Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3.2. Медицина Древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия.





Цели: Определить особенности культуры Древнего Египта и Месопотамии, указать общие черты развития медицины в Древних Цивилизациях, показать роль медицины и культуры Древнего Египта и Месопотамии для современности.

Основные термины и понятия:политеизм, медицинские божества: Осирис, Изида, Тот, Имхотеп,иероглиф, папирус, культ мертвых, бальзамирование, астрология, законы Хаммурапи, клинопись, культ богини Иштар, асуту, ашипуту.

Компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-31.

План семинара:

  1. Характерные черты древнеегипетской культуры: иероглифическая письменность, религиозные представления, культ мертвых, высокое развитие ремесел и различных отраслей знания. Источники информации о медицине (тексты пирамид, медицинские папирусы, античные авторы).
  2. Особенности развития медицины в Древнем Египте. Бальзамирование трупов, врачебная специализация и развитие отдельных отраслей медицины, древнеегипетские школы. Культ мертвых.
  3. Особенности культуры Древней Вавилонии и Древней Ассирии. Астрология – основа философских воззрений древних вавилонян. Влияние религии и астрального культа на формирование представлений о здоровье, болезнях и их лечении.
  4. Рациональная медицина Древней Месопотамии. Развитие лекарственного врачевания. Хирургии, гигиенических знаний. Медицинские школы при храмах. Законы Хаммурапи.

Основная литература:



  1. Сорокина Т.С. История медицины. М., 2000.
  2. Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.
  3. БМЭ.
  4. Лекционный материал.

Темы рефератов, литература:

Боги врачевания Древнего Египта. Миф о гибели и возрождении Осириса.

1. Древнеегипетская мифология – М., ЭКСМО. – 2004.

2. Грибанов Э.Д. Медицина в эмблемах и символах. – М.: Медицина, 1990 – с.10 – 30.

3. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: первобытное общество. Древний мир – М.: Изд-во университета Дружбы народов, 1987.

4. Блинов Г. М., Гарибова Т. М. Медицина Древнего Египта // Сов. Здравоохранение. – 1975. - №7. – С.73 – 77.

Тестовые задания

  1. Хронологические рамки древнеегипетской эпохи:1)100-40 тыс. лет до н.э.; 2)10-5 тыс. до н.э.; 3)3 – 1 тыс. до н.э.; 4)6-8 век нашей эры.
  2. Характерная черта древнеегипетской культуры:1)антропоцентризм; 2)гуманизм; 3)светский характер; 4)культ мёртвых.
  3. В Древнем Египте были развиты все науки, за исключением одной:1)химия; 2)анатомия; 3)косметология; 4)оперативная стоматология.
  4. Наиболее известный папирус медицинского содержания:1)Эберса; 2)Джосера; 3)Мечена; 4)Птаха.
  5. При бальзамировании из тел умерших не удалялись:1)мозг; 2)сердце; 3)лёгкие; 4)печень;
  6. Древним египтянам приписывают изобретение: 1)горчичников; 2)компрессов; 3)банок; 4)клизм.
  7. Главным во врачевании ашипу являлось:1)оперативные вмешательства; 2)использование минералов; 3)чтение заклинаний; 4)приёмы массажа.
  8. Письменность впервые появилась в: 1)Древнем Египте; 2)Шумере; 3)Вавилонии; 4)Ассирии.
  9. Врачевателей древней Месопотамии изображали:1)в сопровождении змей; 2)крылатыми; 3)в одежде в виде рыбы; 4)львиноголовыми.
  10. Письменность была изобретена:1)100-40 тыс. лет до н.э.; 2)10-5 тыс. до н.э.; 3)3 тыс. до н.э.; 4)6-8 век нашей эры.
  11. Характерный культ древней Месопотамии:1)солнца; 2)мёртвых; 3)астральный; 4)воды.
  12. Памятник права древней Месопотамии:1)письмо Мукаллима; 2)папирус Эберса; 3)законы Хаммурапи; 4)свидетельство Геродота.
  13. Наиболее известный древнеегипетский врач, зодчий первой пирамиды, астроном:1)Хефрен; 2)Имхотеп; 3)Хуфу; 4)Птолемей.
  14. Бог мудрости и врачевания в Древнем Египте:1)Сет; 2)Осирис; 3)Ра; 4)Тот.
  15. По мнению древнеегипетских врачевателей, «начало тайн врача – знание хода:1)души»; 2)слизи»; 3)сердца»; 4)звёзд».

 



Письменные проблемные вопросы и задания

 

1. Можно ли медицину Древнего Египта отнести к традиционным народным системам врачевания? Аргументируйте.

 

 

2. Назовите древнеегипетских богов врачевания:

А) Бог мудрости и врачевания, обычно египтяне изображали его с головой священной птицы ибис ______________



Б) Сестра и супруга бога Осириса, создательница магических основ врачевания и покровительница детей ___________________

В) Могучая львиноголовая богиня, покровительница врачей, гнев которой приносил эпидемии и мор _________________

Г) Бог – покровитель бальзамирования, изображался с головой шакала _____________

Д) Покровительница новорожденных, беременных женщин и рождения в образе самки гиппопотама, стоящей на львиных ногах _________________

Каких ещё древнеегипетских богов врачевания Вы можете назвать? _________________________________________________________________________

Кого впоследствии называли «египетским Асклепием»? ______________________________

 

3. *** [1] Представьте себя в роли древнеегипетского придворного врачевателя. Ваше имя Куар и Вы жили примерно 4 тысячи лет назад, во времена правления шестой династии фараонов, между 2350 и 2180 годами до н. э.

Опишите, как Вы выглядите. Что символизирует вытканный на одежде знак Вашего профессионального отличия – анк?

Каково Ваше социальное положение при дворе?

Вы получили образование в «Доме жизни». Какие науки Вы изучали и почему? Каковы Ваши познания в области анатомии и физиологии человека?

В чём заключается главная тайна Вашего врачебного искусства?

Кто является Вашими помощниками в искусстве исцеления? Каким образом Вы обращаетесь к ним? Почему птица ибис священна для египтян?

Какова Ваша специализация в области врачевания? Ваших коллег по врачебному сословию?

Какие методы диагностики и лечения Вы применяете?

Какие лекарственные вещества Вы используете? Какие лекарственные растения вам известны? С какой целью Вы используете ладан и мирру? Хлебную и древесную плесень? Кору ивы? Кто готовит рекомендуемые Вами целительные прописи?

Фараон жалуется на головную боль, чихание и кашель, из глаз у него текут слёзы. Что случилось с правителем? Почему в качестве лечения Вы порекомендуете чеснок с мёдом? Почему вообще Вы так часто советуете применять неприятные снадобья, включающие экскременты, кошачью шерсть, мышиные хвосты и др.?

Каков диапазон Вашей хирургической активности? Из каких материалов сделаны Ваши медицинские инструменты?

У Вашего пациента закрытый перелом костей голени. Как Вы будете его лечить?

У другого Вашего пациента ожог. Что Вы предпримете?

Что, по Вашему мнению, является главным в профилактике болезней?

 

4. Чем, на Ваш взгляд, особенно интересен папирус Эберса?

 

5. Многие учёные считают Древний Египет колыбелью современной косметологии. Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

 

 

Занимательные факты из истории медицины

Погребальный ритуал

Длительный ритуал бальзамирования напоминал спектакль с сюжетом, заимствованным из сказаний об Осирисе. Руководил работами жрец, имевший титул хери сешет («тот, кто над тайной»), игравший роль Анубиса. Обязательным персонажем поста­новки был херихеб («тот, кто над свитком»), жрец, читавший молитву. Уту-жрецы выполняли другие функции - такие, как пеленание и подго­товка необходимого инструмента. Линию разреза брюшной полости метил жрец, именуемый писцом. Другой человек изображал коварного Сетха - убийцу Осириса. С помощью кремневого ножа он делал вскрытие, а за­тем его с позором изгоняли из помещения. Согласно некоторым источ­никам, процесс бальзамирования длился 70 дней, из которых больше половины уходило на высушивание тела. Период между смертью и по­гребением или же смертью и возрождением соотносился с циклом Сири­уса, священной звезды Исиды, которая исчезала с небосвода якобы за­тем, чтобы вновь появиться через 70 дней.

На 15 - 16-й день после смерти покойника укладывали на каменное или деревянное ложе и обрабатывали содой. Хорошо высушенное тело вновь обрабатывалось, в этот раз с использованием душистых масел. Применение смол и ароматических веществ, помимо получения приятно­го запаха, имело целью уничтожение трупных червей. Впоследствии ме­дики анатомических театров использовали терпентинное масло или иные бальзамические жидкости. Череп заливали смолой; труп заворачивали в тонкую ткань. Лицо умершего тщательно гримировали, придавая ему «живой» вид свинцовым блеском, растительными красками, окисью меди и цветными глинами.

Фараонам лицо покрывали золотой или серебряной маской, часто инкрустированной драгоценными камнями. Освященному процессом бальзамирования телу присваивался титул «сах». Готовая мумия походи­ла на Осириса, словно отождествляя собой возрожденного бога. Иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, изготовленные из стекла или драгоценных камней. Маски менее состоятельных покойников обычно изго­тавливались из папируса и ткани, склеенных в несколько слоев и покрытых позолоченным штуком (искусственный мрамор из полированного гипса). Извлеченные из тела внутренности укладывались отдельно в четыре сосуда, называемые канопами. В гробнице Хетепхерес I, матери фараона Хуфу (XXVI век до н. э.), обнаружены своеобразные канопы. В алебаст­ровом ящике с четырьмя отделениями были сложены все внутренности царицы, кроме сердца, которое традиционно оставляли в теле. Вначале плоские крышки каноп позже украшались портретами покойника, изготав­ливались в виде изображения сыновей Гора, духов-хранителей умершего (человека, шакала, сокола и павиана).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.