Сделай Сам Свою Работу на 5

Предпосылки и механизм религиозной радикализации современной молодёжи Юга России.





Этот процесс неминуем и совершенно логичен. Он должен был произойти, он происходит и обстановка в этом смысле будет только ухудшаться.

Основной, коренной и главной причиной радикализации является очевидный структурный кризис российской государственной политики на Кавказе, следствием которого стали неконтролируемые процессы замещения роли и влияния государства кланами, этническими, религиозными, преступными и иными группами.

Формула взаимоотношений с Кавказом, избранная федеральным центром и имеющая целью обеспечение несменяемости центральной российской власти, подразумевает под собой наличие некоего неформального договора с кавказскими региональными элитами, представляющими титульную в данной местности нацию, в соответствии с которым Москва обязуется предоставлять в распоряжение этой элите большие бюджетные дотации (в простонародье «заливать Кавказ деньгами») и полную (почти полную) свободу действий на местах в обмен на фасадную, внешнюю лояльность субъекта федерации к России и на полную поддержку федеральной власти на разнообразных выборах.

Поддержанные центром кавказские элиты, всегда являющиеся выразителями интересов своих кланов, у которых теперь появились деньги и над которыми исчез контроль, начинают вести собственную политику, направленную не столько на преследование российских государственных интересов и не ради благополучия всех членов общества, а, наоборот, ориентированную на доминирование своей семьи, своего клана, своей национальности, отодвигая всех остальных от доступа к социальным благам, распределения активов, равноправного применения закона и т.д. В результате, в ходе подобной политики совершенно неизбежно складываются условия, приводящие к народному недовольству и, как следствие, к попытке выразить свой протест путем радикальных акций. Это - общее положение, характерное для всего Северного Кавказа в целом.



Кроме того, на этом фоне особенно усиливаются и остальные факторы радикализации молодёжи:

- Отсутствие перспектив для молодежи.

Узкая группа местных элит установила почти тотальный контроль над экономикой и бизнесом вплоть до среднего уровня и в значительной степени подавила или подчинила себе мелкий и средний бизнес. При этом, в социально-правовой среде деление активов сопровождалось полным следованием золотому правилу клановой системы: «Если кланы где-то приходят к власти, то законность оттуда уходит». На Кавказе расцвели коррупция, родовые понятия, бесправие народа, пропасть между бедными и богатыми, игнорирование властями проблем населения и т.д. Пробиться в бизнес им уже не удастся. При нынешних порядках их уделом на будущее является выбор между работой таксистом, продавцом в ночной палатке и гастарбайтером, либо уходом в криминал и если при этом криминал будет облечен неким ореолом борьбы за справедливость, то молодые люди выберут именно его.



У большей части населения какой-либо перспективы на достойную самореализацию в экономическом плане не существует, но если старшее поколение более равнодушно относится к этому факту, то молодежь не собирается терпеть это и начитает бороться своими средствами.

- Низкий образовательный и культурный уровень. Еще одной очень важной причиной радикализации молодежи является удручающе низкий образовательный и культурный уровень основной части молодежи.

Дело в том, что экспорт идей ваххабизма можно вести только там, где условия жизни подавляющего числа населения являются ужасающими, а в обществе напрочь отсутствует широкая образованная прослойка населения. Налицо кризис образования, деградация культуры и идеологии, «ценностный голод», алкоголизация. С огромным сожалением, нужно констатировать, что большинство – это малообразованная, духовно дезориентированная и слабая в культурном развитии прослойка, которая наряду с этим социально активна и недовольна своим положением.



В описанной среде религиозный экстремизм выполняет, в числе прочего, компенсаторную функцию в ситуации культурного и общественного конфликта. Он дает возможность оформления бытовых конфликтных проявлений в форму «борьбы за идею». Недостаточный уровень культуры и невозможность реализоваться в более достойной среде порождают не ощущение ущербности - а чувство высокомерия, превосходства и силы. У такого человека поднимается самооценка, вступают в действие факторы, блокирующие моральный ущерб, наносимый безысходностью, отсутствием социальных лифтов и т.п.

- Бурный расцвет радикального ислама неотделим от кризиса ислама традиционного.

Эту тему мало кто предпочитает затрагивать, хотя в последнее время среди экспертов все чаще раздаются голоса о том, что традиционный ислам закоснел и требует модернизации, а его духовные лидеры не избежали слабостей, присущих нашему обществу. В целом в условиях Северного Кавказа, среди молодежи, негативно настроенной по отношению к власти, традиционный ислам воспринимается не как обретение веры и нахождение выхода из сложившейся ситуации, а как инструмент этой самой ненавистной власти. В их глазах «сотрудничество с властью» дискредитирует традиционный ислам и молодежь в протестной форме его отвергает.

Запрос на религию среди молодежь был удовлетворен радикальными идеями привнесенными извне. Их проповедниками стали молодые муллы, которые в 1990-х уехали учиться исламу в арабские страны и результат их проповедей теперь хорошо виден в повсеместном распространении ваххабизма.

- В несколько похожей ситуации оказались и правоохранительные органы. В отношении них можно говорить по крайней мере о двух факторах, посредством которых они сами способствовали усилению радикализации молодежи.

Очевидно, что в клановом обществе, правоохранительная система в первую очередь стоит на защите интересов правящей элиты. Вместе с ней она все больше отдаляется от общества, теряет с ним связь, начинает жить «сама по себе» и служить не народу и не закону, а своим начальникам. Соответственно, в обществе начинает явно ощущаться «нехватка законности» и нарастают протестные явления.

Еще одной ошибкой наших правоохранительных органов стало то, что когда радикальный ислам стал угрожать общественной системе, система пошла по наипростейшему пути - начала бороться с исламом как таковым. Людей, просто живущих по нормам мусульманской религии, зачастую преследовали именно за это – за посещение мечети, выполнение намаза, ношение бород и т.п. Если для сотрудников силовых ведомств подобные «операции» становились лишь галочками в отчете, то в глазах простого народа это принимало форму настоящих гонений за веру, что только усиливало протест и давало возможность религиозным экстремистам активно вербовать сторонников из политически нейтральной мусульманской среды.

- Еще одной очень важной причиной, приведшей к радикализации общества, стало добровольное самоослепление власти.

Местные элиты стремятся доказать Москве, что они выполняют свою часть договора и «держат» регион. Москве, в свою очередь, нужно показать электорату, что формула «деньги в обмен на лояльность и контроль» работает, что регионы находятся под надежным присмотром, что там все хорошо, а значит на следующих выборах голосовать нужно опять за те же персоналии. Методы добровольного самоослепления тоже просты и широко известны. Главное здесь - создание ситуации отсутствия критики политики властей со всеми вытекающими отсюда последствиями (Подминание под себя реального (не марионеточного-парламентского, а реального) политического оппозиционного спектра, прикармливанием русских и казачьих (особенно реестровых) организаций до степени их слияния с властью и полной оторванности от народа, расстановка на всевозможных официальных постах своих людей, главное качество которых не профессионализм, или не только профессионализм, но, обязательно, лояльность, которые не критикуют положение вещей (не дай Бог!), не высказывают свое мнение, а лишь преданно смотрят начальству в рот, и т.д.)

Выводы:

1. Основной причиной радикализации молодежи Юга России является явно оформившийся структурный кризис российской политики на Северном Кавказе.

2. Усиление радикализации представляет из себя неизбежное явление в рамках существующего договора федеральных и региональных элит, осложненного общими деструктивными процессами, происходящими в России и грузом ошибок, допущенных российской властью с момента распада Советского Союза. В рамках этого договора и при сохранении основных параметров нынешних взаимоотношений «власть-общество», «Москва-Кавказ» рецепт против радикализации не может быть найден. Это невозможно просто по определению.

3. В отсутствии системной и комплексной борьбы с причинами, а не с проявлениями радикализации, это явление будет только усиливаться, причем, возможно, резко. Попытки борьбы лишь с наиболее «удобными» и безопасными для властей причинами радикализации, например, такими, как беспредел силовых органов, не могут привести к успеху, ибо не затрагивают самих основ этого явления.

4. В той или иной степени радикализация горской молодежи присуща всем республикам Северного Кавказа и борьба с нею в одном отдельно взятом субъекте не может увенчаться успехом.

5. При сохранении нынешних тенденций в области радикализации молодежи и террористической активности, разработанная А.Г. Хлопониным, очень важная и нужная экономическая стратегия развития Северного Кавказа бессмысленна. Нельзя одновременно строить туристические кластеры и взрывать их.

6. Отсутствие успехов в снижении уровня радикализации молодежи поставит российскую государственность в этом регионе под вопрос уже в средне-длинном периоде.

Тогда говорить о причинах радикализации молодежи Кавказа будет уже поздно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.