Сделай Сам Свою Работу на 5

КОНЦЕПЦИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ





 

При разработке системы, способной существенно улучшить ситуацию с безнадзорными собаками в Московской области следует учитывать накопленный к настоящему времени опыт, в том числе отрицательный, сложившийся в этой и смежных областях. При этом представляется особенно ценным учёт и анализ системы, действующей на текущий момент в Москве, с учётом этапов её развития и современного состояния.

Современная теория социального управления предусматривает определённую последовательность реализации государственной политики, а именно:

1. Анализ проблематики - исследование текущего состояния той или иной сферы, выявление проблемных мест (ситуаций), их распространённость, причинно-следственные связи. В применении к ситуации с безнадзорными животными это прежде всего - проведение полевых исследований (см. прилагаемый файл), анализ имеющейся статистической информации (случаи заболевания людей, травмы людей, жалобы и т.п.), сбор и анализ информации о деятельности государственных и муниципальных органов, а также иных субъектов (коммерческих и некоммерческих организаций, частных лиц) в сфере работы с безнадзорными животными.



На данном этапе целесообразна выработка комплексных (синтетических) показателей, характеризующих ту или иную территорию Московской области.
Например, в качестве основного критерия, отражающего конфликтность сосуществования безнадзорных животных и жителей, можно предложить комплексный показатель, учитывающий подтверждённые путём проведения соответствующих лабораторно-диагностических исследований случаи бешенства (Б), подтверждённые документами травмы, полученные от безнадзорных животных (Т), случаи жестокого обращения с безнадзорными животными (Ж), установленные случаи агрессивного поведения животных (А), установленные случаи нарушения тишины в ночной период (Л), количество заявлений от населения (З), степень видимости животных (В).

Например, можно применить формулу: К=100-30Б-Т-Ж-0,5А-0,2Л-0,05З-0,01В

Где Б, Т, Ж, А, Л, З, В – соответствующее число случаев (вышеуказанных конфликтов), произошедших на территории регулирования (например, района) за соответствующий период.



Как следует из формулы, К=100 соответствует идеальной ситуации с безнадзорными животными.

2. Целеполагание - формулирование и описание той модели "потребного будущего", которое желательно видеть как результат применения управленческих усилий. Здесь следует избегать типичной ошибки (которая характерна, в том числе для Москвы) подмены цели задачей и тем более - средством её достижения (процессом). Так, не является целью "проведение стерилизации", "строительство приютов", "вакцинация против бешенства" и т.п. Не может являться целью и снижение численности безнадзорных животных само по себе (что важно понимать). Цель - К=100 (конфликтность сосуществования равна ста). При этом, чем подробнее будет описана цель, тем легче будет понять степень её достижения.

3. Выработка способа (способов) достижения цели. Способы разрабатываются на основе знания (1) об объекте управления (сфера безнадзорных животных), (2) цели управления, (3) ограничениях, накладываемых на способы (гуманность, выполнимость и пр.). Сформулированные способы в дальнейшем принимаются как основы государственной политики управления указанной сферой. На основе способов разрабатываются соответствующие методы и методики воздействия на ситуацию (стерилизация, вакцинация, регистрация и т.п.). Одной из основных характеристик будет являться эффективность, а именно - отношение степени достижения цели (величина К) к затратам (финансов, материальных ресурсов, времени). Конечным результатом данного этапа разработки будет выявление необходимых управленческих функций (натуральное управление, воздействие на популяцию животных). Сюда же относится определение потребности в материальных и финансовых ресурсах.



4. Создание модели управления. Определяются субъекты управления (существующие органы и организации, создание новых), исходя из необходимых функций. Определение и создание материальной базы (приюты, пункты временного содержания, стерилизации, банк данных и пр.). Определяются отношения между субъектами (подчинение, подряд, координация - социальное управление, воздействие на соответствующих лиц).

5. Юридическое оформление системы. Разработка и принятие комплекса нормативных правовых документов разного уровня (законы Московской области, в том числе бюджет, постановления правительства Московкой области, распоряжения, акты органов местного самоуправления, соглашения и т.д.), закрепляющие основы государственной политики, полномочия субъектов управления, последовательность действий, выделение ресурсов, ответственность. Этим запускается процесс, система создаётся и начинает работать.

6. Мониторинг. Проводимая на постоянной основе оценка состояния проблематики в сфере безнадзорных животных (урезанный вариант п. 1), оценка эффективности предпринятых действий (цель/затраты), выявление причин отклонения от плановых показателей. Корректировка решений на основе полученных данных.

Анализируя московский опыт, следует обратить внимание, что при правильном общем направлении государственной политики игнорирование некоторых этапов указанной последовательности действий закономерно привело к сложностям (переполнение приютов, высокие бюджетные затраты, низкое качество работ, социальная напряжённость в ряде приютов, проблема опекунских животных и др.), которых можно и должно избежать при создании системы в Московской области.

Так, в середине-конце 1990-х гг. был проведён ряд исследований, позволивший проанализировать как состояние популяции, так и создаваемые животными проблемы (1). Проблемный анализ в основном носил феноменологический характер (что для того времени уже было несомненным достижением), но никаких количественных критериев тогда предложено не было. Цели управления были сформулированы в общем виде, что не позволило (и не позволяет до сих пор) оценить эффективность мероприятий (2).

Из комплекса предложенных мероприятий был произвольно выбран ограниченный ряд наиболее ресурсоёмких (строительство приютов, стерилизация без возвращения). Программно-плановый элемент проведения мероприятий отсутствует, сравнительный анализ эффективности различных мероприятий не проводится по вышеназванной причине (3).

Одной из основных ошибок было создание системы управления с поручением последней разработки собственного функционала, сопряжённого с отсутствием внешнего контроля. Система была создана не полностью, в весьма урезанном виде, но главное - управленческих функций, разработанных на этапе (3) она не выполняет.

Созданная система самостоятельно (и в своих интересах) начала определение своего функционала и правил работы. Это неминуемо привело к высокой коррупциогенности и непрозрачности в её работе. Материальная база (приюты) не достроены до сих пор (4).

Юридическое оформление системы (5) проводилось часто без учёта функций управления, субъектов управления и, вообще, накопленных знаний в данной области. Это привело к наличию большого количества нормативных актов различного уровня, содержащих противоречия как между собой, но иногда и в пределах одного акта.

Большое количество правовых коллизий также делает систему спобоуправляемой, непрозрачной и коррупциогенной. Отсутствие полноценного мониторинга (6) в городе Москва исключает возможность вообще судить об эффективности созданной системы, не говоря уже о коррекции отдельных мероприятий. Фактически, при отсутствии достоверной информации об объекте управления, его состоянии, нельзя говорить об управлении как таковом. Мы имеем дело не с управлением, а с процессом (отлов, стерилизация, размещение в приютах), финансируемым из бюджета Москвы, результат которого неизвестен.

Ошибки города Москвы как первопроходца в области гуманного регулирования в сфере безнадзорных животных ни в коем случае не умаляют заслуг городского руководства, принявшего в конце 1990-х столь важное политическое решение. Тем важнее представляется использование как положительного, так и отрицательного опыта столицы при проектировании системы регулирования отношений, связанных с наличием безнадзорных животных.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.