Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7. Медицина в Западной Европе в период раннего и собственно средневековья. Становление научной медицины в Западной Европе. Медицина эпохи Возрождения.





Цели: Выявить особенности развития средневековой медицины в странах Западной Европы. Раскрыть характерные черты и особенности развития медицины в крупнейших средневековых государствах. Показать особенности развития медицины в эпоху позднего средневековья в западной Европе, проследить развитие философских идей в эпоху Возрождения. Охарактеризовать начало научной медицины в Западной Европе. Показать основные достижения в области медицины, их связь с успехами развивающегося естествознания эпохи Возрождения и их значение для последующего развития наук.

Основные термины и понятия:средние века, схоластика, галенизм, алхимия, фармация, студент, декан, магистр, доктор, профессор.

Компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-31.

План семинара:

1. Термин “средние века”. Социально-экономическое содержание истории средних веков.

2. Истоки культуры и медицины Византийской империи. Христианство и его роль в развитии медицинского дела в Византийской империи. Монастырские и гражданские больницы.

3. Церковь и образование. Светские высшие медицинские школы. Первые университеты Западной Европы и их роль в становлении научной медицины.



4. Особенности культуры эпохи Возрождения. Раннее итальянское Возрождение. Гуманизм – идейное содержание культуры Возрождения.

5. Становление анатомии как науки (Леонардо да Винчи, Андреас Везалий). “Золотой век” в развитии анатомии. Развитие хирургии (А. Паре). Цеховая организация хирургов-ремесленников. Становление физиологии как науки (Ф. Бэкон, М. Сервет, В. Гарвей, Р. Декарт и др.). Развитие ятрофизического направления в медицине.

6. Развитие клинической медицины. Ятрохимическое направление в медицине (Парацельс, Дж. Б. Монтано, Дж. Фракасторо и др.).

Основная литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. М., 2000.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.

3. БМЭ.

4. Лекционный материал.

Темы рефератов, литература:

Становление анатомии как науки: А. Везалий

  1. Фёдоровский Г. Шеренга великих медиков. – Варшава, 1975.
  2. Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004.
  3. Греб К. Шеренга великих биологов – Наша Ксенгарня, 1975
  4. Богоявленский Н. Я. К переводу на русский язык анатомического трактата А. Везалия. – Клиническая медицина. – 1959. - №9. – С. 150 – 152.
  5. Жданов Д. А., Фомичева Т. Д. А Везалий и его живописный портрет в Эрмитаже // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. – Вып. 2. – 1964. – С. 94 – 108.
  6. Куприянов В. В. А Везалий в истории анатомии и медицины. – М., Медицина. – 1964.
  7. Терновский В. Н. А. Везалий 1514 -1564.- М., Наука, -1965.

Первый ятрохимик: Парацельс



  1. Фёдоровский Г. Шеренга великих медиков. – Варшава, 1975.
  2. Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004.
  3. Сысак Н. С. Парацельс (Теофраст Бомбаст из Гогенгейма) // Врачебное дело. – 1959 - №6. – С. 657 – 658.

История вакцинопрофилактики: заслуги Э. Дженнера

  1. Фёдоровский Г. Шеренга великих медиков. – Варшава, 1975.
  2. Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004.
  3. Калугин В. И. Э. Дженнер – основоположник вакцинации людей против оспы. К 225-летию со дня рождения // Ветеринария. – 1974. - №2. – С. 118 – 119.
  4. Тажибаева Р. М. Научный подвиг Э. Дженнера // Здравоохранение Казахстана. – 1973. - 7. – С. 21 – 22.
  5. Удовицкая Е. Ф. Э. Дженнера и история его научного подвига (к 170-летию открытия) // Врачебное дело. – 1966. - № 11. – С. 111- 115.
  6. Зыкова Л. С. Из истории борьбы с эпидемиями оспы в 19 и 20 вв // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. – 1973. - №1. – С. 138 – 140.

По следам минувших эпидемий. Труды Джироламо Фракасторо.

  1. Незлин С. Е. Дж. Фракасторо (К 500-летию со дня рождения) // Клиническая медицина – 1984. - №5. – С. 148 – 150.
  2. Заблудовский П. Е. Предшественники научной эпидемиологии К 500-летию со дня рождения Дж. Фракасторо) // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. – 1978. - №8. – С.142 – 148.
  3. Коростелёв Н.Б. В царстве Гигии – М.: Советская Россия – 1980. – с.7-23.
  4. Токаревич К.Н., Грекова Т.И. По следам минувших эпидемий. – Лениздат, 1986.
  5. Глязер Гуго «Драматическая медицина» - М., 1962.
  6. Семёнов–Спасский Л.Г. Вечный бой. – Л.: Детская литература, 1989.

Тестовые задания



  1. Основной метод обучения в средневековых университетах:1)ремесленный; 2)схоластический; 3)практический; 4)клинический.
  2. Автор «Салернского Кодекса здоровья»: 1)Теофраст Гогенгейм; 2)Арнольд из Вилланова; 3)Борели; 4)Мальпиги.
  3. Запрет на проведение вскрытий тел умерших был снят христианской церковью в:1)5в.; 2)9в.; 3)14в.; 4)17 веке.
  4. Основоположник анатомии как науки:1)А. Фабриций; 2)Везалий; 3)Гарвей; 4)Евстахий.
  5. Основоположник ятрохимического направления в медицине: 1)А. Парацельс; 2)Декарт; 3)Фракасторо; 4)Бэкон.
  6. Автор учения о контагии:1)Галилей; 2)Коперник; 3)Борели; 4)Фракасторо.
  7. Особенность культуры позднего Средневековья:1)теоцентризм; 2)возрождение античных традиций; 4)догматизм; 5)аскетичность.
  8. Парижское «Братство святого Косьмы» объединяло:1)врачей; 2)хирургов; 3)акушеров; 4)студентов.
  9. Хронологические рамки эпохи Возрождения: 1)1-5 вв.; 2)5 -10вв; 3)10-15; 4)15-17вв.
  10. Основоположник современной физиологии: 1)У.Гарвей; 2)М.Сервет; 3)Коломбо; 4)Мальпиги.
  11. Основоположник хирургии как науки:1)Парацельс; 2)Коперник; 3)Паре; 3)Везалий.
  12. Труд Везалия «О строении человеческого тела» был опубликован в:1)1493г.; 2)1543г.; 3)1628г.; 4)1712г.
  13. «Декан» в средневековом университете: 1) лучший студент; 2)глава университета; 3)профессор; 4)десятник.
  14. Первая хирургическая академия (в Париже) была открыта в:1)1512г.; 2)1695г.; 3)1731г.; 4)1795г.
  15. Врачебная школа в Салерно была основана в:1)9в.; 2)10в.; 3)11в.; 4)13в.;

Письменные вопросы и задания

 

1.Приведите перечень «семи свободных искусств», изучавшихся на начальном этапе обучения в средневековых университета. Какая дисциплина считалась наиболее трудной?

 

 

2.Назовите известных Вам профессоров Падуанского университета. Опишите их вклад в развитие медицины.

 

 

3.Докажите, что труд А.Везалия «О строении человеческого тела» (1543) носил подлинно научный характер.

 

 

4.Историк медицины М.А. Энгельгардт в биографическом очерке, посвящённом жизни и научной деятельности У. Гарвея, утверждал, что «по отношению к предыдущим исследованиям труд Гарвея представляет так же мало и так же много нового, как мозаическая картина по отношению к груде цветных камешков: что в ней нового? Ничего, и в то же время всё ново и неожиданно». Как Вы понимаете эти слова?

 

5.Самостоятельно соберите материал о медицинской школе в Салерно.

 

 

Деловая игра «Необыкновенный консилиум» (фрагмент 2)

На врачебный консилиум по поводу уточнения диагноза и тактики лечения пациента М. Баранова (см. задание № 4 тема 6) дополнительно приглашены специалисты:

Ø Сильвестр Фолетт, магистр медицины, доктор алхимии, придворный медикус и астролог при священной особе императора.

Ø Герман Нотнагель, немецкий терапевт второй половины 19-го – начала 20 века.

Ø Н. В. Воронова, врач-кардиолог первой половины 21 века, Россия (эту роль исполнит Ваш преподаватель).

Представьте себя в роли одного из названных персонажей-врачей.

Расскажите немного о себе.

Каким образом Вы приобрели своё врачебное искусство? Что находится в Вашем докторском чемоданчике?

Какими приёмами исследования Вы будете пользоваться в данном случае?

Каково Ваше мнение о причинах и сути заболевания?

Какое лечение Вы будете рекомендовать?

 

Занимательные факты из истории медицины

Полостная операция

До нас дошёл любопытный документ – описание полостной операции, выполненной в 1635 году на медицинском факультете одного из университетов Северной Германии.

В жаркий летний день к воротам университета, громыхая, подъехала крестьянская телега. В ней сидел бледный, перепуганный человек. Час тому назад он проглотил … нож. Никто не понимал, как это могло произойти. Крестьянин уверял, что хотел поковырять в зубах. Вертел нож так и сяк. Потом сунул нож рукояткой вперёд, держа его за открытое лезвие. Неожиданно нож выскользнул из пальцев и в одно мгновение исчез в пищеводе. Учёные медики совещались три недели, не зная, что пред­принять. Листали старинные книги. В книгах ни о чём та­ком не говорилось. Наконец решение было принято. Оно было неслыханным. Врачи решились на отчаянную попытку спасти больного. Огромная толпа собралась в сумрачном актовом зале, где под высокими сводами, на круглых скамьях в торжествен­ном молчании восседали члены медицинской коллегии, оде­тые в парадные мантии. Был отслужен молебен. Пациента заставили выпить чашу с опьяняющим питьём и привязали его ремнями к столу. Декан факультета, в пурпурном одеянии, с золотой цепью на груди, провёл углем полосу на животе больного. По этой линии хирург Даниэль Швабе сделал разрез. Он рассек брюшную стенку, кое-как остановил кровотечение и стал искать желудок... В зале стояла мёртвая тишина. Больной лежал не шевелясь: он был в глубоком обмороке. Швабе долго копался в ране. С большим трудом ему удалось подцепить крючком желудок и вскрыть его. Потря­сённые зрители не спускали глаз с хирурга, низко склонив­шегося над столом. И вдруг он выпрямился, держа в руках узкий длинный предмет. Поднял его над головой, чтобы все видели. В зале загремели аплодисменты. Зрители вскочили с мест. Они не верили своим глазам... Рану зашили. Крестьянин выздоровел. Следующая полостная операция была сделана только через 200 лет.

Первая аппендэктомия

Аппендицит – болезнь, известная давно. Ещё в 16 веке, когда вскрытия умерших делались очень редко, итальянский анатом Карпи, разглядывая кишечник, наткнулся на странный отросток, похожий на синего червяка, отходивший книзу от слепой кишки. «Отросток» по латыни «аппендикс». Потом хирург Гейстер в Германии вскрывал труп казнённого преступника и увидел у него аппендикс, наполненный гноем. В 1848 году в Лондоне был такой случай. Одного врача пригласили к 30-летней даме. У неё сильно болел живот. Её лечили разными лекарствами, но ничего не помогало. Под конец больная впала в беспамятство; на лице выступила зловещая «маска Гиппократа». Ощупывая живот, врач об­наружил справа, ниже пупка, что-то твёрдое. Терять было нечего, и он решился на отчаянный шаг: дал женщине нар­котическое средство и проткнул ножом живот с правой сто­роны. Брызнул гной. А потом произошло чудо: больная начала медленно поправляться. Первая операция удаления червеобразного отростка была произведена в июне 1902 года. Было это тоже в Лондоне. Весь город был украшен фла­гами по случаю коронации короля Эдуарда VII. Королю было 60 лет. Он ехал в открытой карете в Букингэмский дворец, на улицах стояла толпа. У короля был неважный вид. Заметили, что он держится за живот. Вечером накануне торжественной церемонии в Вестмин­стерском аббатстве происходила репетиция. Снаружи стучали молотки плотников, воздвигавших деревянные трибуны для зрителей, а внутри, в соборе, престарелый настоятель, завёрнутый в пёструю ткань, сидя в резном кресле, изобра­жал короля, и перед ним низко кланялись епископы и вельмо­жи. Гремел хорал. Всё было как сотни лет назад. Вдруг кто-то вошёл в собор. Все обернулись. Вошедший - это был нароч­ный из дворца - подошёл к настоятелю и вручил ему записку. Хор запнулся на полуслове. Настоятель, привстав на троне, слабым голосом объявил, что ввиду неожиданных событий завтрашняя коронация отменяется. На другой день в городе были расклеены объявления. В них говорилось о том, что Эдуард опасно занемог. У него обнаружено воспаление отростка слепой кишки. Положение крайне серьёзное, и в качестве последнего шанса на спасе­ние консилиум медиков рекомендовал операцию. Операцию сделал доктор Тревз. Он вскрыл живот, удалил лопнувший червеобразный отросток и очистил брюшную полость от гноя. Неделю после этого старый король был на грани жизни и смерти, но потом, вопреки ожиданиям, поправился. После этого случая операция удаления отростка перестала пугать врачей. И вскоре аппендицит был вычерк­нут из списка неизлечимых болезней.

Первое переливание крови

В 1667 году парижский врач Жан Дени соединил серебря­ной трубкой вену на руке у больного с сонной артерией яг­нёнка. Таким путём ему удалось перелить пациенту полтора стакана крови животного. Всё это происходило в торжественной обстановке, при большом стечении народа. Пациент был юноша шестнадца­ти лет, малокровный и страдавший психическим заболева­нием. Во время процедуры его держали. Но едва лишь за­кончилось переливание, как он повалился без чувств со стула. Придя в себя, он спросил слабым голосом, где он. Оказалось, что к нему вернулся рассудок! Дени поздравляли, у него тотчас нашлись подражатели. Тем временем душевнобольной вновь впал в буйство. Дени снова перелил ему баранью кровь. Но, как и следовало ожи­дать, на сей раз счастье ему изменило. Дело кончилось плохо: юноша умер. Врач предстал перед судом. После это­го французский парламент издал указ - пороть розгами всякого, кто осмелится повторить опыты с переливанием крови.

Источник: Шингарёв Г.М. Необыкновенный консилиум. Рассказы о профессии врача. – М., «Детская литература». – 1975.

Первоисточники по теме

Уже в IX столетии в Салерно (Кампания) существовала корпорация врачей, обучавшая врачебному искусству. Император Фридрих II (1212 – 1250) дал Салернской школе, единственной в империи, исключительное право присваивать звание врача и воспретил заниматься медицинской практикой без соответствующей лицензии этой школы. Обучение продолжалось пять лет, после чего в течение одного года следовала обязательная практическая работа. Салернская врачебная школа являлась хранительницей традиций античной медицины. Невероятно, но среди прославленных профессоров школы было немало женщин. В 1480 году вышел в свет знаменитый «Салернский кодекс здоровья», принадлежавший Арнольду из Виллановы. «Радуют душу стихи и, немногие, много вмещают» – сказал один из врачей XVI века. Салернская медицинская школа просуществовала до середины XIX века.

Вопросы:

Докажите преемственность Салернской и Косской медицинских школ. Почему многие медицинские трактаты в средневековье облекались в стихотворную форму? Какой теории патологии придерживался Арнольд из Виллановы? Почему? Каковы могут быть причины заболевания, согласно Салернскому кодексу здоровья? Охарактеризуйте диететико-гигиенические рекомендации трактата. Современно ли их звучание сегодня? Опираясь на содержание Кодекса, опишите сильные и слабые стороны средневековой медицины.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.