Сделай Сам Свою Работу на 5

Опираясь на предыдущие упражнения, выпишите по 3 предложения гибкой и негибкой структуры. Обоснуйте своё мнение.





На занятии №9 – контрольная точка №2

Практические занятия №7-9

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАСЧЛЕНЕННОЙ СТРУКТУРЫ.

План

1. Общая характеристика СПП расчлененной структуры

2. СПП с придаточным времени.

3. СПП с придаточными сопоставительными.

4. СПП с придаточными условными.

5. СПП с придаточными причины.

6. СПП с придаточными следствия

7. СПП с придаточными цели.

8. СПП с придаточными уступительными.

9. СПП с придаточными сравнительными.

10.СПП с подчинительно-присоединительными придаточными

Литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. ‑ 295 с.

3. Поспелов Н.С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типа / Н.С. Поспелов // Вопросы языкознания. – 1959. ‑ №2. – С. 19-27

 

Задание №1. Какие из предложений имеют нерасчлененную структуру, а какие относятся к СПП расчлененной структуры? Выделите СПП с придаточными места и времени, обозначив [главную] и (придаточную) части.



(1) Что вы читали на этой неделе, пока мы не виделись? (А. Чехов.)

(2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.)

(3) Садитесь, где свободно.

(4) Я не знаю, где можно приобрести новый учебник.

(5) Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. (Ф. Достоевский.)

(6) Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. (Ф. Достоевский.)

(7) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой.)

Задание 2. Назовите средство связи главного и придаточного предложения места или времени. Укажите место придаточного по отношению к главному.

1. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (П.)

2. В то время как другие дети играли в футбол, он часами играл на скрипке.

3. Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему (Горький)

4. Когда мы с ним встретились, ему было пять лет.

5. Мы зашли в класс, когда прозвенел звонок.

6. Я всегда, когда дети здоровы, спокоен.

7. После того как вы ушли, мне стало скучно.



8. Прежде чем возражать, надо подумать.

 

Задание 3. Преобразуйте простые предложения с обстоятельствами причины(Почему? По какой причине?) и цели(Зачем? С какой целью?) в СПП с соответствующими придаточными.Например: 1) Она [Уля] вся вспыхнула почему?от стыда (Фад.) – Она вся вспыхнула, потому что (так как) ей стало стыдно. 2) На юг я приехал С какой целью? для работы над книгой. – [На юг я приехалзачем?], (чтобы работать над книгой).

1. От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина (Купр.)

2. Открыв дверь, он закашлялся из-за морозного воздуха.

3. Алексея отправили в Москву лечиться.

4. По улицам слона водили, как видно, напоказ (Крылов).

 

Задание 4. Прочитайте теоретический материал. Как связаны между собой СПП с придаточными причины и следствия?

В СПП со значением причины в придаточной части раскрывается причина того, о чём говорится в главной части. В главной части сообщается о следствии, то есть результате. Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?. Придаточные причины присоединяются с помощью союзов потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, ввиду того что. Охотники расположились в шалаше и были счастливы, оттого что могут переждать непогоду (Ю. Казаков).

Все составные причинные союзы, кроме союза так как, могут разделяться запятой на две части: указательная часть располагается в главной части. Это позволяет направить внимание читающего или слушающего на содержание главной части, то есть сосредоточить внимание не на причине, а на следствии, результате происшедшего.



Придаточные причины могут располагаться перед, после и внутри главной части, кроме частей, присоединяемых союзом потому что, так как этот союз не может находиться в начале предложения

В сложноподчинённых предложениях с придаточными следствия в придаточной части указывается на следствие, результат, вывод, который вытекает из того, о чём говорится в главной части. В главной части сообщается о причине, которая привела к такому результату. Придаточные следствия отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? и присоединяются союзом так что: Кот ловит мышей, так что мышей в доме не было

Задание. Прочитайте предложения. Укажите, в какой части сложного предложения рассказывается о причине происшедшего, в какой — говорится о следствии. Выпишите сначала СПП с придаточными причины, потом – с придаточными следствия(союз так что). Расставьте знаки препинания. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

1. Он очень торопился так как соб..рался прийти на встречу первым.

2. Устойчивость лесов к воздействию неблагоприятных факторов понижается вследствие того что увеличились площади старовозр..стных насаждений.

3. В этих р..стениях нас интересуют только стебли потому что листья не годятся для плетения (Е. Мельникова).

4. Ввиду того что многое из естественной р..стительности удалось сохранить молодой сад производит впечатление старого парка.

5. В школьном возр..сте благодаря тому что в школе хорошо велось преподавание литературы я имел возможность познакомиться со всеми выдающимися произведениями русской и мировой классики (В. Бондаренко)

6. Они прошли (в)близи так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов).

7. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков).

8. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков).

Задание 5. Простое предложение с обособленным обстоятельством уступки или СПП с придаточным уступки(вопреки чему? несмотря на что?)? Назовите средства связи в СПП:союзы или союзные частицы.

1. Вопреки мнению Чижа, Бакланов начинал нравиться Мечику (Фад.)

2. Несмотря на усталость, на неудачи, связанные с неопытностью, невзирая на предприимчивость дяди Юры, который жил неподалеку и приходил в самые неурочные часы, артель находила время для задушевных бесед (В. Инбер)

3. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (В. Короленко).

4. Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности (И. Тургенев).

5. Мальчик с пальчик, даром что мал, был очень ловок и хитер (Л. Толстой).

6. Пустья впадаю, пусть, в сентиментальность и грусть, воле моей супротив эти глаза напротив (Т. Сашко).

7. Пускай свободою горим, пускай сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.)

8. Несмотря на то что я не завтракал, силы не убывали.

 

Задание 6. Добавьте главную часть к пословицам и «крылатым выражениям» с уступительной придаточной частью, начинающейся с союзных слов КАК, СКОЛЬКО и отрицательной частицы НИ.

1) Как ни кричи "халва", "халва", во рту…

2) Сколько волка ни корми, …

3) Сколько веревочке ни виться, а…

4) Сколько вор ни ворует, а тюрьмы не...

5) А вы, друзья, как ни садитесь, все … .

6) Как ни вертись, а с должником …

 

Задание 7. Разделите СПП с реальным и ирреальным условным значением. Укажите [главную] и (придаточную) часть. Назовите средства связи, в том числе союзную частицу ли…ли.

1. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Кр.)

2. Не жалко сил, если они дают такие результаты (Остр.)

3. Ежели мы добились одного, добьемся и другого (Фад.)

4. Коль ты старый человек, будешь дядей нам навек (П.)

5. Горит ли африканский день, свежеет ли ночная тень, всечасно роскошь и искусства ей тешат дремлющие чувства (П.)

6. Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных высоких предметах, но он умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах (Белинский)

7. Раз выбор зависит от меня, значит я участвую в развитии событий своей свободной волей (Фад.)

8. Если б нас пустили в поле, мы б в траву попадали опять.

9. ‑Кабы я была царица, ‑ третья молвила сестрица, ‑ я б для батюшки-царя родила богатыря (П.)

10. Когда б на то моя была бы власть, я, зная медведей породу, не допускал бы их до мёду (Михалков)

Задание 8. Докажите, что придаточные сопоставительные по семантике близки к сложносочиненным предложениям, а союзы и союзные сочетания в то время как, между тем как, по мере того как, тогда как, если …то и др. теряют свою временное или условное значение. Преобразуйте СПП в ССП с сочинительным союзом а или но.Например:На фронтоне всегда сидели сытые голуби, между тем как тысячи воробьев дождем пересыпались с крыши на крышу (Б.) — ср.: Голуби сидели, а воробьи летали.

1. Слово «страсть» заключает в себе понятие более чувственное, тогда как слово «пафос» заключает в себе понятие более нравственное (Бел.).

2. По мере того как стрелка часов приближалась к семи, возрастала тоска Буланина (Куприн)

3. Она умеет читать и писать, тогда как Марья Порфирьевна совершенно безграмотна (М.Е. Салтыков-Щедрин).

4. Если в дивизии и корпусе данные Травкина были восприняты как событие особой важности, то для штаба армии они имели уже хотя и важное, но вовсе не решающее значение (Казак.)

 

Задание 9. Какое значение имеет придаточная часть: условное или сопоставительное? Обоснуйте.

1. Если так недавно на покупку двух лошадей мы собирались с некоторым напряжением, то в середине лета мы уже могли без труда ассигновать довольно большие суммы на хороших коров, на стадо овец, на любую мебель (Мак.)

2. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет (П.).

3. Если я заболею, то к врачам обращаться не стану.

4. Если Пушкин имел сильное влияние на современных ему и явившихся после него поэтов, то Державин имел сильное влияние на Пушкина (Бел.)

5. Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город (Ч.)

6. (Раз мы начали говорить), [то лучше договорить все до конца] (А. Куприн)

7. Шурик мне ни за что не простит, если я вас отпущу (Фед.)

 

 

Задание №10. Назовите тип придаточного, присоединяемого союзом КОГДА. Какая структура: нерасчленённая или расчленённая?

1. А какая операция, когда (=если) человеку перевалило за шестьдесят! (К. Пауст.)

2. Не люблю, когда женщины курят (Аж.)

3. Не было еще и пяти часов утра, когда у вагона Пужняков раздался какой-то крик (Д.Н.)

4. И даже в том случае, когда человек не прав, он не прав не по-хорошему… (Аж.)

5. Мать заснула и не слышала, когда ушел Рыбин (М.Г.)

6. Так не волнуются, когда (=если) не любят (Кав.)

7. И только тогда не потухнет огонь, когда работа человека совпадает с его призванием (А.Андр.)

8. Когда (=если) на душе горе, то тяжело без людей (Ч.)

9. Я терпеть не могу, когда посягают на мою свободу (Пермитин)

 

Задание №11. Придаточное сравнительное, образа действия или меры и степени? Нерасчлененного типа или расчлененного?

1. С глухими звуками, как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).

2. Широкие тени ходят по равнине, словно облака по небу (Ч.)

3. Борьба дает вкус жизни, как перец и соль дают его пище (Рубинштейн)

4. Воздух так чист, что видна каждая ветка (В.Инбер).

5. Кусты местами были так часты, что составляли непроходимый лес (Гонч.)

6. Ученик всё сделал так, как велел мастер.

 

Задание №12. Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.

Ср.: Существование его заключено в эту тесную программу,как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу,как яйцо заключено в скорлупу.

Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.

Пили бабушкины наливки, жёлтую,как золото, тёмную,как дёготь, и зелёную (М. Горький).

Задание. Определите, что присоединяет союз КАК: а) придаточное сравнительное, б) обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, в) именную часть сказуемого.

1. Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках (Пришв.)

2. И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый (Плещеев)

3. Облака как шрапнель над лесом (Гриб.)

4. Для меня ты как солнце весной (Фат.)

5. Работай! Незримо, чудесно работа, как сев, прорастёт (Брюсов)

6. Душа во мне заметалась, как зверек (заметался) в клетке (Нагибин)

7. Земля еще как смутный негатив: она никак не может проявиться (Долм.)

 

Задание №13. Определите тип придаточного с союзом КАК. Нерасчлененная или расчлененная структура СПП?

1. Смотри, как роща зеленеет (Матус.)

2. Он исчез бесследно, как может исчезать только один Сережка (Фад.)

3. Ничто так не волнует в природе, как (волнует) перелёт диких гусей (Пришв.)

4. Мама, мама! Я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете (Фад.)

5. Большой поэт почти всегда видит мир глазами ребенка, как будто видит его действительно в первый раз (Пауст.)

6. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

7. Он мечтал прожить жизнь так, как его отец.

Задание №14. Найдите СПП с присоединительными отношениями между главной и придаточной частью со значением пояснения, оценки добавочного замечания или вывода.

1. Максим, покачивая головой, бормотал что-то и окружал себя особенно густыми клубами дыма, что было признаком усиленной работы мысли (Кор.)

2. Одна из выгод охоты, любезные мои читатели, состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно (Т.)

3. Лисий след она [волчиха] принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости (Ч.)

4. Дети знают, что такое благодарность, и умеют сохранять ее надолго (Маршак)

5. Пала роса, что предвещало завтра хорошую погоду (М. –Сибиряк)

6. И старик Кукушкин быстро надел очки, позабыв протереть их, чего с ним за тридцать лет служебной деятельности никогда не случалось (Ильф и Петров)

 

Задание №15. По возможному расположению частей, которое определяется свойствами союзов, сложные предложения делят на два типа: 1) структуры гибкие, до­пускающие вариативность порядка частей (препозиция, интерпозиция и постпозиция или, при невозможности препозиции, только постпозиция и интерпозиция части, вводимой союзом или союзным словом); 2) структуры негибкие, в которых невозможна перестановка частей без отделения союза или союзного слова от второй части и невозможна вставка одной части в другую.

Структурные схемы сложных предложений гибкой структуры предполагают несколько вариантов расположения частей, структурные схемы сложных предложений негибкой структуры ‑ лишь один порядок; ср.: 1) Всякий знает, что Земля вращается вокруг Солнца.Знает, что Земля вращается вокруг Солнца, всякий.Что Земля вращается вокруг Солнца, всякий знает; Громче, чем было нужно он говорил.Он говорил громче, чем было нужно; 2) Вот берёза, та гниёт изнутри, так что долго принимаешь ствол её белый за дерево(Пр.). – негибкая структура

Опираясь на предыдущие упражнения, выпишите по 3 предложения гибкой и негибкой структуры. Обоснуйте своё мнение.

Задание №15. Синтаксический разбор

а) Вы, подпоручик, еще молоды, чтобы учить старых боевых офицеров (Куприн)

б) Несмотря на то, что у меня не было ни одной свободной минуты, я вёл нечто вроде дневника – запись некоторых мыслей и впечатлений (Каверин)

Порядок разбора

Подчеркните грамматические основы, обозначьте границы предикативных частей, составьте схему предложения.

1. Тип предложения

а) по цели высказывания;

б) по эмоциональной окраске;

в) по числу предикативных частей.

2. Характер связи частей:

а) расчлененной или нерасчлененной структуры;

б) чем присоединяется к главной (союзом или союзным словом);

в) на какой вопрос отвечает.

3. Характер смысловых отношений между частями (тип придаточного, многозначность, если есть дополнительные оттенки значения).

4. СПП гибкой или негибкой структуры.

5. Характеристика каждой предикативной части: по числу составов, по наличию второстепенных членов, по полноте структуры, по осложнённости.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.