Сделай Сам Свою Работу на 5

Система специализированных прокуратур Российской Федерации, принцип их формирования





Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях обусловливается объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах, имеющих особую важность для функционирования общества и государства.

Специализированные прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы.

Исторически сложились и функционируют специализированные прокуратуры двух типов:

1.первого типа (военные, транспортные, по надзору на особо режимных объектах) - осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений;

2.второго типа (природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях) - действуют по выполнению задач и функций прокуратуры наряду с территориальными.

Перечисленные прокуратуры не могут заменять либо подменять деятельность территориальных прокуратур как основных звеньев прокурорской системы.

Организация и деятельность различных типов специализированных прокуратур характеризуются существенной спецификой.

Создание военных, транспортных и природоохранных прокуратур объективно обусловлено тем, что имеется постоянная задача осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны. В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением.



Принцип организации таких прокуратур условно можно назвать производственным, поскольку базисные правоотношения, а также реализующие их хозяйственные, государственно-правовые структуры организуются и действуют преимущественно на иных организационных принципах ("линейный" принцип организации управления железными дорогами, принцип "порта приписки" на морском и речном транспорте, внетерриториальный - окружной, гарнизонный, группа войск и т.д. - принципы формирования Вооруженных Сил).

Подробнее

Экологические правонарушения и их последствия развиваются не по административно-территориальным признакам, а под влиянием экологических, естественно-географических закономерностей (залповый выброс токсичных веществ предприятием, расположенным на значительном удалении от места проявления его вредных последствий, зачастую проявляется на "безвинно" пострадавшей территории в результате действия экологических законов (например, розы ветров).



Преступники, посягающие на охраняемые законом общественные отношения (собственность, техническую безопасность, общественный порядок, жизнь и здоровье граждан и т.п.), действуют внетерриториально, а нередко с использованием разобщенности между линейными структурами, транспортными и территориальными органами обеспечения безопасности и порядка. Многие хищения, повреждения, порча грузов совершаются в одном регионе, а обнаруживаются в значительном удалении от него. Нарушение правил технической эксплуатации транспорта допущены в одном регионе, а последствия (авария, крушение) проявляются в другом. Террористический акт, связанный с захватом заложников, уничтожением транспортных средств и т.п., подготавливается нередко в месте отправления авиатехнических средств, а дальнейшие преступные действия осуществляются в иных регионах.

В настоящее время воссоздана трехзвенная система специализированных транспортных прокуратур:

· районные (межрайонные) транспортные прокуратуры (на низовом уровне);

· восемь региональных транспортных прокуратур на правах областных;

· управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.



Транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

Систему военных прокуратур возглавляет Главная военная прокуратура (далее - ГВП), которая согласно п. 6 ст. 14 Закона о прокуратуре является структурным подразделением Генпрокуратуры РФ, представляя собой тем не менее фактически автономную структуру, возглавляемую заместителем Генпрокурора РФ - Главным военным прокурором.

Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами строительства Вооруженных Сил, других войск и Военно-морского Флота и включают помимо ГВП: прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Особый режим организации и деятельности предприятий и иных объектов оборонного комплекса страны, специфика его структуры и управления предопределяют необходимость функционирования прокуратур, действующих в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) и на особых режимных объектах, подчиненных прокурорам соответствующих субъектов РФ (исключение составляют прокуратуры комплекса "Байконур") и Генпрокуратуре РФ. Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями в ЗАТО, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов. Применительно к структуре оборонного комплекса и ЗАТО организуются подразделения служб ФСБ и МВД России, следственные подразделения, поднадзорные прокуратуре.

Начиная с 1990 г. на правах областной функционирует Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, в состав которой входят 15 межрайонных природоохранных прокуратур, осуществляющих свою деятельность в границах Волжского бассейна (от Череповца в Вологодской области до Астраханской области). Перечень объектов, поднадзорных Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре, определяется соответствующим прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ, входящих в Волжский бассейн.

Во многих субъектах РФ действуют природоохранные прокуратуры межрайонного уровня, причем в некоторых из них (Республика Коми, Хабаровский край, Кемеровская область и др.) с учетом складывающейся обстановки созданы по две таких прокуратуры.

Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполненииуголовных наказаний созданы в отдельных регионах в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.

На эти прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, администрациями этих учреждений, а также специальными подразделениями по обеспечению безопасности объектов этой системы.

Успешность деятельности по обеспечению законности достигается надлежащим взаимодействием всей системы специализированных прокуратур с территориальными прокуратурами. В связи со сложностью определения на практике предметной компетенции, объектов надзора для территориальных и специализированных прокуратур, в целях упорядочения организации их деятельности и конструктивного взаимодействия по обеспечению законности при выполнении надзорных и иных функций Генпрокурор РФ издает специальные приказы, наиболее значимым из которых является приказ от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.