максимум 60 баллов отводится на оценку текущей успеваемости в семестре, а 40 - на итоговый контроль по дисциплине. Минимальное количество баллов, которое студент должен набрать в семестре — 40, на экзамене — 20. На уровне кафедр в рамках дисциплины необходимо выделить систему смысловых блоков и определить формы контроля, сроки проведения контрольных мероприятий, число баллов, в которое оценивается освоение материала данного блока (коллоквиумы, контрольные, тесты).

Поскольку в некоторых итоговых документах требуется проставлять оценку по четырехбалльной системе, а также с учетом перевода студентов в другие вузы и их прихода из других вузов, может быть принята следующая шкала соответствия оценок в баллах и традиционных оценок:

до 61 балла — неудовлетворительно;

61-75 баллов — удовлетворительно;

76-89 баллов — хорошо;

90-100 баллов — отлично.

Установленные интервалы позволяют более точно оценивать успехи студентов, и отличные знания, за которые преподаватель проставляет, например, 100 баллов, являются по существу "превосходными", в то время как знания, оцененные 90 баллами, - более скромными.



 

Принятая рейтинговая система должна являться обязательной для всех кафедр вуза только в своих общих положениях, а именно: 100-балльная шкала, 60 баллов на текущий контроль, 40 баллов - на итоговый контроль; обязательность выполнения всех учебных поручений, предусмотренных рабочей программой, и шкала оценок. Однако для сопоставимости баллов, набираемых студентами по различным курсам, в ведомость выставляется не число набранных по курсу баллов, а % от их максимального количества. Таким образом, кафедрам предоставляется полная свобода в системе многобалльной оценки курируемых кафедрой дисциплин и в то же время делает итоговые результаты по различным дисциплинам сопоставимыми[5].

Зачет-автомат за семестр может выставляться при количестве баллов не ниже 80% от максимального за семестр.

Рейтинг студента складывается из семестровых рейтингов. Семестровый рейтинг учитывает рейтинг по всем учебным дисциплинам, а рейтинг по дисциплине является суммой баллов по отдельным видам текущего контроля и итогового контроля (экзамена или зачета).

Предметный рейтинг. По окончании семестра по каждой дисциплине выставляется суммарный балл, который является итогом работы студента. Итоговый рейтинг по предмету складывается из:

•баллов, полученных студентом при сдаче обязательных блоков, на которые делится дисциплина;



•итогов семинарских, практических и индивидуальных занятий, собеседований и контрольных заданий;

•баллов полученных за выполнение курсовых работ, рефератов, докладов, статей. Положительная оценка может быть выставлена по результатам итогового рейтинга только при условии, что по каждому рубежному рейтингу студентом набрано не менее 60% от максимального количества баллов.

Студентом могут быть заработаны дополнительные баллы (до 15) за другие виды учебной и научной работы, не предусмотренные учебным планом дисциплины (выполнение заданий повышенного уровня сложности, написание рефератов, участие в конференциях, отмеченное почетными грамотами, дипломами, выполнение ПИРС и т. п.).

Общий рейтинг. По итогам семестра по всем дисциплинам выводится общий рейтинг, который складывается из:

•среднего балла по всем предметным рейтингам;

•баллов, полученных за участие в научно-практической деятельности вуза;

•баллов, полученных за участие в культурной жизни вуза.

При подсчёте суммарного числа баллов, набираемых студентом за период обучения, различные дисциплины целесообразно учитывать с разным "весовым коэффициентом", учитывая их объём, сложность и значимость в профессиональной подготовке. В качестве примера можно привести четыре блока дисциплин, выделенных и «взвешенных» на факультете химии БГУ:

1) фундаментальные профессиональные (химические) дисциплины (коэффициент — 1);

2) общепрофессиональные дисциплины (коэффициент — 0,8);

3) дисциплины специализации (коэффициент — 0,7);

4) социально-гуманитарные дисциплины (коэффициент — 0,5).

В пятый блок войдут баллы, учитывающие участие студентов в научной работе: публикацию тезисов докладов, статей, участие в конференциях и смотрах студенческих научных работ [5]. Для всех студентов, независимо от специализации, суммарное число баллов для оценки рейтинга рассчитывается по одинаковому числу дисциплин.

Кредитная система оценки

В соответствие с документами Болонского процесса (Болонская Декларация, 1999; Пражское Коммюнике, 2001[6]) сопоставление учебных программ и оценку результатов образовательного процесса в национальном и международном контексте предлагается осуществлять на уровне фиксируемых образовательными стандартами профессиональных компетенций и «стержневых» квалификаций. Соответственно, признается необходимость выработки общей терминологии, методики и системы идентифицируемых целей и задач по формированию и контролю прогнозируемых знаний, умений и навыков.

Использование трансфертных и накопительных кредитных технологий, таких как Европейская система перевода кредитов (EuropeanCreditTransferSystem - ECTS) и функционирующих во многих вузах систем аккумуляции кредитов (CreditAccumulationSystem) рассматривается как один из способов решения этих задач. Наряду с проектами в рамках Европейской сети по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA) кредитные системы призваны обеспечивать прозрачность, когерентность, привлекательность и конкурентоспособность высшего образования. Кредитно-зачетные системы, являясь, по сути, инструментом сопоставления результатов процесса обучения в условиях различных систем образования, программ и квалификаций, могут также служить средством мониторинга качества образования [7].

Информационные материалы по проектам внедрения ESTSопределяют кредит как относительную оценочную единицу структурного компонента академической программы. «Относительный» характер этой единицы имеет различную степень выраженности в условиях разных стран и образовательных структур и зависит от ряда определяющих факторов. Параметр для расчета количества кредитов является официально установленная временная продолжительность курса обучения (academicyear), в других - объем и структура академической нагрузки (studyprogram).

 

Баллы, полученные за выполнение определенной работы, предлагается переименовать в "кредит", то есть вообще отказаться от несущих негативную экспрессию понятий "отметка" и "оценка". В таком случае даже один кредит (балл) полученный учащимся означает его определенный успех и суммируется с другими полученными результатами. Это еще один вариант накопительной системы оценивания.

В условиях накопительной системы (AccumulationSystem) кредиты основаны на официально закрепленных образовательными стандартами критериях и являются абсолютной (в отличие от их относительной «ценности» в ECTS) величиной, отражающей достижение определенного уровня знаний на определенном этапе обучения. Таким образом, хотя кредиты как таковые и не являются на сегодняшний день достаточным индикатором уровня знаний, они создают условия для процессуального и результативного контроля прогнозируемого результата динамичного процесса образования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.