Сделай Сам Свою Работу на 5

Современные представления миссии





Содержание миссии организации, как, впрочем, и большинства категорий свободных рыночных отношений, в значительной степени определяется, устанавливается, закрепляется конкретными организациями, разработчиками и пользователями. В сложившихся рыночных отношениях их можно отнести к пяти основным категориям: официальные органы, практикующий менеджмент, деловая среда, потребители и научно-преподавательское сообщество. При этом, каждая из выделенных категорий определяет значение и наполняет содержание этого понятия, выражая собственные представления и интересы. Понятно, что, взаимодействуя между собой, эти представления обобщаются и усредняются, но их влияние на современное понимание миссии организации остается значительным.

Официальные органы не только воспринимают, но и все больше востребуют миссию, как принимаемые на себя организацией основополагающие обязательства ведения бизнеса. Их соответствие видению представителей власти становятся обязательным условием обеспечения ее лояльности. Особенно ярко это проявляется при учреждении и выделении финансовой и материальной поддержки, заключении соглашений о стратегическом сотрудничестве, предоставлении налоговых льгот или в целом - «режима наибольшего благоприятствования». И хотя официальные органы, по непонятным причинам, первыми забывают такие гарантии (достаточно вспомнить невыполненные обязательства победителей залоговых аукционов), их декларация снова и снова «завораживает» государственных «ходатаев» и распорядителей бюджетных вливаний.



Подобное отношение власти к декларации и исполнению организацией ее миссии объясняется довлеющим в ней приоритетом решения сиюминутных задач, непониманием места и роли этого инструмента в гармонизации социально-экономического развития или латентными интересами коррумпированных чиновников. В отличие от развитых европейских стран, большинство отечественных органов власти пока не задумывается о позиционировании необходимой палитры миссий бизнеса в рамках муниципалитетов или регионов. Между тем, их исключительно разнообразные цели, условия, специфика, рано или поздно, заставят разрабатывать и решать эту задачу на серьезной научно-прикладной основе. Это по всей видимости и изменит отношение власти к миссиям работающих на ее территории компаний.




Практикующий менеджмент сегодня, чаще всего, связывает с миссией организации такие понятия, как приоритеты и принципы функционирования, отличительные черты бизнеса, обязательства и ответственность компании и т. д.. Такой объектно-предметный подход самым непосредственным образом отражается на содержании, представлении и использовании миссии организации. Прежде всего, он проявляется в разработке, построении и использовании миссии организации в конкретно ориентированных официальных, коммерческих, рекламных целях. В подобном изложении и соответствующем ему понимании, миссия принимает на себя роль представителя, промоутера, гаранта предложений и возможностей организации, что само по себе противоречит общественной составляющей природы ее формирования.

Вместе с тем, определенная часть практикующих менеджеров всерьез утверждает, что миссия является необходимой и непосредственной основой, доминантой, ориентиром целеполагания и даже бизнес-планирования в организации. Сторонники таких взглядов ищут и, рано или поздно, находят в собственных формулировках миссии структуризацию, ранжирование, последовательность постановки и решения комплекса задач организации. Понятно, что при желании определенные установки и акценты миссии могут достаточно конструктивно использоваться в процедурах и результатах целеполагания, но проведение между ними прямой содержательной взаимосвязи на сегодняшний день представляется недостаточно обоснованным.



В широко употребляемых менеджерами формулировках контрастно проявляется их прагматический подход к конкретному, тактическому использованию миссии, причем, прежде всего, в постановке и достижении внешних целей организации. Такой подход совпадает с широко распространенным мнением скептически настроенных ученых и практиков о том, что понятие и содержание миссии используется в основном вне организации. Между тем, внешняя широко публикуемая и пропагандируемая часть содержания миссии эффективно применяется только тогда, когда опирается, развивается, органично основывается на фундаментальных положениях, разделяемых и воплощаемых всеми участниками организации.

Деловая среда, как правило, гораздо серьезнее относится к изучению и оценке реальных миссий организаций, активно действующих в этой деловой среде. Особое внимание ее исследовательских и аналитических структур уделяется достоверности декларации миссии, фактической ориентации организаций, сегментному позиционированию и прогнозированию перспектив их бизнеса. Понятно, что на их подход особый отпечаток накладывают конъюнктура и конкуренция рынка, но все это только повышает значение эффективного формирования и использования миссии для серьезной бизнес организации.

Казалось бы, самым заинтересованным пользователем оценки миссии рыночной организации должен быть ее клиент, на которого, чаще всего, и направлен весь рекламный прессинг компании. К сожалению, подавляющее большинство декларируемой в этом плане информации о целях, методах, гарантиях, ответственности организации можно заменить одним призывом: «Купи!». Именно это и вызывает недоверие, сомнение покупателя, формируя у него устойчиво скептическое отношение к декларируемым принципам и обязательствам.

 

 

В отличие от прагматически ориентированного подхода менеджеров, деловой среды и потребителей, научно-преподавательское сообщество заинтересованных исследователей миссии, прежде всего, определяет ее, как глобальную идею, предназначение, кредо, философию, идеологию и т. п. развития организации. С одной стороны, это существенным образом расширяет понимание содержания миссии, с другой, преимущественно ориентирует ее применение на перспективы функционирования и развития организации. Такой концептуально ориентирующий подход раскрывает в чем-то новое видение и соответствующее представление миссии организации, требующее более подробного исследования и осмысления.

В целом же, конфигурацию рассмотренной в настоящем параграфе классификации подходов и представлений миссии организации можно отразить следующим образом:

 

 


Рис. 3.2.1. Система подходов к миссии организации

 

Вместе с представленным на рисунке 3.2.1. разнообразием подходов к пониманию и применению миссии организации есть и то, что объединяет все пять категорий пользователей. У значительной части их представителей, как уже отмечалось выше, понятие миссии нередко ассоциируется с глобальной, генеральной, стратегической, перспективной, общей целью организации. Более того, еще буквально десять лет назад большинство ученых и практиков понимало под миссией организации вообще только те или иные ее цели. Да и до сих пор целевой подход к миссии имеет под собой некоторые основания, хотя бы потому, что весь процесс целеполагания организации взаимодействует, раскрывает и детализирует ее выполнение на конкретных этапах. Исследованию и представлению основных форм этого взаимодействия посвящена следующая глава настоящего раздела учебника. Здесь же следует отметить, что, сохраняя связь с целями, миссия современной организации все больше наполняется и другим содержанием и применением.

Основой такого наполнения становится концептуальный подход к определению места и роли миссии в организации, ее значения в построении и осуществлении бизнеса. В соответствии с этим подходом содержание миссии должно основываться на формируемых в конкретной организации фундаментальных представлениях, базовых принципах, ориентации всех сотрудников на достижение и поддержание места, роли, уровня, качества, специализации бизнеса. Это может быть достигнуто только проведением стратегически ориентированной программы формирования и развития корпоративного потенциала организации, основой которой необходимо становятся складывающиеся в ней философия, идеология, культура бизнеса.

Понятно, что такие основы не могут быть полностью или даже в общем представлены в раз и навсегда сложившемся формате миссии организации. Это обуславливает необходимость модернизации, структуризации, развития такого формата. Подробному представлению конфигурации состава и содержания миссии организации будет посвящен следующий параграф настоящей главы. Необходимо отметить, что универсальное понимание содержания миссии и его эффективное применение является одним из действенных инструментов менеджмента организации, обеспечивающих ее позиционирование в деловой среде.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.