Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ результатов исследования





 

Для отражения суммарных баллов после проведения тестирования были использованы таблицы с результатами теста. Так же определено среднее значения и стандартное отклонение по группе.

Табл. 1 Результаты теста невербальной креативности Е.Торренса (адаптированный А.Н. Ворониным) и опросника «Самооценка творческих характеристик личности» Вильямса;

Табл. 2 Результаты методики С.Медник (адаптированной А.Н. Ворониным).

 

Для сравнения результатов теста можно провести анализ результатов по нашей выборке в сравнении со средним значением общего количества баллов результатов опросника Вильямса по России испытуемых в возрасте от 20 до 30 лет, так как в данной работе рассматривается общий уровень творчества. Баллы по каждому из критериев могут быть рассмотрены при индивидуальной интерпретации для каждого из испытуемых, но в рамках данного исследования они не имеют определяющего значения.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов опросника Вильямса (по общему количеству баллов).


По данным гистограммы можно сказать о том, что у студентов экономической специальности уровень развития творческих способностей в основном выше среднего значения по России. Это может быть обусловлено личностными характеристиками испытуемых.



2.4. Психологическое заключение по результатам исследования

 

Целью данного психолого-диагностического обследования было определения уровня развития творческих способностей и вербальной, невербальной креативности у студентов старших курсов экономических специальностей.

Отношение испытуемых к данному психолого-диагностическому обследованию было адекватное, доверчивое и заинтересованное, мотив присутствовал. Был установлен хороший контакт с психологом, проводимым тестирование. Отклонений в поведении в процессе тестирования замечено не было.

По результатам опросника Вильямса можно сказать, что среднее значение результатов по группе испытуемых выше среднего значения по России. По результатам, 70 % тестируемых имеет высокий уровень развития творческих способностей (более 50 баллов), 10 % тестируемых имеет средний уровень развития творческих способностей и 20% тестируемых имеет низкий уровень развития творческих способностей (менее 46 баллов).



 

Рис. 2. Уровень развития творческих способностей у студентов экономических специальностей.

 

По результатам теста невербальной креативности Торренса и теста вербальной креативности Медник можно говорить о том, что невербальная креативность у студентов экономических специальностей развита выше, чем вербальная. Для сравнения использованы средние значения по группе менеджеров в возрасте от 22 до 30 лет.

 

Рис. 3. Средние значения теста невербальной креативности Торренса по группе менеджеров в возрасте от 22 до 30 лет и группы студентов экономических специальностей.

 

 

По данным гистограммы можно говорить о том, что студенты экономических специальностей имеют средний уровень развития невербальной креативности.

По результатам теста вербальной креативности Медник группа менеджеров в возрасте от 22 до 30 лет имеет среднее значение по индексу оригинальности 0, 61. По выборке студентов экономических специальностей среднее значение данного индекса равно 0,44. Эти результаты говорят о том, что данная выборка студентов имеет низкий уровень развития вербальной креативности.

По данным всего обследования можно сделать вывод, что студенты-экономисты имеют средний уровень развития творческий способностей и креативности. Мнение о том, что студенты экономических специальностей обладают низким уровнем творческих, не подтвердилось эмпирическими данными.

Однако, на результаты исследования могли повлиять указанные в 1 главе внешние факторы и условия исследования. Поэтому, в дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными.



Во-первых, объем выборки был небольшим (7 чел.), поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что полученные результаты распространяются на всех людей.

Во-вторых, были опрошены только студенты СПБГПУ Политех. Результаты могут быть другими, если опросить учащихся других ВУЗов, или работающих людей.

В-третьих, невозможно было исключить влияние таких факторов, как личностные особенности испытуемых, их мотивацию и эмоциональное состояние на момент тестирования. Это тоже могло оказать свое влияние на полученные результаты.

Чтобы уточнить результаты, нужно провести лонгитюдное исследование. Предположение, выдвинутое в качестве гипотезы данного исследования, может быть проверено в дальнейших экспериментах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа была посвящена исследованию уровня творческих способностей студентов. Ее целью было изучить творческие способности студентов старших курсов экономических специальностей. Цель работы достигнута, реализованы ее основные задачи.

Так, к теоретическим результатам можно отнести следующие положения:

1. Творчество – довольно сложное и объемное понятие. В науке нет такого определения творчества, с которым были бы согласны все. Однако, ученые и исследователи сходятся в одном – творчество предполагает выход за рамки, создание чего-то нового и ценного для общества.

2. В обществе принято мнение, что люди типа «Человек-Человек» или «Человек-Художественный образ» более способны к творчеству. Можно предположить, что экономическая среда обучения не дает больших возможностей к проявлению себя как творческой личности.

3. По данной теме были проведены исследования, которые, однако, в основном распространялись на людей школьного возраста, а по вопросу творческих способностей студентов не было получено четких данных.

К эмпирическим результатам работы относится следующее:

1. Для данной выборки преобладает средний уровень творческих способностей (чуть выше среднего);

2. Статистическая обработка результатов не подтвердила гипотезу о том, что уровень творческих способностей в подвыборке студентов экономических специальностей низок, но так же высокие результаты могут быть обусловлены неадекватным восприятием у подвыборки своего уровня творчества, или же фактором социальной желательности.

В дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными, так как имелось много факторов, которые могли повлиять на результат.

В современных условиях развитие способности к творчеству считается одной из целей образования. Тем не менее, выделяют разные профессии гуманитарные, технические, экономические. В первых есть больше возможностей проявить себя как творческого человека, выходя за существующие рамки и создавая что-то новое и ценное. Данное исследование проводилось с целью попытки найти ответ на вопрос – действительно ли у студентов экономических специальностей уровень творческих способностей не высок? Ведь в настоящее время экономисты должны проявлять свой творческий потенциал для реализации инновационной деятельности в области экономики, разработки нововведений и внедрении инноваций в современную экономику. В этом заключается практическая значимость данной курсовой работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

3. Диагностика творческого мышления : креативные тесты // Елена Туник. -М. : Чистые пруды, 2006

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - Издательство “Наука”, 1994 г.

5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: «Питер», 2000.

6. Краткий психологический словарь // Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

7. Лук А. Н., Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976.

8. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

9. Попов О.А. Содержание и характеристика научного исследования // Статистика в психологии и педагогике: каталог статей. – 2008.

10. Психологические исследования творческой деятельности // Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: Наука, 1975.

11. Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества.

12. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. − СПб: Речь, 2003.

13. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей, М.: Наука, 1991.

14. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.