Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация процесса обучения химии.





Методы обучения химии.

Метод обучения – вид (способ) целенаправленной совместной деятельности учителя и руководимых им учащимися.

Методов обучения много, поэтому необходима классификация.

В основе классификации лежат 3 признака:

1. Основные дидактические цели

2. Источники знаний

3. Характер познавательной деятельности учащегося.

По характеру познавательной деятельности (общие методы) выделяют:

1. Объяснительно-иллюстративный – один из наиболее экономных способов передачи учащимся обобщенного и систематизированного опыта человечества. Учитель сообщает ученикам готовые знания, используя различные, частные и конкретные методы. Если нужно, то применяются средства наглядности (эксперимент, таблицы и др), может использоваться лабораторный эксперимент, но как наглядные способ.

Используется:

- если необходимо достаточно быстро накопить определенную базу знаний;

- при формировании практических умений; если материала много;

- когда материал сложный;

- наличие длительной демонстрации;

2. Эвристический – когда известны промежуточные задачи, но неизвестны их решения. Осуществляется при активном участии учителя, поиск правильного ответа или решения постоянно корректируется учителем.



3. Исследовательский (неизвестны промежуточные задачи и их решения) – наиболее высокая степень самостоятельности учащегося. Учитель ставит проблемы, а учащиеся ее решают, в наиболее сложном случае ученики сами ставят проблему.

По виду источников знаний (частные методы):

1. Словесные методы:

a. Монологические (описание, рассказ, лекция, объяснение). Описание – знакомить с фактами добытого путем эксперимента и наблюдений; Ход химического процесса – описание прибора или элемента; Объяснение – применяется для изучения сущности явлений, для ознакомления учащихся с теоретическими обобщениями, здесь необходима четкость изложения и логичность. Устанавливаются связи с ране известным материалов, обязательна доступность терминов. Правильная запись в тетради и на доске. Приведение доступных примеров. Расчленение объяснение на логически-законченные части с поэтапным обобщением каждой части.



Запись на доске: обязательно должна быть тема без сокращений. Запись должна быть последовательной. Обязательно должны быть все имена, даты, термины. Вопросы нужно задавать лицом к классу. При написании уравнения нужно просить написать формулу продуктов, коэффициента, названия и т.д. На доске обязательно должно быть записано д/з;

Лекция – более длительное монологическое изложение, включает в себя и описание, и объяснение и рассказ, главное отличие от школы – не более 30 минут. Учащиеся должны во время лекции конспектировать. Речь учителя вообще, а во время лекции особенно не должна быть слишком тихой или слишком громкой. Все химические вещества должны называться полным названием.

Рассказ – применяется в младших классах. Он значительно короче и эмоциональнее, чем лекция

b. Диалогические (беседа, семинар, диспуты).

Беседа – Диалог учителя с учащимися. Учитель в ходе беседы может задать вопрос учащимся или наоборот.

Семинар – Обсуждение какой-то проблемы. Задания даются заранее, учащиеся готовятся к семинару при изучении какой-то темы. По ходу изучения темы заполняются таблицы, строятся диаграммы. Полезнее всего проводить семинары на уроках обобщения.

2. Словесно-наглядные – использование различны средств наглядности с сочетанием словом учителя. Опыт, показанный без объяснения, не только не полезен, но и часто может быть вреден.

Демонстрационный эксперимент – важнейший из словесно-наглядных методов – это опыт, который учитель проводит сам, по ходу объяснения материала. Эти опыты указаны в программе. Учитель имеет право заменить один опыт на равноценный другой, но в идеале все опыты должны быть показаны. Демонстрация используется в начале изучения курса, когда у ребят нет еще достаточных навыков для проведения опытов. В дальнейшем демонстрации заменяются лабораторными опытами. Демонстрация проводится, когда опыт требует сложной техники безопасности, когда опыт сложный, если требует грамоского оборудования или он требует больших количеств веществ.



Основные правила демонстрации – опыт должен делаться предварительно и удаваться наверняка. На демонстрационном столе не должно находиться ничего лишнего, прибор должен быть компактным и размещен так, чтобы с ним было удобно работать. Следует использовать все доступные средства для того, чтобы учащиеся хорошо видели и понимали, что им показывают. На фоне белого экрана пробирки с газами и растворами и осадками, на фоне черного – бесцветные жидкости. Пробирки с каплями воды можно проецировать на экран. Реакции, которые нужно проводить в малых количествах также проецируются на экран. Демонстрация всегда должна сопровождаться пояснением. Опыт должен быть безопасным и для учителя и для ученика. Отработанная грамотная техника проведения опыта.

3. Словесно-наглядно-практические. Практическая деятельность – самостоятельная деятельность учащегося, хотя и под руководством учителя. Самостоятельная работа осуществляется в разных формах: коллективная групповая и индивидуальная.

Виды самостоятельной деятельности – ученический эксперимент, решения задач, работа с литературой, письменные работы контрольного характера и т.д. Самостоятельная работа может быть источником знаний, способом их проверки, совершенствование и закреплением знаний, формированием учебных навыков.

Ученический эксперимент делится: лабораторные опыты и практические занятия. Цель лабораторного опыта – приобретение знаний, практического занятия – обычно проводится в конце темы и проводится для закрепления знаний. Лабораторный опыт – опыт, который проводят учащиеся по ходу объяснения нового материала. Лабораторные опыты указаны в программе и описаны в учебнике. Лабораторные опыты могут проводиться по разному:

1. Индивидуально – все учащиеся работают индивидуально.

2. Групповая – ребята работают в группах.

3. Коллективный – учащиеся в группах выполняют разные задания, а потом объединяют результаты.

Практические занятия обязательны для выполнения. За урок до проведения практического занятия необходимо ознакомить с конструкцией всех приборов, приемов лабораторной техники, увязать цели и методы проведения работы с домашним заданием. На практическом занятии в начале урока обязательно инструктаж по технике безопасности. На демонстрационном столе помещаются все необходимые приборы. Все отчеты оформляются в тетради, которые выдаются на уроке и хранятся в лаборатории.

Форма отчета должна иметь следующее: номер практического занятия, порядок выполнения работы, уравнения реакции, рисунок прибора и наблюдение, вывод.

Подготовка учащихся к решению экспериментальных задач. Задача решается всем классом теоретически. Сюда входит: анализ задачи, предложение вариантов исследования, выбор оптимального варианта. Затем один из учащихся решает эту задачу экспериментально или весь класс решает эту задачу экспериментально, после этого класс приступает к решению экспериментальных задач. Школьный химический эксперимент – основной и специфический метод обучения, который знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную деятельность учащегося, поэтому химический эксперимент – условия развивающего обучения. Роль эксперимента особенно велика, если он используется не как иллюстрация, а как средство познания.

Химический эксперимент несет следующие функции:

- эврестическая – связана с постановлением новых фактов,

- колектирующая – позволяет преодолеть трудности в освоении теоретического материала, исправить ошибки,

- исследовательская – самый высокий уровень, связан с развитием.

- обобщающая – связана с выработкой предпосылок для построения различных типов эмпирических обобщений.

По форме совместной деятельности учителя и учащегося (конкретные методы)

 

Лекция 9.

При решении задач учебный материал связывается с жизнью, все это развивает самостоятельность, знания усовершенствуются и закрепляются.

Решение задач это средство обучения.

Химические задачи:

1. Качественные (объяснить явление, распознать вещество, разделить смесь, получить вещество)

2. Расчетные задачи (расчеты по формулам, по уравнениям). Если цель – закрепление материала, то метод решения должен быть известен. Типы расчетных задач указаны в программе, желательно на каждый новый тип выделить урок. Если решается новый тип задачи, то обязательно на доске и в тетрадях записывается алгоритм решения. Как только алгоритм усвоен, обязательный переход к комбинированным задачам. Химические задачи играют развивающую роль, т.к. способствуют формированию рационального и логического мышления. Образовательная роль – при решении задач закрепляется теоретический материал.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.