Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие детей средней группы (11-13 лет)





Особенности работы с детьми различных возрастных категорий

 

Развитие детей младшей группы (7-10 лет)

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТОВ

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты.

 

ОТДЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПО ВОЗРАСТАМ

- Повышенной физической активностью.

- Следить нужно за малышами в оба глаза, иначе травмы не заставят себя долго ждать

- Также они быстро загораются каким-либо делом, реагируют на все необычное, яркое, но также быстро могут потерять к нему интерес. Отсюда второй вывод – смена деятельности! Подвижные игры сменяем спокойными, прогулки и различные качели, карусели -песнями, подготовку к мероприятию и репетиции – коллективным валянием, массажем вожатому, и т.д.

Поэтому отличительными особенностями этого возраста являются: активность, непосредственность, фантазия, подражательность, неумение долго концентрироваться на чем-то одном, быстрая утомляемость, несамостоятельность, эмоциональность и восприимчивость.



- Вполне способны к появлению самостоятельности, хорошо понимают, что такое ответственность, и просто обожают, когда вы что-либо доверяете только им!

- Самое главное, всё время показывайте им, что каждый вам дорог и каждого вы любите и цените. Старайтесь избегать фраз, типа «ты ещё маленький», старайтесь всё-таки хоть как-то содержательно отвечать на бесконечные "а почему".

- Для детей этого возраста очень высок авторитет взрослого человека.

Ребята в этом возрасте – маленькие обезьянки, их способность подражанию и копированию можно оценить на отлично!

- Ни в коем случае не говорите ребенку: «Иди в свою палату и подумай о том, что ты сделал». В таком состоянии ребенок не может оценить свои поступки, глупо надеяться, что вина, стыд и раскаяние заставят его вести себя лучше. Напротив, фраза: «Находясь в палате, сделай, что-нибудь чтобы почувствовать себя лучше. Почитай книгу, поиграй в игрушки, поспи» - гораздо более полезна.

И, наверное, главное в работе с таким возрастом – игра, игра, и еще раз игра. Нужно собрать мусор на территории? – «А теперь устраиваем соревнование муравьев! Кто больше всех принесет фантиков, бумажек, тот и станет сегодня главным в нашем муравейнике!» Нужно быстрее успокоить их в тихий час? «Мы попали в страну, где все разговаривают носами и ушами, давайте учиться!» Не хотят на зарядку? «Ребята, сегодня днем все летим в космос, надо пройти предполетную подготовку!» Еще очень хорошо действует метод «А спорим тебе слабо…?»



Самый главный плюс в этом возрасте это, что этих детей очень легко завести - любой игрой, если есть фантазия, то всё что находится под рукой моментально превращается в забаву.

Ну конечно минус - это шумовой эффект, к этому надо привыкнуть. А еще их очень легко, в отличие от старших, уложить спать, и вообще с подвигнуть на что-нибудь необходимое. И вообще, младшие дети всегда найдут, чем себя занять.

Вожатый должен знать множество игр для этого возраста (как подвижных так и развивающих).

Старайтесь чаще хвалить ребенка за каждый его успех либо хорошее дело (у маленьких детей даже маленькая удача - большое достижение). Дети любят рисовать, нужно требовать от руководства лагеря больше бумаги, красок, карандашей и проводить больше конкурсов на рисование и выставок (стен много) художественного творчества.

Также для этого возраста эффективен прием - переключение внимания.

Дети обожают всевозможные тайны, и один из способов привлечь их внимание, это сказать что-то вроде: «Ребята, я вам открою одну тайну, но никто кроме нас ее знать не должен».

Детям доставляют удовольствие игры, где чередуются тишина и шум. Игры, где можно кричать и визжать, обычно проходят на ура.



 

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

• Руки и ноги растут быстрее тела;

• Общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ

• Высокий уровень активности;

• Стремление к общению вне семьи;

• Стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;

• Понимание различий пола;

• Стремление получить время на самостоятельные занятия;

• Ребенок может быть, как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным.

 

СОВЕТЫ ВОЖАТЫМ

• Организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега;

• Развивайте умение лазать и пользоваться качелями;

• Используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки;

• Обучайте правильным навыкам труда;

• Обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении;

• Предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.).

 

СОВЕТЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

• Раздражительность, тоска по домашним, слезы. - Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.

• Множество вопросов. - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.

• Быстрая утомляемость. - Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде.

• Неуверенность в себе. - Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.

• Готовы пробовать все на вкус. - Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.

• Опасность травматизма. - Избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.

• Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. - Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.

• Слезы и страхи в темноте. - Не оставлять одного в темноте.

• Желание играть со сверстниками. - Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.

• Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. - Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.

• Постоянные опоздания. - Не давать поручений (связанных с учетом времени.

• Впечатлительность. - Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».

 

Развитие детей средней группы (11-13 лет)

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТОВ

Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.

В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.

 

ОТДЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПО ВОЗРАСТАМ

• Податливость, лёгкость на подъём. Взято всё лучшее от старшего (можно общаться на интеллектуальном уровне) и младшего возраста (непосредственность) и, практически нет присущих им недостатков; уже не маленькие, которых ничего не интересует, но ещё и не старшие, у которых всё вызывает противоречие.

• Стремление к старшим. Подражание вожатым, копирование поведения.

• Стремление к сплочению. Им нравится отличаться от других, иметь какую-нибудь отличительную Феньку-фишку не как у всех.

• Романтичность (очень хочется, но страшно сделать первый шаг!)

• Сложность взаимоотношений между полами. Нужны соответствующие игры, чаще перемешивать, сталкивать, на дискотеках «подталкивать друг к другу», показать личный пример.

• Самое интересное для новичка - у детей 11-13 лет уже есть мозг. Они уже не маленькие, поэтому многое понимают, и готовы во всем вам помогать. В этом возрасте у них особенно развито желание лидерства. Старайтесь открыто не выделять любимчиков, они могут зазнаться, переоценить свою значимость в отряде.

Дети любят, когда их уговаривают, поднимая свою значимость. Разработайте систему мотивации участия во всем, например рейтинговая система (дети очень любят соревноваться - кто больше). В этом возрасте могут возникнуть наибольшие проблемы с поведением (они могут подраться, пробовать курить и т.д.). Сразу в начале смены строго обозначьте все рамки дозволенного, очертите систему наказаний (что оно будет неотвратимо).

Сразу же приготовься к тому, что тебе придется побыть «жилеткой» не для одного ребенка (если, конечно, у тебя сложатся доверительные отношения) учти, это очень важно - дать ребенку выговориться, выслушать его, ему важно быть понятым. Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Поэтому конфликты со взрослыми выходят на новый уровень. Детям важно отстоять свое Я, свое мнение. И часто они это делают, вставая в оппозицию вожатому. В этот же момент у ребят возникает тяга к объединению в группы. Вам важно выделить лидера в детском коллективе, сделать его своим помощником и союзником. В этом возрасте дети с удовольствием участвуют во всевозможных конкурсах и соревнованиях ("Гиннес шоу", "лучшие из лучших", моды и прически), а также в разнообразных творческих и ролевых играх (песенный конкурс, «Крокодил», «Суд», «12 злобных слушателей»). Они уже не такие маленькие, чтоб не понять правил игры или идеи выступления, но еще не обременены подростковыми комплексами, не сформированы окончательно, легко поддаются воспитанию. Мероприятия на этом возрасте проходят любые, надо только уметь их подать. Они будут играть и в детские «Сантики-фантики» а «Али-Бабой» и во всякие серьёзные игры, типа Ток-шоу или «Что? Где? Когда?». Эти дети — самый благодатный материал. Вы можете сделать из своего отряда что угодно: от футбольной команды до сборища романтиков (а может быть, то и другое одновременно). Если их зажечь, они пойдут за вами куда угодно. И у вас есть реальный шанс изменить их к лучшему.

Подвержены влиянию старших, стремятся им подражать. Поэтому на среднем возрасте вожатому так важно иметь авторитет среди детей, быть для них примером во всём. Иначе это место займёт первый отряд с его курением, матом, и прочими прелестями старшего возраста.

Сами считают себя взрослыми. Этим можно пользоваться: в нужный момент пристыдить: «что вы как маленькие себя ведёте…» Хм… правда не стоит этим злоупотреблять, а то дети просекут это и ответят «Да, мы маленькие» только чтоб вас обезоружить.

Стремление к сплочённости. Этим детям очень нравится быть командой, быть лучше всех. Именно на этом возрасте у детей очень сильно, в хорошем смысле «стадное» чувство. Младшие дети ещё не осознают таких социальных аспектов, для маленького ребёнка скорее существует он сам и окружающий мир, с которым он налаживает контакт. Старшие дети придают большое значение своей индивидуальности, стараясь как можно весомее и ярче представить окружающим своё «Я». А вот для детей этого возраста главное — «МЫ». И это очень благодатная почва для работы вожатого, для создания в отряде нужной атмосферы, для построения Отряда, с большой буквы О.

Романтичность и сложность взаимоотношений. Мальчиков и девочек тянет друг к другу, но они не умеют друг с другом общаться. Они боятся сделать первый шаг, боятся неудач и подшучивания товарищей. Здесь вожатый должен прийти на помощь, подтолкнуть, дать совет. Особую роль тут, конечно, имеют дискотеки. Для детей станцевать медляк — это событие. И это очень серьёзно. Это почти - то же самое, что признаться в любви и начать встречаться. И поэтому пригласить девочку на танец — это очень сложно. И поэтому «мужики не танцуют». А ведь порою нужно просто подбодрить, вселить уверенность, и ребёнок будет после этого вам очень, очень благодарен. Иной раз надо поговорить и с мальчиком, и с девочкой, позаниматься этаким «сводничеством». Но, конечно, в разумных пределах, и универсальных рецептов тут, наверное, нет… Есть много игр и мероприятий, направленных на сближение мальчиков и девочек: «Мигалки», «Лавочки», «Любовь с первого взгляда», «Тайный друг» — всё это очень нравится детям. Стоит только начать! Нужно сформировать у них правильное отношение к любви. В данном вопросе для этого возраста (и не только) существует семь главных НЕ: не подозревать в любви дурного, не запрещать общения, не подслеживать, не выспрашивать специально, не высмеивать (даже не подшучивать), не растравлять сочувствием, не подсказывать без крайней необходимости. Отношения между напарником и напарницей должны быть примером для детей. Не обязательно изображать любовь. Но нежную заботу — да. А на дискотеке очень желательно напарнику станцевать со своей напарницей! Надо поддерживать и культивировать дух рыцарства. Тем более, что дети этого возраста очень к этому восприимчивы, нужно только заронить семя романтики, и она расцветёт.

 

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

• Девочки обычно выше мальчиков;

• Половое созревание;

• Быстрый рост мускулатуры;

• Переутомление опасно;

• Девочки менее активны.

 

СОВЕТЫ ВОЖАТЫМ

• Организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);

• Отдавайте предпочтение спортивным играм;

• Используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий.

 

СОВЕТЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

• Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. - Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.

• Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли. - Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.

• Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе. - В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.

• Проявление чрезмерной самостоятельности. - Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.

• Не сбывающиеся мечты подростков. - Поразмышлять вместе с подростками о будущем.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.