Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 27 глава





3. Технические отношения. В многоуровневых системах
управления большое значение приобретает взаимозависимость в
действиях
и функциях членов коллектива. Каждый должен четко
выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполне­
ния другими сотрудниками их функций, иначе невозможно до­
биться всесторонне согласованной и эффективной деятельности.
Именно в этом заключается третий вид отношений в системе уп­
равления - технических отношений.

4. Информационные отношения - это отношения, связанные
с односторонними или взаимными процессами информирования
обо всех состояниях объекта и об изменениях состояний, о кото­
рых информирующий знает, а информируемый должен знать, что­
бы иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности.

5. Специализированные отношения - вид отношений, свя­
занный с разделением труда (распределением целей и действий по
их достижению) в управлении многосторонней системы деятель-



 


данная личность становится сознательным и социально активнь^ членом обществ. В этих взаимосвязях и взаимозависимостях и| раскрывается вся полнота и значимость социальных отношений.



Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое социальное отношение9

2. Каковы характерные признаки социального отношения?

3. Какова связь социального отношения с ценностями?

4. По каким основаниям можно типологизировать социальные отношения?

5. Чем отличаются официальные (формальные) отношения от неофи­
циальных?

6. Каким разновидностями обладают субординационные отношения?

7. Каковы разновидности экономических отношений?

8. В чем заключены особенности отношений власти, господства и
подчинения?

9. Каковы, согласно М. Веберу, три основных типа господства?

10. Какие типы отношений реализуются в системе управления?

Литература

1. Бабосов Е.М. Социология управления. Гл. 6. Мн., 2000.

2. Вебер М. Основные социологические понятия. Разд. III. Социальное
отношение //Избранные произведения. М, 1990.

3. Вебер М. Политика как призвание и профессия //Избранные произ­
ведения. М., 1990.

4. Кули Ч. Социальная самость //Американская социологическая мысль.
Тексты. М, 1996.

5. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность //Чело­
век, 1996, №3.



6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3.

7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. (Первоначаль­
ный вариант "Капитала"). Ч. 7. Глава о капитале (III). Разд. 3: Пере­
ход от простого обращения товаров к капиталистическому произ­
водству //К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 46. Ч. 1.

8. Мертон Р. Явные и латентные функции //Американская социологи­
ческие мысль. Тексты. М., 1996.

9. Парсонс Т. Система действия и общая теория систем действия:
культура, личность и место социальных систем //Американская со­
циологические мысль. Тексты. М., 1996.

10. Радаев В.В. Четыре способа утверждения авторитета внутри фирмы
//Социологический журнал, 1994, № 2.

11. Фролов С.С. Социальные отношения //Социология. М., 1996.


Глава 27. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

В социальных взаимодействиях огромную роль играют раз­личные виды коммуникации (от лат. communicatio - сообщение, передача), т.е. общения между людьми и их общностями, без чего нет и не может быть ни социальных групп, ни социальных органи­заций и институтов, ни общества в целом. Коммуникация охваты­вает все стороны жизнедеятельности отдельных личностей, их различных сообществ (профессиональных, территориальных, эт­нических и др.), все экономические, политические, социокультур­ные процессы. Что же такое коммуникация?

Коммуникация - это передача информации от одной соци­альной системы к другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образов. Коммуника­ция между отдельными людьми, их группами, организациями, го­сударствами, культурами, - осуществляется в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщения­ми), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.



Методологию исследования социальных процессов, в том числе и коммуникации, определяет и конституирует общефило­софский характер принципов научного познания. Поэтому в ис­следовании социальной коммуникации следует учитывать основ­ные положения тех философских доктрин, которые осуществляли и осуществляют глубокое теоретическое осмысление этого слож­ного и многопланового социального феномена.

Исходным принципом европейского, а затем и американско­го философствования о проблемах коммуникации, базирующихся на христианских основаниях миропонимания, несомненно, явля­ются основополагающие принципы Библии, вся ветхозаветная часть которой - это история вслушивания в речи пророков в стремлении услышать голос Бога, история сверхъестественной, мистической коммуникации Израиля с Богом, протекающая вне слышимой речи. Античное философствование древних греков, на­чиная со знаменитого Платоновского «созерцания эйдосов», т.е. прообразов, понятий, идей, характеризуется преобладанием созер­цания над вслушиванием, поэтому символом античной культуры становится чувственно воспринимаемое (Аполлон, Венера) и чув­ственно страдающее (Эдип, Медея) человеческое тело. Средневе-


j


II


ковая теоретическая философия с ее непререкаемой устремленно­стью к Богу и пониманием человека и мира как причастного боже­ственному творению - вновь становится диалогической, ориенти­рованной на мистическую коммуникацию с Богом.

Новое время, философскими выразителями которого стали системы Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Дидро, П. Гольбаха, И. Канта, Г. Гегеля и др., утверждая самодостаточность субъекта, отодвину­ло проблемы коммуникации на периферию общественного созна­ния, перевела ее в латентное состояние, но отнюдь не отвергла ее значимости.

Заго новейшая западная философия XX века творениями многих блистательных мыслителей выдвинула социальную ком­муникацию в эпицентр размышлений о человеке и мире.

Выдающийся немецкий философ — экзистенциалист К. Ясперс (1883-1969) разрабатывал проблему коммуникации в органической взаимосвязи с проблемами экзистенции, свободы и истины. Экзис­тенция, в его понимании, есть «бытие - в себе - человека», т.е. его подлинное, собственное существование, его самость, самобытие (Selbstsein). Экзистенция существует там, где Я не растворяюсь в другом, не - в - себе - самом, в несуществующем бытии. Специ­фика человеческой ситуации, в которой формируется и проявляет­ся экзистенция, заключается в том, что она реализуется только в коммуникации с другими людьми. Как объективно предметная ре­альность, заключенная в конкретном теле, человек может быть объективирован в качестве специфического предмета. Однако это - только чувственно воспринимаемая часть человека, а в каче­стве единого целого он необъективируем полностью. Поэтому по отношению к нему как некоей целостности, решающую роль в становлении которой играет духовность, другой человек может действовать только в исторически конкретной ситуации и в про­цессе коммуникации с ним. Следовательно, утверждает К. Ясперс, «нельзя путать объективно-предметное в человеке в эмпирическом смысле... с ним самим как экзистенцией, открывающейся в комму­никации». А это означает, что глубинная сущность человеческого существования раскрывается только в коммуникации. Моя собст­венная сущность, мое внутреннее Я и все скрытое в глубинах мое­го сознания раскрывает себя только тогда, когда Я посредством коммуникации вхожу в соприкосновение с сущностью другого че­ловека, поэтому полностью существовать я могу только в комму­никации. Человеческое бытие у Ясперса есть всегда бытие с дру-


гим. «Мы суть то, — утверждает он в работе «Разум и экзистен­ция», - что мы суть, только благодаря общности взаимного созна­тельного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе. Просто как отдельный индивид... Все то, что есть человек и что есть для человека, ... обретается в коммуникации». Предпосылкой для коммуникации является го­товность к коммуникации как к самому удивительному в бытии, никогда не повторяющемуся переживанию. Коммуникацию я мо­гут встретить в дружбе, в любви, а также в борьбе, начиная от борьбы за существование, за успех, за престиж и вплоть до уточ­нения сфер духа в музыке и поэзии, в любви.

В процессе коммуникации с другими людьми человек сам выбирает свою сущность, делает себя самого своим собственным произведением, вследствие чего и становится экзистенцией. Яс-fiepc отличает свободную экзистенцию, в основе которой лежит понятие свободы, от слепой воли к возможности общения с дру­гими. Сознание свободы, считает он, прошло от понятия самосоз­нания (Selbstbewustsein) экзистенции. Поскольку не существует экзистенции вне коммуникации, постольку вые коммуникации не может быть и свободы. «Моя собственная свобода, - утверждает Ясперс, - может существовать только тогда, когда свободен таюке -и другой. Изолированное или изолирующееся самобытие остается • простой возможностью или исчезает в ничто». Поэтому именно ^коммуникация есть средство обретения свободы, разрыв коммуни­кации неизбежно приводит к уничтожению свободы.

Соединение экзистенции с коммуникацией и свободой при­водит к тому, считает Ясперс, что коммуникация становится таким рбщением, в котором человек не просто «играет роль», уготован­ную ему обществом (мужа и отца в семье, ученого - физика в про­фессиональной сфере, члена определенной партии в политике), но обнаруживает свою собственную сущность, открывает, каков сам актер, кто играет все эти роли.

Такая постановка проблемы возможной только в XX веке, веке крушения многих иллюзий, со всей настоятельностью поста­вившего вопрос о том, где, в какой сфере, в каком типе общества человек может обрести свое истинное бытие, неотрывное от его коммуникации с другими людьми.

Проблема коммуникации в творчестве другого немецкого экзистенциалиста М. Хайдеггера (1889-1976) обретает специфиче­скую интерпретацию диалога, воплощаемого в языке, в разговоре

13 3ак 2030 385


людей друг с другом. Исходной для этой концепции является фра­за знаменитого немецкого поэта и мыслителя первой половины XIX в. И. Гельдерлина «Мы - разговор». Согласно Хайдеггеру„ существует неразрывный комплекс взаимосвязанных понятий: бы­тие — Dasein — язык. Стрежневое в этой триаде понятие Dasein ин-i терпретируется как человеческое присутствие в бытии, как вопло­щающее осмысление бытия «здесь — бытие», «вот — бытие». Сле­довательно, воплощающий индивид может обрести истину бытия и существа человека только через язык, разговор с другими людь­ми, ибо «язык - дом - бытие», а существо человека покоится в языке». Вместо господствующего в повседневной коммуникации многословия («болтовни») Хайдеггер предлагает овладеть умени­ем молчать, умением вслушиваться в произносимое и тем самым слышать бытие. Этому вслушиванию мешает «заброшенность» че­ловека в непонятный, чуждый и враждебный для него мир «без­личного» («Das Man»). В нем за взаимной заботливостью, взаим­ной приветливостью и доброжелательностью скрывается взаимное подсматривание, взаимное подслушивание, взаимное недоброже­лательство. В этом взаимном «бытии с» (другими) человек испы­тывает заботу о постижении смысла бытия. Такое постижение pea- j лизуется благодаря уникальной возможности Dasein не только спрашивать о смысле собственной жизни, но и обнаруживать этот смысл путем вопрошания. Человек, таким образом, представляет собой сущее, изначально пребывающее в языке как основном средстве коммуникации, его существование немыслимо вне языка. Следовательно, язык, в понимании Хайдеггера, предстает осново­полагающим элементом человеческого существования, отличаю­щим человека от всего остального сущего, конституирует его и выявляет смысл его существования.

Сам же процесс выявления смысла человеческого существо­вания в его концепции приобретает характер высвобождения из запутанности «сетями двусмыслености» безличного бытия в Das Man, в экзистировании Dasein в соответствии со своей судьбой, которая реализуется в «со-бытии» с другими. Реальное существо­вание Dasein есть существование как «в — мире — бытие» с другими людьми, осуществляемое в процессе коммуникации с ними.

В концепции коммуникации, разработанной французским христианским экзистенциалистом Г.Марселем (1889-1973), про­водится резкое разграничение между проблемой, которая отделяет «Я» и «Не - я», и таинством, которое вовлекает меня в общение с


«тобой». Таинство не противопоставляет субъект объекту «Я» и «Не - Я», оно стирает грань между «вне меня» и «во - мне», под­талкивает «Я» и «Ты» к соучастию, к единству в коммуникации. Так возникает интерсубъективность коммуникации, основой ко­торой служит не отношение субъекта и объекту, не «Я» к «нечто», а «Я» к «Ты», субъекта к субъекту. Эта интерсубъективная комму­никация до предела насыщена чувствами, такими, как любовь, привязанность, вера, верность, ответственность. Понимание друго­го не как безразличного «Он», а как близкого мне «Ты», т.е. как другого «Я», делает коммуникацию интерсубъективной, подлинно человечной.

Сходную с марселевской концепцию коммуникации отстаи­вает известный еврейский философ, которого называли «иеруса­лимским мудрецом», М. Бубер (1878-1965). Основная идея его ра­боты «Я» и «Ты» — необходимость встречи, диалога человека («Я») с другим человеком («Ты»). Только в процессе и результате коммуникации с другим можно дать правильный ответ на вопрос: «Кто такой Я?» В противоположность А. Шопенгауэру, считавше­му, что человек способен раскрыть тайну собственного бытия только путем предельной обособленности от других, Бубер исхо­дил из противоположной точки зрения, утверждал: «Я» ничего не могу сказать о себе, не соотнося себя с другим». Основная ситуа­ция человеческого бытия, в которой только и может раскрыться сущность личности, есть существование человека в «со-бытии» с другими людьми. Основная идея Бубера состоит в том, что «Я» — это не субстанция, а связь, коммуникация, отношение с «Ты», благодаря чему осуществляется истинное предназначение чело­века. Кто произносит «Ты», тот не имеет никакого «нечто» или «некто» в качестве объекта, он имеет в виду определенную личность, неразъемную с «Я», личность, с которой он связан опре­деленной коммуникацией, определенными отношениями, выра­жающими их взаимосвязь. Диалог «Я» и «Ты» возможен не только между человеком и человеком, но и между человеком и Богом. «В каждой сфере, через все, обретающее для нас реальность настоящего, - говорит Бубер, - мы видим кромку вечного Ты (т.е. Бога), в каждом улавливаем Его влияние, говоря с каждым Ты, мы говорит с вечным Ты». Межсубъектная коммуникация предпо­лагает любовь как ответственность «Я» перед «Ты», и основа этой любви - любовь Бога («Вечного Ты») к миру. Только возобновив утраченный диалог с Богом, мир и человек в нем, по мнению


лог с Богом, мир и человек в нем, по мнению Бубера, сможет об­рести гармонию.

Своеобразную доктрину коммуникации сформулировал один из лидеров знаменитой франкфуртской школы Ю. Хабермас (род. 1929). Он выделил два типа человеческого поведения: ком­муникативное, приводящее к возникновению социальных струк­тур, способных к развертыванию и самоосуществлению, и страте­гическое, преследующее утилитарный интерес, ведущее к обману партнера. Суть его переосмысления европейской философской традиции сводится к переориентации традиционного субъект -объективного отношения к миру и человеку на субъект- субъект­ную структуру, моделируемую межличностной коммуникацией. Причем последняя понимается не просто как социальное взаимо­действие, но как глубоко содержательная коммуникация в лично-стно значимой ее артикуляции. Если «стратегическое поведение» ориентировано на достижение определенной цели, что неизбежно предполагает асимметричную субъект-объектную процедуру и прагматическое использование другого в качестве объекта, т.е. средства, то «коммуникативное поведение» принципиально субъ­ект-су бъектн о. Оно предполагает принятие другого человека в ка­честве самодостаточной личности, а следовательно, и ценности, а поэтому исключает какие бы то ни было внешние побудительные мотивы и цели, помимо самого акта своего осуществления. В этом отношении «эмансипационый интерес» человека, стремящегося к освобождению от любого насилия и зависимости, может быть реа­лизован только посредством становления подлинной «интерак­ции», г.е. такого «коммуникативного поведения», которое пере­ориентирует действия человека со стремления техноло1ическо!о господства над природой и другими людьми на сферу межлично­стных коммуникаций, принципиально диалогичных, предпола­гающих взаимопонимание, взаимоподдержку, и, в этом отноше­нии, аксиологически симметричных по своей природе, где оба субъекта выступают как высшие ценности по отношению друг к другу.

Сторонники символического интеракционизма, основопо­ложником которого является известный американский социолог и социальный психолог Дж. Mud (1863-1931), основное внимание уделяют символическому содержанию межличностных коммуни­каций. Процесс коммуникации подразделяется Дж. Мидом на внешнее и внутреннее общение. Внешнее общение представляет


собой взаимодействие индивидов друг с другом посредством слов- символов, несущих в себе определенные смыслы и значе­ния. Внутреннее общение - это общение между частями нашего «Я», в процессе которого возникает интерпретация, т.е. толкова­ние, разъяснение смысла, значения определенного события, объек­та, жеста или слова. Этот процесс означает видение себя глазами других людей, возникающее на основе способности языковых символов вызывать в человеке ту же реакцию, что и в других лю­дях. Индивидуальность или самость развивается в формирующей­ся личности только в процесс коммуникации с другими людьми, коллективные представления и установки которых, обобщенные в нормах и стандартах поведения, становятся для личности установ­ками определенного сообщества, выступающего по отношению к индивиду в качестве обобщенного другого. «Именно в форме обобщенного другого, - утверждает Дж. Мид, - социальный про­цесс влияет на поведение вовлеченных в него и поддерживающих его индивидов, т.е. сообщество осуществляет контроль над пове­дением своих индивидуальных членов». Следовательно, индивид обладает самостью лишь в результате коммуникации с другими членами сообщества, установки которого он реализует в своем по­ведении.

Одним из распространенных способов теоретико-методо­логического исследования коммуникации в рамках социологии яв­ляется структурный функционализм, представленный такими вы­дающимися американскими социологами, как Т. Парсоис (1902-1979) и Р. Мертои (род. 1910).

Выделяя важную конструктивную роль коммуникации в становлении и развитии человеческой деятельности, в функциони­ровании социальных систем, Т. Парсонс подчеркивал, что «удиви­тельная сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно стабильных символических систем», а последние создаются и функционируют только благодаря процессам комму­никации. Дело в том, что ситуация двух участвующих во взаимо­действии лиц никогда не бывает идентичной, поэтому без способ­ности к абстрагированию значений от отдельных частных ситуа­ций и введения этих абстрактных символов, значений, норм в сим­волическую систему культуры, «коммуникация была бы невоз­можной» (7; 468). Сам же коммуникативный процесс включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией меж­ду двумя и большим количеством личностей, каждая из которых


выступает в качестве актора-субъекта социального действия. Каж­дый актор стремится определенным образом воздействовать на реципиента, т.е. на человека, которому адресовано сообщение, с целью стимулировать в некотором смысле ответный результат -чувство, оценку, действие и т.п. «Поскольку коммуникация явля­ется частью социального процесса, постольку, - пишет Т. Пар-сонс, - личности действуют в рамках роли, природа которой зави­сит от ее отношений с актуальными и реальными реципиентами сообщения, и от источников, из которых она получает коммуника­тивное содержание» (7; 5 14).

Итак, согласно Т. Парсонсу, в процессе коммуникации взаи­модействуют несколько элементов. Они таковы' I) действие акто­ра и/или носителя сообщения; 2) ответная реакция реципиента; 3) содержание коммуникативного процесса; 4) взаимные роли, свя­зывающие между собой участников коммуникативного взаимо­действия.

Коммуникационный процесс представляет собой необходи­мую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, орга­низацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в добавление ко всему сказанному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Чем сложнее и разветвленнее становится деятельность об­щества, социальных организаций и институтов и чем больше в связи с этим накапливается объем информации — научной, художе­ственной, политической, бытовой и т.п., тем более важную роль начинает играть социальная коммуникация. Особую значимость она приобретает в современных условиях, когда осуществляется подлинная ииформацио}тая революция. Ее сущность - стреми­тельное, количественное и качественное преобразование инфор­мационной сферы, сопровождающееся коренной трансформацией не только технической, но и социальной, социокультурной основы складывающегося в нашу эпоху постиндустриального, информа­ционного сообщества. Это общество базируется на многосторон­ней и многоярусной системе планетарных коммуникационных


процессов. На приоритетные позиции в мире начинают выходить не те страны, которые производят наибольшее количество воору­жения или извлекают из земли наибольшее количество энергети­ческих и иных ресурсов, а те, которые, опираясь на новейшие на­учные и технические идеи, реализуя их в разнообразных потоках информации и соответствующих технических средствах, движутся быстрее других в создании и эффективном использовании комму­никационных систем и сетей.

Коммуникация представляет собой сложный многокомпо­нентный процесс. Основными его компонентами являются: 1) субъ­екты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент); 2) средства коммуника­ции - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.); 3) предмет коммуника­ции (какое-то явление, событие и т.п.) и отображающее его сооб­щение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.); 4) эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выра­женные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуни­кационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и
общности, а последних - в единую и целостную систему общества;

2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих
его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

3) отделение и обособление общества и различных групп,
общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия,
что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики,
к более эффективному выполнению присущих им функций.

В процессе социологического исследования коммуникаци­онных процессов выработались различные модели социальной ком­муникации. Широкое признание и распространение получила ли­нейная модель коммуникации, разработанная известным амери­канским социологом Г. Лассуэлом и включающая пять элементов:

- аудитория - эффективность

 

1. Кто? (передает сообщение) - коммуникатор

2. Что? (передается) - сообщение

3. Как? (осуществляется передача) - канал

4. Кому? (направлено сообщение)

5. С каким эффектом?



Итак, в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса: 1) источник коммуникации (ком­мутатор); 2) содержание; 3) канал коммуникации; 4) мишень (при­емник); 5) эффект.

При этом Г. Лассуэл выделил три основные функции про­цесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого: 1) наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы пред­ставляемому обществу и определение возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и/или его со­ставных частей; 2) корреляция соотношения составных частей это­го общества при его реагировании на «поведение» окружающей среды; 3) передача социального наследия от поколения к поколе­нию.

Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и пол­ноты коммуникативной функции культуры. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия. Дело в том, что ре­зультат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реци­пиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. По­этому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х годов XX века появилась интеракциони-стская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом.

В чем же суть этой модели?

Интеракционистская модель исходит из того, что субъекты коммуникации - и коммуникатор и реципиент- равноправны, свя­заны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим ин­тересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообще­ний. Эффект же коммуникационного взаимодействия проявляется в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реци­пиента на общий предмет, что фактически означает расширение либо, напротив, сужение возможностей их взаимопонимания и со­трудничества.

Именно такой подход выдвигает на первый план достижение согласия между партнерами по коммуникации. А само согласие, с точки зрения последователей интеракционизма, есть установление общей картины мира или его отдельного объекта (процесса) у тех, кто объединен в коммуникативное взаимодействие. Поэтому ком-


муникация представляет собой такой обмен идеями, символами, значениями, ценностями, благодаря которому согласие поддержи­вается, развивается или разрушается. Сам же механизм согласия, по определению американского социального психолога Тамото Шибутани, есть «взаимное принятие ролей». Когда возникает со­гласие, происходит взаимопроникновение картин мира, оценок, чувств, что позволяет каждому участнику согласованного дейст­вия понимать, принимать (или отвергать) точки зрения и оценки других участников. Это и есть вторая модель коммуникационного взаимодействия. Способность человека постигать поведение дру­гих ограничена его культурой и личным опытом. Люди, которые не развили в себе вкуса к классической музыке, уверяют, что если некоторые увлекаются ею, это лишь проявление снобизма, ибо са­ми они не могут представить себе, как можно без притворства ею наслаждаться. Будет ли достигнуто согласие, зависит не только от способности участников к принятию ролей, но в значительной степени от интересов каждого из них, что тоже определяется куль­турой личности.

Значительное влияние имеет общая теория коммуникаций, разработанная канадским социологом Г. Маклуэном. Он считает, что развитие коммуникативных средств определяет как общий ха­рактер культуры, так и смену исторических эпох. В эпоху племен­ных культур общение людей было ограничено рамками устной ре­чи и мифологическим мышлением, придававшим миру целост­ность, но вместе с тем - локальность и замкнутость. На втором этапе развития коммуникативных процессов, связанном с появле­нием письменности, изменился и тип коммуникации. Единство значений и знаний, их организация в целостной системе письмен­ного языка, нацеленная и надежная, устраняли в нем разногласия, расхождения в отношении к нормам и ценностям, что упрочивало консолидацию человеческих сообществ. Введение письменности способствовало решению сразу двух задач: 1) письменность слу­жила надежному сохранению прошлого опыта, значений, знаний и представлений; 2) возникла возможность принятия новых элемен­тов хотя бы путем дополнения к прежнему тексту или иной интер­претации старого, и возможность эта также могла фиксироваться в новом тексте. В итоге общество получило мощное оружие введе­ния в оборот новых значений, образов и ориентации, что обеспе­чило интенсивное развитие художественной литературы и науч­ных знаний.


Третий этап усложнения и обогащения коммуникационных взаимодействий, согласно Маклуэну, начался изобретением И. Гутенбергом в XV в. печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, а это сопровождалось распространением рационализма.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.