Сделай Сам Свою Работу на 5

Модернизация отечественного образования





Методика преподавания химии

Г.М. Чернобельская «Основы методики обучения химии»

Г.М. Чернобельская «методика обучения химии в средней школе»

О.С. Зайцев «методика обучения химии» Теоретические и прикладные аспекты.

М.С. Пак «Дидактика химии»

Габриелян «Теория и методика обучения химии».

Лекция 1

МПХ как наука и как учебная дисциплина

Обучение – осуществляемый преподавателем и обучаемым двухсторонний процесс передачи и усвоения знаний.

Преподавание – деятельность учителя в процессе обучения.

Учение – Деятельность обучаемого.

МПХ – наука о образовании, воспитании и развитии учащегося в процессе изучения химии. Каждая функция изучается своей наукой: образование – дидактика, воспитание – теория воспитания, развитие – психология. Все эти системы взаимодействуют между собой, и в результате возникает новая система знаний. Эти 4 (образование, воспитание, развитие, химия) системы с одной стороны порождают мпх, с другой стороны в ходят в ее состав, как структурные звенья.

Проблемы, которые решает МПХ:

1) Определение целей, задач, стоящих перед учителем при обучении химии (для чего учитель).



2) Определение содержания учебного предмета в соответствии с поставленными целями и дидактическими требованиями (чему учить).

3) Разработка адекватных содержанию методов, средств и форм обучения (как учить).

4) Используемые средства обучения (при помощи чего учить).

5) Изучение процесса усвоения предмета учащимися.

 

Краткие исторические сведения о развитии МПХ, как науки в России.

Становление МПХ как науки связано с деятельностью М.В. Ломоносова, Менделеева и Бутлерова.

Ломоносов – создатель научной химии и первый преподаватель (середина 18 века – период становления химической науки в России). Он был первый профессором химии. В 1748 году создал первую лабораторию. В 1752 году прочитал первую лекцию. Лекции Ломоносова отличались большой образностью и яркостью. Ломоносов считал, что при обучении химии нужно использовать методы химической науки, в частности эксперимент. Для демонстрационных опытов во время лекций был выделен специальный лаборант. Одновременно с химическими методами Ломоносов предавал большое значение математических и физических методов. Понимая необходимость и важность защищать свои взгляды большое значение предавало методике.



Менделеев уделял большое внимание вопросам методике преподавания в высшей школе. Он пытался систематизировать разростенные факты о химических элементах и их соединениях, чтобы дать встроенную систему изложения курса химии. Менделеев отмечал, что в процессе обучения химии необходимо:

- знакомить с основными фактаками и законами,

- раскрывать значение важнейший выводов для понимания природы веществ и процессов,

- раскрывать роль химии в с/х и промышленности,

- формировать материалистическое мировоззрение,

- формировать умение пользоваться химическим эксперимент и готовить к практической деятельности.

Бутлеров считал что изучении химии нужно начинать с знакомых ученику веществ. Большое значение он предавал изучение фактического материала (без знания фактов нет знания науки). Факты должны предлагать учащимися с теории. Построение современного курса химии аналогично тому, что предложил Бутлеров.


Советский этап развития МПХ.

Советский этап развития МПХ характеризуется тем, что химия была включена как обязательный предмет в учебный план. Этот этап сопровождался учеными: Верховский, Сазонов, Кирюшкин.

МПХ прошла путь поиска оптимальной организации учебного процесса.

Путь начался: пытались уйти от зубрежки в старшей школе. Учебный процесс стал утрачивать свою четкость. От этих новаций быстро отказались.

В 1932 году постановлением партии был постановлен урок, как главная организационная форма учебного процесса.



Все это привело:

1) резкое падение престижа образования.

2) Ликвидация единого образовательного пространство

3) появление учебных планов изучающих минимум естественно научных дисциплин.

Необязательно выпускных испытания.

В настоящее время завершена организация системы образования.

 

Лекция 2

Один из трех американцев может поместить одну войну в правильную половину столетия.

Четверть поступивших в среднюю школу не могут закончить ее со своими классами. 30% чернокожих и испаноговорящих вообще не заканчивают школу. Американским деловым кругам все труднее приходится находить работников. Американские компании тратят от 20-40 млрд долларов в год на корректировку образования… В июне 99 года решение министерство образования США была создана «национальная комиссия США по преподаванию математике и естественных наук в 21 веке» под председательством первого американского остранавта и осенью 2000 года комиссия выработала документ «пока еще не слишком поздно». Главная идея этого документа: страна, которая хочет адекватно отвечать вызовам времени, должна опираться в первую очередь на хорошую математическую и естественнонаучную базу, иначе у этой страны нет будущего. К аналогичным результатом пришли в Норвегии. Результатом резкого сокращение математики и естественнонаучных дисциплин и замена их на курс естествознания стало то, что выпускники, поступающие на естественнонаучные факультеты не смогли там учиться, но и те студенты, которые поступили на гуманитарные факультеты тоже не смогли учиться.

Система образования в Китае «НТО» (наука, технология, общество).

Эта система ориентирована на решение практических задач. На решение практических задач с использованием тех научных знаний, которые получают ученики. Большое вниманию уделяется любознательности учащегося.

В основу единой концепции школьного химического образования возложены идеи:

1. Государственности образовательной системы – система едина и общая для всей страны. Сюда входят дошкольные, школа и высшая школа.

2. Идея дифференцированного подхода – выбор учащимися на определенной ступени обучения тех дисциплин, которые представляют для него наибольший интерес.

3. Гумманизация образовании – преодоление барьера между наукой и производством и человеком. Необходимо раскрывать связь между химическими знаниями и повседневной жизни.

Положения концепции:

1. Химия остается самостоятельной школьной дисциплиной. Интеграция химии с другими дисциплинами возможна лишь в 5, 7 классах и 10, 11 при сохранении

Структура химического образования складывается из следующих компонентов:

1. Пропедевтика – начальный курс знаний

2. Систематический базовый курс (7-9 класс)

3. Углубленный курс (10-11)

Пропедевтический курс включает первоначальные понятие о химических явлениях и веществах, знакомство химического оборудования. Пропедевтическая осуществляется в начальной школе и в 5-7 классах основной школы. Элементы химических знаний включаются или в интегрированные курсы окружающий мир и естествознание, или систематические курсы биологии и физики. Появились курсы введения в химию для 7 класса. Химические знания на этом этапе должны служить решению задачи, формирования начального целостного представления о мире. Учащие должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, о некоторых химических элементах, символах, химических явлениях и т.д.

Практическая реализация педагогического курса химии позволяет сэкономить программное время, психологически подготовить учащихся к обучению систематического курса химии, а самое главное сформировать у детей устойчивый познавательный интерес к предмету.

 

Лекция 3

 

Модернизация отечественного образования

Дополнения к концепции школьного химического образования была добавлена, программа организации отечественного образования (до 2010 года).

Основные направления модернизации:

1. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством.

2. Разработка и принятие ГОС-ов общего образования, разгрузка содержания образования.

3. Разработка и принятие новых примерных программ для общеобразовательных школ на базе ГОС-ов и БУП-ов.

4. Введение ЕГЭ.

5. Введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

6. Компитентностный подход к обучению.

Обновление содержания – содержание химического образования – знания, способы деятельности, опыт творчества, ценностные отношения (к труду, наукам, образованию, материальной и духовной культуре, природе, обществу, здоровью), необходимые для химического образования.

Главная цель образования – научить людей общаться и совместно выполнять общие для них задачи на основе полученных знаний. Поэтому новое содержание образование должно быть многообразным, вариативным и разноуровневым.

Содержание должно включать в себя обязательный инвариант (минимум) и вариативную часть.

Принципы отбора содержания:

1. Принцип научности – соответствие содержания химического образования в соответствии ее состояния.

2. Принцип оптимальности – соответствие международному стандарту образования школьным условиям, учебному времени, возможностям и возрасту учащихся.

3. Принцип историзма – раскрытие знаний, учебных проблем в ретроспективном, современном и перспективном аспектах, и достижение науки как результат длительного его исторического пути.

4. Принцип интеграции – объединение разобщенных ранее компонентов в целостную систему.

5. Принцип ведущей роли теории – возможно ранее изучение теорий с целью реализации их объяснительной, обобщающей и прогностической функции.

6. Принцип разделение трудностей – равномерное распределение ведущих теорий по годам обучения.

Главные направления модернизации содержании образования:

1. Фундаментализация – превращения образования в фундамент, материальные и духовные деятельности людей, реализуются по средствам усвоения базового курса химического образования.

2. Усиление практической направленности. Если раньше в основе лежали только научные теории, то теперь теория - это составляющая часть образования.

3. Гумонизация – реализуется благодаря вариативной составляющей.

4. Экологизация.

В связи с этим на первый план выдвигается разработка ГОС-ов.

Разработка ГОС-ов:

Проблема стандартов возникла в начале 90-х годов. Был взят курс на вариативное образование. Возникла опасность разрушения единого образовательного пространства и поэтому стал вопрос о стандартизации образования. В законе РФ об образовании ГОС является оценкой уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования и включает в обязательном порядке инвариант содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

В законе закреплены 2 уровня стандартизации, учитывающие федеральный характер устройства России: федеральный и национально-региональный.

Стандарт – главный нормативный документ, определяющий содержание школьного образования.

2004 год – стандарт первого поколения. Задачей стандарта первого поколения – сохранение инвариантного ядра общего среднего образования, предоставление равных возможностей для продолжения образования.

2007 год – был принят новый ГОС. Цель не ЗУН, а формирование познавательных и личностных способностей.

2008 год – третье поколение ГОС-а. Стандарт основного общего образования (8-9 класс), базового среднего (10-11) и профильного среднего (10-11).

Базисный учебный план.

В связи с переходом на многовариативные программы возникла необходимость изменить сам принцип создания учебных планов. Действующий в настоящее время БУП – качественно новый механизм, с помощью которого можно создавать учебный план школы с учетом всех его особенностей. БУП представляет собой таблицу, в котором указано количество часов в неделю на изучение данного предмета (за 2 года).

Структура БУП-а: инвариантная - обозначенная в образовательной области и обязательный минимум часов на их обучение; вариативная – резерв школы. Таким образов БУП регламентирует деятельность школы в следующих аспектах: определяет обязательным для изучения образовательной области, устанавливают минимальный объем, в котором они должны изучаться, и указывают оптимальную учебную нагрузку. БУП исключает возможность изъятия отдельных предметов из базы.

В настоящее время разрабатывается новый БУП. Состоит из 3 частей: Инвариант, вариативная часть, внеурочная деятельность, которая станет неотъемлемой частью учебного процесса.

Формирование компетентности учащихся, требования ГОС-а.

Международные исследования образовательных достижений (PISA) выявили, что наибольшее затруднение у российских школьников вызывают задания компетентностного типа, для выполнения которых необходимо применять собственный опыт знания по другим предметам иметь навыки работы со сложноорганизованной информацией. Поиск решения этой проблемы привел к переходу от предметно-знаниевой модели к компетентностной. Таким образом важным показателем качества обучения становится наличие у учащихся не только знаний и умений, но и опыты решения жизненных проблем, выполнение социальных функций, практических навыков деятельности, т.е. сформированность ключевых компетенций. Хорошим сегодня считается образование, которое обеспечивает успех в будущем, в реальной жизни, а вовсе не набор сведений для получения хороших оценок на ЕГЭ, поэтому общеобразовательная школа должна формировать универсальную систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся ключевыми компетенциями.

Компетентность определяется ГОС-ом, новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющих успешно разрешать проблемы и задачи в профессиональных и личностных аспектах. Ключевые компетенции включают в себя:

1. Компетентность решении проблем. Эта важнейшая ключевая компетенция, т.к. решение проблем одна из основных форм человеческой деятельности. Для изменения такого положения необходимо проблемотизация содержания образования, т.е. включение в содержание не только достоверных знаний, но и проблемных нерешенных вопросов. Содержание компетентности в решении проблем включает в себя: знание о проблемах и причинах их возникновения, степени интенсивности и масштабности, знания о способах решения проблемы, опыт решения проблемы, готовность к решению проблемы.

2. Коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность личности проявляется в способности использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на разных языках, для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях, осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с представителями других культур, выразителями других точек зрения, вступая в диалоговое общение, разрешая конфликтные ситуации. Ориентированность обучения в химии на формирование ключевых компетенций выпускника неминуемо влечет за собой существенные изменения не только содержания химического образования, но и способов его освоения.

Организации образовательного процесса в целом. Кроме ключевых компетенций можно выделить общепредметные и как частные – предметные. К данной группе можно отнести химическую компетентность. Она включает в себя: химическое грамотное отношение с веществами, материалами и процессами, безопасность для себя и окружающей среды. Учащиеся должны уметь работать с текстами разных видов. Осмысливать и оценивать их, ставить проблему, выдвигать гипотезы и проверять их.

3. Информационная компетентность.

Лекция 4.

 

Можно выделить 4 группы химической компетентности:

1. Интелектуальная – отбор теоретических знаний, их использования, проведение синтеза и анализа, установление причин наследственных связей, формулирование выводов, определение целей и задач эксперимента.

2. Экспериментальные – использование различных методов количественных изменений, изготовление простейшего оборудования приборов и установок, выполнение химических операций по инструкции, соблюдение ТБ, составление плана эксперимента, письменное оформление результатов с привлечением справочной и научной литературы, чертежей, зарисовок схем и др.

3. Коммуникативная – комментирование опыта, обсуждение результатов, планирование эксперимента, развитие химического языка через вербальное общение.

4. Контрольно-оценочная – оценка своей теоретической, практической подготовленности, оценка подготовленности товарища.

Профильное обучение.

Переход к профильному обучению преследует следующие цели:

1. Обеспечить углубленные изучение отдельных дисциплин.

2. Создать условия для значительной дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

3. Способность установления раннего доступа к полноценному образованию разных категориях обучающихся в соответствии с их наклонностями и потребностями.

4. Расширить возможность и специализацию учащихся и более эффективно подготовить выпускников школы.

Любая форма профилизации требует сокращение инвариантного компонента. В школах с углубленным изучением предмета, углубление 1-2 предмета идет за счет резерва времени школы, а остальные предметы изучаются на традиционном уровне. Профильное образование идет за счет сокращения учебного материала не профильных предметов. Модель общеобразовательной школы с профильным обучением предусматривает возможность разнообразных вариантов, комбинаций учебных курсов. Эта система включает в себя базовые курсы, профильные и элективные курсы.

Базовые общеобразовательные курсы обязательны для всех учащихся во всех профилях. Предлагается следующий набор обязательных курсов (Русский, математика, история, иностранный, физкультура).

Профильные курсы – курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного уровня.

По базовым и профильным курсам проводится ЕГЭ.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащегося и выполняют две функции: 1) поддержка профильного курса, 2) курсы внутрипрофильной организации. По элективным курсам ЕГЭ не проводится. Этих курсов предлагается больше, чем выбор учащегося.

Формы организации профильного обучения:

1. Модель внутри школьной профилизации. Отдельная школа может быть однопрофильной или многопрофильной и целиком обеспечивать наличие всех курсов.

2. Модель сетевой организации. Если школа не в силах целиком обеспечить весь профиль, то можно объединять несколько школ.

Предпрофильная подготовка должна осуществляться по выбору. Курсы должны быть краткосрочные, многовариантные и вводиться постепенно, и основная нагрузка представлена на цель познания предмета.

 

Лекция 5.

Необходимым условиям трудового воспитания является наиболее полное осуществление принципов политехнизма, при этом важнейшим является формирование практических умений и навыков.

Выполняя на лабораторных работах различные эксперименты, учащие привыкают работать правильно, аккуратно, бережно обращаться с реактивами, учатся планировать свои действия, трудовому воспитанию способствует прохождение практики в вузах.

Задача трудового профориентационного воспитания служат национальная организация учебного труда школьника, использование творческих заданий, проведение ролевых игр, проведение уроков экскурсии, оформление тематических стендов, включающих информацию о пробных химических предприятиях.

Профориентация – система психолого-педагогических средств, помогающих каждому учащемуся выбрать для себя профессию с учетом потребности народного хозяйства и своих личных интересов и способностей.

Ролевую игру можно рассматривать:

1. Форма организации учебного процесса, с другой стороны как форму учебной деятельности в которой ученики выступают как представители различных профессий. Главная цель – вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями

2. Обучающая функция – у учащегося формируются более глубокие знания. На таких уроках наиболее ярко проявляется возможность применения знаний на практике.

3. Развивающая функция – ролевые игры способствуют развитию интеллектуальных умений. Важная особенность этих уроков – все профориентационный знания рассматриваются в связи изучаемым программным материалом.

До урока учитель делит учащихся на группы совместимые по характеру и интересу, которые будут выполнять различные должностные обязанности данного химического предприятия.

Задолго до урока в классе вывешиваются стенды с перечнями профессиями, с указаниями где можно получить эту профессию, вывешиваются должностные обязанности и т.д. В процессе подготовки учащиеся.

Экологическое воспитание учащихся: важное требование к воспитанию образования это экологизация. Глобальное ухудшение состояние окружающей среды, угроза здоровью и жизни человека выдвигают на первый план решение задачи подготовки экологически грамотных людей.

Воспитание научного мировоззрение, которое соответствовало бы современному этапу развития цивилизации, имеет первостепенную важность для человечества в целом.

Учителю необходимо в первую очередь осознать свою ответственность за подготовку экологически образованного ученика. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у учащегося чувство личной ответственности за состояние окружающей среды. Учитель химии должен раскрывать роль химических процессов показать их положительное значение, а с другой стороны показать насколько губительно последствие при небережном обращении.

Воспитание экологической культуры рассматривается педагогическим сообществом, как неотъемлемая часть всех ступеней химического образования. В связи с этим необходимо переосмыслить содержание школьного курса химии. Отбираемая информация должна быть научной и достоверной. В содержание химического образования должны включаться ситуации и проблемы, рождающие чувство ответственности за экологическое благополучие планеты. Эти проблемы следует обсуждать как на уроках, так и во внеурочное время.

 

Лекция 6.

Развивающее и проблемное обучение.

Сложность развивающего обучения заключается в том, что к одному и тому же результату приходят в разное время.

Чтобы обучение было развивающим, необходимо:

1. Построение обучения на высоком, но осиленном уровне трудности. При повышения уровня трудности падает интерес и вместо сознательного усвоения наблюдается механическое запоминание.

2. Изучение материала быстрым, но доступным для учащихся темпом.

3. Повышения удельного веса

4. Осознание учащимися процесса учения. Это не только сознательное усвоение знаний, но и сознательное использование умственных приемов.

Развитие мышление может осуществляться лишь при постоянной организации учебного процесса. Очень важно научить учащихся мыслить логически, использовать приемы сравнения, анализа, синтеза, выделять главное, находить общее и частное, делать выводы, доказывать истинность своих суждений, опровергать ложные суждения.

Огромную роль в развивающем обучении играет обобщение. Обобщение – это высший уровень развивающей деятельности. Обобщение осуществляется только тогда, когда происходить поиск связи.

Развивающему обучению способствует диффиринцированный подход. Этот подход заключается в учете разной подготовки учащихся.

Варианты контрольной предоставляют дополнительные творческие задания, которое оценивается отдельно и не является обязательным.

Вопросы задания идут с нарастательной сложности.

Обучение не должно ограничиваться суммой знаний, которое передается от учителя к ученику. Очень важным является формирование диалектического системного мышления школьника в процессе обучения.

Проблемное обучение – развивающее обучение. Мыслить человек начинает только тогда, когда возникает потребность что-то понять, т.е. когда возникает проблема. Проблема – вопрос, на который нет готового ответа. Учебная проблема – нет готового ответа у учеников. Задача учителя определить, где и когда использовать проблемное обучение. Задача учащегося – решить проблему, которую ставит перед ним учитель. Главное при осуществлении проблемного обучения проанализировать содержание, чтобы обнаружить проблемы. А затем решать их в порядке подчинения друг к другу. Тогда проблемное обучение приобретает характер системности, что очень важно.

Признаки учебной проблемы:

1. Наличие проблемной ситуации.

2. Готовность субъекта к поиску решения.

3. Возможность неоднозначного пути решения

Этапы проблемы:

1. Подготовка к восприятию проблемы. На этом этапе необходимо накопление определенной суммы знаний, необходимых для решения проблемы.

2. Создание проблемной ситуации. Перед учащимися встает задача, ответа на который они не знаю. Для ее решения необходимы какие-то дополнительные приемы, но задача должна быть осильной.

3. Формулирование проблемы. Проблему формулирует учитель, а при некотором опыте – ученики.

4. Процесс решения проблемы. Процесс состоит из следующих этапов:

a. Выдвижение гипотез

b. Построение плана для решение каждой гипотезы

c. Подтверждение или опровержение гипотезы

d. Доказательство правильного решения, если возможно – экспериментально

Способы создания проблемной ситуации:

1. Демонстрация или сообщение некоторых фактов, для объяснения которых необходимы дополнительные знания.

2. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучающимися фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения.

3. Объяснить факты на основании известной теории.

4. С помощью известной теории строится гипотеза, а потом проверяется практикой.

5. Нахождение рационального суждения, если заданы условия и конечная цель.

6. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях.

Способы решения учебной проблемы:

1. Академические – исторически сложившиеся, в основе которые лежит выдвижение и доказательство истинных гипотез. Делятся на общелогические и конкретно методические.

2. Инновационные:

a. Исследовательские (дискуссионный способ – организация процесса решения учебной проблемы в виде направленного и упорядоченного обмена мнений и идей)

b. Игровой способ (решение находится ни как научный способ, а как игра).

c.

3. Комбинированные – сочетание первого и второго.

Если мы говорим о развитии мышления, то необходимо помнить, что любое развитие – это процесс во времени, а ни какое-то единоразовое явление. Поэтому, чтобы проблемное обучение действительно являлось развивающим, оно должно быть систематически регулярным. При реализации проблемного обучения учащиеся должны иметь возможность высказывать все свои предположения, но каждое положение необходимо обосновать.

Положительные стороны:

1. Проблемное обучение – развивающее обучение.

2. Изложение материала более доказательно, поэтому убедительно.

3. Учащиеся мыслят творчески.

4. Обучение более эмоционально, поэтому повышается интерес к обучению, увеличивается прочность знаний.

5. В результате проблемного подхода, учащиеся приобретают новые связи и устанавливают связи между известными и неизвестными фактами.

Недостатки:

1. Слабая управляемость мыслительного процесса

2. Требует гораздо больше времени.

Лекция 7.

Лекция 8.

Работа с учебником.

Работа с учебником заставляет с учащимися получать информацию не из рассказов учителя, а из книги. Это позволяет оптимизировать внимание и мыслительную деятельность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.