Сделай Сам Свою Работу на 5

Политический режим. Демократия





 

Политический режим — это способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношения органов власти к правовым основам их деятельности.Какие политические режимы существуют в современном мире? Необходимо выделить три основных. Это тоталитаризм, авторитаризм и демократия.Тоталитарный режим (от латинского слова total — целостность, полнота) порожден специфическими условиями XX столетия. В политический язык данное понятие было введено Б. Муссолини в 1925 году для характеристики своего движения. Что же представляет собой тоталитарный режим?Главной его отличительной особенностью является всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной жизни коллективным целям и официальной идеологии. Девиз «запрещено все, кроме того, что прикажут» — наиболее точно характеризует сущность этого режима.Первоисточники тоталитаризма следует искать в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели. Эти цели достигаются посредством создания жестко централизованной системы экономического и социального планирования. Ее функционирование, в свою очередь, возможно лишь в условиях абсолютной власти и массовой поддержки, что обеспечивается с помощью увеличения институтов власти, социального контроля и систематической обработки населения, насаждения единой идеологической веры, а также подавления всякого инакомыслия. Единая сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы граждан, ибо это угрожает всему целому. Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства.Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами. От первого его отличает значительно большая степень свободы, предоставляемой гражданам. От второго — не ограниченный законами характер власти.Сущность авторитаризма можно определить как неограниченную власть субъекта, которая не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества в других сферах жизни и деятельности. Основным принципом авторитарного режима является: «разрешено все, кроме политики».От тоталитарного режима авторитаризм отличает следующее:





  • наличие четко разработанной единой идеологии не является обязательным;
  • отсутствует всеобъемлющий государственный контроль за неполитическими сферами общественной жизни;
  • государство допускает самостоятельность и даже инициативу в экономической и социальной сферах, не вмешивается в частную жизнь граждан;
  • сила по отношению к населению собственной страны используется в самых крайних случаях.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что вопросы обеспечения собственной безопасности занимают приоритетное место в деятельности авторитарной власти. В случае возникновения и тем более проявления недовольства действиями властей, незамедлительно следует существенное ограничение прав и свобод граждан, ужесточение политического курса, если необходимо, то и применение силы.Подводя итог рассмотрению авторитаризма, следует отметить, что данный режим является одним из самых распространенных в истории человечества, он может проявляться в различных формах (монархия , республика , военная хунта и т.д.). В современных условиях авторитаризм наиболее часто встречается в регионах политической нестабильности (Африка , Азия и Латинская Америка ). Часто он является своеобразным переходным этапом на пути к тоталитаризму (пример — режим Ф. Кастро на Кубе ) или демократии (Чили , Южная Корея , Таиланд ).Демократический режим основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел, на наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.Необходимо признать, что идеального демократического режима не существует ни в одном из государств мира. Однако, анализ политической жизни тех стран, которые наиболее приблизились к идеалу, позволяет сформулировать ряд общих, объединяющих черт:



  1. Признание народа источником власти и предоставление ему права формировать представительные органы путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании.
  2. Реализация на практике принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, наличие системы «сдержек и противовесов» в отношениях между ними.
  3. Реальная многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках Конституции.
  4. Принятие политических решений большинством населения при уважении интересов и прав меньшинства.

Основным принципом демократического режима является: «разрешено все, кроме того, что запрещено». Однако мало провозгласить тот или иной режим «демократическим». Известно, что даже гитлеровская Германия в своей пропаганде именовала III Рейх демократическим правовым государством. Нужны механизмы, гарантирующие функционирование системы в демократическом режиме. Таковыми являются:

  1. Создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата.
  2. Ликвидация привилегий, связанных с обладанием властью.
  3. Наличие возможностей своевременного и полного политического информирования граждан.
  4. Гарантированное право каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

 

Местное самоуправление

 

В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах — местное самоуправление (МСУ) в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями (от лат. municipium — самоуправляющаяся община). Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории.Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города.Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
  • Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
  • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
  • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
  • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.
  • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:

  • самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;
  • организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;
  • многообразие форм осуществления местного самоуправления;
  • соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:

  • непосредственно (на выборах , референдумах , сходках , т. е. общих собраниях жителей),
  • а также через создаваемые местные органы (представительные (совет , земство , дума , муниципальный комитет ) и органы администрации во главе с мэром , старостой , главой администрации ).

Органы местного самоуправления призваны решать, с одной стороны, задачи, схожие с государственным управлением , с другой — добровольных общественных организаций. Тем самым местное самоуправление, не входя в систему органов государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством.Развитие местного самоуправления является противовесом центральной власти и гарантом существования в обществе плюрализма. Оно открывает широкую дорогу для участия граждан в политическом процессе. Доступность органов местного самоуправления для гражданина предоставляет ему возможность играть активную политическую роль. Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.