Сделай Сам Свою Работу на 5

Функциональные основы администрирования





 

Представленные выше функции отражают как внутренние, так и внешние, относительно объекта или субъекта, формы осуществления деятельности менеджера, позиционирующие его действия. Эти функции безусловно важны, даже во многом являются определяющими, поскольку раскрывают содержание и последовательность шагов достижения конечной цели. Вместе с тем, эти проявления и классификации функций менеджера в организации представляют его участие в процессах и системах управления в целом. Но постановка и применение функциональной организации не менее, а, быть может, и более значимы в частных случаях, на уровне планирования, регламентации, разработки, осуществления и оценки конкретного действия.

Здесь обосновывается и осуществляется непосредственное разделение деятельности менеджера и его подчиненных на дискретные составляющие по тем или иным критериям, с последующим построением из полученных элементов целенаправленно организованного процесса. В качестве критериальной основы такого разделения, с одной стороны, принимаются самые разнообразные признаки, обеспечивающие наиболее полное и всестороннее представление состава, содержания и компоновки выполняемых действий. С другой стороны, они формируют хорошо освоенную и традиционно применяемую палитру действий менеджера в организации, называемую администрированием.



Приступая к исследованию основ администрирования важно, понимать и то, что выделение обособленных видов организационных действий, их идентификация и детерминирование не могут осуществлять механически. Это отражает сознательно выделяемый приоритет содержательных критериев классификации, применение которых не должно и не может обеспечить равнозначность или одинаковую частоту применения перечисляемых элементов. Да и собственно перечисление в таком всеобщем подходе, как административный, не может быть конечным, а скорее изначально формируется векторно, обозначая направления построения, адаптации и применения конкретного организационного инструментария.

Избранный подход и приведенные обстоятельства позволяют исследовать и классифицировать не собственно частные проявления составляющих администрирования, перечень которых обширен, специфичен и часто конкретно не идентифицируется и унифицируется, а только их наиболее характерные сгруппированные признаки. Это обеспечивает построение открытой, комплексной, развиваемой модели классификации, непосредственная детализация и наполнение которой делегируются на уровень конкретного процесса администрирования для субъекта, который разрабатывает и осуществляет его.



Такое разделение начинается, как правило, в виде анализа общего представления, классификации понимания и позиционирования использования всей совокупности практических проявлений администрирования и административной системы организации в целом. Методика проведения дифференцирования состава и содержания административной деятельности менеджера на группы составляющих основывается на внешнем функциональном разнообразии построения и позиционирование элементов и упорядочивание их взаимосвязи.реализации основных видов организационных действий. Эти действия направлены на


И действительно, именно внешнее восприятие составляющих администрирования во многом определяет их позиционирование и взаимодействие в общем организационном процессе. Вместе с тем, это позволяет достаточно свободно и адекватно компоновать, насыщать и адаптировать содержание внутри позиционированной формы администрации. Наконец, такой подход приоритетно формирует конфигурацию внешних взаимосвязей отдельных составляющих процесса управления, их функциональность и направленность. Именно они обуславливают администрирование, оформляют его статус, определяют место и роль в общей системе и, главное, целенаправленно обеспечивают его осуществление.



В качестве первой группы открытой модели классификации проявлений администрирования четко выделяется направление, объединяющее виды действий по установлению взаимосвязи между

так или иначе организуемыми составляющими.

В ней позиционируются интегральные признаки,

каждый из которых, в свою очередь, может быть

развернут, адаптирован, специализирован и

представлен достаточно широким спектром

форм административных связей организации.

Например, позиция связи может

реализовываться такими конкретными формами,

как прямая, обратная, постоянная, временная,

оперативная, гибкая, непосредственная и т. д.

Необходимо так же понимать, что в данной

классификации, как и в последующих группах,

приводится только несколько, пусть наиболее Рис.4.3.4. Вектор форм

важных, но далеко не исчерпывающих состав взаимосвязи организации

признаков выделения конкретных проявлений администрирования.

Внутри классификации представленной складывается определенное соотношение между ними, отражающее реализацию тех или иных зависимостей. Это соотношение, как правило, позиционирует нарастание сложности устанавливаемой связи, выражающееся в последовательно усложняющемся взаимодействии:

q от коммутации, которая еще может быть временной, к коммуникации, определяющей более стабильный характер;

q от коммуникации, определяющей установление устойчивых каналов, к корреспонденции, наполняющей их непосредственными связями;

q от корреспонденции, принимающей систематические, периодические или иные ритмы, к постоянной, непосредственной кооперации и т. д.

Этот ряд можно продолжать и развивать в соответствии с целями, задачами и условиями разработки и осуществления конкретной модели администрирования.

Подобная прогрессия, изначально обусловленная векторной ориентацией классифицируемой группы, позволяет не только соотносить выделяемые признаки, но и, что особенно важно, программировать их последующее совершенствование и развитие. Более того, прогрессивно-векторный подход создает необходимые условия для прогнозирования, моделирования и построения принципиально инновационных форм администируемых связей, ранее целенаправленно не использовавшихся. Примером реализации таких связей может быть форма проведения кумулятивного голосования по бюллетеням при избрании персоналий в органы управления акционерного общества.


Группа признаков выделения форм администрирования взаимосвязи в организации или между нею и внешней средой позиционирует их по подходам и методам построения и реализации. Основной

административный эффект здесь достигается

наполнением конкретным функциональным

содержанием, обеспечивающим определенное

конструктивное выражение упорядочивания

внешних и внутренних связей организации.

Ее представляет группа форм содержания,

которая классифицирует непосредственное

выражение сущности устанавливаемой связи,

обеспечивающей необходимый эффект. Эта

группа представляется как первичными, так и

основанными на них, производными, видами

конкретного администрирования, формируемыми Рис.4.3.5. Вектор форм

из простейших организационных зависимостей. содержания организации

Так, например, последовательность и параллельность, как две основные формы пространственно-временного построения административных отношений между отдельными составляющими или организациями в целом, могут характеризовать прямые, обратные, гибкие, оперативные и прочие связи. Они развивают функциональное разнообразие построения и осуществления администрирования, раскрывая каждый из признаков первой группы спектром адаптации его содержания к целям и условиям применения.

В свою очередь, цикличность, определяемая как периодически повторяющаяся последовательность, непосредственно основывается на выделенных ранее в группе содержания, соответствующих первичных признаках классификации. Агрегируя и усложняя конфигурации их взаимодействия, подобный подход формирует общий механизм развития и специализации содержания администрирования, позволяющий прогнозировать и моделировать палитру его разнообразия, варианты адаптации и процедуры применения в конкретных условиях.

Цикличность является одной из конструкционно-постановочных основ администрирования, во многом определяющей ее общее построение и частное, детальное повторение, тиражирование, дублирование, ротацию. Более того, этот признак определяет такую основополагающую категорию, как жизненный цикл организации, устанавливающую не только временные рамки, но и, что гораздо более важно, поэтапные тенденции ее функционирования и развития. Вместе с тем, цикличность характеризует общую конфигурацию построения администрирования, выражает процедуру его штатного применения. Эти аспекты будут целенаправленно, адаптировано и более подробно исследованы в следующем разделе настоящего учебника.

Значение цикличности в администрировании определяется выполняемой ею ролью доминанты агрегирования и конструирования внутренних процедурных последовательностей, обеспечивающих эффективное достижение конечных целей организации. В них достаточно часто встречается необходимость осуществления тех или иных контуров ротации, реверберации, позволяющих многократно осуществлять базовый цикл организации. Наглядным примером этого может служить широко применяемая в программировании конфигурация «цикл в цикле», раскрывающая ресурс неограниченного наращивания моделей организации по аналогии с заложенной ранее последовательностью.

Выделенные выше группы признаков связи и содержания классификации администрирования позволяют представить третью, наиболее явную совокупность, характеризующую форму администрирования. В ней

позиционируются наиболее привычные признаки

таких важнейших проявлений администрирования,

как основные признаки, которые формируют

составляющие администрирования. Характеризуя,

в отличие от процедурного подхода, прежде всего,

статику организации, они отражают многообразие

администрирования, определяющее достижение

стоящих перед ней целей. Понятно, что его формы

также могут представлять детали построения и осуществления

программы действия организации, в ее процессуальном выражении.

Здесь они применяются в качестве составляющих

разработки и осуществления конкретного процесса Рис. 4.3.6. Вектор

или представляют собой уже его последствия. формализации организации

Системность, определяемая как совокупность взаимосвязанных элементов и структурность, отражающая ее внутреннее строение, является наиболее понятным и привычным принципом администрирования. Приступая к администрированию, мы, прежде всего, проектируем систему и представляем ее внутреннее строение структурой, по которой, в конечном счете, и осуществляем задуманное. На основе интегрального подхода мы объединяем в организацию множество других малых форм и составляющих, помещая ее, в свою очередь, в большие макросистемы. Во многом именно в этом и заключается процесс администрирования организаций.

Вместе с тем, внутри каждой из форм, интегрируемых в процессе администрирования или используемых в качестве прообраза организаций, мы выделяем сегменты, модули и другие образования, которые существенно облегчают процесс формирования. Здесь широко применяются частные формы администрирования в виде группировки, копирования, позиционирования, обеспечивающие широкое использование ресурсов аналогии, как это было и с цикличностью. Подробнее эти формы и их объединение в процедуры будут рассмотрены в следующем разделе настоящего учебника.

Сегментность и модульность обеспечивают разработку и применение исключительно эффективных, интенсивных технологий администрирования на основе формирования банка унифицированных блоков и применения механизма адаптации и конструирования из них образований различной направленности и сложности. Вместе с тем, ими закладываются важнейшие ресурсы разработки и проведения интенсивных программ модернизации, перепрофилирования, реконструкции организации на основе применения современных технологических решений.

К модулю мы подходим с позиций его синтеза как сложно организованного, в той или иной степени, универсального, административного образования, ориентированного на жесткую интеграцию или объединение с себе подобными составляющими. Эффект модуля заключается в том, что он не только унифицируется и ориентируется на последующую интеграцию, но, что самое главное, модуль формируется и оптимизируется в «промышленных условиях», с соответствующими требованиями, высокой степенью готовности к функционированию и отработанной системой эксплуатации. Наглядным примером такого администрирования может являться типовой распорядок или штатная процедура согласования, строго, но разнообразно применяемые по месту требования.


Сегмент, как правило, представляет собой продукт централизованно- функционального разделения достаточно сложного образования, осуществляемого по тем или иным критериям, со строго определенной ролью. Он может выделяться с целью предметного проведения исследования, планирования, адаптации, активизации, совершенствования, реорганизации и т. д. одной или нескольких форм администрирования. Такой подход широко и эффективно используется, например, в программно целевой, продуктно или объектно ориентированных организационных структурах управления.

Два этих подхода непосредственно приводят нас к выделению четвертой группы признаков классификации форм администрирования, конструктивно позиционирующей составляющие формирования

и реализации модели иерархии организации.

Прежде всего, здесь выделяется ранжирование,

представленное в администрировании широким

спектром самых разнообразных перечислений, от

простейшей нумерации до сложнейшей градации,

осуществляемой на основе интегральных или

экспертных оценок. Это уже формирует основы

определенной иерархичности, но ее реальное

представление обеспечивает самостоятельно

выделяющаяся функция, строго определяющая

соподчиненность всех структурных составляющих

организации распределением прав, обязанностей Рис.4.3.7. Вектор функций

и ответственности по властной вертикали. конструктивности организации

Иерархичность и ранжирование создают необходимые условия для обеспечения конструктивности администрирования, формируемой целым рядом достаточно разнообразных действий. Они направлены как на достижение стабильности внутренней, структурной конструктивности, так и на формирование и развитие потенциала толерантности, как устойчивости к внешним воздействиям. Причем, между внутренними и внешними факторами обеспечения конструктивности со временем вырабатывается и реализуется связь, перманентно адаптируемая к изменениям ситуации. Она обеспечивает интегральную, кумулятивную устойчивость организации. Эффективным примером такой формы организации могут являться самые разнообразные объекты, использующие принцип устойчивости, применяемый, например, в хорошо всем известной игрушке «Ванька-встанька».

Конечным результатом разработки и реализации действий по обеспечению ранжирования, иерархичности и конструктивности администрирования становится регламентация элементов, связей, структуры, подчиненности и т. д. Она устанавливает и ограничивает состав, содержание, взаимодействие всего того, что обеспечивается администрированием, определяет направления его применения. В этом выражении регламентация представляет собой форму обеспечения доскональной, неизменной и абсолютной организации. Но, подобная устойчивость невозможна даже в кажущихся полностью стабильными организациях, в соответствии с известным выражением «все течет, все изменяется». Более того, такая консервация делает организацию исключительно уязвимой к воздействиям объективно происходящих перемен и субъективно осуществляемых действий. В связи с этим регламентация закрепляет только принципиальные основы сформированной организации в комплексе соответствующих документов и положений, необходимо обеспечивая стабильность и прозрачность ее существования, функционирования, совершенствования и развития.


В приведенной выше группе классификации особо выделяется форма ролизации, направленная, в отличие от перечисленных выше составляющих, непосредственно на определение содержания персональных действий. Казалось бы, содержательный акцент ее позиционирования диссонирует с конструктивным подходом выделения данной группы. На самом деле, именно ролизация становится тем администрирующим действием, которое последовательно и преемственно распределяет всю совокупность состава и содержания функций, целенаправленно осуществляемых в организации между устойчиво позиционированными в ней сотрудниками. Наиболее четкое выражение это находит в содержании должностных инструкций и статусных положений о руководителях и подразделениях организации.

Комплекс группы форм конструктивности администрирования обуславливает разграничения в процессе и системе формирования и функционирования организации. Данная группа формируется

на основе выделения соответствующих функций разделения.

Здесь реализуются известные организационные

зависимости «объединиться, чтобы разделиться»

и «разделиться, чтобы объединиться», отражая

процесс постоянной трансформации организации.

На практике он последовательно реализуется

исключительно разнообразным функциональным

спектром действий, обеспечивающих разрешение

конкретных организационных задач. Например, в

организационной структуре управления прежде,

чем распределить функции, следует разграничить

полномочия заранее расставленных и четко, Рис. 4.3.8. Вектор функций

определенным образом, разделенных звеньев. разделения организации

Администрируемое распределение представляется наиболее важным и контрастным проявлением организации, в котором, в конечном счете, непосредственно проявляется целесообразность ее разделения, расстановки, разграничения. Более того, именно новая конфигурация административного распределения часто становится исходным моментом реорганизации, осуществляемой в виде пересмотра ранее осуществленных процедур разделения, расстановки, разграничения и т. д.

Осуществляя любое разделение, необходимо помнить, что как в объективной природе, так и в субъективных действиях, процесс индукции симметрично уравновешивается процессом дедукции, а это, в конечном счете, отражает общее поле развития конфигураций администрирования. В рассматриваемой группе классификации такой подход проецирует офсетное представление ее состава противоположными проявлениями тех или иных процессов соединения и разъединения. Это особенно важно понимать, проектируя и применяя конкретные формы реализации палитры такой важной административной формы, как рассредоточение.

Эта форма играет совершенно особую административную роль в рассматриваемой группе, обеспечивая равномерность, стабильность и, в конечном счете, оптимальность совместной работы объединенных составляющих. Рассредоточение «расшивает» узкие места, органично компенсирует перегрузки, противоречия, диссонансы организации, равномерно делегируя состав и содержание действий по ее функционированию и развитию, по составляющим ее структурам и процедурам. В этом смысле рассредоточение выполняет задачу оптимизации формирования, загрузки, функционирования и развития административных ресурсов организации.


Вместе с тем, рассредоточение и офсетная ей форма сосредоточения представляют собой агрегат одного из наиболее часто применяемых тактических средств администрирования, обеспечивающих манипулирование нагрузками и ресурсами. В таком радикальном применении такой агрегат аккумулирует, акцентирует или, напротив, дифференцирует и делегирует организационные действия в отдельных структурных или процедурных составляющих. В этом выражается один из наиболее действенных

организационных маневров в практическом

администрировании, раскрывающийся весьма

разнообразной функциональной палитрой.

В ней выделяются такие хорошо известные

еще из объективной организации явления,

как дискреция, направленная на обеспечение

прерывистости процесса администрирования;

дисперсия, осуществляющая те или иные

формы рассеивания его составляющих;

дифракция, формирующая четкую систему

периодического распределения шагов, этапов,

стадий организации, проявления экстремумов,

характеризующих особенности проведения Рис. 4.3.9. Вектор функций

реальных административных процедур.Структуризации организации

Особое понимание, приложение и развитие они получили в становлении систем формирования и функционирования управления государством, экономикой, компанией, предприятием. Они не раз становились подходом, самостоятельным источником, доминантой конструирования моделей, в той или иной степени, совершенного администрирования. На этой основе во Франции сформировалось и распространилось самостоятельное учение о дискреционной власти (от франц. discretionnaire – зависящий от личного усмотрения), обосновывающее эффективность администрирования на базе предоставления особых полномочий, прав действия по собственному усмотрению и т. д.

В коммуникационной теории, активно развивающейся и все шире и разнообразнее применяемой в последнее время, выделяется значение организации дисперсных соотношений, описывающих реакцию системы на внешнее воздействие на основе причин, не зависящих от конкретного механизма взаимодействия. Последние разработки волновых экономических теорий в значительной степени основываются на использовании эффекта дифракции волн, обуславливающего периодическое чередование достижения максимумов и минимумов организационных характеристик процесса экономического развития.

Постановка и применение этих достаточно инновационных подходов, методов и форм пока еще не нашли у нас широкого применения в администрировании управления формированием, функционированием и развитием социально-экономических организаций. Ряд отечественных и зарубежных аналитиков напрямую связывает периодически «неожиданно» возникающие и деструктивно развивающиеся в нашем обществе структурные или системные кризисы именно с этим. И если напрямую эту связь еще можно, так или иначе, оспаривать, то необходимость разработки и применения адекватных инструментов и механизмов административных моделей оптимальной организации в самых разнообразных сферах на основе этих инновационных подходов представляется убедительной.


Такие традиционные проявления администрирования, как детализация и классификация, представляются большинству не только совершенно необходимыми, но и абсолютно понятными. Нередко они целенаправленно позиционируются парно, отражая органичную, тесную и устойчивую причинно следственную взаимосвязь, широко и разнообразно используемую в администрировании процессов и систем. Между тем, потенциальная палитра их содержания и реализации на порядок шире реально использующихся в настоящее время форм, что существенно ограничивает осуществление эффективного организационного развития, прежде всего, в нестандартных ситуациях и процессах.

Собственно детализация, как непосредственное проявление сущности и содержания процесса анализа, выделения составляющих, их системного дифференцирования, отражает наиболее часто и повсеместно применяемую каждым форму администрирования. Первично проявившаяся в повседневной человеческой деятельности в виде процесса материальной упорядоченности, она постепенно стала одним из основных инструментов построения моделей интеллектуальной организации и процессов практического администрирования. Их место и роль в адекватном отражении организации целенаправленной деятельности менеджера трудно переоценить. Но и здесь сегодня все еще существует целый комплекс проблем, например постановки и применения критериального инструментария детализации, ряд из которых будет рассмотрен в следующем разделе настоящего учебника.

С этими же проблемами связано совершенствование постановки и применения самой распространенной формы администрирования – материальной или интеллектуальной классификации. Мы часто не только не задумываемся, но даже и не обращаем внимания на то или иное ее применение в практической деятельности. Между тем, она последовательно используется в качестве структурной основы разработки и построения древа целей и задач, исследования и представления содержания ситуации, проблемы, решения, организации и проведения действий, оценки полученных результатов и вклада в них конкретных участников.

В большинстве случаев именно классификация ложится в основу не только эффективно, но и, что особенно важно, негативно осуществляемого администрирования. Объективно позиционируясь в начале процесса любой организации, устоявшаяся или специально проводимая классификация во многом определяет его конечный результат. Этим обуславливается основополагающее место и определяющая роль классификации в администрировании, как любого целенаправленного процесса управления, так и каждой социально-экономической системы. Более подробно практика постановки и осуществления классификации рассматривается в системных исследованиях, являющихся одной из теоретических баз администрирования.

Здесь же, на примере модели антикризисного менеджмента, рассмотрим палитру разнообразия реализации в ней конкретных форм администрирования. Прямая заинтересованность и активное, легитимное и латентное участие в этом процессе разнообразных сторон существенно повышает значение выделения и осуществления прозрачных, понятных и адекватных форм администрирования. Они становятся радикальным средством четкой организации действий, сформированных и структурированных рычагов механизма антикризисного менеджмента. В самом общем, концептуальном, виде модель спектра форм администрирования антикризисного менеджмента может быть представлена следующим образом, см. рис. 4.3.10.:



 

 

 


 

 

Рис. 4.3.10. Административное обеспечение антикризисного менеджмента


Представленная модель администрирования подробно раскрывает примеры реализации конкретных форм широкого спектра, используемого в ходе проведения процедур внешнего и конкурсного управления в рамках общего механизма антикризисного менеджмента. Собственно, сами первичные элементы, конкретные формы и иные составляющие таких программ изначально должны быть строго организованы и процессуально формализованы. Но, в данном случае, администрирование еще и обуславливает возможности последовательного применения в них целого ряда конкретно формализованных, специализированных процедур. Среди них выделяются такие все чаще применяемые в последнее время процедуры, как мониторинг, оценка, аудит, санация, реструктуризация, реорганизация, стабилизация, секвестирование, ликвидация, конверсия, осуществляющиеся в рамках целенаправленного процесса разработки и реализации конкретных программ антикризисного менеджмента.

Применение 28-ми различных форм администрирования антикризисного менеджмента, отраженное в предлагаемой модели, является универсальным. Это позволяет представлять данные формы унифицированными блоками. Применение каждого из приведенных блоков организуется не только в их взаимосвязи между собой, но и по внутреннему содержанию, раскрывающемуся его конкретными функциями. Так, например, внешнее управление функционированием и распределением сопровождается мониторингом, оценкой риска и санацией закрепления действий за конкретными исполнителями.

Разработка и осуществление радикальных изменений в организации в еще большей степени обеспечиваются администрированием, раскрывающим разнообразие его конкретного выражения. Этот процесс также во многом и определяется администрированием, объединяющим и раскрывающим не только функциональные возможности отдельных блоков, но и устанавливающим строго определенные, административные, правовые и другие ограничения. Например, конкурсное управление взаимодействием и регулированием сопровождается оценкой риска, реструктуризацией или полной реорганизацией внешней кооперации и ответственности организации.

В построении и действии данной модели администрирование, прежде всего, формирует базовые блоки организационных функций, позиционирует потенциальные ресурсы, создает необходимые условия для определения, выбора и реализации конкретного варианта целенаправленного воздействия. Это отражается в построении системы взаимосвязи сложного и многообразного механизма функционирования каждого из представленных блоков, определяющего конфигурации вариантов их взаимодействия. Эти задачи выходят за рамки данного пояснения, но являются исключительно актуальными направлениями самостоятельных разработок адаптации и применения ресурсов администрирования менеджера.

В целом, представленный в настоящей главе подход к классификации проявлений администрирования изначально формировался в виде открытой, векторной модели, позволяя обозначать направления и некоторый ряд содержания каждого из них. Это позволяет систематизировать не только уже приведенные выше, но и любые другие, в том числе, агрегированные формы проявлений процессов администрирования и систем администрации, определить их содержание, представить место и роль в общей палитре инструментов деятельности менеджера. Эти задачи будут комплексно ставиться и универсально разрешаться в последующих разделах настоящего учебника.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.