Сделай Сам Свою Работу на 5

Создание образов воображения.





Воображение

 

Общее понятие о воображении.

Виды воображения.

Приемы создания образов воображения.

Общее понятие о воображении.

Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку.

Воображение – это психический познавательный процесс создание новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.

Опережающее отражение — форма психического отражения, обеспечивающего возможность предвидеть ход развития процесса. Механизм о. о. был открыт П.К. Анохиным.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:



- осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;

- способствует предвосхищению будущего;

- «оживляет» то, что было ранее.

Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями.

Основные функции воображения:

целеполагание — будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта инаправляет его активность на получение желаемого;

предвосхищение (антиципация) — моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами; в воображении будущее рождается из прошлого;

комбинирование и планирование — создание образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка;



замещение действительности — человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой;

проникновение во внутренний мир другого человека — на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

Таким образом, воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности и жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания. Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе.

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторах. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей составляющих базу образов воображения.



Важную роль в создании новых временных связей играет слово.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных.

ВООБРАЖЕНИЕ


Физиологические основы воображения

(СОСТАВЛЯЮТ ОСТАТОЧНЫЕ ФОРМЫ ПРОЦЕССОВ)

 
 


ВОЗНИКАЮТ

СОЗНАТЕЛЬНОБЕССОЗНАТЕЛЬНО

 

 

Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.

Деятельность воображения зависит от общей направленности личности.

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость.

Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение, как и восприятие, память, мышление,— познавательный процесс. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. И в этом отношении оно неразрывно связано с памятью.

Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия.

Воображение тесно связано с мышлением.

Общее и отличное между мышлением и воображением. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Виды воображения.

Непроизвольное, пассивное, непреднамеренное воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в основании и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко непроизвольное воображение выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта – образ желаемого будущего. Особенность мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

- ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

- слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);

- эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для мечтающей личности;

- стремление соединить мечты с чувством уве6ренности в ее осуществимости, со странным стремлением к претворению ее в действительность.

Активным воображение разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Творческое воображение – вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества. Это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Началом любому виду творчества служит творческий замысел. Он одновременно побуждает человека к действию и воплощает в себе его будущий результат, который должен быть отличным от всего подобного, созданного другими людьми, т.е. иметь личностную (детское творчество) или общечеловеческую ценность (научное, техническое, художественное творчество).

Творчество — деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

Этапы творческого воображения

· Возникновение творческой идеи

· Вынашивание» замысла

· Реализация замысла

Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в её наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрения, понимания и окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда раньше им не воспринимался. Например, если человек никогда не видел моря, но прочитал описание его в книге, он может себе представить его в более или менее ярких и полных образах.

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. Выделяют:

- реалистическое воображение (отражает действительность, предвосхищает события);

- фантастическое воображение («отлетает» от действительности).

Детские фантазии, например, страхи, игры, «придумки» и «выдумки», опираются на замещающую функцию воображения. Они могут быть изменены, транфсормированы как воздействиями извне, так и по желанию самого ребенка.

Наконец, вымыслы, иногда именуемые ложью, обычно преследуют цель получения некоторой личностной выгоды за счет преднамеренного искажения действительности. Но, чтобы солгать, сначала надо создать в своем воображении трансформированный образ действительности, отвечающий интересам или расчетам автора. Его экстериоризация, выдаваемая для других людей за действительность, и есть ложь.

Создание образов воображения.

Продуктом или результатом процесса воображения являются образы воображения. Они могут возникнуть в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков и шумов или через описание какого-либо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чем-либо.

Воображение опирается на прошлый опыт, и поэтому образы воображения всегда вторичны, т.е. «уходят корнями» в ранее пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком. Но в отличие от процессов памяти здесь не ставится задача сохранения и точного воспроизведения информации. В воображении опыт преобразуется (обобщается, дополняется, перекомбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность).

Многие исследователи в качестве отличительного признака процесса воображения называют новизну. Но новизна здесь носит не абсолютный, а относительный характер. Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении — меньше.

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений и их синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

- агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений («склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей - сфинкс у др. египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у др. греков);

- гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей, создание таким путём всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);

- схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, (типизация образов в художественной литературе; например, Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. Наделены чертами типичными для этой эпохи того класса, выразителями которого они являются).;

- заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

- акцентирование — создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт, мысленного усиления какого-либо свойства или качества, наделение его несоразмерно большим или особым значением в характеристики объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.