Сделай Сам Свою Работу на 5

Игра «Что далеко, а что близко».





Учим слабовидящего ребёнка говорить грамотно

Или история о том,

Как «малыш залез в стул».

Как часто, проходя по улице или гуляя в парке, я слышу детскую речь, которая у большинства взрослых вызывает умиление и радость. Сложные, витиеватые речевые обороты детей доставляют удовольствие родным и близким малыша. «Мама, я залез в стул»,- так кричал один из малышей в кукольном театре, усаживаясь на кресло. Вся семья улыбалась, а ребёнок не переставал голосить. «Смотрите, Ниф -Ниф идёшь к Наф-Нафе», «Серый волк дунул про дом».Эмоциональная речь ребёнка была полностью искажена. Из предложения в предложение терялся смысл сказанного. Взрослые не исправили ребёнка ни разу!

Если речь дошкольника перенасыщена такими «смешными словечками» и они не являются редкими случаями в потоке речи ребёнка, то есть повод задуматься о речевых проблемах. В беседе со мной многие родители говорят: «ничего, само исправится», «мы тоже так говорили и ничего, выучились». Да,с некоторыми взрослыми я могу согласиться, т.к. повторюсь, что редкиеслучаи интересных речевых оборотов малышей являются закономерными и называются детским словотворчеством в процессе развития речи ребёнка. Если же дошкольник 5-6 лет испытывает трудности при построении верного речевого высказывания, делает это с трудом, множество раз запинается или постоянно говорит «по смешному», т.е. грамматически искажая слова и выражения - это является уже процессом развития речевого нарушения.



К сожалению, совокупность различных факторов (биологических, социальных, психологических) приводит к системным речевым нарушениям устной, а затем и письменной речи детей. Внимание родителей особенно должно быть обращено на психо-речевое развитие ребёнка с момента его рождения. Проблемы в речевом развитии могут быть у детей: недоношенных, ослабленных, испытывающих трудности в раннем двигательном развитии, длительно болеющих или имеющих хронические заболевания, поздно начинающих говорить.

Безграмотная речь дошкольника приводит ребёнка при начальном обучении к речевой патологии и даёт возможность школьному логопеду вынести ученику речевое заключение, связанное с нарушением грамматического строя речи. Основанием для такого заключения могут быть следующие нарушения: неверное словообразование, словоизменение, отсутствие верного согласования различных частей речи между собой, непонимание смысла предлога и другие нарушения. Я приведу некоторые примеры из школьных письменных работ учащихся начальных классов. « Я поймал бабочку. Она летела под травой». «Мама купила голубая шарик», «Брат дал косточку собака», «В квартире было много дверев» (вместо дверей)», «Папа пилил пилу» (вместо пилил пилой). Так, закреплённые грамматически неверные формы высказываний из устной речи, переходят в нарушения письма.



Особенно часто приходится слышать аграмматизмы в речи детей с нарушениями зрения (амблиопией, косоглазием, астигматизмом).

Мне хотелось бы рассказать родителям о наиболее частом нарушении грамматического строя речи, о неверном употреблении предлогов.

В основе употребления предлогов лежит освоение детьми пространства. Развитие пространственных представлений у нормально видящих детей дошкольного возраста складывается через непосредственный практический опыт. От того, насколько точно воспринимает ребёнок окружающий мир, как он в нём действует, зависит точность и адекватность его представлений о мире. Несовершенное зрение ребёнка ограничивает возможность выделять все признаки и свойства предметов: величину, объём, протяжённость, расстояние, месторасположение предметов.

Опыт моей работы показывает, что слабовидящие дети неадекватно отражают окружающее пространство. В результате недостаточного освоения пространственных представлений дети не могут верно назвать месторасположение предметов. Дошкольники с амблиопией и косоглазием используют для словесного обозначения пространства слова: «тут, здесь, вот, там», либо используют приблизительный словесный материал: «сбоку, в углу, вот ниже», или вообще заменяют словесную ориентировку указательным жестом.



В результате такого искажённого видения пространства дети с нарушением зрения не понимают значение предлогов в обращённой речи и не употребляют предлоги согласно их значению в речи.

Как же помочь ребёнку с нарушением зрения правильно употреблять в речи предлоги, а значит грамотно строить предложения?

Необходимо, чтобы взрослый помогал слабовидящему ребёнку изучать пространство специально!

1.Учите ребёнка ориентироваться в схеме собственного тела. Покажите, какие части тела находятся «впереди-сзади». Освоение этих ориентировок поможет ребёнку легко научиться верно применять в речи предлоги ПЕРЕД-ЗА. Понимание понятий «вверху-внизу» поможет использовать предлоги НАД-ПОД.

Обратите внимание! Так быть не должно! Слабовидящие дети вместо предлогов ПЕРЕД-ЗА употребляют слова: «Вот туда, вот сюда», показывая движения шагом в любую сторону. Предлоги «НАД-ПОД» ребёнок заменяет словами «там-тут», сопровождая их зачастую неверным указательным жестом. На вопрос: «Где горит лампочка?», ребёнок хаотично показывает в стороны и отвечает: «Там!». Малыш может верно показывать направление, но не всегда способен обозначить местонахождение предмета необходимым предлогом.

Поиграйте с малышом!

Игра «Найди на ощупь названную часть тела».

Встаньте с ребёнком напротив друг друга с закрытыми глазами и найдите друг у друга определённую часть тела. Объясните, где она находится, используя в речи слова «впереди-сзади», «вверху-внизу».

Игра «Что впереди меня, а что сзади меня».

Ребёнку необходимо назвать предметы, расположенные впереди него и сзади него. Не забывайте в процессе игры спрашивать, где был тот или иной предмет, провацируя ребёнка повторять верное месторасположение предмета. «Где стоит диван?», «А стул?». Старайтесь, чтобы ребёнок не отвечал односложно, а пытался построить предложение.

Игра «Что где».

Предложите ребёнку варианты и попросите ответить, что может быть под тобой, а что над тобой (земля, трава, потолок, небо, пол, ковёр, солнце и т.д.) Играя повторно, не предлагайте варианты, а попросите ребёнка самостоятельно назвать, что и где может находиться.

2.Раскладывайте картинки в ряд на столе. Эти задания помогут верно употреблять не только предлоги ЗА-ПЕРЕД, но и предлог МЕЖДУ. Ребёнок, выполнив задание должен рассказать, какая картинка за петухом, за зайцем, за медведем и т.д. А затем кто перед зайцем, перед петухом, перед медведем. Показывая, кто находится между медведем и зайцем ребёнок комментирует действие так: «Между медведем и зайцем находится петух».

Обратите внимание! Так быть не должно! Дети с нарушением зрения при установлении понятия «ряд» (раскладывание картинок или игрушек по порядку) говорят так: «вот картинка (игрушка) и вот ещё картинка (игрушка)» или «вот петух, а вон заяц». Старайтесь, чтобы Ваш малыш выстраивал предложение, грамотно используя предлоги в речи!

Поиграйте с малышом!

Игра «Кто за кем».

Расставьте игрушки в ряд и разберите с ребёнком, какая игрушка стоит за какой, а какая перед какой. Для начала возьмите только две игрушки. Если ребёнок соотносит действие и верно употребляет предлоги ЗА-ПЕРЕД, то присоединяйте третью игрушку, разбирая значение предлога МЕЖДУ. Пусть ваша игра будет занимательной! Меняйте игрушки местами и сопровождайте задания вопросами: «Кто стоит между петухом и собакой? А сейчас?». Спрячьте одну из игрушек и попросите сказать, перед кем (за кем) она стояла.

3.Формируйте понятия «далеко-близко» («дальше от…», «ближе к…»), т.к. они способствуют появлению в речи ребёнка предлогов К-ОТ.

Обратите внимание! Так быть не должно!Детям с нарушением зрения при освоении этих понятий проще использовать не слово, т.к. его значение ребёнку непонятно, а указательный жест, обозначающий слова «далеко» или «близко». Ребёнок показывает рукой и отвечает словами «там, тут, здесь».

Поиграйте с малышом!

Игра «Что далеко, а что близко».

Найдите с ребёнком предметы, находящиеся от него сначала далеко, а затем близко. Посоревнуйтесь, кто назовёт таких предметов больше. Спустя время, попросите ребёнка вспомнить, как располагались предметы. Так незаметно вы потренируете память малыша и закрепите новые слова «далеко-близко».

В работе с детьми с нарушением зрения я использую лупы и бинокли. Рассматривание более мелких деталей предмета при помощи лупы не только развивает зрительное восприятие предмета слабовидящего ребёнка, но и помогает ему понять смысл понятия «близко». Играйте с биноклем! Становитесь капитанами и рассматривайте, что там, за бортом корабля далеко, а что близко. Говорите так: «Посмотри, этот дом далеко от нас, а этот дом находится близко к нам. Назови сам, что ещё ближе всего к тебе. А что дальше всего от тебя?».

Игра «Где слышен звук?»

Послушайте с ребёнком звуки окружающего мира. Разберите, какие звуки услышали, а затем, где они звучали, далеко или близко. «Послушай, вот открылись двери лифта, этот звук слышно близко. За окном лает собака, этот звук далеко от нас». «Что ещё звучит далеко от нас? А что близко к нам?

Попробуйте спрятать в комнате звучащую игрушку, пусть ребёнок послушает и скажет, далеко или близко от него слышен звук, а затем найдёт её. Попросите малыша спрятать игрушку от вас очень далеко или очень близко.

4. Учите ребёнка освоению понятия «внутри» (внутри коробки, внутри ящика), это позднее поможет ребёнку осознанно употреблять в речи предлог «В». Понятие «сверху» даёт возможность включить в речь предлог «НА».

Поиграйте с малышом!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.