Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологическая реабилитация аддиктивного поведения





Зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации Зависимое поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. Психологическая помощь имеет два ведущих направления: психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Профилактика зависимого поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например, с подростками.

1. Гендерные особенности являются значимыми детерминантами аддиктивности в подростково-молодежной среде;



2. Подростково-молодежные группы с аддиктивным поведением характеризуются специфическими особенностями, проявляющимися в склонности к эмоциональному и физическому дистанцированию, бедности эмоциональных переживаний и реагирования, склонности к самообвинению и депрессивным состояниям.

3. Склонность к употреблению психоактивных веществ обнаружила статистически значимую связь с Эго-защитными механизмами.

Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности. Можно выделить следующие психологические особенности личности аддикта, которые являются мишенями для психокоррекционной работы:

· в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решений проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;

· в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;



· искажение мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищённости, самоутверждении, свободе, принадлежность к временной перспективе;

Существуют различные формы реабилитационной работы:

Первая форма – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

Вторая форма психопрофилактической работы – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.

Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).

Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).



Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).

Четвёртая форма – организация деятельности, альтернативной зависимому поведению. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее.

В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения зависимого поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.


3. Психологическая реабилитация депрессивных состояний

В переводе с латинского языка depressio означает — давить, угнетать. Люди с депрессией испытывают чувства грусти, печали, тоски, отчаяния, усталости, раздражительности, тревоги. У них сужается круг интересов. Настроение может меняться от тоскливо-тревожного до мрачного, безысходного восприятия окружающего, и всё это сопровождается угнетением психических функций организма.

Депрессивные расстройства различают по степени их выраженности и причинам, их вызывающих. Исходя из современных научных представлений, депрессии делят на психогенные, эндогенные и соматогенные. Под психогенными депрессивными расстройствами подразумевают состояния, развившиеся в результате или под влиянием причин психологического, стрессового характера. Под эндогенными понимают депрессии, возникающие при шизофрении, маниакально–депрессивном психозе, инволюционной меланхолии. Соматогенные депрессивные расстройства наблюдаются при различных соматических заболеваниях (гипертонической болезни, атеросклерозе, эндокринной патологии, болезнях желудочно-кишечного тракта и других заболеваниях. Депрессии могут также возникать и при интоксикациях, инфекционных заболеваниях, наркоманиях и алкоголизме.

Под реабилитацией подразумевается система государственных, социально-экономических, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду. По определению комитета экспертов ВОЗ (1980) медицинская реабилитация это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально – оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в

В последние годы в реабилитологию введено также понятие «качество жизни, связанное со здоровьем». Некоторые авторы считают, что именно на этот показатель надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных. Поэтому основные восстановительные мероприятия должны быть направлены на восстановление нарушенных функций и приспособление больного к жизнедеятельности в новых условиях. Раннее начало реабилитации способствует более полному и более быстрому восстановлению нарушенных функций. Ранняя реабилитация препятствует развитию социальной и психической дезадаптации, возникновению и прогрессированию астено-депрессивных и невротических состояний.


4. Посттраавмвтическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Посттравматическое стрессовое расстройство является тяжёлой реакцией на травматическое событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта, которое оказалось бы потрясением почти для любого человека - такое, как серьёзный несчастный случай, природная катастрофа, нападение, изнасилование, участие в военных действиях и т.д.

ПТСР выявляется в случае присутствия у человека следующих признаков:

· Первое - если беспокоят пугающие воспоминания о ситуации нападения, катастрофы. Воспоминания возникают внезапно и сопровождаются оцепенением, потливостью, сильным сердцебиением.

· Второе - если человек избегает всего того, что так или иначе может напомнить ситуацию травмы (определенной улицы, подъезда, машин определенной марки, телевизионных передач), т.к. не может справиться с появляющимися тягостными ощущениями.

· Третье - если человек пробуждается несколько раз за ночь оттого, что ему снятся кошмары, связанные с пережитой экстремальной ситуацией.

Это расстройство можно эффективно лечить, применяя некоторые методы поведенческой психотерапии, арттерапии, а также различные лекарственные средства, позволяющие облегчить тягостную симптоматику. Психотерапия может помочь людям с посттравматическим стрессовым расстройством "отделаться" от пережитой травмы и более эффективно справляться с нынешними обстоятельствами. Полезной может оказаться также поддерживающая или групповая психотерапия для лиц, страдающих от сходных переживаний (например, участие в военных действиях, изнасилование).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром», «афганский синдром», «чеченский синдром») — психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет и более после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы.

Типичные признаки включают эпизоды повторного переживания травмы в виде навязчивых воспоминаний (реминисценций), снов или кошмаров, возникающих на фоне хронического чувства "оцепенелости" и эмоциональной притупленности, отчуждения от других людей, отсутствия реакции на окружающее, ангедонии и уклонения от деятельности и ситуаций, напоминающих о травме. Обычно индивидуум боится и избегает того, что ему напоминает об изначальной травме. Обычно имеет место состояние повышенной вегетативной возбудимости с повышением уровня бодрствования, усилением реакции испуга и бессонницей.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.