Тема 3.2. Медицина Древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия.
Цели: Определить особенности культуры Древнего Египта и Месопотамии, указать общие черты развития медицины в Древних Цивилизациях, показать роль медицины и культуры Древнего Египта и Месопотамии для современности.
Основные термины и понятия:политеизм, медицинские божества: Осирис, Изида, Тот, Имхотеп,иероглиф, папирус, культ мертвых, бальзамирование, астрология, законы Хаммурапи, клинопись, культ богини Иштар, асуту, ашипуту.
Компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-31.
План семинара:
- Характерные черты древнеегипетской культуры: иероглифическая письменность, религиозные представления, культ мертвых, высокое развитие ремесел и различных отраслей знания. Источники информации о медицине (тексты пирамид, медицинские папирусы, античные авторы).
- Особенности развития медицины в Древнем Египте. Бальзамирование трупов, врачебная специализация и развитие отдельных отраслей медицины, древнеегипетские школы. Культ мертвых.
- Особенности культуры Древней Вавилонии и Древней Ассирии. Астрология – основа философских воззрений древних вавилонян. Влияние религии и астрального культа на формирование представлений о здоровье, болезнях и их лечении.
- Рациональная медицина Древней Месопотамии. Развитие лекарственного врачевания. Хирургии, гигиенических знаний. Медицинские школы при храмах. Законы Хаммурапи.
Основная литература:
- Сорокина Т.С. История медицины. М., 2000.
- Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.
- БМЭ.
- Лекционный материал.
Темы рефератов, литература:
Боги врачевания Древнего Египта. Миф о гибели и возрождении Осириса.
1. Древнеегипетская мифология – М., ЭКСМО. – 2004.
2. Грибанов Э.Д. Медицина в эмблемах и символах. – М.: Медицина, 1990 – с.10 – 30.
3. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: первобытное общество. Древний мир – М.: Изд-во университета Дружбы народов, 1987.
4. Блинов Г. М., Гарибова Т. М. Медицина Древнего Египта // Сов. Здравоохранение. – 1975. - №7. – С.73 – 77.
Тестовые задания
- Хронологические рамки древнеегипетской эпохи:1)100-40 тыс. лет до н.э.; 2)10-5 тыс. до н.э.; 3)3 – 1 тыс. до н.э.; 4)6-8 век нашей эры.
- Характерная черта древнеегипетской культуры:1)антропоцентризм; 2)гуманизм; 3)светский характер; 4)культ мёртвых.
- В Древнем Египте были развиты все науки, за исключением одной:1)химия; 2)анатомия; 3)косметология; 4)оперативная стоматология.
- Наиболее известный папирус медицинского содержания:1)Эберса; 2)Джосера; 3)Мечена; 4)Птаха.
- При бальзамировании из тел умерших не удалялись:1)мозг; 2)сердце; 3)лёгкие; 4)печень;
- Древним египтянам приписывают изобретение: 1)горчичников; 2)компрессов; 3)банок; 4)клизм.
- Главным во врачевании ашипу являлось:1)оперативные вмешательства; 2)использование минералов; 3)чтение заклинаний; 4)приёмы массажа.
- Письменность впервые появилась в: 1)Древнем Египте; 2)Шумере; 3)Вавилонии; 4)Ассирии.
- Врачевателей древней Месопотамии изображали:1)в сопровождении змей; 2)крылатыми; 3)в одежде в виде рыбы; 4)львиноголовыми.
- Письменность была изобретена:1)100-40 тыс. лет до н.э.; 2)10-5 тыс. до н.э.; 3)3 тыс. до н.э.; 4)6-8 век нашей эры.
- Характерный культ древней Месопотамии:1)солнца; 2)мёртвых; 3)астральный; 4)воды.
- Памятник права древней Месопотамии:1)письмо Мукаллима; 2)папирус Эберса; 3)законы Хаммурапи; 4)свидетельство Геродота.
- Наиболее известный древнеегипетский врач, зодчий первой пирамиды, астроном:1)Хефрен; 2)Имхотеп; 3)Хуфу; 4)Птолемей.
- Бог мудрости и врачевания в Древнем Египте:1)Сет; 2)Осирис; 3)Ра; 4)Тот.
- По мнению древнеегипетских врачевателей, «начало тайн врача – знание хода:1)души»; 2)слизи»; 3)сердца»; 4)звёзд».
Письменные проблемные вопросы и задания
1. Можно ли медицину Древнего Египта отнести к традиционным народным системам врачевания? Аргументируйте.
2. Назовите древнеегипетских богов врачевания:
А) Бог мудрости и врачевания, обычно египтяне изображали его с головой священной птицы ибис ______________
Б) Сестра и супруга бога Осириса, создательница магических основ врачевания и покровительница детей ___________________
В) Могучая львиноголовая богиня, покровительница врачей, гнев которой приносил эпидемии и мор _________________
Г) Бог – покровитель бальзамирования, изображался с головой шакала _____________
Д) Покровительница новорожденных, беременных женщин и рождения в образе самки гиппопотама, стоящей на львиных ногах _________________
Каких ещё древнеегипетских богов врачевания Вы можете назвать? _________________________________________________________________________
Кого впоследствии называли «египетским Асклепием»? ______________________________
3. *** [1] Представьте себя в роли древнеегипетского придворного врачевателя. Ваше имя Куар и Вы жили примерно 4 тысячи лет назад, во времена правления шестой династии фараонов, между 2350 и 2180 годами до н. э.
Опишите, как Вы выглядите. Что символизирует вытканный на одежде знак Вашего профессионального отличия – анк?
Каково Ваше социальное положение при дворе?
Вы получили образование в «Доме жизни». Какие науки Вы изучали и почему? Каковы Ваши познания в области анатомии и физиологии человека?
В чём заключается главная тайна Вашего врачебного искусства?
Кто является Вашими помощниками в искусстве исцеления? Каким образом Вы обращаетесь к ним? Почему птица ибис священна для египтян?
Какова Ваша специализация в области врачевания? Ваших коллег по врачебному сословию?
Какие методы диагностики и лечения Вы применяете?
Какие лекарственные вещества Вы используете? Какие лекарственные растения вам известны? С какой целью Вы используете ладан и мирру? Хлебную и древесную плесень? Кору ивы? Кто готовит рекомендуемые Вами целительные прописи?
Фараон жалуется на головную боль, чихание и кашель, из глаз у него текут слёзы. Что случилось с правителем? Почему в качестве лечения Вы порекомендуете чеснок с мёдом? Почему вообще Вы так часто советуете применять неприятные снадобья, включающие экскременты, кошачью шерсть, мышиные хвосты и др.?
Каков диапазон Вашей хирургической активности? Из каких материалов сделаны Ваши медицинские инструменты?
У Вашего пациента закрытый перелом костей голени. Как Вы будете его лечить?
У другого Вашего пациента ожог. Что Вы предпримете?
Что, по Вашему мнению, является главным в профилактике болезней?
4. Чем, на Ваш взгляд, особенно интересен папирус Эберса?
5. Многие учёные считают Древний Египет колыбелью современной косметологии. Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.
Занимательные факты из истории медицины
Погребальный ритуал
Длительный ритуал бальзамирования напоминал спектакль с сюжетом, заимствованным из сказаний об Осирисе. Руководил работами жрец, имевший титул хери сешет («тот, кто над тайной»), игравший роль Анубиса. Обязательным персонажем постановки был херихеб («тот, кто над свитком»), жрец, читавший молитву. Уту-жрецы выполняли другие функции - такие, как пеленание и подготовка необходимого инструмента. Линию разреза брюшной полости метил жрец, именуемый писцом. Другой человек изображал коварного Сетха - убийцу Осириса. С помощью кремневого ножа он делал вскрытие, а затем его с позором изгоняли из помещения. Согласно некоторым источникам, процесс бальзамирования длился 70 дней, из которых больше половины уходило на высушивание тела. Период между смертью и погребением или же смертью и возрождением соотносился с циклом Сириуса, священной звезды Исиды, которая исчезала с небосвода якобы затем, чтобы вновь появиться через 70 дней.
На 15 - 16-й день после смерти покойника укладывали на каменное или деревянное ложе и обрабатывали содой. Хорошо высушенное тело вновь обрабатывалось, в этот раз с использованием душистых масел. Применение смол и ароматических веществ, помимо получения приятного запаха, имело целью уничтожение трупных червей. Впоследствии медики анатомических театров использовали терпентинное масло или иные бальзамические жидкости. Череп заливали смолой; труп заворачивали в тонкую ткань. Лицо умершего тщательно гримировали, придавая ему «живой» вид свинцовым блеском, растительными красками, окисью меди и цветными глинами.
Фараонам лицо покрывали золотой или серебряной маской, часто инкрустированной драгоценными камнями. Освященному процессом бальзамирования телу присваивался титул «сах». Готовая мумия походила на Осириса, словно отождествляя собой возрожденного бога. Иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, изготовленные из стекла или драгоценных камней. Маски менее состоятельных покойников обычно изготавливались из папируса и ткани, склеенных в несколько слоев и покрытых позолоченным штуком (искусственный мрамор из полированного гипса). Извлеченные из тела внутренности укладывались отдельно в четыре сосуда, называемые канопами. В гробнице Хетепхерес I, матери фараона Хуфу (XXVI век до н. э.), обнаружены своеобразные канопы. В алебастровом ящике с четырьмя отделениями были сложены все внутренности царицы, кроме сердца, которое традиционно оставляли в теле. Вначале плоские крышки каноп позже украшались портретами покойника, изготавливались в виде изображения сыновей Гора, духов-хранителей умершего (человека, шакала, сокола и павиана).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|