Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 5.2. Методы постановки и достижения цели





Профессиональный подход к планированию, анализу, разработке и оценке решения, в значительной степени, основывается не на том, что собирается предпринять менеджер, а на том, как он это хочет осуществить. Разрабатываемые подходы, используемые средства, применяемые способы постановки и достижения цели, в конечном счете, и определяют уровень совершенства менеджмента. Этим обуславливается необходимость представления и освоения всего комплекса методов современного менеджмента профессионально подготовленным руководителем и персоналом управления.

Метод как способ действия

 

Метод, как способ планирования, разработки и осуществления задуманного, изначально необходимо основывается на том или ином решении и, в каком-то смысле, представляет собой способ его конкретного воплощения. При этом управление, рассматриваемое, чаще всего, как процесс воздействия, и менеджмент, предполагающий выбор и применение способа постановки и достижения цели, рассматривают и используют одни и те же методические основы. Вот почему анализ и позиционирование методов менеджмента в значительной степени аналогичны традиционному представлению системы методов управления и их классификации.



Наиболее распространенное среди ученых и практиков лаконичное и, в то же время, полное и точное определение понятия «метода» представляет его в качестве способа действия. Но если под действием мы понимаем две основные формы его проявления - исследование и воздействие, органично и последовательно связанные между собой, то разработка и осуществление менеджером целенаправленного воздействия воспринимает, продолжает и завершает исследование проведением изменений, разработанных в ходе и в результате работы организации. В этом смысле единство методов менеджмента и управления проявляется именно в разработанных и реализуемых способах достижения поставленной цели

В процессах исследования и воздействия участвует не только менеджер, но и тот или иной состав специалистов и исполнителей. Вся совокупность их действий также необходимо основывается на использовании тех или иных методов, которые определяются уже только как методы управления. Их состав и содержание определяются местом и ролью конкретных участников, вмененными им обязанностями и предоставленными полномочиями. Причем, содержание применяемого метода и возможности его адаптации во многом определяются степенью участия конкретного работника и его иерархическим положением в организации. В большей степени это касается применения методов воздействия, но выбор и адаптация способов исследования специалистом и исполнителем также могут ограничиваться менеджером.



При постановке и применении методов менеджмента необходимо понимать, что как исследование, так и воздействие разрабатываются и осуществляются на единой организационной основе. Вместе с тем, методическое наполнение действий менеджера, в рамках последовательности осуществления исследования и воздействия, самостоятельно, целенаправленно и поэтапно адаптируется им к объектной, предметной и содержательной основе. В этом проявляется еще одно методическое отличие менеджмента от управления, в котором специалистами и исполнителями применяется система методов, сложившаяся и принятая в организации.

Так, производная функция регулирования, рассмотренная в третьем разделе настоящего учебника, по своей сути представляет не что иное, как определенным образом осуществленную компоновку исследования и воздействия в конкретно адаптированный процесс оперативного управления реальным объектом или поставленной задачей. Причем, этот процесс изначально имеет не синтетическую, а эволюционную природу формирования, что непосредственно указывает на естественное, органическое проявление единства и преемственности методов исследования и воздействия. Такое единство основывается на общности субъекта и объекта исследования и воздействия, а преемственность обуславливается использованием результатов исследования в процессе осуществления воздействия. Обоснованность, устойчивость и конструктивность органичного сочетания исследования и воздействия дают необходимую основу для разработки и позиционирования состава и содержания системы и классификации методов менеджмента.



Вместе с тем, органичность подобного сочетания основывается на природе и содержании менеджмента, которые упорядочивают взаимодействие и комплексную реализацию складывающейся последовательности исследование - воздействие. Более того, именно организационно-методические основы менеджмента позволяют объединить в режиме реального времени, с одной стороны, формирование, функционирование и развитие объекта, а, с другой, исследование и воздействие на этот процесс. Самая общая модель построения и реализации такого объединения условно может быть представлена следующим образом:

 

 


анализ решение

 

 

 

Рис. 5.2.1. Модель организации действий менеджера

 

В представленной модели выделяется причинно-следственная связь между исследованием и воздействием, четко раскрывающая сущность и последовательность и логически определяющая процедуру формирования и реализации содержания деятельности менеджера. Эта связь становится основным конструктивным правилом проектирования, разработки и реализации всех менеджмент-процессов в организации. Причем, как их отдельные связи и последовательности, так и процедуры в целом, широко и разнообразно используют ресурсы этого соотношения, например, в разного рода циклических конфигурациях. Модели таких связей, последовательностей, процедур, конфигураций широко и разнообразно используются в программах администрирования менеджмент-процессов в организации.

Простота и однозначность рассматриваемой зависимости даже позволяет ряду исследователей возвести ее в статус закономерности или закона, что оценивается неоднозначно и требует отдельного обоснования. Вместе с тем, анализ представленной модели позволяет обратить особое внимание на бесперспективность волюнтаристических попыток разработки и осуществления целенаправленного, конструктивного воздействия, не основанного на результатах исследования, все еще допускаемого некоторыми отечественными руководителями. Такая бесперспективность проявляется не столько в причинно-следственной связи, сколько в очевидной невозможности осуществления какого бы то ни было целенаправленного и конструктивного воздействия без учета существующего состояния, реально задействованных ресурсов, внешних условий и т. д.

Чаще всего, такой подход провоцируется ограниченными профессиональными знаниями руководителя в области постановки и применения специальных методов исследования. На самом деле, это не только естественно, но и даже иногда конструктивно, поскольку, обращаясь к экспертным разработкам и оценкам специалистов, менеджер не должен быть ангажирован пристрастием к какому-то одному спектру методов. К сожалению, в реальной организации такое положение встречается чаще, что, как правило, обусловлено предыдущей функциональной специализацией менеджера. Формирование универсального и комплексного аппарата администрирования при руководителе призвано эффективно решать и эту методическую задачу.

В этом плане особенно важно последовательно выделять и реализовывать приоритет принципа необходимого разнообразия при формировании и подготовке состава специалистов и аппарата администрирования организации. Прежде всего, данный принцип должен применяться к построению и реализации процесса, выбору и применению критериев подбора персонала специалистов и исполнителей аппарата администрации. Его применение призвано обеспечить необходимое разнообразие их профессиональной подготовки, развития конкретных деловых качеств, освоения навыков административной работы. Причем, специализация персонала в конкретных подходах, в том числе, отличная или более глубокая, чем у менеджера, здесь должна только приветствоваться

К сожалению, многие менеджеры, нарушая этот принцип, подбирают подчиненных по своему образцу и подобию, общности взглядов, подходов, мнений, обосновывая это необходимостью формирования «команды единомышленников». С ними действительно надежнее (спокойнее) работать или общаться, но спрашивать у них совета не только бессмысленно, но даже просто опасно. Получив подтверждение того, что они думаю также, как он сам, менеджер опирается на совет, как на независимое экспертное заключение, забывая о том, что пригласил этих специалистов к себе потому, что они думают так же, как он. Рассмотренная ситуация убедительно доказывает, что методическое разнообразие является не только желательным, но и совершенно необходимым ресурсом менеджмента организации.

Проведенный анализ позволяет достаточно определенно подойти к классификации разнообразия применяемых в менеджменте методов исследования и воздействия. Прежде всего, их следует разделять на методы исследования, обеспечивающие определение состояния и методы воздействия, целенаправленно изменяющие это разнообразие. При этом важно понимать не только рассмотренную выше причинно-следственную связь, но необходимость обеспечения объективности (и в чем-то даже независимости от проведенного или планируемого воздействия) хода и результатов исследования.

Дело в том, что на практике специалисты прикладных исследований, составители отчетов, системные аналитики нередко, так или иначе, заинтересовываются, ставятся в зависимость или прямо ангажируются пользователями их услуг, с целью обоснования необходимости осуществления уже запланированных менеджером действий. Это особенно свойственно типичной ситуации, в которой сам менеджер инициативно и изначально заинтересованно ищет и естественно находит подтверждения необходимости выполнения задуманного, традиционного или более простого для него действия. Понятно, что в этом случае рассмотренное выше соотношение нарушается. При этом результаты исследования и основанные на них выводы профанируются, а применяемые методы искусственно деформируются и смешиваются. Основой радикального разрешения этой проблемы является обеспечение независимости исследования и, главное, его результатов от интересов субъектов воздействия.

Применяемые методы воздействия также могут быть жестко ориентированы на получение необходимого, но далеко не реального представления в результате исследования. Такие тенденции ставят общую задачу обеспечения оптимального соотношения между выбираемыми, адаптируемыми и применяемыми методами исследования и воздействия. На профессиональном языке это квалифицируется классическим положением менеджмента: «чистота исследования определяет результативность воздействия». На практике такая задача эффективно решается с помощью системы универсального и комплексного методического обеспечения исследования и воздействия, разрабатываемой и применяемой на основе устойчивых агрегатов и модулей комбинирования форм их взаимодействия и использования. Одним из важнейших направляющих начал ее разработки и применения становится обоснованная, адекватная и конструктивная классификация применяемых в менеджменте методов.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.