Сделай Сам Свою Работу на 5

Конфликт как особая форма взаимодействия.





Литература:

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988.

Бодалёв А.А. Психология общения. М., 2002

Рогов Е.И. Психология общения. М.2004

_________________________________

Литература по конфликтам

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Разд. IV.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 2.

4. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Вопросы для самопроверки:

1. После обсуждения различных теорий взаимодействия, обсудите их слабые и сильные стороны.

2. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?

3. Назовите стратегии поведения человека в разных ситуациях и приведите примеры.

4. Каковы основные причины неэффективного взаимодействия между людьми.

5. Дайте определение конфликта. Опишите его структуру. Как развивается конфликт? Что необходимо учесть, чтобы повысить степень удовлетворённости принятым решением в ходе разрешения конфликтной ситуации.



6. Назовите положительные и отрицательные стороны конфликта.

 

Краткое содержание темы «Общение как взаимодействие (интеракция)».

Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять (И.Кант).

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей. Интеракция – взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности. В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовывать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. Как правило, мы строим стратегию поведения в зависимости от ситуации. Взаимодействия людей по разным поводам многообразны. Поэтому учёные стремятся упорядочить это многообразие, создать целостную картину, моделирующую богатство общения.

Наиболее распространённым оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Конечно, это упрощает картину человеческого общения.



Р.Бейлз объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в целостную систему.

Ориентация на собственные цели Max противодействие сотрудничество

Компромисс

min Избегание уступчивость

ориентация на цели другого

Если при взаимодействии с другими людьми человек ориентируется только на свои цели без учёта целей партнёров по общению, то он вступает в противодействие или конкуренцию. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнёров ради условного равенства. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (кооперация). Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнёра (альтруизм). Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (индивидуализм).

Р. Бейлз считает, что любое взаимодействие может быть описано с помощью 4 феноменов (позитивные эмоции, решение проблем, постановка проблем, негативные эмоции). В каждой из них он выделяет 3 типа поведения.

Области взаимодействия Основные поведенческие проявления
Позитивные эмоции Выражение солидарности. Снятие напряжения. Выражение согласия.
Решение проблем Предложения, указания Выражение мнений Выдача ориентаций
Постановка проблем Просьба об информации. Просьба высказать мнение. Просьба об указаниях.
Негативные эмоции Выражение несогласия. Создание напряжённости. Демонстрация антогонизма.

 

У этой схемы есть недостатки, так как она фиксирует лишь форму взаимодействия.



Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая различные вознаграждения и затраты. Эта теория опирается на 4 принципа:

1. Чем больше вознаграждается определённый тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2. Если вознаграждение за определённые типы поведения зависит от каких-либо условий, человек стремится их воссоздать;

3. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

С помощью теории Хоманса могут быть описаны разные сложные виды взаимодействий: отношение к власти, переговорный процесс, лидерство… Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью «стимул-реакция». Высокие вознаграждения могут приводить к потере активности. З.Фрейд полагал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в детстве, и конфликтами, пережитыми в раннем детстве. Согласно психоанализув процессе взаимодействия люди воспроизводят детский опыт.

В основе подхода Э. Гоффмана – «теория управления впечатлениями» - лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актёры, стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление.

Наиболее подробно, интерактивная сторона общения исследовалась в работах представителей символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), считавших, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им предают.

Дж.Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Он выделял во взаимодействии два типа действий:

1. Незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания).

2. Значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека)

Во втором случае необходимо поставить себя на место другого человека или принять его роль. Сущность концепции символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Это более реалистическая концепция, чем теория обмена, однако она придаёт слишком большое значение символическим аспектам взаимодействия.

Ещё один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе- направлении, предлагающем управлять действиями участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учёт характера ситуаций и стиля взаимодействия (Э.Берн, 1988). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия занимает одну из трёх позиций, которые условно обозначены как РОДИТЕЛЬ, РЕБЁНОК и ВЗРОСЛЫЙ.Все эти стороны личности обладают абсолютно разными предназначениями, характеристиками и ценностями.

РОДИТЕЛЬ · Система ценностей, передающаяся из поколения в поколение · Воспитание детей
ВЗРОСЛЫЙ · Перерабатывает информацию, эффективно взаимодействует с окружающим миром · Контролирует действия Родителя и Ребёнка, являясь посредником между ними
РЕБЁНОК · Источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости · Детский эгоцентризм

Данные позиции не связаны с социальной ролью: это лишь психологическое описание определённой стратегии во взаимодействии. Позиция Ребёнка может быть определена как позиция «ХОЧУ!», позиция Родителя как – НАДО!», позиция Взрослого – объединение «ХОЧУ!» и «НАДО!».

Взаимодействие эффективно, если партнёр обращается к другому как Взрослый к Взрослому, и тот отвечает с такой же позиции. В других случаях взаимодействие может нарушиться и прекратиться. Например, жена обращается к мужу: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Он может ответить: «Сейчас перевяжем» - это ответ Взрослого. «Вечно у тебя что-то случается» - ответ с позиции Родителя, «Что же я теперь должен делать?» - ответ Ребёнка. В двух последних случаях эффективность невелика.

Изменить негативные модели взаимодействия крайне трудно, поскольку они осуществляются на уровне привычки.

Конфликт как особая форма взаимодействия.

В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.

Отметим важнейшие моменты данного определения:

· Во-первых, под конфликтными подразумеваются те взаимодействия и отношения, в которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности и их одновременное удовлетворение, существование невозможно.

· Во-вторых, можно выделить внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликт, в зависимости от того, в каком пространстве возникли и развиваются объективные противоречия

· В-третьих, конфликт сопровождается для его участников негативными эмоциональными состояниями, осложняющими и без того непростую ситуацию объективного противоречия.

Выделяют четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию.Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.

Конфликтная ситуация – это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах, и потребностях сторон. По сути, это ещё не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определённое время не осознаваться участниками взаимодействия. Конфликтная ситуация имеет весьма определённую структуру.

В объективной конфликтной ситуации присутствуют объект конфликта – реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора, и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внутренней и внешней позиции в конфликте. Внешняя позиция – это та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам (участники конфликтного взаимодействия). Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт. Зачастую внутренняя позиция скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъекта, так как является неосознаваемой. Осознание внутренней мотивации – это важный шаг к продуктивному разрешению конфликта. Пример: типичный конфликт ребёнка и взрослого, в котором за внешней агрессией ребёнка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости своего «Я», неосознаваемая им самим.

Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента. Инцидент- это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях (осознание конфликтной ситуации). Инцидент может быть скрытым и открытым.

· Скрытый инцидент разворачивается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях.

· Открытый инцидент разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.

· Динамика конфликта, то есть закономерности его развития, находится в полном соответствии с его структурой. Можно выделить 4 основные стадии развития конфликта.

1. Возникновение конфликтной ситуации

2. Осознание конфликта

3. Конфликтные действия

4. Разрешение конфликта

На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур конфликта. Объект конфликта, как правило, расширяется за счёт «втягивания в конфликт» близлежащих зон взаимоотношений (конфликт из деловой сферы переходит в личностную, область несовпадения мнений кажется его участникам гораздо шире, чем вначале). Изменяются и стороны конфликта. В частности, они меняют статус по отношению к оппоненту (попытки давит по служебной линии, через юристов, суд, общественность) и привлекают на свою сторону сочувствующих, за счёт чего межличностный конфликт очень часто превращается в межгрупповой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.