Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор теоретических оснований для педагогического конструирования.





Обоснование актуальности поставленной для решения проблемы (задачи).

Проблема самоопределения учащихся обозначена в законе РФ «Об образовании» как одна из актуальных для современной школы. Эта тема приобретает особое значение в наше время в связи с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях.

В Национальной Образовательной Инициативе «Наша Новая Школа» говорится, что ученик должен обладать ценностным социально-ориенцированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии. Важнейшим качеством личности становиться инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течении всей жизни.

Профессиональная ориентация учащихся - важная задача школы. Но, к сожалению, профориентационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. Ликвидированы кабинеты профориентации, распались связи с предприятиями. В результате неграмотной профконсультационной работы или отсутствия таковой вообще, профессиональное самоопределение выпускников школ происходит зачастую стихийно.



На сегодняшний день в процессе обучения «Технологии» в школе существует проблема профориентации учащихся в старших классах общеобразовательной школы, которая реально в практике проявляется в процессе обучения.

Эта проблема характеризуется следующими противоречиями:

1. между склонностями, способностями учащихся и требованиями избираемой профессии;

2. осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;

3. притязаниями учащихся и реальными возможностями заполнения вакантных мест;

4. желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении.

Решению обозначенной проблемы посвящены работы таких авторов, как Т. Л. Павлова «Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости»; Н. Н. Захаров «Профессиональная ориентация школьников»; Е. М. Павлютенков «Формированиемотивоввыборапрофессии»; Л. Ф. Шавир «Психология профессионального самоопределения в ранней юности»; С. Н. Чистякова «Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодёжи», в которых рассматриваются вопросы и мотивы выбора будущей профессии, профессиональное самоопределение учащихся.



Важность (значимость) решения проблемы в современных условиях модернизации образования обусловлена следующим: при проведении профориентации происходит всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей старшеклассников.Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Таким образом, возникает необходимость решения проблемы самоопределения применительно к предпрофильной подготовке учащихся основной школы для выбора будущего профиля, дальнейшего образовательного маршрута, адекватного способностям и склонностям. Учащиеся 8-9 классов должны сделать правильный профессиональный выбор в возрасте 14-15 лет (стадия оптации). А процесс самопознания, имеющий большое значение не только для профессионального, но, прежде всего, для личностного самоопределения, в подростковом возрасте еще не совершенен. Характерная для подросткового возраста частая смена интересов, проба сил в разных сферах деятельности, стремление к независимости, возрастающее влияние сверстников приводит к тому, что профессиональный выбор делается не на основе учета собственных способностей, возможностей, а под влиянием внешних мотивов (престижность профессии, влияние сверстников, внешняя привлекательность трудовой деятельности). Как следствие этого, повышается риск ошибочности выбора профиля обучения. Поэтому помощь учащимся в данном вопросе - необходима. А оказать ее может учитель технологии, который является неким «проводником» в профессиональный путь. Так как технология в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека.



Осознанный выбор профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста.

Профессиональное самоопределение - это процесс и результат формирования отношения личности к себе, как субъекту будущей профессиональной деятельности, позволяющий подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Технологически образовать ученика - значит, в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства, сформировать у него жизненно важные общетрудовые умения и навыки, привить ему трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культуры.

Данное направление деятельности крайне важно в сложившейся экономической ситуацией в стране, когда на рынок труда «выбрасывается» большое количество молодых людей, не имеющих специального профессионального образования, а происходящие социальные изменения в обществе приводят к быстрому росту числа подростков с девиантным поведением незанятых несовершеннолетних, не желающих ни учиться, ни работать, фактически образующих категорию молодежи, выпадавшую из социума. Все это подтверждает важность и актуальность данного вопроса.

 

В таблице 1 предложены несколько вариантов решения обозначенной проблемы не противоречащих нормативной базе в сфере образования.

Таблица 1

Возможные варианты решения проблемы Достоинства Недостатки
1. Посещение факультативных занятий или кружков. Получить дополнительно знания, расширить кругозор, выявить и развить свои способности. Зачастую такие факультативы в школе отсутствуют. Администрация не всегда заинтересована.
2. Школа может сотрудничать с предпричтиями на основе договоренности, проводить экскурсии. Возможность узнать профессии на производстве. Существуют закрытые предприятия.
3. Познакомить учащихся с широким кругом профессии для возможности выбора в соответствии с его возможностями. Даёт возможность проявить интерес к другим видам профессий.  
4. Моделирование профессии на занятиях. Возможность попробовать себя в этой сфере. Нет возможности смоделировать некоторые профессии.
5. Проведение тестирования для выявления способностей учащихся. Тестирование позволяет выявить разные типы: человек-человек, человек-техника, человек-природа. Отсутствие психологов в школе, квалифицированных специалистов.

Выбор теоретических оснований для педагогического конструирования.

Основанием конструкта является Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в ней указана необходимость создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

В концепции профильного обучения,написано, что оно является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

§ обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

§ создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

§ способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

§ расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

 

Личностно-ориентированное обучение

Суть личностно-ориентированной педагогики, по И.С. Якиманской, составляет “признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса”1. Затем весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.
Исходя из примата субъектности ученика, определяются и содержание, и методы (способы и приемы) учебного процесса, и, главное — стиль взаимоотношений учителя и ученика. Ученик признается равноправным с учителем партнером учебной деятельности. Здесь учитель не принуждает ученика изучать обязательный материал, а создает наилучшие (оптимальные) условия для саморазвития ученика.

Личностный подход, лежащий в основе построения содержания образования, понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для обучения характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного образовательного результата. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода требует, чтобы учитель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих учащихся;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

3) постоянно привлекал каждого учащегося к посильной для него и все усложняющейся по трудности деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность учащихся, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает учителя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Личность – относительно устойчивая система поведения – индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка , которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.