Изображение пеликана как одна из медицинских эмблем
Средневековая легенда гласит о том, что в тяжёлое время, когда птенцам пеликанов грозит голодная смерть, их родители раздирают себе грудь и собственной кровью выкармливают потомство. Порой, спасая жизнь детей, родители погибают. И сегодня в дельте Волги, в Приазовье, в Азербайджане и в других местах нашей страны, а также в южной Европе можно видеть этих великолепных птиц, сидящих на гнездах. Поймав рыбу, пеликан приносит ее в гнездо в горловом мешке, откуда птенцы достают корм сами. Голодные, сильные и нетерпеливые, они иногда ранят кормящих их родителей. Вид белоснежной птицы с кровоточащей грудью, к которой тянутся птенцы, видимо, и породил легенду, послужившую затем основой для создания эмблемы донорства. Пеликан стал символом высочайшего бескорыстия и самопожертвования. Козьма Прутков включил в «Плоды раздумья» афоризм 24 «Усердный врач подобен пеликану».
Изображение Пеликана с зияющей на груди раной и птенцов, пьющих вытекающую из раны кровь, стало символом службы переливания крови в Голландии, Бельгии и некоторых других странах. Этот символ был изображен на почтовых марках Бельгии и Голландии, а также на специальном «конверте первого дня», выпущенном в 1956 г. в Бельгии, с надписью на французском и фламандском языках: «Честь дающим кровь». В России изображение пеликана, кормящего птенцов, с начала XIX в. служило эмблемой многих приютов и больниц, символизируя бескорыстие и самоотверженность. Такие эмблемы сохранились над входом во двор Бывшего Воспитательного дома в Ленинграде, на здании бывшего Воспитательного дома в Москве, на здании современной Детской городской больницы № 4 в Одессе.
Источник: Грибанов Э. Д. Медицина в символах и эмблемах. – М.: Медицина, 1990.
Первоисточники по теме
Вопросы
Что такое бонистика, и к какой группе исторических источников она может быть отнесена? Какое количество врачей были удостоены чести быть изображенными на деньгах?
Грибанов Э.Д.
Источники изучения истории медицины и здравоохранения (фрагмент)
Бонистика.
Бонистика - это вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением бумажных денежных знаков. Бумажные деньги - объективные и беспристрастные документы истории. Надписи на них точно фиксируют, когда и кем они были выпущены, степень их обеспечения, район обращения и др. В художественном отношении денежные знаки часто представляют собой образцы графического искусства. На них помещаются национальные орнаменты, символические и реалистические изображения и рисунки данной страны. Бумажные деньги намного «моложе» своих звонких разменных родственников - монет. Первые бумажные деньги появились в Китае приблизительно в XI в. н. э., в Европе - намного позже. В России первая попытка выпустить бумажные деньги (ассигнации) была сделана при царице Елизавете Петровне, однако Сенат высказался против этого нововведения, поскольку бумажные деньги «есть дело необычное на Руси». Лишь в 1769 г. при Екатерине II появились в обращении первые ассигнации. В XVIII-XIX вв. многие врачи, владельцы аптек и аптекарских магазинов стали прибегать к рекламе в виде банкнот, на которых сообщались имя и адрес врача, иногда помещался портрет, и указывалась стоимость лечения. Известно около 100 «визитных карточек» такого рода. В Европе специальные деньги иногда выпускались для отдельных медицинских учреждений. В период гражданской войны и в первые годы после нее в нашей стране было в обращении очень много денежных суррогатов, в том числе знаки, выпущенные отделами здравоохранения и аптеками. В период Веймарской республики в Германии было выпущено несколько тысяч мелких бумажных купюр («нотгель-дов»). Многие из них имели рисунки и тексты медицинского содержания. В настоящее время известно, что около 40 врачей были удостоены чести быть изображенными на деньгах, но в большинстве случаев не за медицинские, а за политические заслуги.
Тема 2. Медицинская помощь в Смоленской губернии.
Основные периоды истории СГМА.
Цели: Охарактеризовать систему здравоохранения Смоленской губернии в дореволюционный период. Познакомиться с историей СГМА, выделить основные периоды, указать особенности становления, развития СГМА. Определить основные достижения вуза на всех этапах истории. Познакомиться с лучшими представителями научных школ СГМА, руководителями академии.
Основные термины и понятия: дореволюционное здравоохранение, медицина, образование, наука и научные школы, традиции.
Компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-31.
План семинара
- Здравоохранение Смоленска и Смоленской губернии в конце XIX начале XX века.
- Периоды истории СГМА.
- Достижения и особенности основных периодов СГМА
- Ведущие руководители и представители научных школ СГМА.
- Основные научные направления и перспективы развития СГМА.
Основная литература:
- Смоленский государственный медицинский институт (1920 -1970). Смоленск. 1970.
- Смоленской государственной медицинской академии 75 лет. Смоленск. 1995.
- Актовая речь ректора академии проф. В.Г.Плешкова, посвященная 80-летию СГМА. Смоленск. 2000.
- Смоленская государственная медицинская академия в лицах и фотографиях: Справочное издание. – Смоленск, 2004.
Тестовые задания
1. Университет в г. Смоленске был открыт:1)1919;2)1918; 3)1920; 4)1917.
2. Медицинский факультет при университете был преобразован в самостоятельное высшее учебное заведение - Смоленский государственный медицинский институт: 1)4 апреля 1920 г.;2)18 апреля 1930 г 3) 4 апреля 1944 г.4) 18 апреля 1933г
3. К 1933 г в Смоленском медицинском институте были организованы два новых факультета:1)санитарно-профилактический и факультет охраны материнства и младенчества;2)педиатрический и стоматологический; 3)санитарно-профилактический и стоматологический; 4)факультет охраны материнства и младенчества и лечебный факультет
4. В 1936 году СГМИ было присвоено на короткое время имя:1)Н.А. Семашко; 2)3. П. Соловьева; 3)В.И.Ленина; 4)Г. Н. Каминского
5. Занятия в Смоленском медицинском институте после освобождения г. Смоленска начались на всех курсахв: 1)1942 г; 2)1943 г; 3)1944 г; 4)1945 г.
6. В 1950 году решением Министерства здравоохранения РСФСР ректором СГМИ был назначен воспитанник института:1)Н.Б.Козлов; 2)Ф. С. Быков; 3)Г. М. Стариков; 4)В. К. Серёжников; 5)В.А. Батанов
7. Строительство здания современного ГУКа СГМА было начато в:1)1920; 2)1945; 3)1936; 4)1985.
8. Педиатрический факультет в Смоленском государственном медицинском институте был открыт:1)1945 г; 2)1963 г; 3)1966 г; 4)1980 г.
9. Ученый Совет Наркомздрава принял решение об открытии медицинского факультета в составе Смоленского государственного университета:1)7 октября 1920 г; 2)4 апреля 1918 г; 3)4 апреля 1920 г.;5)20 декабря 1920 г.
10. Первым директором Смоленского медицинского института был:1)В. К. Серёжников; 2)В. А. Батанов; 3)А. А. Оглоблин; 4)Ф. С. Быков
11. Во время Великой Отечественной войны Смоленский медицинский институт был эвакуирован в:1)г. Воронеж; 2)г. Саратов; 3)г. Новосибирск; 4)г. Челябинск.
12. Первым защищал кандидатскую диссертацию в стенах родного института в 1956 году: 1)Г. М. Стариков; 2)А. А. Оглоблин; 3)А.Т. Петряева; 4)Н.Б.Козлов; 5)И.Я. Сендульский; 6)К.В.Пунин
13. Главный административный корпус СГМИ с 1933 по 1985 гг. находился: 1)на ул. Пржевальского главный корпус СГУ; 2)на ул. Глинки здание бывшего дворянского собрания (ныне областнаяфилармония); 3)на ул. Крупской (ныне ГУК СГМА).
14. Стоматологический факультет в Смоленском государственном медицинском институте был открыт:1)1963 г; 2)1966 г; 3)1954 г; 4)1946 г.
15. Ректором института с 1978 г. был назначен:1)Ф.С.Быков; 2)В. К. Серёжников; 3)Н. Б.Козлов; 4)В. Г. Плешков.
Письменные вопросы и задания
1 Дополните опорный конспект. Проиллюстрируйте конкретными примерами существование и преемственность традиций СГМА
| период
| руководители
| характеристика периода
| учёные и основные направления их научных исследований
| традиции учебного заведения
| Первый
факультетский:
4 апреля 1920- 1929
| Первые
руководители СГУ:
1.
2.
деканы:
__________
1920-21
___________
1922-26
____________
1926-27
___________
1927-29
____________
1929-32
| Трудности становления:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Открытие первой клиники медфака _______________
Дата взятия на госбюджет ______________________
Количество врачей в первом выпуске ________
| Воронцов Д.С. -
Карузин П.И. -
Михаловский И.О.
Линберг Б.Э. -
Пунин К.В. -
Пацевич Б.Л. -
| Преемственность с крупнейшими отечественными медицинскими школами.
Преданность своей профессии, ответственность, чувство коллективизма.
Высокая творческая активность профессорско-преподавательского состава и студентов.
Клиническая направленность преподавания.
| Второй
становления:
1929-41
| Первый директор СГМИ
__________ (1930-37)
Его сменил
____________
(1938-50)
| Первый нарком здравоохранения СССР
___________________ и реорганизация здравоохранения.
Ряд постановлений ЦИК в области здравоохранения:
________________________________________
________________________________________________________________________________
Год преобразования
медицинского факультета СГУ в СГМИ ___________
Связь СГМИ и Западного научно-исследовательского института (ЗОНИ).
Укрепление материально-технической базы института:
_____________________________________________________________________
_______________________
Открытие новых факультетов:
_____________________________________________________________________
Помощь стоматологическому институту.
Всего в 1940 году обучалось _____ студентов.
| Оглоблин А.А. -
Сендульский И.Я.
Петряева А.Т.-
Дубинкин Г. Г. -
| Преемственность и дальнейшее развитие традиций
Создание собственных научных школ и кадров
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|