Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы и методы профилактической работы в образовательных учреждениях по проблеме девиации.





В связи с много направленностью действий на социальном уровне, перераспределением, расширением и углуб­лением прав и обязанностей всех участников социально-педагогической деятельности, изменилась и роль учитель­ского сообщества в различных формах антинаркотической работы с подростками. Поэтому необходимо рассмот­реть основные и наиболее целесообразные формы, мето­ды к средства, применяемые учителями в рамках школь­ной и внешкольной работы.

Реализация содержания антинаркотических и антиал­когольных программ осуществляется по следующим на­правлениям:

1) клубная работа. Деятельность разнообразных клубов, их профессиональное методическое обеспечение направлено на развитие творческой и деловой активности подростков и значительное повышение коммуникативно­го и познавательного ресурса ребенка;

2) дополнительное образование. Воскресные школы, (в том числе и религиозные), факультативы уменьшают запас свободного времени и увеличивают багаж заданий, который требует не только времени, но и занимает внимание подростка, Организация таких мероприятии в пределах одной школы, или одной территории позволяют поднять позитивный потенциал среди детей и их родителей;



3) временное или частичное трудоустройство подростков. Мера наиболее эффективная з тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом. Целесообразна для внедрения в небольших поселках, районах, где проживает большое число неквалифицированных рабочих» где концентрируются маргинальные и полумаргинальные личности, Проблема создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования;

4) антинаркотическое и антиалкогольное воспитание па уроках.

Антинаркотические и антиалкогольные программы реализуются в разных формах по всем направлениям деятельности:

1) антинаркотическый проект;

2) конкурсы агитбригад;

3) вечер вопросов и ответов;

4) аукцион здоровья;

5) конкурс сочинений.

Антинаркотическийпроект. Профилактические антинаркотические проекты успешно влияют на снижение активности употребления наркотиков и связанного с ним насилия. Эффективный профилактический антинаркотический проект может распространять информацию об опасности нелегальных наркотиков для детей, юношества и взрослых.



Некоторые антинаркотические профилактические проекты занимаются тем, что выявляют и перевоспитываютпотребителей и распространителей наркотиков в общественных местах, делая посещение этих общественных мест более безопасным. Антинаркотический профилактический проект может способствовать осознанию и формированию мотивации к действию членов коллектива. В Нью-Йорке молодежь развернула проектакцию «Отберем наши парки», в рамках которого шла совместная работа полиции к горожан, организованная в форме различных мероприятий, проводимых в парках, оккупированных ранее потребителями и продавцами наркотикой. Проводившиеся в течение всего лета игровые программы, показы кино, выставки-продажи художников и ремесленников, спортивные мероприятия помогли вернуть и детей, и взрослых обратно в парки и вытеснить из них нарко-сообщество. Менее чем за 6 лет около двух дюжин парков были заново освоены благодаря этой программе. В результате таких усилий посещаемость парков удвоилась и утроилась. Б городе Эванс вилл, штат Индиана, организация «Подростки против наркотиков» провела кукольные представления для школьников младших классов, в которых куклы объясняли, почему и как именно дети дол­жны отказываться от наркотиков, включая и алкоголь, и табак. Представления были настолько популярны, что подросткам пришлось создать вторую кукольную труппу, чтобы удовлетворить спрос на них. В Гумбольт Каунти, штат Калифорния, в сельском районе на севере Калифорнии, молодежная служба, развернула инициативу по профилактике злоупотребления наркотиками под название. В рамках проекта проводятся лекции на тему здоровья для жителей округи; распространяется информация, способствующая снижению риска; предоставляются сведения о том, где находятся центры для детей группы риска; проводятся полезные для здоровья мероприятия, пропагандирующие жизнь без наркотиков. В проекте «ВОРОН» участвует местная молодежь, она проходит специальные тренинга по организации профилактических и посреднических мероприятий [19; 98].



Существует много разных типов антинаркотических профилактических мероприятий, среди которых:

1) распространение информации об опасности и эффектах потребления алкоголя и наркотиков среди сверстников, детей более младшего возраста и среди взрослых. Работа проводится совместно с такими общественными • организациями, как «Матери против наркотиков», с местными наркологическими учреждениями, чтобы получить от них эту информацию. Составляются информационные листки и распространяются в местной школе или досуговом центре, опубликовываются в газете;

2) создание в учебном заведении системы анонимного сбора сведений о том, кто, что, когда и где распространяет из наркотиков, или какие преступления совершаются в связи с этими наркотиками. Часто бывает, что власти не могут отреагировать на отдельные анонимные жалобы, но если собрать все жалобы вместе, то можно выявить какую-то систему, которая поможет задержать преступников;

3) составление списка антинаркотических и антиалкогольных лечебных программ, работающих в городе, с указаниями, как с ними можно связаться. Лечебные про­граммы предполагают наличие профессиональной подго­товки и интенсивной терапии. Именно этих навыков у участников проекта нет, а ведь речь идет о работе с нестабильными и вспыльчивыми людьми. Первой ступенькой помощи для них может оказаться получение информации о том, где такая помощь предоставляется. Это может сыграть серьезную роль в чьей-то реабилитации, в снабжении всех сверстников жизненно важной для них ин­формацией;

4) прохождение соответствующего тренинга, который подготовит к консультационной работе среди сверстников и научит, как помогать молодым людям с их проблемами. Простое дружелюбное отношение к человеку, попавшему в беду, может оказаться для него очень полезным;

5) организация молодежных мероприятий (акций), которые демонстрируют, что жить без наркотиков — это здорово. Организация групповых походов, особенно насыщенных приключениями, только для тех, кто не употребляет наркотики, - наиболее целесообразная акция. Также можно принять участие в «Движении против наркотиков», в рамках которого школьники работают по специальным учебникам, подготавливают плакаты и афиши, пишут сочинения.

Конкурсы агитбригад. Конкурсы агитбригад можно проводить в школе, ВУЗе, в районе и в городе. Любой подобный конкурс проводится в три этапа:

1-й этап -отбор лучшего сценария, артистов и постановки в школе для участия в районном конкурсе,

2-й этап — проведение районного конкурса для отбора 2-3 лучших агитбригад для участия в городском,

3-й этап — городской конкурс. Для проведения любого из этих конкурсов требуется создать оргкомитет и разработать положения о конкурсах. В положении о трех этапном конкурсе должны быть отражены такие моменты, как задачи конкурса, возраст и количество участников, жюри, возможные формы работы и награждения. Задачами конкурса могут являться как пропаганда за здоровый образ жизни, так и увеличение знаний участников конкурса и зрителей на всех этапах о негативных последствиях наркозависимости (никотин, алкоголь, наркотики) и положительных моментах здорового образа жизни. Необходимо указать максималь­ное число и возраст участников конкурса, определяемый в зависимости от тематики. Члены жюри школьного, районного и городского конкурсов должны быть известны заранее. На всех этапах в жюри должны быть привлече­ны педагоги, психологи, работники искусства, специали­сты по профилактике наркозависимости, врачи-нарколо­ги. Формами работы агитбригад могут быть пьесы, мюзиклы, литературно-музыкальные композиции, капустники, художественно-поэтические композиции, «солянки» и др. Возможно любое представление агитбригад. Необходимо заранее обговорить вопросы о награждении победителей, а также определить, по каким номинациям

они будут оцениваться (например, «самая активная агитбригада»; «лучшее отражение идеи конкурса»; «лучший сценарий»). Возможны любые другие номинации. Все зависит от проведения конкурса и финансовых возможностей. Заключительный конкурс на любом этапе должен быть праздником. Приглашаются гости. Возможно сопровож­дение приема гостей раздачей листовок. В фойе возможна тематическая выставка рисунков, плакатов, литературы. На заключительный смотр хорошо подключить СМИ (радио, газеты, телевидение).

Вечер вопросов и ответов. Вечер вопросов и ответов является другой интересной формой работы с учащимися и студентами по профилактике наркозависимости, Целью проведения данной антинаркотической работы является повышение информированности учащихся о развитии наркозависимости, формирование негативного отношения к вредным привычкам. Информация о дате проведения мероприятия, его тематика и содержание дается в виде красочного объявления в вестибюле школы, объявляется классными руководителями. Заранее собираются вопросы для специалистов, принимающих участие в проведении вечера. Сделать это можно через преподавателя, но лучше предусмотреть сбор вопросов в специальный ящичек, расположенный рядом с объявлением о проведении вечера. Вопросы передаются специалистам не менее чем за два дня до начала мероприятия. Следует предусмотреть и раздачу спецлитературы (листовок, буклетов, памяток) участникам мероприятия.

Вечер вопросов и ответов можно проводить как для смешанной аудитории, так и для раздельной. Соответственно этому и готовится команда специалистов, принимающих в нем участие. На вечер, где участвуют только девушки, приглашаются нарколог, гинеколог, психолог, можно пригласить косметолога. Ведущий вечера должен дать краткую картину положения проблемы в данном Районе, школе. Каждый выступающий уделяет часть времени раскрытию темы с точки зрения своей специальности. На вечер вопросов и ответов для юношей можно пригласить нарколога, сексопатолога, психиатра, сотрудника органов по борьбе с наркобизнесом и других специалистов, это зависит от анализа собранных вопросов. При смешанной аудитории участие принимают нарколог, представители комиссии по делам несовершеннолетних, венеролог. Ведущий объявляет о возможности задавать дополнительные вопросы либо устно, либо письменно. Для большей активизации аудитории желательно начать мероприятие с просмотра отдельных фрагментов видеофильмов, связанных с темой. Следует предусмотреть возможность общения специалистов с подростками в индивидуальной беседе.

Аукцион здоровья.Одной из форм работы по профилактике наркотической и алкогольной зависимостей группы учащихся можно считать «Аукционы здоровья». Мероприятие такого плана является формой повышения знаний подростков по данному разделу, проверкой эффективности всей работы по профилактике наркозавиеи-мости, по формированию здорового образа жизни. Аукцион является подведением итогов всей работы, проводимой учителями в течение учебного года, или определен­ного блока воспитательной работы.

Ведущая роль в аукционе принадлежит аудитории. Для проведения аукциона выбирается жюри, в которое должны войтк врач-нарколог, преподаватели, члены молодежного актива. По форме проведения встреча строится по типу аукциона. С подачи ведущего в аудиторию задается вопрос. Отвечает первый поднявший руку (лучше эту роль отвести капитану, которого выбирают). После ответа первой команды остальные дополняют. После этого один из членов жюри дополняет ответы, сообщая, таким образом, недостающую информацию. Аукцион может проходить в два этапа. На 1 этапе участие принимают все команды, во 2-й этап выходят только две команды для определения победителя аукциона. Для работы с аудиторией выбираются помощники из числа учащихся, которые подают микрофон для ответа. На них возлагается вручение жетонов за ответы, которые

различаются по цвету соответственно полученным баллам. В конце аукциона жюри подводит итоги и вручает призы, желательно всем командам-участникам.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.