|
Организационная структура урока
Технологическая карта урока по русскому языку для 5 класса
Тема «Имя прилагательное»
Цели деятельности учителя:
1. актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном;
2. углубить представление о роли прилагательных в речи;
3. формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;
4. определять синтаксическую роль.
Тип урока: урок систематизации ЗУН.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные:
Знать: вопросы, на которые отвечает имя прилагательное;
особенности изменения прилагательных по родам, падежам и числам;
согласования прилагательных с существительными;
способ правильного написания безударного окончания по вопросу.
Уметь: изменять прилагательные по родам, падежам и числам;
согласовывать прилагательные с существительными;
разбирать имена прилагательные по образцу;
графически обозначать условия выбора правильных написаний.
2. Метапредметные:
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3. Личностные:
желание осваивать новые виды деятельности;
участвовать в творческом созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения:наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, идивидуальная, групповая и фронтальная работа.
Образовательные ресурсы:
Оборудование:интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал:презентация, карточки.
Основные понятия:имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного с существительным.
Организационная структура урока
Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия
| УУД
| Промежуточный контроль
| 1.Организационный момент
|
| Здравствуйте, садитесь.
|
|
|
|
| 2.Мотивация к учебной деятельности
| Эмоциональная,
психологическая и мотивационная
подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
| Сегодня мы с вами будем повторять тему имя прилагательное. Постарайтесь показать свои знания по этой теме. Мы будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас. Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам.
| Слушают учителя.
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
| Фронтальная
| Личностные:
приобретение новых знаний, умений, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:
осознание учебно-познавательной задачи.
Регулятивные:
планирование необходимых действий, операций.
| Листы обратной связи.
| 3.Актуализация знаний
| Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа по теме урока. Просмотр презентации.
| Лингвистическая разминка.
Назовите 4 лишнее:
светло-зеленый, розоватый, розоветь, розовенький;
белый, белизна, бел, белый-пребелый.
Как вы узнали, что остальные слова – имена прилагательные?
Для чего необходимо знать морфологические признаки частей речи?
Посмотрите на презентацию. Вставьте пропущенные буквы в тексте, выделите орфограммы.
Великолепным певцом, к очаровательному цветку, на пришкольном участке, прекрасным ландышем, желтенького цыпленка, воздух свеж, медвежонок неуклюж, лес дремуч, дуб могуч, жгучая крапива, древний город.
Какие орфограммы мы повторили при работе с презентацией?
Как вы думаете, могли ли прилагательные быть первыми появившимися словами?
Нужны ли в речи прилагательные?
В каком стиле употребляются прилагательные?
Как называются прилагательные, способные передать настроение, чувства, эмоциональное состояние?
|
Лишними являются слова розоветь и белизна, потому что это не прилагательные.
Имена прилагательные отвечают на вопрос какой?
Морфологические признаки частей речи нужно знать для того, чтобы правильно определить к какой части речи относится слово.
Переписывают словосочетания, самостоятельно вставляют буквы, проверяют по ключу.
Мы повторили правописание окончаний имен существительных, правописание ь на конце шипящих, правописание ц в именах существительных.
Прилагательные в речи нужны для того, чтобы украсить нашу речь.
Имена прилагательные употребляются в художественном стиле речи.
Такие имена прилагательные называются эпитетами.
| Фронтальная
| Познавательные:
Выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме; осуществление для решения задач операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи.
Коммуникативные:
умение задавать вопросы, умение отвечать на вопросы;
формулирование собственных мыслей,
высказывание и обоснование своей точки зрения.
Личностные:
осознание своих трудностей, стремление к их преодолению.
| Устные ответы.
Листы обратной связи.
| 4.Целеполагание
| Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, связных рассказов об изученных нормах.
| Сейчас мы проанализируем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Представьте себе бескрайнее море и парус вдали. Какое настроение преобладает в стихотворении?
Это стихотворение только лишь о парусе?
Какие части речи помогают нам понять это?
В роли каких образных средств выступают прилагательные.
Запишем первое предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
|
В этом стихотворении преобладает грустное настроение.
Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности.
Прилагательные выступают в роли эпитетов.
У доски разбирают предложение.
| Индивидуальная, групповая
| Познавательные:
извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, систематизация знаний.
Регулятивные:
планирование необходимых действий, операций.
Коммуникативные:
построение монологических высказываний, осуществление совместной деятельности в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
| Вопросы для уточнения информации.
| 5.Первичное закрепление
| Организация рабочего места. Письменная работа по группам.
Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.
| Откройте учебники. Выполним упражнение № 102. Прочитаем задание.
Рассмотрите картину И. Левитана «Март». Составим предложения с прилагательными.
Уже не зима, но и весна еще не утвердилась. Природа еще только пробуждается, невольно улыбнувшись приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась. Именно запахом. Взгляните на картину Левитана, и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он «нежен и упруг». Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами. Такие картины еще называют пейзажами настроения.
Рассмотрите картину и введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.
Вот и закончилась…..зима. Март! ….солнышко согрело….березки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал….На крыше он уже подтаял и …..каплями скатывается вниз. Мартовский воздух …..и……..Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.
А теперь самостоятельно выполните упражнения 105-107.
(проверка и обсуждение работ учащихся).
Выполним следующее задание.
К выделенным словам в тексте подберите имена прилагательные, определите их роль в тексте.
Был ( ) ( ) день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода устанавливается надолго. С самого ( ) утра небо ( ); ( )заря не пылает пожаром: она разливается ( ) румянцем.
Назовите произведение и автора строк.
Прочитайте свой вариант текста и сравните с авторским.
Какова синтаксическая роль имен прилагательных?
| Внесите в текст прилагательные, превратите «карандашный набросок» в «цветной рисунок».
Вот и закончилась долгожданная зима. Март! Яркое солнышко согрело белые березки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал серый. На крыше он уже подтаял и большими каплями скатывается вниз. Мартовский воздух теплый и свежий. Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.
Самостоятельное выполнение упражнений.
(взаимопроверка).
И.С. Тургенев «Бежин луг».
Был теплый летний день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода устанавливается надолго. С самого раннего утра небо серо-голубое, яркая заря не пылает пожаром: оно разливается багровым румянцем.
Имена прилагательные в тексте выполняют роль определения.
| Фронтальная, индивидуальная.
| Личностные:
приобретение новых знаний, умений, совершенствование имеющихся.
Познавательные:
чтение и слушание, извлечение нужной информации, самостоятельное нахождение в учебнике и рабочих тетрадях.
Регулятивные:
контроль учебных действий, исправление ошибок, осознание правила контроля и использование его в решении учебной задач, самостоятельное планирование необходимых действий и операций.
Коммуникативные:
осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умение задавать вопросы для уточнения и последовательности работы, формулирование собственных мыслей, высказывание своей точки зрения.
| Устные ответы, выполнение письменной работы.
| 6.Домашнее задание
|
| Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторить тему имя прилагательное.
|
|
|
|
| 7.Рефлексия(итоги урока)
| Заключительная беседа по вопросам.
| Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас появились в процессе работы?
Как вы их преодолевали?
Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне.
Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Урок окончен.
| Мы узнали, что имя прилагательное употребляется в художественном стиле речи, употребляется в качестве эпитетов. Синтаксическая роль прилагательных -определение.
Трудности возникали при подборе прилагательных.
Преодолевали трудности с помощью учителя.
(заполняют дневник достижений)
| Индивидуальная, групповая.
| Познавательные:
приобретение умений мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные:
оценивание своей работы.
Коммуникативные:
построение небольших монологических высказываний.
| Листы обратной связи.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|