Сделай Сам Свою Работу на 5

Признаки и функции государства





Политика и власть

Что представляет собой политика ? Для того чтобы уяснить ее сущность, целесообразно обратиться к истории.Мысленно представим себе первобытно-общинный строй . Господствуют родоплеменные отношения. Властных структур еще пока нет, и все вопросы решаются на основе религиозных норм , обычаев , традиций или просто родственных связей.Однако жизнь не стоит на месте. С появлением частной собственности происходит социальная дифференциация (усложнение) общества , расслоение его на группы людей с различными, а порой и прямо противоположными интересами. Старые регуляторы общественных отношений уже не срабатывают. Появляется потребность в новой социальной силе, которая смогла бы выполнять функции организатора совместной жизни и деятельности, арбитра при решении спорных вопросов в обществе.Эту роль взяла на себя «публичная власть», которая по мере развития была преобразована в государство. Общество разделилось на управляющих и управляемых. Социальное положение граждан, их благосостояние и степень реализации своих интересов стали зависеть от близости к органам власти, возможности влиять на них для принятия выгодного решения.Понимая это, люди начали группироваться в различные ассоциации (объединения) для проведения своих людей во властные структуры, изыскания других способов влияния на них. Появилась новая сфера общественных отношений, получившая название «политической» .Все вышеназванное позволяет сделать вывод, что под политикой понимаются отношения в обществе по поводу власти: ее завоевания, удержания и использования.Сам термин «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад, ведя свое происхождение от греческого слова politike — искусство управления государством. «Политикой» назывался трактат древнегреческого философа Аристотеля . Он понимал политику как сознательную форму объединения людей ради достижения «общего блага».Важное предназначение политики — управление обществом в целом. Без политического руководства жизнь общества превратилась бы в бессистемное, анархическое, конфликтное столкновение разнообразных частных и групповых интересов. Поэтому, в первую очередь, политика призвана обеспечивать целостность и социальную гармонию общества. Ее главное предназначение — урегулирование противоречий в обществе, обеспечение общественной интеграции, согласование личных, групповых и общественных интересов.В этой связи политику необходимо понимать как деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей. Главным субъектом политики является государство. Деятельность государства определяется как государственная политика . Государственная политика подразделяется по сферам общественной жизни, по уровням проявления, по объему, по функциям.По сферам общественной жизни выделяются следующие виды политики:





  • экономическая — регулирование отношений между индивидами и социальными группами в экономической сфере;
  • социальная — регулирование отношений между индивидами и социальными группами по поводу их места в обществе;
  • национальная — регулирование отношений между нациями, этническими группами;
  • культурная — регулирование отношений между индивидами и социальными группами в духовной жизни;
  • государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере.

По уровням проявления выделяются следующие виды политики:

  • местная — регулирование вопросов и проблем местного значения (на уровне села, города, района);
  • региональная — регулирование вопросов и проблем, связанных с развитием целого региона (напр. губернии, штата, субъекта федерации, федерального округа и т.д.);
  • общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества и государства в целом;
  • международная — регулирование отношений между государствами и группами государств на международной арене;
  • мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов и острых проблем в мировом сообществе, связанных с решением глобальных проблем современности.

По объему политика подразделяется на:



стратегическую (долгосрочную) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, важнейших, долговременных целей, определение путей и способов их достижения;

тактическую (краткосрочную) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений по проблемам, возникающим в обществе.

По функциям государственная политика подразделяется на:

  • внутреннюю политику — регулирование отношений между индивидами и социальными группами в различных сферах общества внутри одного государства;
  • внешнюю — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими политическими субъектами на международной арене.

В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.Власть как общественное явлениеЦентральным понятием в политической сфере, наряду с «политикой» — является власть. Без власти не может быть политики. Это утверждение является аксиомой. Однако власть, напротив, не ограничивает свои проявления рамками политической сферы и является широкой общественной категорией. Наличие властных отношений ощущается уже в семье. Носителями власти можно считать владельцев и директоров предприятий, лидеров общественных движений и т. д.Так что же такое власть?Существует множество различных подходов к определению ее природы. Однако большинство исследователей сходится во мнении, что обязательным условием функционирования власти является наличие общественных отношений. Необходимо сразу уяснить, что власть — это отношение между субъектом и объектом, а не данное одному из них качество. Вспомним пример с Робинзоном Крузо . Можно ли говорить, о существовании власти на острове пока он жил один? Конечно нет, но стоило появиться Пятнице, и обществоведы получили обильную пищу для споров о специфике властных отношений в этом маленьком социуме.Итак, наличие субъекта (того, кто осуществляет власть) и объекта (того, кто подчиняется) и отношений между ними является обязательным условием существования власти.Но для понимания природы власти этого еще недостаточно. Необходимо выяснить на чем основываются эти отношения: какие способы использует субъект для подчинения объекта и что вынуждает последнего подчиниться.Существует мнение, что в основе властных отношений лежит психологический фактор — природное стремление человека к доминированию над окружающими, сильные волевые качества одних и неспособность противостоять им других.Конечно, данное утверждение не лишено смысла. Но ограничивать природу власти психологической стороной не совсем правильно. Наряду с субъективными качествами следует учитывать и объективные условия, которые накладывают свой отпечаток на систему отношений субъекта и объекта власти.Какие же средства использует субъект для достижения своих целей?В научной литературе они получили название источников или оснований власти.Источниками (основаниями) власти являются:

  1. Сила . Не случайно в сознании людей власть очень часто ассоциируется с насилием. На ранних этапах развития общества (в период рабовладения и феодализма) сила действительно занимала центральное место в арсенале властителя. Однако в дальнейшем ее роль в системе властных отношений значительно снизилась.
  2. Общепризнанным источником власти является богатство . Более того, по мере перехода к капитализму, развития рынка и товарно-денежных отношений значение богатства стало весьма ощутимым. Вместе с тем, не следует переоценивать его роль, наличие собственности и денег еще не означает власти.
  3. Особое значение в системе источников власти в современных условиях приобретают знания и информация . По мнению ряда обществоведов, информационный фактор в конце XX — начале XIX столетия вышел на первый план, и играет решающую роль в процессе борьбы за власть и ее последующего осуществления.

Подводя итог рассмотрению источников, следует отметить, что они переплетены между собой и используются комплексно, однако по мере развития общества наблюдается смещение акцентов. Если на первых порах преобладали силовые методы, то в дальнейшем они уступили место «власти денег», которая, в свою очередь, вытесняется знаниями. Обнаружение этой тенденции послужило основанием для условного разделения власти на три типа:

  1. Власть низкого качества (сила);
  2. Власть среднего качества (богатство);
  3. Власть высшего качества (знание).

Необходимым структурным компонентом власти являются мотивы, которые лежат в основе подчинения объекта субъекту.К мотивам подчинения объекта можно отнести следующие:

  1. Страх перед санкциями, которые могут быть применены субъектом.На первых порах развития человечества этот мотив был доминирующим, так как основным источником власти была сила. Именно к силе прибегал в большинстве случаев субъект, подчиняя объект. Последний, в свою очередь, не желая рисковать и понимая бесперспективность сопротивления, вынужден был подчиняться.
  2. Привычка к повиновению.По мере ослабления силовых факторов в политике выяснилось, что не все люди рвутся к власти. Более того, многих устраивает роль объекта подчинения. Причина в том, что власть подразумевает ответственность за результаты своей деятельности, и не каждый готов взять ее на себя. Многие подданные в период рабовладения и феодализма, а также граждане демократических государств добровольно делегируют власть правящему субъекту и соглашаются подчиняться ему.
  3. Заинтересованность в выполнении воли властителя.Данный мотив присутствовал в политике на всех этапах ее развития. Всегда находились люди, которым было выгодно пребывание у власти того или иного субъекта, так как смена власти и приход другого субъекта мог изменить ситуацию и ухудшить материальные условия их жизни, понизить социальный статус и т.д.
  4. Убежденность в необходимости подчинения.Очень часто, особенно в кризисные периоды развития общества, происходит консолидация (объединение) подданных или граждан вокруг субъекта власти по идейным соображениям. Примером может служить борьба с иноземными захватчиками, преодоление последствий стихийных бедствий, катастроф и другие события. Чрезвычайные условия, в которых оказывается общество, заставляют людей временно отодвинуть на второй план свои личные интересы и амбиции, преодолеть разногласия и подчиниться властителю.
  5. Личный авторитет носителя власти.Этот мотив также оказывает серьезное влияние на отношения между субъектом и объектом власти, дополняет предыдущие, а часто выходит на первый план и определяет поведение объекта.

Необходимо иметь в виду, что мотивы подчинении в решающей степени зависят от субъекта власти, тех средств, которые он использует в отношениях с объектом. В свою очередь, субъект, в процессе реализации властных функций, не может не учитывать индивидуальности объекта, мотивов, которые заставляют его выполнять волю властителя. Таким образом, все структурные звенья власти находятся в диалектическом единстве и составляют целостную, взаимосвязанную и взаимозависимую систему.Обобщая все вышеназванное, можно сделать вывод, что власть представляет собой особый вид общественных отношений, характеризующийся способностью и возможностью субъекта подчинить своей воле поведение объекта.Завершая рассмотрение природы власти, следует напомнить, что она является социальной категорией и проявляется во всех сферах жизни общества. В то же время, политическая власть является пусть не единственной, но наиболее значительной ее разновидностью.Политическая власть, как одна из разновидностей власти, существовала не всегда. На ранних этапах развития общества властные отношения, как правило, возникали на уровне межличностных отношений и носили характер индивидуальной власти. Публичная власть, формирование которой было связано с делегированием части прав людей одному властному субъекту, на первых порах также не имела политической направленности. Однако, как было сказано выше, по мере социального развития и усложнения общества, разделения его на большие группы населения с различными интересами, политическая возникает объективно и неизбежно. Политическая власть представляет собой реальную способность и возможность субъекта проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике.Отличительными признаками политической власти являются:

  1. Публичность, т.е. всеобщий и безличностный характер власти;
  2. Монополия на регламентацию политической жизни, обязательность ее решений для любой другой (неполитической) власти в обществе;
  3. Моноцентричность — наличие единого центра принятия властных решений;
  4. Возможность легального использования принуждения и социального насилия в обществе.

 

Признаки и функции государства

 

Что представляет собой государство, и какова история его возникновения и развития? Среди обществоведов отсутствует единое мнение по данному вопросу. Анализ имеющихся взглядов позволяет выделить шесть основных концепций происхождения государства:

  1. Теологическая концепция исходит из того, что государство (как и все остальное в природе и обществе) создано Богом.
  2. Патриархальная теория утверждает, что государство стало результатом постепенного соединения родов в племена и далее в более масштабные общности, вплоть до государства. Главная цель этого объединения – защита своей земли от иноземных захватчиков. Основателем данной теории является английский мыслитель XVIII века Роберт Фильмер .
  3. Договорная концепция (теория общественного договора). По мнению ее основоположников (Т. Гоббс , Дж. Локк , Ж.-Ж. Руссо ), государство является результатом соглашения между правителем и подданными об основах общественной жизни, взаимных правах и обязанностях сторон.
  4. Теория завоевания получила распространение в XIX веке (основатель Л. Гумплович ). Она объясняет возникновение государства завоеванием одних групп людей другими. Речь идет о том, что людям изначально присуща агрессивность и стремление к доминированию над другими. Реализуя данное стремление, более сильные стали порабощать более слабых. Итогом такого порабощения стало возникновение государства.
  5. Психологическая теория (Ж. Бюрдо ) утверждает, что государство — это результат гениальной человеческой идеи, которая нашла свое воплощение в общественной практике.
  6. Социально-экономическая (марксистская) теория обосновывает тезис о том, что объективная потребность в формировании государства появилась у экономически господствующего класса в результате появления частной собственности и социальной дифференциации общества с целью обеспечения своего господства.

Обобщая различные взгляды на происхождение и сущность государства, можно сделать вывод, что государство — это центральный институт власти в обществе, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциаций.Необходимыми признаками государства являются:

  1. Наличие территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства.
  2. Народ , населяющий данную территорию и признающий государственную власть .
  3. Система институтов, реализующих функции государственной власти.
  4. Наличие системы права .

Особенности функционирования государства, наличие того или иного политического режима зависит от того, насколько действенна система «сдержек и противовесов» между ветвями власти, не допускается ли доминирование одной из них над другими.Переходя к рассмотрению функций государства, следует напомнить, что именно в процессе их реализации проявляется сущность данного политического института. В зависимости от направленности, функции подразделяются на внутренние и внешние.К внутренним функциям относятся:

  1. Политическая функция , которая заключается в обеспечении суверенитета и территориальной целостности страны, поддержании политической стабильности посредством регулирования отношений между политическими партиями и общественными организациями по поводу формирования государственных структур и осуществления ими властных полномочий.
  2. Правовая функция находится в тесном единстве с политической, и включает в себя вопросы формирования системы законов и правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.
  3. Экономическая функция направлена на создание благоприятных условий для стабильного, поступательного развития экономики страны. Она проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику и т. д.
  4. Социальная функция государства включает в себя удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддерживании здоровья, осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхование жизни, здоровья, собственности.
  5. Культурно-воспитательная и образовательная функция направлены на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, качественную подготовку молодежи к активной трудовой деятельности.
  6. Управленческая функция заключается в непосредственном исполнении властных полномочий, реализации программных политических положений в повседневной практике.

Внешние функции:

  1. Обеспечение национальной безопасности.
  2. Защита государственных интересов на международной арене.
  3. Участие в решении глобальных проблем современности.

 

Разделение властей

 

Рассматривая структуру государства, следует помнить, что выделение и классификация структурных компонентов зависит от подходов, которые лежат в основе решения этого вопроса. Наиболее распространенным является объединение государственных органов в соответствии с принципом разделения властей . Это позволяет выделить:

  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы судебной власти .

Основным предназначением законодательных органов является создание правовой базы и осуществление гражданского контроля за правительством . К законодательным органам относятся: парламент (в России — Федеральное собрание , в США — Конгресс и т.д.), избираемый на определенный срок; аналогичные органы в субъектах федерации (к примеру — законодательное собрание области или штата) и местном самоуправлении (городские или сельские советы).Исполнительная власть , как правило, осуществляется правительством, которое может носить различные названия (совет министров, кабинет, администрация), и возглавляться председателем, премьер-министром, канцлером (а в ряде случаев непосредственно президентом). Правительству принадлежит вся полнота распорядительной власти в стране. В его ведении находится текущая работа по управлению государством и гражданами через систему министерств и ведомств. Правительство формируется парламентом (в условиях парламентской республики) или президентом (президентская республика) по согласованию с парламентом.Третья ветвь власти представлена судебной системой . В ее функции входит осуществление правосудия, а также контроль за соблюдением законов, защита прав граждан от нарушений со стороны законодательной и исполнительной власти, приведение законодательства в соответствие с основным законом (Конституцией) государства.

 

Формы государства

 

Широкое распространение в обществознании получило деление государств по форме правления на монархии и республики.Монархия — это государство, в котором вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека — монарха. Власть он получает, как правило, в порядке престолонаследия.В процессе длительного исторического развития монархии претерпели существенные изменения, и в современных условиях их можно разделить на несколько групп.Первую группу составляют абсолютные монархии , которые являются наиболее классическими представителями этой разновидности государств. В условиях абсолютной монархии отсутствует реальное разделение властей. Органы представительной власти если и существуют, то носят совещательный характер. Принимаемые ими решения представляются монарху в виде просьбы-пожелания для учета в его законотворческой и исполнительной деятельности. Система судебной власти также подчинена правителю. Результатом является отсутствие демократических свобод , многочисленные нарушения прав человека . К началу XXI столетия государств с абсолютной монархической формой правления осталось немного. Сегодня таковыми являются: Саудовская Аравия , Бруней , ряд других государств Азии и Африки .В условиях конституционной монархии права и полномочия монарха существенно ограничены и строго регламентированы конституцией страны. Монарх является, скорее, чисто символической фигурой, наделенной лишь церемониальными полномочиями. Вместе с тем, по традиции монарх пользуется большим уважением, окружен почетом и рассматривается как символ нации.Конституционные монархии существуют в ряде развитых стран мира, таких, как Великобритания , Испания , Япония , Швеция . Примечательно, что монархическая форма правления не помешала установлению и успешному развитию демократических режимов в этих странах.Третьей разновидностью монархического государства является дуалистическая монархия . Она представляет собой переходную форму от абсолютной монархии — к конституционной , или даже к республике . В таком государстве имеют место органы законодательной (представительной) власти . Однако монарх по-прежнему сохраняет обширные полномочия в системе исполнительных структур.Республиканская форма правления представляет собой альтернативу монархии: в переводе с латинского языка «республика» означает «общее дело» или «власть народа».В современных условиях выделяют две разновидности данной формы правления:

  • парламентскую республику ;
  • президентскую республику .

Парламентская республика характеризуется особой ролью парламента в политической жизни. Избранный на определенный срок (в соответствии с Конституцией), он сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти в стране. Именно парламент формирует из своих рядов правительство, и в дальнейшем контролирует его, в том числе, может отправить в отставку. При необходимости парламент выбирает президента, наделив его функциями главы государства. Однако власть президента в парламентской республике носит символический характер (примером может служить Германия или Италия ).Отличительной чертой президентской республики является соединение в руках президента функций главы государства и исполнительной власти. К числу специфических признаков можно отнести также и независимый друг от друга порядок формирования органов законодательной и исполнительной власти: президент и парламент избираются раздельно на основе всеобщего, прямого или косвенного права. Правительство назначается президентом и подотчетно только ему. Деятельность в правительстве несовместима с пребыванием в парламенте в качестве депутата. Нельзя не отметить и хорошо отработанный механизм «сдержек и противовесов», уравновешивающий полномочия трех ветвей власти.Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки .Формы государственного устройстваДругим основанием для деления современных государств является способ национально-территориального устройства. Он позволяет разделить государства на унитарные, федерации и конфедерации.Унитарные государства характеризуются делением всей территории страны на равные в правовом отношении административные единицы. На всей территории страны действует единая конституция и строго централизованная система органов власти. Унитарным государством была Российская Империя до 1917 года. Сегодня таковыми являются Китай , Испания , Швеция , Польша и ряд других государств.Унитарные тенденции были доминирующими в период создания национальных государств. Однако, в современных условиях отмечено стремление регионов к большей самостоятельности и даже независимости, что придает новый импульс процессам федерализации государств.Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких государственных образований в новое государство на основе конституции. Следует учитывать, что субъекты (составные части) сохраняют самостоятельность, могут иметь собственные конституции и законодательство, систему органов представительной, исполнительной и судебной власти. Однако федеральная конституция и законы имеют несомненный приоритет над законами субъектов федерации, а решения федеральных органов обязательны для нижестоящих. Естественно возникает вопрос: что же заставляет независимые государства объединяться между собой, добровольно признавать власть федерации?Дело в том, что целью объединения является совместное решение ряда ключевых для общества вопросов. Как правило, к ним относят: оборону страны, борьбу с преступностью, создание единой финансовой системы, транспортной сети и связи, общего топливно-энергетического комплекса. Именно эти вопросы и находятся в ведении федеральной власти, и для их решения формируется федеральный бюджет и специальные органы. Остальные вопросы по-прежнему остаются в ведении субъектов и решаются собственными силами.Конфедеративное образование представляет собой союз двух или нескольких государств, заключенный на основе договора. В отличие от федерации, конфедерация не является государством: она не имеет своей конституции, собственных властных структур. Совместные органы если и создаются, то с целью координации, а не управления. Как правило, конфедерации недолговечны и постепенно преобразуются в федерации или напротив распадаются.Ярким примером конфедеративного образования в современных условиях является Содружество Независимых Государств , созданное после распада СССР . Конфедерацией можно назвать и союз государств Объединенной Европы, который все более наглядно проявляет тенденцию к федерализации. Существует и ряд других, аналогичных образований.Подводя итог, следует еще раз напомнить, что форма правления и способ государственного устройства не оказывают прямого влияния на специфику политических процессов в той или иной стране, установление в ней конкретного политического режима. Можно привести множество примеров успешного развития демократии в монархических государствах и, напротив, установление наиболее жестких тоталитарных режимов в республиках.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.