Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация начала урока.





Тема урока: ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА. ЦИТОПЛАЗМА .

Цель урока:изучить особенности строения эукариотической клетки, функции органелл клетки.

Задачи:


образовательная: рассмотреть особенности строения эукариотической клетки; показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органоидов клетки;


развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей.


^ Тип урока:комбинированный.

Метод проведения:объяснение, беседа, самостоятельная работа.

Требования согласно программе:

Ученик должен

 


иметь представление об особенностях организации эукариотической клетки;


знать: основные органоиды, входящие в состав эукариотической клетки; понятия «фагоцитоз», «пиноцитоз»;


уметь объяснить функции органелл животной клетки и растительной.


Внутридисциплинарные связи:ботаника, зоология, анатомия.

Обеспечение занятия:

 


наглядные пособия: таблица «Строение животной и растительной клеток».


раздаточный материал.


Оборудование.


Ход урока

Организационный момент.

 


приветствие;


подготовка аудитории к работе;




наличие учащихся.


2. Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос (с. 124,учебника 1-5).

Вопросы.

Дополнительные вопросы.

Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.

Рассмотрите рис. 66 (с. 125 учебника). О чем говорит многообразие форм клеток? Что общего между ними и что различно? На эти вопросы сегодня мы найдем ответы.

^ 4. Изложение нового материала.

Тема: Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

План

 


Особенности организации эукариотических клеток.


Строение и функции органоидов клетки.

 



Сообщение домашнего задания.§ 26, с. 125-132; вопросы 1—5.


Подведение итогов занятий.


Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.


Оценить работу учеников во время занятий.


^ 7. Закрепление изученного материала.
Ответы на поставленные в начале урока вопросы.

Особенности организации эукариотических клеток.

Рассматривать этот вопрос лучше при помощи сравнения эукариотической и прокариотической клеток. При этом попутно должны демонстрироваться таблицы «Строение прокариотической клетки» и «Строение эукариотической клетки».



 


В чем отличие эукариотической клетки?


Что сходного в строении эукариот и прокариот? О чем это свидетельствует?


^ Структурная организация клетки.

Эукариотические клетки растений, животных, грибов, отличающиеся сложностью и разнообразием, имеют общие черты строения. Важнейшие части клетки, неразрывно связанные между собой, - цитоплазма и ядро. В цитоплазме находятся органоиды. В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. Мембрана образована двумя рядами липидов, в которые с наружной и внутренней стороны погружены молекулы белков, многочисленных и разнообразных

Рассмотрим более подробно строение эукариотической клетки.

По ходу объяснения учитель демонстрирует таблицу.

 


^ Строение и функции органоидов клетки.

 

Название органоида Особенности строения, функции
1 2
1. Наружная цитоплазматическая мембрана Отграничивает содержимое цитоплазмы от внешней среды;.через поры внутрь клетки с по­мощью ферментов могут проникать ионы и мелкие молекулы; обеспечивает связь между клетками в тканях; принимает сигналы, имеет рецепторы (пиноцитоз, фагоцитоз). Растительная клетка кроме цитоплазматической имеет толстую, состоящую из целлюлозы, мембраны - клеточную стенку, которой нет у животных клеток
2. Цитоплазматический матрикс Жидкая среда цитоплазмы, в которой взвешены органоиды и включения, состоит из жидкой коллоидной системы, в которой присутствуют молекулы различных веществ
3. Пластиды (лейко-. пласты, хромопласты, хлоропласты) Характерны только для растительных клеток, двумембранные органоиды. Зеленые пластиды -хлоропласты, содержащие хлорофилл в особых образованиях - тилакоидах (гранах), в которых осуществляется фотосинтез, способны к само­возобновлению (имеют свою ДНК)
4. Эндоплазматическая сеть Расположена вокруг ядра, образована мембра­нами, разветвленная сеть полостей и каналов: гладкая ЭПС участвует в углеродном и жировом обмене; шероховатая обеспечивает синтез бел­ков с помощью рибосом
5. Митохондрии Двумембранное строение, внутренняя мембрана имеет выросты - кристы, на которых много ферментов, обеспечивающих кислородный этап энергетического обмена (имеют собственную ДНК)
6. Вакуоли Обязательные органоиды растительной клетки; содержат в растворенном виде многие органи­ческие вещества, минеральные соли; имеются в животных клетках
7. Рибосомы Сферические частицы, состоящие из двух субъ­единиц, располагаются в цитоплазме свободно или прикреплены к мембранам ЭПС; осуществ­ляют синтез белка
8. Цитоскелет Система микротрубочек и пучков белковых во­локон, тесно связанных с наружной мембраной и ядерной оболочкой
9. Жгутики и реснички Органоиды движения, имеют общий план строения. Движение жгутиков и ресничек обусловлено скольжением микротрубочек каждой пары друг относительно друга

 



Тема урока: КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ

Цели урока:обобщить полученные знания о структурной ор­ганизации живых организмов, рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов.

Задачи:

 

·
образовательная: доказать, что клетка ~ элементарная биологическая система, рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории;

·
развивающая: продолжить формирование умений и навыков анализа, сравнения; выделять главное, формулировать выводы;

·
воспитательная: патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению вирусов.


^ Тип урока:обобщение и систематизация знаний.

Метод проведения:беседа, работа с опорным конспектом, решение задач.

Требования согласно программе: Ученик должен

 

·
иметь представление об истории изучения клетки;

·
знать основные положения клеточной теории строения организмов определения «клетка»;

·
уметь доказывать, что клетка является элементарной биологической системой.


Междисциплинарные связи:история.

Внутридисциплинарные связи:цитология.

Обеспечение занятия:

 

·
наглядные пособия: таблица «Многообразие клеток»;

·
раздаточный материал;

·
оборудование: опорный конспект.


Ход урока

^ 1. Организационный момент.

 

·
приветствие;

·
подготовка аудитории к работе;

·
наличие учащихся.


2. Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос (с. 142 учебника, вопросы 1-5).

Вопросы.

Дополнительные вопросы.

^ 3. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности. .

Почему клетка считается элементарной единицей всего живого?

^ 4. Изложение нового материала.

Тема: Клеточная теория строения организмов.

План

 

1.
История изучения клетки.

2.
Клеточная теория строения организмов.

3.
Решение задач.

 


5.
Сообщение домашнего задания.§ 29,с. 142-143; вопросы 1-3.

6.
Подведение итогов занятий.

1.
Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

2.
Оценить работу учеников во время занятий.


^ 7. Закрепление изученного материала.
Ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

История изучения клетки.

При рассмотрении этого вопроса удобно использовать опорный конспект.

Наука о клетке называется цитологией (греч. «цитоз» - клетка, «логос» - наука).

Почему клетку принято считать единицей всего живого? {Клетка является единицей живого: она обладает способностью размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражения.)

Цитология изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур и клеток внутри организма, размножение и развитие клеток, приспособление клеток к условиям окружающей среды.

Впервые название «клетка» применил Роберт Гук в середине XVII в. при рассмотрении под микроскопом, им сконструированным, тонкого среза пробки. Он увидел, что пробка состоит из ячеек - клеток (англ. "cell" - камера, келья). К началу XIX в., после того как появились хорошие микроскопы, были разработаны методы фиксации и окраски клеток, представления о клеточном строении организмов получили общее признание.

^ 2. Клеточная теория строения организмов.

В 1838-1839 гг. двое немецких ученых - ботаник М. Шлейден и зоолог Т. Шванн - собрали все доступные им сведения и наблюдения в единую теорию, утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ.

Спустя примерно 20 лет после провозглашения Шлейденом и Шванпом клеточной теории другой немецкий ученый - врач Р. Вирхов сделал очень важное обобщение: клетка может возникнуть только из предшествующей клетки.

Академик Российской академии наук Карл Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки и этой клеткой является зигота.

Далее демонстрируются изображения различных клеток.

- Что общего у всех этих клеток?

{Учащиеся высказывают свои предположения.)

Изучение химической организации клетки привело к выводу, что именно химические процессы лежат в основе ее жизни, что все клетки живых организмов сходны по своему составу и что процессы обмена веществ протекают однотипно.

Затем учитель рассказывает об основных положениях клеточной теории.

Современная клеточная теория включает следующие основные положения:

 

1.
Клетка - основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.

2.
Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ (в этом положении объединены 2 и 3 пункты, указанные в учебнике).

3.
Размножение происходит путем их деления, то есть каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки.


Затем учитель, используя опорный конспект, продолжает объяснение. В сложных многоклеточных организмах клетки специали­зированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчи­нены нервным и гуморальным системам регуляции.

- На какие две группы можно разделить все живые организмы?

Приведите примеры живых организмов, относящихся к этим группам.

{Учащиеся приводят примеры прокариот и эукариот.)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что есть неклеточные формы жизни - вирусы, открытые Д. И. Ивановским, коротко рассказывает об особенностях их строения. Отмечает, что вне клетки вирус существовать не может.

Затем учитель предлагает учащимся решить творческие задачи. Класс делится на две группы. У каждой группы своя задача. Учащиеся в группе ведут обсуждение полученного задания («мозговой штурм»), затем один из учащихся рассказывает об их совместном решении.

Задача 1.

Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только продукты питания, но и живую ткань. Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого, гелия или водорода соответственно до температуры -269 или -253, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Также успешно замораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей. Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?

{Создание банка глубоко замороженных половых и соматических клеток нужных живых организмов. В будущем можно будет возродить содержащуюся в клетках генетическую информацию. Возможно вынашивание эмбриона самкой другого, родственного вида.)

Задача 2.

В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание ученых мира на одно странное обстоятельство. В телах пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И открытие было сделано. Правда, оказалось, что «животный хлорофилл» создан тоже растениями. Назовите это открытие.

(Микроскопические водоросли переселились под кожу многих более или менее прозрачных животных и стали питать себя и приютивших их животных. Водоросли используют углекислый газ, выделяемый организмами животных. Явление, когда организмы извлекают пользу из совместного существования, называется «симбиоз»?)

Тема урока: "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

Задачи:

· познакомить учащихся с материалом об устройстве увеличительных приборов для изучения растений - лупой и световым микроскопом, повторить правила работы с увеличительными приборами;

· закрепить умение пользоваться увеличительными приборами;

· показать технику приготовления микропрепаратов;

· научить учащихся работать с микропрепаратами и делать грамотные зарисовки увиденного.

Средства:

· ботанические таблицы,

· увеличительные приборы: ручная и штативная лупы, световые микроскопы,

· лабораторный инструментарий для приготовления микропрепарата,

· дидактические задания к игре.

При подготовке к уроку использованы:

· А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”,Москва, 2005

· Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003

· А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003

· Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003

· Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997

Ход урока

Организация начала урока.

· подготовка к началу урока

· подготовка рабочего места

· дисциплинированность, собранность, быстрое включение в ритм урока

Подготовительный этап

· подготовка к активной УПД на основном этапе урока

· обеспечение мотивации и принятие учащимися цели УПД

Этап осуществляется через письмо литературного героя (приложение)

Письмо литературного героя читает один из учащихся. В нем звучит просьба, из которой учащиеся должны сформулировать цель деятельности на уроке.

? Какие задачи перед нами поставил литературный герой?

- разобраться в устройстве увеличительных приборов

-приготовить и рассмотреть микропрепарат, для того, чтобы проникнуть в микромир растений

? Согласны ли мы с задачами урока?

Задачи не из легких, так как нам придется пройти за один урок долгий путь с 15 века до наших дней.

Во время путешествия мы будем с вами и историками, и оптиками, изучающими увеличительные приборы, и микроисследователями,

Первую часть урока проводим в кабинете, вторая часть будет проходить в лаборатории. Так как мы еще никогда с вами не путешествовали, так как мало еще знакомы, позвольте мне рассказать вам о правилах нашего путешествия.

Правила.

1. Каждая группа работает по заданиям вместе со мной. Обратите внимание, что у каждой группы на столе есть папка с дополнительными материалами, ручные лупы и микроскопы.

2. Каждый участник путешествия имеет свой рабочий лист, который заполняет в ходе путешествия (рабочий лист, заменяет на уроке работу в рабочих тетрадях). По окончании урока, лист вклеивается в рабочую тетрадь по биологии. (Рабочий лист - в приложении)

3. После 1 этапа мы переходим в лабораторию только после правильного ответа на вопрос из контейнера.

4. В лаборатории выполняем лабораторную работу №4 по инструктивной карточке.

5. Итог путешествия: формулировка ответов для литературного героя. Если ответы будут достаточно полные, работа будет удачной, мы, вероятно, его увидим.

Готовы к работе? Вперед!

Усвоение новых знаний.

· обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

· концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения

· максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Этап осуществляется через самостоятельную индивидуальную, групповую и парную формы работы с дополнительными материалами, учебником, лабораторным оборудованием, через заполнение каждым учащимся соответствующих частей в рабочем листе. Работа включает в себя 3 блока: "Историческая справка", "Ручная лупа", "Световой микроскоп".

После каждого блока проводится первичная проверка понимания нового материала через систему записей на доске и вопросы репродуктивного уровня.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.