Сделай Сам Свою Работу на 5

Природа процесса постановки и достижения цели





 

Наиболее распространенное определение понятия процесса достижения цели как последовательности действий, самым непосредственным образом указывает на его дискретно-динамическую природу. На основе представления непрерывной последовательности причинно следственных изменений менеджер воспринимает все происходящее вокруг и собственное участие в этом. Более того, теоретическое планирование и практическое участие менеджера в разработке и осуществлении бизнес-процессов, в конечном счете, выражаются именно в организации таких изменений. Это обусловило необходимость разработки и применения процессуального подхода к исследованию, проектированию и участию менеджера в бизнес-процессах.

Если рассматривать универсальную природу формирования, реализации и последствий осуществления самых разнообразных бизнес-процессов, то, наиболее полно и всесторонне, она может быть представлена выражением именно процессуальной организации. Хорошо всем известное, крылатое высказывание Гераклита: «…все течет, все изменяется» прямо указывает и на то, что динамика менеджмента бизнес-процессов и ее отражение в сознании менеджера представляются, прежде всего, непрерывно осуществляющейся последовательностью видимых и скрытых изменений. Значит, именно процесс изменений в организации, представляемый, так или иначе сформированной, временной последовательностью является той универсальной формой, которая раскрывает и отражает все осуществляющееся в ней.



Вместе с тем, традиционное для большинства восприятие организации и ее менеджмента начинается с таких статических понятий, как форма, структура, состав, содержание. Дело в том, что регистрация происходящих перемен, чаще всего, осуществляется в сравнении и оценке конкретно выделяемых и анализируемых предыдущего и последующего состояний системы. Это обуславливается тем, что перманентность изменений не позволяет адекватно идентифицировать их в динамике, и менеджер вынужден, весьма условно, выделять сравниваемые состояния, абстрагируясь от невозможности остановить время. На самом деле, анализируя конкретно сложившуюся ситуацию, он рассматривает не настоящее, а, в той или иной мере, прошедшее состояние организации, не учитывая уже происходящие с ней, в данный момент преобразований.



Реализуя дискретно-динамический подход, менеджер условно представляет его традиционным спектром трех состояний системы: что было, что есть, что будет. Сравнение их между собой, гипотетическое сопоставление с иным, возможным или желаемым состоянием и дает ему основание для конкретной оценки произошедшего. Понятно, что такая оценка не только условна, поскольку отражает, в той или иной степени, уже прошедшее, но и абстрактна, так как проецируется на субъективно выбираемую шкалу реальных или представляемых таковыми возможных или желательных действий.

В этом, двойственном характере сопоставления изначально процессуального осуществления и поэтапно системной оценки процесса постановки и достижения цели, во многом, и проявляется комплекс противоречий, с которыми сталкивается менеджер, наблюдая и анализируя происходящее. Совершенно необходимое, для формирования адекватного представления реальности, системное восприятие окружающего, фактически отражает уже прошедшее состояние, на основании анализа которого, менеджер разрабатывает программу еще не осуществленных и, возможно, уже и не осуществимых действий. То есть, идентифицируемые применением системного подхода действия менеджера достаточно точно отражают, как правило, только направление, вектор, тенденции осуществляющегося процесса преобразований и одно из только что или относительно недавно пройденных им состояний.

Это приводит к необходимости непрерывного прогнозирования, планирования и проведения комплекса целенаправленных действий менеджера, в условиях той или иной неопределенности, что существенно усложняет решение конкретных организационных задач. Так, реальное состояние организации и, происходящих с ней преобразований, отличаются от теоретически представляемого менеджером в данный момент времени настолько существенно, на сколько динамичны, радикальны и непредсказуемы осуществляющиеся в ней преобразования.



В результате, менеджер вынужден постоянно корректировать исходные оценки, допускать необоснованно широкие расхождения планируемых и фактических состояний, искусственно ограничивать рассматриваемые параметры и условия. Естественно, что эти вводные также представляются в системном выражении, привносящем все те же, существенные деформации регистрации, анализа и оценки динамики менеджмента организации. Понятно и то, что все это деформирует адекватность, своевременность, результативность как соответствующей оценки происходящего, так и разработки и осуществления необходимых действий менеджера.

Наконец, сама деятельность каждого менеджера в частности, и всех создаваемых или управляемых им социальных и других организаций, в целом, наиболее полно и всесторонне представляется сложнейшим процессом осуществления вероятностной коммутации происходящих в них изменений. Отдавая отчет в их многообразии, инвариантной предсказуемости и ограниченной управляемости, менеджер, так или иначе, пытается только частично понять, ограниченно упорядочить или необходимо компенсировать реально произошедшие или теоретически прогнозируемые перемены.

Любой процесс, и бизнес в том числе, как последовательное изменение состояния, определяется, прежде всего, во времени и при выявлении сущности, состава, содержания наиболее полно представляется последовательностью явлений или событий. При этом основные организационные различия между этими двумя понятиями заключаются в том, что явления по своей природе объективны, а события содержат или допускают возможность субъективного участия в своей организации.

Формированием и развитием причинно-следственных связей между объективными и субъективными переменами, обуславливаются их место и роль в осуществлении и представлении любого процесса. Позиционируясь в качестве субъективного целенаправленного процесса менеджмент, необходимо исследует, учитывает, использует происходящие в организации и вне ее объективные изменения. Содержание менеджмента как процесса можно достаточно полно определить последовательностью происходящих в организации и с ней перемен. Причем, наблюдаемые или осуществляемые перемены так же можно классифицировать по природе или причинам их происхождения, на объективные, субъективные и смешанные. Естественно, что последние, и составляют подавляющее большинство реально происходящих и учитываемых менеджментом изменений в рассматриваемых социально-экономических организациях. Схематически, такую модель можно представить следующим образом:

 
 


Объективные

 

 

Субъективные

Рис. 5.3.1. Динамическая модель менеджмент-процессов организации

 

Представленная на рисунке 5.3.1. модель подчеркивает двойственную природу возникновения, становления и развития менеджмента организации как смешанного, чаще всего, целенаправленно формируемого в реальных условиях, субъективно-объективного процесса постановки и достижения цели.

Исторически в бизнес-организациях складывались и развивались три основных рода процессуального построения менеджмента: эволюционный, прецедентный и инновационный, отражающие принципиально различную природу планирования, построения и осуществления процесса постановки и достижения цели. Выражая естественное сочетание объективных и субъективных начал любого процесса, они во многом определяют его характер, содержание, взаимодействие с окружающим. Так или иначе, каждый менеджер является результатом, носителем и пользователем этих трех начал, в силу чего ему необходимо четко представлять их сущность, содержание, место и роль в построении и осуществлении менеджмента организации.

Объективно складывающиеся и развивающиеся процессы выражают природу, сущность и результат последовательного взаимодействия случайностей и, уже в силу этого, воспринимаются как эволюционные. Неотвратимость и устойчивость этих преобразований всегда вызывают у менеджера ощущение их фундаментальности, всеобщности, обязательности, что обуславливает восприятие их в качестве основополагающих условий всех иных перемен. Эволюционная модель менеджмента организации, наиболее полно реализующая это начало, формируется на основе восприятия, уяснения и следования складывающемуся процессу перемен. Не редко она отвечает принципу «будь что будет», основывается на наблюдении, непротивлении и безусловном принятии происходящего как данности. Опирается ли такой подход на общие идеалистические взгляды исполнителей или реализуется самостоятельно и осознанно, его суть заключается в адаптации организации к любым переменам на основе выработки конформистского стиля поведения.

В отличие от эволюционной, прецедентная модель менеджмента организации формируется гораздо практичнее, внимательно воспринимая, осваивая и при возможности повторяя уже имевшую место организацию. Она не только допускает, но и целенаправленно стремится к позитивному изменению происходящего, но использует при этом только хорошо зарекомендовавшие себя средства и способы. Основанное на чужом прецеденте решение менеджера идет существенно дальше, целенаправленно выстраивая последовательность наиболее эффективных процессов и систем. Опираясь на них, менеджер, все чаще реализует знание сложившихся зависимостей, последовательностей, опыт уже собственных, ранее успешно осуществлявшихся в подобных ситуациях действий.

Рассчитывая на приведение процесса к уже, когда-то происходившей процедуре и строгое следование знакомой и понятной последовательности действий менеджмент закрепляет их административно. Распространенным примером подобного подхода могут служить типовые, штатные, аналоговые процедуры разработки, принятия и реализации решений в самых разнообразных модификациях базовой ситуации. Именно они, в свое время, стали основой разработки, построения и применения автоматизированных систем управления технологией производства. В последующем, такой подход позволил автоматизировать на основе современных информационных технологий подавляющее большинство рутинных процедур систем управления, но в менеджменте не получил существенного развития.

Это объясняется уже рассматривавшимися выше различиями между менеджментом и управлением, которые собственно и обусловили формирование третьего подхода. Инновационная модель менеджмента организации изначально ориентирована на разработку и реализацию новой, никогда ранее не применявшейся последовательности и содержания действий, вырабатываемых каждый раз как самостоятельный ответ менеджера на новую ситуацию. Принципиально и модульно она может основываться на эволюционном и прецедентном процессе, но, в целом, обязательно представляет собой то, что ранее не осуществлялось. Инновационный менеджмент призван обеспечить стратегию и тактику поступательного развития организации, радикальные преобразования бизнеса на основе собственного, уникального «ноу-хау». Именно этим обуславливается ее ведущее место и конструктивная роль в разработке и осуществлении концепций высоко конкурентного позиционирования на рынке, устойчиво прибыльного функционирования, стратегического развития бизнес-организации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.