Сделай Сам Свою Работу на 5

Место и роль миссии в целеполагании организации





 

Определяя первоначально миссию, как общую цель формирования и функционирования организации, исследователи и практики опирались на генезис, действительно позиционировавший ее в основе процесса целеполагания. Эти представления, в конечном счете, обусловили выделение, становление и применение такой базовой составляющей миссии, как рыночное предназначение организации. Со временем его восприятие и наполнение расширялось, детализировалось, ранжировалось, обусловливая необходимость формирования сложносочиненной, многоуровневой и т. д. конфигурации целеполагания.

Собственно, то или иное выражение процесса целеполагания свойственно не только организации в целом, но и, прежде всего, каждому индивидууму, что обусловливает превалирующий подход к его пониманию и применению. В этом смысле, целеполагание представляет собой не только, да и не столько процесс принятия конкретной цели, сколько постоянную и кропотливую деятельность по оценки состояния, анализу возможностей, программированию действий. При этом его основным содержанием изначально является обоснование желаемости, достижимости и необходимости предполагаемого.



С этих позиций, целеполагание можно рассматривать, как процесс разработки поэтапного, практически обоснованного плана выполнения предназначения индивидуума. Естественно, что именно это понимание, так или иначе, применяется большинством пользователей и к бизнес организации в целом. Такое прагматическое восприятие прямо и однозначно определяет целеполагание в качестве поэтапного планирования выполнения миссии организации. В большинстве реально развивающихся процессов и ситуаций в современных бизнес организациях это действительно так.

Прогнозирование перспектив, разработка вариантов, расчет возможностей, программирование действий постоянно осуществляются в рамках целеполагания практически по всем составляющим миссии организации. Это непосредственно касается формирования имиджа и рекламы, обеспечения комплектации и снабжения, организации и совершенствования функционирования, выпуска и предложения товаров и услуг, продвижения брендов, перспективного развития компании, основывающихся на идеологии бизнеса, корпоративной философии и статусе организации.




В практическом плане, современной, реально действующей бизнес организацией, в перманентном и многофакторном процессе целеполагания:

Ú определяются реалии и перспективы развития,

Ú обосновывается стратегия и тактика деятельности,

Ú выстраивается процесс подбора и подготовка персонала,

Ú вырабатывается инструментарий активизации его действий,

Ú формируются основные финансовые и коммерческие механизмы,

Ú обеспечивается функционирование и реорганизация процессов и систем,

Ú разрабатываются технологические и производственные мероприятия,

Ú проводится анализ и прогноз изменений конъюнктуры рынка,

Ú детализируется программа рекламной деятельности,

Ú планируется выпуск и предложение товаров и услуг,

Ú рассчитывается процедура их реализации,

Ú закладывается распределение средств и т. д.

Понятно, что для конкретного и эффективного использования такой объемный, сложный, и многообразный информационный массив должен быть обоснованно, системно и последовательно структурирован. Особенно важно, чтобы такая многоуровневая, а значит, и много субъектная структуризация была прозрачна, понятна и общепринята, поскольку каждый из ее участников и пользователей должен однозначно идентифицировать и применять представляемые ею положения. Все это предполагает применение достаточно строгой, универсально адаптируемой и широко распространенной системы формирования и проведения целеполагания, обеспечивающей единые основы его построения и применения.



По своему составу и содержанию процесс целеполагания конструктивно объединяет два основных подхода: композиционный и декомпозиционный. Первый обеспечивает ориентацию собственно процесса и всех его составляющих на выполнение миссии организации путем их позиционирования в том или ином интегрирующим формате (дерево целей, бизнес-план и т. д.). Это позволяет представить модель объединения в общую композицию любых, (на первый взгляд не только совершенно независимых, но даже вообще, казалось бы, не имеющих отношения к возможности какой бы то ни было интеграции) составляющих. Такой подход к разработке и осуществлению целеполагания совершенно необходим, исходя из классического утверждения: «В мире этом все взаимосвязано!».

Декомпозиционный подход позволяет разделять, детерминировать, ранжировать и обусловливать, тем самым, ту или иную взаимосвязь практически неограниченного числа составляющих любой организации. Он основывается на применении хорошо известного и широко используемого принципа прикладной организации: «Разделить, чтобы соединить». В целеполагании декомпозиционный подход совершенно необходим, поскольку:

Ú с одной стороны, позволяет представить его истинный состав и детальное содержание, обеспечивая тем самым детерминированное понимание,

Ú с другой стороны, формирует абсолютно необходимую дискретную основу проведения всех его связей, коопераций, интеграций и построений.

Комплексное применение двух этих подходов позволяет достаточно четко и определенно транспонировать процесс целеполагания на шесть основных уровней позиционирования: глобальный, стратегический, тактический, локальный и частный. Название уровней прямо указывает на принадлежность им тех или иных этапов целеполагания и получаемых в результате их осуществления соответствующих целей организации.


Место и роль миссии в формировании и представлении процесса целеполагания современной бизнес организации определяются ее позиционированием на высшем, завершающем, глобальном уровне, прямо ориентирующим построение и осуществление всего процесса на свое выполнение. Схематически, такое главенствующее положение и его направляющее воздействие на процесс целеполагания достаточно строго и последовательно можно представить следующим образом:

 

 

 

 


Рис. 3.3.1. Иерархия целеполагания и миссия организации

На основе приведенной на рисунке 3.3.1. иерархии выстраиваются самые разнообразные конструкции целеполагания, например, такие. как древо цели. Становясь базовой конфигурацией для разработки и применения конкретного варианта для реально действующей бизнес организации, оно четко определяет иерархию, соотношение, приоритет и взаимную подчиненность составляющих целеполагания.

Для правильного понимания и применения необходимо четко определиться с употреблением основных модификаций этого понятия. Так, универсальное словосочетание «древо цели» принято применять для обозначения общей, типовой конфигурации построения любой вертикально ориентированной, иерархически выстроенной организации. В отличие от этого, непосредственную разработку системы конкретных, наполненных реальным содержанием целей организации, чаще всего, называют «деревом целей», имея в виду их фактически ранжированное позиционирование по типовой конфигурации «древа цели». В менеджменте организации достаточно часто употребляются оба эти понятия в самых разных контекстах, что требует четкого разделения их восприятии и использования.

Приведенное выше исследование определенно увязывает обоснование, разработку и построение дерева целей конкретной организации с его миссией. Это обусловливает необходимость более подробного изучения взаимосвязи и совместного применения этих понятий в теории и практике менеджмента бизнес организации.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.