Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи





 

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью по­вышения их педагогической культуры - одно из направлений дея­тельности дошкольного учреждения. В настоящее время им охва­тываются не только семьи воспитанников дошкольного учрежде­ния, но и все живущее в данном микрорайоне население.

Организатором деятельности дошкольного учреждения, на­правленной на повышение педагогической культуры населения, является заведующая (руководитель учреждения). К этой деятель­ности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образова­ния). Участие в повышении педагогической культуры населения -профессиональная обязанность каждого педагога.[7]

Приходится с сожалением констатировать, что в последнее деся­тилетие дошкольные учреждения не выполняют в полной мере стоящую перед ними задачу повышения педагогической культуры населения. И это тем удивительнее, чем более распространяется среди педагогов дошкольных учреждений представление о неком­петентности родителей в области воспитания, об их нежелании за­ниматься этой деятельностью. Казалось бы, наоборот, необходимо усилить влияние детского сада на воспитательную деятельность семьи, но на практике получается иная картина. Социологические опросы показывают, что значительная часть современных педаго­гов объясняют свое недостаточное внимание педагогическому про­свещению родителей тем, что в последние годы появилось много популярной литературы соответствующей тематики. Известную конкурентность дошкольным учреждениям в педагогическом про­свещении составляет радио, телевидение и другие средства массо­вой информации. Так, например, за последние годы стали изда­ваться новые педагогические журналы, часть из которых адресова­ны семье («Наш малыш», «Няня», «Домашнее воспитание» и др.).



В связи с этим необходимо напомнить о специфике психолого-педагогического просвещения, которое призвано осуществлять со­временное дошкольное учреждение. Прежде всего следует отметить целевую направленность этой работы. Определяя содержание и фор­мы психолого-педагогического просвещения, коллективу дошколь­ного учреждения необходимо исходить из уровня подготовленно­сти родителей к воспитательной деятельности и конкретных по­требностей в повышении педагогической культуры той или иной семьи. Важно иметь в виду прагматическую направленность роди­телей, когда они, испытывая нехватку знаний и практических уме­ний, обращаются за помощью к педагогам дошкольного учрежде­ния. Педагогам, чтобы удовлетворить возникшую потребность ро­дителей, необходимо представлять себе их уровень образования, культуры, в том числе и педагогической, отношение к воспитатель­ной деятельности и многое другое. Другими словами, результатив­ность педагогического просвещения зависит от знания педагогами конкретной семьи и адекватного подбора содержания и форм ра­боты с родителями.



Преимущество психолого-педагогического просвещения роди­телей в дошкольном учреждении (по сравнению с тем, что осущест­вляют средства массовой информации) заключается в оперативной обратной связи.Педагог имеет возможность вовлечь родителей в диалог, выявить степень осознания ими тех или иных психолого-педагогических знаний, в случае надобности - скорректировать отдельные представления, в чем-то убедить и т.д. В ходе такого диалога возникает возможность повлиять на формирование у ро­дителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педаго­гической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом.

Ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возраст­ного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения. Педагог помогает родителям использовать эти знания как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Например, научные знания об особенностях развития ре­бенка на протяжении дошкольного детства помогут педагогически грамотно решить многие практические вопросы воспитания, как-то: организация режима дня, рационального питания, полноценно­го сна, игровой деятельности, приучение детей к труду и др. Задача педагога - придать теоретическим знаниям прикладной характер. Здесь немаловажное значение имеет привлечение родителей к са­моанализу своей воспитательной деятельности, к обмену опытом с другими семьями, изучению публикаций и др., что, в свою очередь, требует поиска новых форм организации педагогического просве­щения.



В передовых дошкольных учреждениях в этом отношении эф­фективными оказались встречи за круглым столом, вечера вопро­сов и ответов, заседания дискуссионных клубов, собрания в форме «Давайте знакомится», «Порадуем друг друга», тренинговые заня­тия и др. В основе этих форм лежит работа с малыми группами, когда вовлекаются 3-6 семей, имеющих сходный опыт воспитания детей и расположенных друг к другу. В последние годы подчерки­вается необходимость одновременно привлекать к различным формам педагогического просвещения не отдельных представите­лей от семей воспитанников дошкольного учреждения, а обоих ро­дителей (желательно и других взрослых, занимающихся воспитани­ем ребенка).

Практикуются и такие формы повышения педагогической куль­туры родителей, в которых, кроме них, принимают участие дети, педагоги и сотрудники дошкольного учреждения. Это совместные праздники, развлечения, спортивные мероприятия, спектакли, кон­церты, труд по благоустройству помещения дошкольного учрежде­ния и прилегающих территорий и др. Ценность таких форм повы­шения педагогической культуры заключается в том, что они оказы­вают непосредственное влияние на содержание досуга семьи, помо­гают родителям глубже понять образовательную работу педагогов дошкольного учреждения с детьми, перенять некоторые методы и приемы этой работы, увидеть собственного ребенка в иной, чем домашняя, среде, системе взаимоотношений. Наконец, психологи предлагают включать малые группы родителей в различные тре­нинга, которые помогают овладеть многими полезными практиче­скими умениями, выработать свою позицию на те или иные про­блемы воспитания и семейной жизни в целом. (Подробнее матери­ал о тренингах дается в главе 8 данного пособия.)

Однако не потеряли свое педагогическое значение и традицион­ные формы повышения педагогической культуры родителей. О мно­гих из них вы знаете из курса дошкольной педагогики: родитель­ские собрания, семинары-практикумы, дни открытых дверей, кон­сультации, родительские конференции и др. Важно только проду­мать их содержание таким образом, чтобы оно было созвучно опы­ту и потребностям родителей, привлекаемых дошкольным учреж­дением. Далее особое внимание следует уделить форме преподнесе­ния психолого-педагогической и иной специализированной ин­формации (например, правовые основы воспитания, современные подходы к сбалансированному питанию детей). Иногда возникает потребность в предварительной подготовке к мероприятию: пред­ложить прочитать статьи, побеседовать, выявить опыт семейного воспитания по вопросам, вынесенным на коллективное или груп­повое обсуждение. В ходе предварительной работы определяется мера участия родителей в самом мероприятии (выступление с со­общением о своем опыте воспитания, оппонирование, членство в секретариате, готовящем информацию о мероприятии, решения по обсуждаемым вопросам). Чем больше родителей будет привлечено к активному участию в обсуждении проблемы, тем результативнее оно пройдет.

В зоне особого внимания педагогического коллектива дошколь­ного учреждения должно быть руководство самообразованием ро­дителей. Поэтому в библиотеке дошкольного учреждения следует иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания, включая и журнальные статьи. К комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журна­лы. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на роди­тельском собрании и т.д. Задача педагогов - пробудить у родите­лей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в пото­ке современных изданий надежные в теоретическом отношении ис­точники.


Заключение

В заключение можно сказать что педагоги могут достигнуть положительного эффекта в своей работе, используя не только самые различные, но и прямо противоположные операции общения. В практической деятельности в системе индивидуального стиля педагогического общения эти операции выступают в целостном комплексе и во взаимосвязи, компенсируя друг друга и обеспечивая взаимно заинтересованные и доброжелательные взаимоотношения педагогов с учащимися.

Также следует отметить, что в основе положительно окрашенных взаимоотношений педагогов с различными стилями педагогического общения с учащимися лежат любовь учителя к детям, забота о их нравственном, культурном, интеллектуальном развитии и ярко выраженная увлеченность педагогическим трудом.

Индивидуальный стиль педагогического общения формируется на основе самостоятельного выбора учителем коммуникативных операций. Выбор, сделанный в соответствии с требованиями деятельности и свойствами индивидуальности педагога, вызывает у него эмоциональное состояние удовлетворенности, и, наоборот, если он противоречит индивидуальным свойствам, наступает противоположное состояние эмоционального дискомфорта. Таким образом, эмоциональное состояние управляет процессом выбора. В связи с этим помощь в формировании индивидуального стиля педагогического общения должна быть направлена главным образом на организацию самопознания и профессионального самовоспитания учителя. Развитие индивидуальности педагога и ее гармонизация благодаря индивидуальному стилю педагогического общения с социально ценными целями деятельности, исключающие подражание и копирование какого-либо образца, являются определяющим фактором формирования педагогического мастерства.


 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.