Сделай Сам Свою Работу на 5

Формулирование гипотезы исследования





Гипотеза явля­ется формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, причинных связях и взаимодействиях с другими объектами, в котором содержащееся знание носит вероят­ностный характер, а поэтому должно быть подтверждено или опро­вергнуто в процессе последующего эмпирического исследования. Таким образом, гипотеза представляет собой предварительный, ну­ждающийся в проверке и подтверждении вариант решения выдви­нутой проблемы. Выработанные до проведения эмпирического ис­следования гипотезы в социологии называют рабочими. Рабочие ги­потезы должны быть непосредственно связаны с исследуемой проблемой, с целями и задачами исследования, особенностями его объекта и предмета.

Требования к гипотезе. Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.

1 Она должна соответствовать исходным принципам теории научного познания. Это требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных, исключает из науки несостоятельные гипотезы, построенные на основе ложных теорий.

2 Гипотеза, объясняющая социальные факты в некоторой области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.



3 Необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Но не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы.

4 Гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования. Проверяется она при помощи имеющейся в распоряжении исследователя специально разработанной методики.

5 Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость. Это делается не только посредством логических правил, но и с помощью операциональных определений. Последние позволяют избежать произвольности истолкования эмпирических терминов гипотезы.



По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательные гипотезы – это предположение о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элемен­тами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функцио­нальные).

Пример. Большинство родителей первоклассников наблюдают проявления дезадаптации, но редко анализируют их причины.

Объяснительные гипотезы – это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучае­мых явлениях и процессах.

Пример. Большинство родителей первоклассников связывают проявления дезадаптации с чрезмерной учебной нагрузкой.

Прогностические гипотезы – это такие гипотезы, кото­рые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.

Пример. Большинство родителей первоклассников считают, что проявления дезадаптации пройдут сами собой по мере взросления ребенка.

Анализ основных понятий

В ходе проведение системного анализа объекта и предмета социологического исследования осуществляется операционализация понятий – научная процедура связи концептуального (теоретического) аппарата исследования с его методическим инструментарием. Ее сущность заключается в объединении в единое целое проблемы формулирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов, то есть осуществление перехода от теории к объективной социальной реальности.

Составной частью операционализации является интерпретация основных понятий как их теоретическое и эмпирическое уточнение. Выделяются теоретическая и эмпирическая интерпретация.



Теоретическая интерпретация понятий –это уточнение понятия в связи с другими понятиями системы, определение его места в ней с точки зрения теории в которую оно включено; выяснение отношения понятия к употреблению в других теориях. Для обеспечения надежности и адекватности социологической информации необходимо их уточнение, которое включает:

- соотнесение специфических понятий с определенной теоретической системой;

- достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования;

- достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия.

В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий данные требования реализуются путем:

- выделения определенной точки зрения с помощью полемики по проблемам языка данной теории;

- придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования (концепция, доработка, введение частного определения);

- выработки нового определения понятия.

Данные уточнения понятий должны быть зафиксированы исследователем через систему комментариев, оговорок и т.п.

Пример.

Дезадаптация психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную дезадаптацию детей и подростков.

Дезадаптация патогенная психические состояния, вызванные функционально-органическими поражениями ЦНС. В зависимости от степени и глубины поражения дезадаптации патогенной бывает устойчивой (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и имеющей пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, навязчивые дурные привычки, энурез и т. п.). Отдельно выделяются проблемы соц. адаптации, присущие умственно отсталым детям.

Дезадаптация психическая психические состояния, связанные с половозрастными и индивидуально-психол. особенностями ребенка, подростка. Дезадаптация психическая, обусловливая определенную нестандартность, трудновоспитуемость детей, требует индивидуального педагогического подхода и, в отдельных случаях, специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Формы дезадаптации психической: устойчивые (акцентуации характера, снижение порога эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы: импульсивность, расторможенность, безволие, податливость чужому влиянию; способные и одаренные дети); неустойчивые (психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и т. п.).

Дезадаптация социальная нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентации, социальных установок. В дезадаптации социальной прослеживаются две стадии: педагогическая и соц. запущенность учащихся и воспитанников. Педагогически запущенные дети хронически отстают по ряду предметов школьной программы, сопротивляются педагогическому воздействию, демонстрируют различные проявления асоциального поведения: сквернословят, курят, конфликтуют с учителями, родителями и сверстниками. У социально запущенных детей и подростков все эти негативные проявления отягощены ориентацией на криминогенные группировки, деформацией сознания, ценностных ориентации, приобщением к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму правонарушениям. Дезадаптация социальная процесс обратимый.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 33-34.

В нашем исследовании термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе обучения.

Можно сказать, что основные симптомы школьной дезадаптации следующие:

- неуспеваемость в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, недостаточность общеобразовательных знаний и навыков;

- нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, сверстникам, к жизненной перспективе;

- трудности в соблюдении школьных норм и правил поведения.

Эмпирическая интерпретация понятий –это процедура поиска эмпирических значений теоретических терминов; соотнесение понятия с явлениями (элементами) социальной реальности так, чтобы явления были охвачены их содержанием и, таким образом, превратились в соответствующие эмпирические индикаторы и показатели каждого понятия, то есть это операциональное определение понятий. Она включает в себя экспериментальную ситуацию, а не является логической процедурой определения, это разработка средств фиксации данных (поиск индикаторов, разработка индексов, шкал, анкет и т.д.).

Цель эмпирической интерпретации – последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению.

Главная задача эмпирической интерпретации – обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования. Эмпирический индикатор позволяет: установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данных; правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария; определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты). Критерии отбора индикаторов:

1 Необходимость и достаточность индикатора для эмпирического описания предмета исследования.

2 Обеспеченность индикаторов доступными источниками информации.

3 Возможность надежного методического обеспечения сбора необходимой информации.

4 Набор индикаторов должен быть минимизирован для данного исследования.

Процедура эмпирической интерпретации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструментария исследования. Так при построении индекса осуществляется перевод понятий в индикаторы, перевод индикаторов в переменные (выбираются типы шкал, единицы измерения), перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса, формула его расчета), оценка индекса (расчет индекса на надежность и обоснованность).

Например. Основные симптомы школьной дезадаптации следующие:

- неуспеваемость в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, недостаточность общеобразовательных знаний и навыков;

- нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, сверстникам, к жизненной перспективе;

- трудности в соблюдении школьных норм и правил поведения.

Поэтому для исследования будут выбраны следующие индикаторы:

1 Показатели успеваемости (понимание ребенком основного материала на занятиях в школе, успешность и самостоятельность выполнения домашних заданий).

2. Показатели эмоционально-личностного отношения к обучению (отношение к себе, отношение к учителю, отношение к сверстникам)

3. Показатели формального принятия школьных правил и норм (оценка поведения ребенка в школе и дома).

Таким образом, операционализация понятий является условием построения системы социальных показателей и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Ее конечная цель заключается в совмещении концептуальной модели объекта исследования с его инструментальной моделью, то есть выдвижение и обоснование основных гипотез исследования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.