Функции менеджера в организации
Первой из общих функций менеджера позиционируется планирование, обеспечивающее теоретическое представление процесса предстоящего воздействия. Оно во многом представляет собой интеллектуальное моделирование организации в виде обусловленной последовательности определенных действий и формируемого ими нового состояния имевшейся или собственно новой системы в целом. В этом понимании планирование определяет программу проведения как достаточно четко рассчитываемой организации, так и необходимой и возможной координации действий.
Выполнение запланированного, как правило, не ограничивается организацией и координацией, а необходимо и поэтапно контролируется и стимулируется по содержанию и результатам участия в этих процессах конкретных исполнителей. Эти функции так же являются общими в разработке и осуществлении процесса управления любой организацией, составляя периодически повторяющийся цикл обязательной последовательности определенных действий. В целом состав, содержание и базовую последовательность осуществления общих функций управления организацией можно представить следующим образом:
Рис. 4.3.1. Содержание общих функций менеджера
В представленной на рис. 4.3.1. модели в развитии каждой из общих функций позиционируется несколько составляющих ряда конкретных практических проявлений, выражающих ее внутреннюю организацию. В данной структуре была выделена последовательность из четырех проявлений составляющих каждой общей функции управления и позиция развития их состава и содержания. На практике таких элементов может быть значительно больше, причем структуризация их состава основывается не только на детализации и разнообразии, но и на повторении одних и тех же составляющих в нескольких из пяти общих функций.
Иными словами, формирование и применение каждой из общих функций управления обеспечивается достаточно разнообразной и сложной внутренней функциональной организацией. Она основывается на известных приемах разделения, специализации и комбинации составляющих, но включает в себя еще и очень важный механизм их инвариантной компоновки и инновационного взаимодействия. Суть действия такого механизма заключается в избирательности применения и широком спектре модификаций компоновки функциональных составляющих, обуславливаемых решаемыми задачами, объектами и условиями реального управления.
В позиционировании основных функций менеджера привлекает внимание соотношение восприятия и применения понятий организации и координации. И действительно, разнообразие понимания, применения или даже подмена сущности координации на организацию встречаются в теории и практике менеджмента достаточно часто. Подобные тенденции, их оценки и осуществляющиеся по ним заключения вновь актуализировали вопрос о теоретическом соотношении и практическом применении понятий организации и координации применительно к деятельности менеджера. Более того, они подтолкнули ряд ученых и практиков к предположению о том, что организация включает, должна или может включать в себя содержание координации на уровне субъекта воздействия.
Обоснованное и общепринятое разрешение этой проблемы совершенно необходимо для определения функционального проявления координации в организации и может быть концептуально рассмотрено на следующей модели:
Субъект
Субъекты Субъекты
Объекты
Рис.4.3.2. Модель соотношения организации и координации
Как видно уже из поверхностного анализа модели, (см. рис. 4.3.2.) реальное соотношение организации и координации проявляется в наличии или отсутствии и, в связи с этим, использовании или нет отношений иерархии. И действительно, организовать менеджер может только имеющиеся ресурсы или подчиненных, но конечный успех дела зачастую зависит еще и от того, чего у него нет, или от тех, кто ему не подчинен. В этом случае совершенно необходимым становится привлечение внешних ресурсов, достижение тех или иных договоренностей. Функция координации как раз и обеспечивает взаимную увязку совместных действий менеджеров самостоятельных подразделений или организаций по достижении общей составляющей самостоятельных целей. В этом проявлении функция координации ни в коем случае не входит в организацию, но совершенно необходимо развивает, четко ориентирует и обеспечивает эффективное применение функции организации.
Анализ проблем складывающегося взаимодействия организации и координации в отечественной практике показывает, что формируемое воздействие часто необоснованно поднимается на более высокий уровень, для которого все участвующие в данном взаимодействии являются подчиненными. Содержание подобного воздействия, так или иначе, преобразуется в организацию, последовательно интегрируемую в единый механизм жесткого действия, что далеко не всегда оправдано ситуацией и эффективно обеспечивает решение стоящих задач.
В большинстве случаев совместные действия менеджеров, неподчиненных непосредственно, необходимо и возможно согласовывать, соответствующим образом координировать, но не организовывать. Их организация, чаще всего, становится неадекватным действием, тормозящей или выхолащивающей содержание административно-бюрократической процедурой. Здесь замена координации организацией существенно снижает эффективность действий, сводит на нет неограниченные возможности использования кооперационного потенциала свободных, рыночных отношений.
В условиях свободы предпринимательства, функция координации изначально позиционируется в качестве альтернативы организации, обеспечивая прямое, оперативное, равноправное взаимодействие между заинтересованными менеджерами. Оно складывается, развивается и осуществляется на паритетных началах, в режиме реального времени, в рамках единого социально-экономического и административно-юридического рыночного пространства, что позволяет обеспечить наиболее полный, всесторонний и независимый учет общих интересов.
Вместе с тем, содержание и результаты координации в значительной степени зависят от статуса и состояния корреспондирующих менеджеров, что далеко не всегда обеспечивает равенство возможностей их взаимодействия. В этом случае координация латентно или открыто эволюционирует в организацию, осуществляемую на основе приоритета неформального статуса или положения одного из них. Это может быть абсолютно неизбежным, но там, где сознательно допускается, должно адекватно пониматься и использоваться в процессе административной организации.
Представленная конфигурация отражает соотношение организации и координации не только в исследовании, но и в воздействии на объект. С другой стороны, она позволяет обеспечить взаимодействие или даже трансформацию организации и координации с определенными целями и на конкретных уровнях менеджмента. Проблема комплексной реализации потенциала взаимодействия организации и координации в процессах и системах менеджмента далеко не решена и остается особо актуальной с позиций администрирования.
Состав и содержание классификации функций менеджмента организации определяются на основе действующего законодательства, уставных положений и координации взаимодействующих сторон. Конкретные формы и разнообразие постановки и реализации функций менеджера в организации достаточно определены и представляют собой устойчиво структурированный спектр. Это позволяет анализировать и классифицировать функциональную организацию в целом, выделяя и детализируя специфику ее формирования и реализации во внутренней или внешней сфере организации.
Внутреннее содержание функциональной организации менеджмента представляет собой самостоятельную и достаточно специфическую область, раскрывающую исключительное разнообразие его функциональной организации. На практике это выражаются, в том числе, и в частных проявлениях общих функций, объединяемых соответствующей группой классификации составляющих менеджмента организации. Так, общая функция планирования может представляться такими, частными проявлениями, как комплексный, стратегический, оперативный, финансовый и другие планы, а контроль – инвентаризацией, учетом, сверкой, аудитом, ревизией и т. д. .
В реальной организации выделяются необходимо конкретные функции менеджмента, по которым формируются соответствующие структурные подразделения. Их состав и содержание представляются следующим образом:
1. Проектирование [ноу-хау]
2. Подбор, подготовка, расстановка кадров [персонал] С
3. Финансирование [инвестиции]
4. Комплексное обеспечение [снабжение] Л
5. Программное функционирование [действие]
6. Производственная кооперация [взаимодействие] У
7. Реконструкция и конверсия [маневр]
8. Обеспечение качества труда и результата [качество] Ж
9 . Оплата труда [зарплата]
10. Реализация результатов [маркетинг] Б
11. Обеспечение эффективности [эффект]
12. Комплексное развитие [перспектива] Ы
Рис. 4.3.3. Конкретные функции менеджмента организации
Выделенные в данной модели (см. рис. 4.3.3.) или дополнительно формируемые в частных случаях конкретные функции определяют не только состав служб и организационную структуру в целом, но и, что особенно важно на практике, административную организацию менеджмента.
И действительно, конкретно выделяемое, формируемое, закрепляемое и осуществляемое функциональное взаимодействие обуславливает необходимость организации самостоятельной системы обеспечения его проведения и контроля исполнения. Получив название административной, такая система целенаправленно организует функционирование подразделений и служб аппарата управления на базе универсально применяемой, общей процедурной технологии. Процесс построения и осуществления этой деятельности получил название «администрирование» и используется в качестве функциональной основы построения и исполнения деятельности менеджера и аппарата управления любой формализованной организации.
Становясь основой структуризации процесса постановки и достижения цели, конкретные функции непосредственно определяют, формируют и взаимоувязывают содержание деятельности отдельных подразделений и служб организации. В свою очередь, комплексность ставящихся и решаемых в данной организации задач, необходимость обеспечения конструктивного взаимодействия между ее подразделениями на постоянной основе обуславливают формирование производных функций. Их состав и содержание во многом определяются спецификой организации, особенностями процесса функционирования, но, чаще всего, представляются следующим спектром направлений:
q диспетчеризация как выполнение реконструированной программы в условиях изменения целей, ресурсов, условий и т. д.;
q регулирование как выполнение принятой программы с использованием разработки и реализации новой процедуры;
q мобилизация как включение в процесс функционирования дополнительных ресурсов;
q мотивация как формирование и модернизация устойчивых, внутренних побуждений личности к активности;
q консалтинг как квалифицированное, научно-практическое сопровождение функционирования организации.
Понятно, что классификацию производных функций менеджмента применительно к конкретной организации совершенно необходимо продолжать, специализировать и адаптировать. Уже приведенные здесь функции позволяют достаточно четко это представить. Вместе с тем, в этом ряду можно выделить три самостоятельных направления, по-разному раскрывающие и использующие потенциал функциональной организации.
Так, диспетчеризация, регулирование и мобилизация отражают оперативную организацию, основанную на использовании административных ресурсов. Мотивация, отличающаяся от стимулирования формированием стратегического потенциала побуждения работника к активности, как было показано в первом разделе настоящего учебника, организует использование социальных ресурсов. Консалтинг, в свою очередь, обеспечивает привлечение внешних профессионально-информационных ресурсов, в режиме сопровождения менеджмента организации.
В целом, представленная функциональная организация менеджмента отражает один из возможных вариантов классификации состава и содержания выделяемых и кооперируемых видов профессиональной деятельности менеджера. Она необходима для решения задач организации управления, которые были рассмотрены во втором разделе настоящего учебника. Здесь же необходимо отметить, что эта и аналогичные ей классификации оказывают существенное воздействие на состав и содержание собственно функционального проявления менеджмента, определения состава и содержания деятельности менеджера.
Особое значение в этой связи необходимо уделить администрированию, как необходимой основе общего менеджмента в плане субъектно-адресной и объектно-предметной ориентации настоящего учебника. Администрирование - строгое распределение, закрепление и исполнение комплекса прав, обязанностей и ответственности аппарата управления на основе систем и процедур жесткого планирования, регламентации и контроля - представляет собой организационно-методическую основу формирования и функционирования всех систем и процессов менеджмента.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|