Сделай Сам Свою Работу на 5

Дерево целей и миссия организации





 

Обоснование, построение и оптимизация системы целей менеджмента организации представляет достаточно сложную и объемную задачу, решение которой требует применения разнообразного современного инструментария. Его основой становится моделирование древа цели организации, разработка и построение реальной модификации дерева целей конкретной организации. Особую роль в решении этой задачи играет администрирование, поскольку процесс целеполагания изначально носит перманентный характер и нуждается в постоянном организационно-методическом сопровождении и обеспечении.

Методические основы администрирования определяют конструкцию, уровневые особенности и строгую иерархию архитектоники дерева целей конкретной организации. Но состав, содержание и характер их постановки и достижения отличаются спецификой состава и взаимосвязей, обусловленной:

· комплексным содержанием процесса

постановки и решения конкретных задач;

· сложным, веерно-иерархичным построением

базовой конфигурации древа цели;

· динамичным характером его формирования

функционирования и развития;



· жесткими требованиями обеспечения оперативности

и гибкости процедур и процессов управления организацией;

· особой ролью человеческого фактора, как структурообразующей

и системно стабилизирующей и ресурсо-потребляющей категории;

· готовностью к адекватному реформированию сложившейся системы

под воздействием комплекса факторов рыночной конъюнктуры и т. д.

Все это формирует достаточно сложные конфигурации процедур и конструкций построения дерева цели конкретной организации, ограничивает степень детализации целей различных уровней, определяет необходимость применения открытых, векторных решений, унифицированных и адаптируемых алгоритмов проработки конкретных целевых направлений. Именно администрирование становится основным инструментом детализации, детерминирования и последовательного решения комплекса этих проблем.

Высший уровень древа определяет глобальная цель формирования, функционирования и развития организации. Это и есть то наивысшее в социально-экономическом плане состояние, к эффективному достижению которого стремится организация в целом. Для успешного достижения этого состояния необходимо поставить перед системой управления и реализовать в ходе ее деятельности ряд целей по основным стратегическим направлениям и параметрам развития. Воплощение в жизнь свода стратегических целей приведет к осуществлению глобальной цели, представляя выработку и реализацию перспективной и обоснованной стратегии.



Стратегия формируется путем разработки и постановки комплекса целей, определяющих перспективные направления функционирования и развития организации на достаточно четко обозначенное и прогнозируемое будущее. Они могут формировать подходы, устанавливать ориентиры, формулировать направления функционирования, совершенствования, преобразования, развития не только всей организации в целом, но и подразделений или составляющих менеджмента.


Реализация стратегических целей зависит от постановки и выполнения тактических целей, определяющих конкретные, программные действия текущего периода, к которым можно приступить уже в данный момент. На тактическом уровне это может быть, например, разработка и использование инноваций в технологии или управляющих системах, проведение конкретных мероприятий по обеспечению подбора и оценки персонала, осуществление программ повышения квалификации, профессионального перепрофилирования и т. д. Тактические цели развертываются в цели оперативного уровня, выполнение которых, как правило, четко определено или ограничено во времени и связано с конкретными периодами или сроками необходимого решения задач или функционирования систем. Например, составление срочных прогнозов, осуществление разовых действий, регламентирование использования резервных ресурсов, формирование заказов и лимитов потребления на сырье, оборудование и т.п.



На следующем уровне, максимально приближенном к производству, ставятся и реализуются локальные цели. Они ограничены в пространстве и зависят от конкретных мест действия, предметных, объектных, местных, специфических особенностей формирования функционирования и развития организации. Например, проверка работы регионального представительства или проведение презентации в местном филиале.

Детализация частных целей может осуществляться в любых подразделениях, где регулярно ставятся и решаются значительные массивы разовых проблем функционирования и развития организации. При их формировании необходимо обращать внимание на специфические особенности развития ситуации по каждому случаю, в каждом конкретном подразделении в отдельности. Они могут зависеть от системных и случайных (чрезвычайных), социальных, психологических, экономических, технологических и других факторов. К ним относятся внеплановая замена, ликвидация последствий, выполнение отдельных поручений, т. е. решение самых разнообразных частных проблем. Эти цели могут неограниченно объединяться, разъединяться, пересекаться между секторами в рамках единого дерева цели, являющегося структурированной основой процессов разработки, принятия и достижения целей организации.

Такая достаточно сложная конструкция древа цели организации обуславливает свод определенных требований к процессу его разработки и реализации, подчеркивающих необходимость:

· образовывать логически, иерархически, хронологически

и объектно структурированную систему;

· обуславливать последовательность взаимореализации

целей смежных уровней и секторов;

· формировать и обосновывать цели конкретного уровня

исходя из объективных условий и реальных потребностей;

· опираться на необходимые и достаточные финансовые,

материально-технические и другие ресурсы;

· обеспечивать перманентный процесс воспроизводства

и сканирования процедуры целеполагания и т. д.

Выполнение всего комплекса таких условий необходимо разрабатывается и сопровождается администратором дерева целей (целеполагания) организации. Важнейшей особенностью проектирования такого дерева целей является то, что отдельные сектора, направления и вектора многофакторно и интер условно переплетаются, составляя следующую сложнейшую конфигурацию:


  I  

 

1     ... N

 

 

1.1   1.2 ... 1.k1   2.1     2.2 ... 2.k2   3.1   3.2 ... 3.k3

 

 

1.1.1 ... 1.1.t1     2.2.1 ... 2.2.t2   3.2.1 ... 3.2.t3   3.2.2 ... 3.2.t4

 

 

1.1.1.1 .. 1.1.1.p   1.2.1 ... 1.2.2     3.2.1.1 ...   3.2.1.p

 

 

1.1.1.1.1 ... 1.1.1.1.q1   1.2._.1.1 ... 1.2._.1.q2   2.2.1._.1 ... 2.2.1._.q3   3.2.1.1.1 ... 3.2.1.1.q4   3.2.1._.1 ... 3.2.1._.q5

 

 

Рис. 3.3.2. Административная модель древа цели организации

 

 


Администрирование целеполагания, основанное на представленной модели, в ходе выполнения миссии организации разрабатывается и осуществляется далеко не однозначно. Так, если частные цели организации или ее подразделений определяются, детерминируются и просчитываются достаточно дискретно и подробно, то локальные уже обуславливают ту или иную степень делегирования этих задач непосредственно исполнителям, ориентирующимся на местные условия. Оперативные цели определяют и закрепляют еще большую самостоятельность своего выполнения, строго регламентируя, как правило, только временную координацию достижения результата [см. ПСМ-5 на стр. 345].

Особое место в конфигурации древа занимают тактические цели организации, разделяя его на расчетный и прогностический эшелоны. Их построение офсетно отражает конфигурацию миссии организации, позиционируя в нижнем эшелоне в той или иной степени рассчитываемые цели, а в верхнем – прогнозируемые. И действительно, классическое понимание различия между его основными составляющими определяется известным выражением: «Альтернативно прогнозируемая стратегия реализуется определенно рассчитываемой тактикой».

Применительно к конфигурации древа цели организации это означает, что на уровне тактических целей завершается расчетный эшелон его формирования, обуславливая дальнейшее построение прогнозированием стратегических и глобальной целей. Последняя цель нередко приводится и воспринимается в качестве миссии организации, что только отчасти соответствует ее содержанию и построению. Вместе с тем, такое сравнение совершенно обоснованно указывает на единство природы, сущности, структуры построения и части представления миссии и глобальной цели современной организации.

Значительная часть проблем администрирования целеполагания связана с недостаточностью информации об имеющихся или доступных средствах, возможностях или потенциальных ресурсах организации. Между тем, адекватный и адаптированный процесс целеполагания необходимо основывается, прежде всего, на точной и своевременной информации о потребностях, ресурсах и их распределении. Анализ, сопоставление, расчет, представление информации применительно к сложившейся ситуации, программирование и моделирование функционирования и развития (опять таки в информационном отражении) требуют серьезного научного обоснования и профессионального сопровождения.

В ходе анализа таких моделей на первый план выходят проблемы поиска и разработки качественно новых путей разработки и достижения целей, экономичного и эффективного использования ресурсов, динамичного и поступательного развития организации. Их успешное решение требует детальной проработки, предметной адаптации, ресурсного обеспечения и т. д., представляемых и обоснованных в общепринятой в бизнес сообществе форме. Именно такой формой и является бизнес-план, воспринимаемый в качестве прозрачной и ответственной модели развития организации. В следующем параграфе настоящего раздела учебника представленная концепция древа цели дополняется и раскрывается соотношением бизнес-плана организации и его миссии. Теперь она уже объединяет целеполагание и планирование действий менеджера организации, адаптируемых и применяемых в конкретных условиях реального оснащения прикладным инструментарием их реализации.


§ 3.3.3. Роль миссии в бизнес планировании организации

Всеобщая ориентация миссии организации и конкретное программно-предметное построение разработки, адаптации и применения бизнес-плана, на первый взгляд, исключают их содержательное взаимодействие. Более того, само понимание и использование бизнес планирования, как оперативно-тактического инструмента менеджмента организации, представляет собой обеспечение достижения частных целей, в отличие от глобального значения миссии. Но в реально и эффективно действующей организации разработка и осуществление каждого бизнес-плана, в той или иной степени, выражает собой конкретную составляющую осуществления ее миссии. Это касается не только общих подходов, но и непосредственного содержания бизнес-плана, логики его построения, детализации и детерминирования сопровождения и оценки.

Концепция разработки, представления и применения системы бизнес планирования организациидействительно во многом основывается на подходе, составе и содержании ее миссии, прежде всего, ее базового эшелона. Позиционированные в нем ресурсы функционирования, мобилизации и совершенствования деятельности организации не только ориентируют, но и в чем-то структурируют и даже регламентируют состав, содержание и исполнение конкретного бизнес-плана.

Задаваемый миссией подход к структуризации планирования обуславливает методики разработок широкого спектра макро- и микро -модификаций бизнес-планов, адаптируемых, например, к группе таких задач как учредительные, инвестиционные, коммерческие, инспекционные, санационные, ликвидационные задачи. Содержательный подход регламентирует разработку и применение группы модификаций бизнес планов решения таких задач, как комплектационные, технологические, производственные, модернизационные. Коммуникационный подход определяет соответственно организационные, корпоративные, социальные, инновационные их вариации. Причем, любая из возможных модификаций бизнес-плана разрабатывается и применяется в качестве адаптируемой модели развития жизненного цикла организации, программы участия в этом процессе ее менеджмента.

Целевая ориентация конкретной модификации бизнес-плана не только не входит в противоречие с миссией, но, напротив, обеспечивает всесторонний, комплексный подход к конкретному этапу жизненного цикла организации. Разработка и реализация такой модификации необходимо обеспечивает универсальное сочетание сбалансированных и взаимоувязанных коммутаций количественных, качественных, временных параметров функционирования организации. Ее состав и содержание описываются такими формами, как концепции, программы, схемы, расчеты и механизм, уже самими своими названиями указывая на -плана, как в каждой из его возможных модификаций, так и в их комплексном специализацию их применения.

Структура содержания бизнес взаимодействия в целом представляется устойчиво сложившимися форматами, одним из примеров которых может служить вариант евростандарта. Детализация, структуризация, логическая связь его позиций реализуют подход, заложенный универсальной конфигурацией миссии. На этой основе разрабатывается и осуществляется детальный бизнес-план выполнения конкретных проектов, воплощающих миссию организации на той или иной стадии ее жизненного цикла.


Таблица 3.3.1.

Структура бизнес плана организации

Содержание Показатели
1. Преамбула (целевая адаптация адресата)  
2. Титульный лист  
2.1. Юридическое лицо(ЮЛ) исполнитель (БП)  
2.2. Название БП  
2.3. Период планирования  
2.4. Разработчик и согласование БП  
2.5. Экспертиза  
3. Объект БП (продукт, услуга, способ)  
3.1. Название объекта и полное описание функций  
3.2. Юридическое обоснование  
3.3. Лицензионно-патентное подтверждение  
3.4. Характеристика объекта  
3.4.1. Технико-технологическая  
3.4.2. Организационная  
3.4.3. Экономическая  
4. Сегмент объекта  
4.1. Аналоги  
4.1.1. Характеристика  
4.1.2. Конкурентноспособность  
4.1.3. Прогноз рыночных перспектив  
4.2. Составляющие  
4.2.1. Материальны комплектующие  
4.2.1.1. Состав и характеристики  
4.2.1.2. Конъюнктура  
4.2.1.3. Прогноз рыночных перспектив  
4.2.2. Ресурсы рыночного предложения  
4.2.3. Конкурентная среда  
4.3. Объекты использования  
4.3.1. В качестве предмета труда  
4.3.2. В качестве составляющих  
4.3.3. В процессе потребления  
5. Субъекты рынка  
5.1. Поставщики  
5.2. Производители  
5.3. Посредники  
5.4. Продавцы  
5.5. Прокураторы  
6. Место и время функционирования  
6.1. Производства  
6.2. Реализации  
6.3. Потребления  
7. Технико-технологический план  
7.1. Исследований и разработки  
7.2. Кооперации  
7.3. Производства  
7.4. Модернизации  
7.5. Перепрофилирования  
Содержание Показатели
8. Финансово-экономический план  
8.1. Учреждение и андеррайтинг  
8.2. Инвестиционная программа  
8.3. Экономическое обоснование  
8.3.1. Бизнес алгоритм  
8.3.2. Система учета  
8.3.3. Налоговый маневр  
8.4. Механизм стимулирования  
8.5. Баланс  
9. Организационно-юридический план  
9.1. Оформление и регистрация  
9.2. Лицензирование и сертификация  
9.3. Организация функционирования  
9.4. Оформление реорганизации  
9.5. Осуществление ликвидации  
10. Управленческий план  
10.1. Структура управления  
10.2. Менеджмент действия  
10.2.1. Функциональное распределение  
10.2.2. Процедуры управления  
10.2.3. Система исполнения  
10.3. Механизм обеспечения эффективности  
11. Маркетинговый план  
11.1. Отношений с общественностью  
11.2. Имидж билдинг  
11.3. Рекламной компании  
11.4. Контрактной компании  
11.5. Промоушн  
11.6. Продаж  
11.7. Ценовой политики  
11.8. Обслуживания  
11.9. Модернизации  
11.10. Утилизации  
12. Программа развития  
12.1. Прогноз развития  
12.2. Механизм сопровождения  
12.2.1. Мониторинг  
12.2.2. Расчет перспектив  
12.2.3. Варианты реорганизации  
12.3. Оценка и корректировка  
12.4. Инновация проектов  

 

Представленное в таблице 3.3.1. содержание конкретных пунктов бизнес -плана позволяет спроецировать структуру миссии организации на универсальный формат его разработки. При этом сразу выделяется разделение обоих форматов на внутренний и внешний уровни, дискретизация содержания и последовательность наполнения каждого из них. Это еще раз позиционирует каждый бизнес-план организации в качестве конкретного инструмента выполнения ее миссии [см. ПСМ-1 на стр. 341].

Палитра разнообразия детализации и представления содержания объектно-адаптируемых вариаций всего спектра возможных модификаций бизнес-планов исключительно широка. Вместе с тем, среди наиболее важных задач разработки содержания, формирования и представления конкретного варианта бизнес плана, на основе представленного стандарта, выделяются:

q специализация построения и изложения преамбулы, целенаправленно ориентированной на конкретного адресата,

q определение приоритетов и детерминирования описания структурных

пунктов содержания, выделяющих адаптированные и вуалирующих

альтернативные составляющие,

q дифференцирование и детализация количественных показателей, описывающих конкретные процедуры организации и их составляющие,

q выделение и ориентация тенденций и прогнозов развития ситуации на целевые приоритеты адресата,

q разработка и представление в процессе согласования и утверждения конкретных блоков, модулей и процедур, обеспечивающих

приоритетное достижение целей адресата.

Понятно, что эти и им подобные задачи построения и применения различных модификаций бизнес плана, носящие интеграционный по своей природе характер, сводят в единый комплексный процесс постановки и достижения целей организации. Он целостно представляет все составляющие, мероприятия и процедуры, отражающие сущность, особенности построения и специфику реализации разрабатываемого бизнес плана.

Комплекс таких конкретных задач практически разрабатывается и решается специалистами системы управления организации в процессе обоснования, разработки, представления, адаптации конкретного варианта бизнес плана. Координацию взаимодействия этих специалистов, принятие и утверждение конкретного варианта, общее руководство его выполнением осуществляет команда соответствующих менеджеров. Процедуры согласования отдельных составляющих принимаемого варианта предполагают использование разнообразных методов обоснования, сопоставления, защиты, отражающих обусловленный миссией организации механизм корпоративного взаимодействия.

В планировании и реализации бизнес процессов проявляется одна из самых понятных и наглядных форм целенаправленного и содержательного взаимодействия менеджмента и управления, осуществляющегося на основе принятой миссии конкретной организации. Она концептуально распределяет между ними стратегические и тактические подходы, задачи, решения, оценки, определяет место и роль менеджмента и управления в процессах и системах организации, обеспечивает единство представления и реализации согласованной программы действий.

Наиболее ярким и понятным выражением этого значения миссии организации в бизнес планировании самых разнообразных аспектов ее деятельности является определение ею места и роли менеджмента в организации. Позиционирование в процессах, обеспечивающих его выполнение, и системах руководства организации в целом и каждого конкретного менеджера в частности, закрепляемое персонифицированным и утвержденным вариантом конкретного бизнес-плана, наглядно отражает статус менеджеров. Полное и всестороннее представление такого позиционирования требует самостоятельного комплексного исследования, которое и проводится в следующем разделе настоящего учебника.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.