|
Исследование уровня развития интеллекта по методике « Прогрессивные матрицы Равена»
Бланк ответов
№ задания
| Серия A
| Серия B
| Серия C
| Серия D
| Серия E
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сумма правильных ответов
|
|
|
|
|
| Общее время выполнения теста __________ мин. ____________ сек. Обща сумма баллов ________________ IQ показатель _________________
Стимульный материал
Обработка результатов методики Равена
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.
Ключ (ответы) к тесту Равена.
№
| Серия А
| Серия В
| Серия С
| Серия D
| Серия Е
| 1
| 4
| 2
| 8
| 3
| 7
| 2
| 5
| 6
| 2
| 4
| 6
| 3
| 1
| 1
| 3
| 3
| 8
| 4
| 2
| 2
| 8
| 7
| 2
| 5
| 6
| 1
| 7
| 8
| 1
| 6
| 3
| 3
| 4
| 6
| 5
| 7
| 6
| 5
| 5
| 5
| 1
| 8
| 2
| 6
| 1
| 4
| 6
| 9
| 1
| 4
| 7
| 1
| 3
| 10
| 3
| 3
| 6
| 2
| 2
| 11
| 4
| 4
| 1
| 5
| 4
| 12
| 5
| 5
| 2
| 6
| 5
|
Общий счет является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления. Эта система выражается в способе упорядочения фигур в образцах. Коэффициент интеллекта представляет собой общий результат с учетом физического возраста. В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами: 1)на основании процентной шкалы (см. табл. 1); 2) перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.) и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)
Таблица 1 Процентная шкала степени развития интеллекта
Проценты
| Степень
| 95 и выше
| I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы
| 75-95
| 2 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы
| 25-74
| 3 степень: средник интеллект для данной возрастной группы
| 5-24
| 4 степень: интеллект ниже среднего.
| 5 и менее
| 5 степень: дефектная интеллектуальная способность
| Таблица 2 Перевод полученных результатов в IQ
К-во баллов
| Возраст в годах
|
| 8,5
|
| 9,5
|
| 10,5
|
| 11,5
|
| 12,5
|
| 13,5
| 16-30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 96
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 91
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 99
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле: (IQ для 16-30 х 100)/%, где %, определяющийся по таблице:
Возраст
| 16-30
| 35
|
| 45
| 50
|
| 60
| %
|
|
|
|
| 82
|
|
| Например: испытуемый пятидесяти лет выполняет 49 заданий. IQ по таблице = 110 баллов. Следовательно, (110 баллов × 100)/82=134 балла.
Таблица 3 Шкала умственных способностей
Показатели IQ
| Уровень развития интеллекта
| Свыше 140
| очень высокий, выдающийся интеллект
| Более 120
| высокий, незаурядный интеллект
| 110-120
| незаурядный, хороший интеллект
| 100-110
| нормальный, выше среднего интеллект
| 90-100
| средний интеллект
| 80-90
| слабый, ниже среднего интеллект
| 70-80
| небольшая степень слабоумия
| 50-70
| дебильное слабоумие
| 20-50
| имбецильность, средняя степень слабоумия
| 0-20
| идиотия, самая большая степень слабоумия
|
ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОБРАБОТКИ
Возможен перевод результатов в проценты с учетом возраста испытуемого по следующей таблице.
%
| Хронологический возраст в годах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Определение уровня интеллекта согласно % производят по следующей таблице.
Процент
| Степень
| 95 и выше
| I степень. Особо высоко развитый интеллект, соответственно возрастной группе.
| 75-95
| II степень. Высокий, незаурядный интеллект для данной возрастной группы.
| 25-74
| III степень. Средний интеллект, принадлежащий данной возрастной группе.
| 6-24
| IV степень. Ниже среднего.
| 5 и меньше
| V степень. Дефектная интеллектуальная способность (соответственно возрасту).
| ИНТЕРПРEТАЦИЯ Каждая серия заданий составлена по определенным принципам. В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях. Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.
Исследование уровня развития интеллекта по методике « Прогрессивные матрицы Равена»
ФИО: Филлипов Алексей Андреевич
Возраст – 25; Пол - м; Дата обследования 01.06.2014;
Бланк ответов
№ задания
| Серия A
| Серия B
| Серия C
| Серия D
| Серия E
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сумма правильных ответов
|
|
|
|
|
| Нормативное распредление баллов
|
| -1
| -2
| -1
| -7
| Общее время выполнения теста ____20______ мин. ____________ сек. Обща сумма баллов __51______________ IQ показатель __114 баллов _______________
Обработка и интерпретация результатов:
Используя ключ к тесту, подсчитаем количество баллов по каждой серии и запишем результаты в бланк ответов. Общая сумма баллов по всем сериям – 51 правильный ответ. Далее, мы переводим количество «сырых балов» в IQ, используя при этом таблицу перевода. В нашем случае количеству «сырых балов»-51 при возрасте испытуемого 25 лет уровень развития интеллекта – 114. Используя формулу, вычисляем процент уровня развития интеллекта: IQ= (114/100)*100=114. Этот процент развития интеллектуальных способностей указывает на то, что испытуемый имеет третий степень развития интеллекта, то есть - средний интеллект.
Заключение
По результатам исследования уровня развития интеллектуальных способностей по методике «Прогрессивные матрицы Равена», у испытуемого, возрастом 25 лет, наблюдается средний уровень развития интеллекта, что отвечает нормам личностного развития. Для того, чтобы развивать свои интеллектуальные способности, испытуемому рекомендуется в разные способы развивать и тренировать все виды памяти и языковые навыки, решать логические и творческие задания, заниматься физическим развитием, играть в разные игры, читать книги, которые имеют новые для нас слова и для понимания которых нужно прикладывать усилия мозга.
Задание 2. Исследование по методу наблюдения
Цель: наблюдение и фиксирование у наблюдаемого параметров и особенностей проявления психических характеристик методом осознанного полевого наблюдения.
Дата наблюдения
| Условия, при которых проводилось наблюдение
| Что наблюдалось
| Что обнаружено в процессе наблюдения
| Обьяснение данных наблюдения
| 25.05.2014
26.05.2014
27.05.2014
| Офисное помещение, рабочий процесс
Офисное помещение, рабочий процесс
Офисное помещение, рабочий процесс
| Локус контроля
Направленность человека
Тип темперамента
| В процессе наблюдения испытуемый разделяет свои действия в работе на плохие и хорошие, больше полагается на то, что негативный результат его действий зависит от влияния неизвестных ему факторов и сбоев, он оправдывается, перед принятием нового задания человек тревожится о том, сможет ли он его выполнить, проявляется неуверенность в себе, но контакты внутри рабочего коллектива налажены, активны,
Испытуемый часто отрывается от работы, когда кто-то из офиса подает инициативу выйти. Утром, придя на работу, он позитивный, радостный, поднимает иногда настроение, интересуется жизнью своих коллег по работе, имеет хорошие отношения с коллегами, в перерыве от работы может в компании коллег провести время, он активный в общении, готов к поддерживанию шуток, к интересному общению на разные темы, часто отвлекается от рабочего процесса. В последствии этого, испытуемый может не успевать делать основную работу вовремя, ему нужно больше времени на выполнение работы, чем другим.
В процессе работы, наблюдаемый часто и быстро переключается с рабочего состояния на невынужденные разговоры с коллегами, проявляет волнение и озадаченность при необходимости выполнить работу вовремя, быстро реагирует на внешние подражания, уделяя этому внимание, ему приятно, когда он что-то интересное рассказывает и его слушают, когда он может говорить о своем мнении и даже спорить с кем-то. Он проявляет свою компетентность в рабочей группе людей для того, чтобы с ним считались, любит быт услышанным и когда его поощряют. Принимая решения, человек делает это часто спонтанно, не всегда хорошо обдумывая, но торопиться его принять.
| Локус контроля внешний (или экстернальный)
Направленность на взаимодействие, что указывает на выраженную потребность в общении.
Сангвиник
| Заключение: в результате трехдневного наблюдения, которое было проведено в условиях деятельности человека, в поведении наблюдаемого были зафиксированны особенности по таким выборочным характеристикам: локус контроля, тип темперамента и направленность человека. По зафиксированным данным можно говорить о том, что в наблюдаемого локализация контроля внешняя(или экстернальная), направленность на установление и поддержку хороших взаимоотноошений с окружающей средой, более всего проявляется тип темперамента - сангвиник.
3. Исследование по методу беседы
В своем задании по проведению беседы, моей целью стало изучение профессионального и творческого становления личности местного художника-фотографа. В беседе участвовал студент-психолог и местный художник-фотограф.
Студент-психолог: Мне бы хотелось более подробно узнать о том периоде вашей жизни, в котором вы для себя поняли способ самореализации?
Художник: До момента использования кисти, я работала в социальной сфере, это работа с людьми, а также с благоприятными и неблагоприятными семьями. Тогда мене было 22 года, и я понимала, что будучи молодой, имея за плечами образование психологическое, мне нужно что-то еще делать и для себя, для своего развития, для своего внутреннего наполнения и сбережения своего здоровья. Тогда я уже была личностью активной и часто выходила на публику. Но идея взять кисть в руки – это была подсказка голоса изнутри, как еще один аспект моей личности для самореализации и проявления своего «Я».
Студент-психолог: То есть, я правильно понимаю, что рисование дало вам возможность избежать эмоционального выгорания, которое возникает при работе с неблагоприятными семьями и другими категориями населения?
Художник-фотограф: Рисование стало для меня совсем новым источником жизненной энергии, это есть моя находка, которую подсказал мне мой ум в определенный трудный период работы с населением.
Студент-психолог: Когда я смотрела на картины, которые теперь можно увидеть в интерьерных магазинах города, то видела лишь цветы на ваших картинах. Почему цветы? И какие условия вам нужны для творения?
Художник-фотограф: Цветы для меня – это отображение моего внутреннего состояния и настроения. Условия работы – это во-первых, вечер, период после основной работы, в своей тихой мастерской, во-вторых, на выходные я я еду на природу, где мне легко творить и это меня расслабляет и вдохновляет. Делая картину, я особое внимание уделяю смешиванию красок, в результате чего я вижу что-то новое в своих картинах.
Студент-психолог: Увлечение фотографией в вашем случае есть для вас следствием рисования? Ибо я вижу, что сейчас в вашей творческой деятельности фото начинает доминировать
Художник-фотограф: Это более всего разнообразие моей социальной работы способствовало тому, что я начала фотографировать. Уже 9 лет я являюсь директором социального центра, я много путешествую. Путешествие стало источником вдохновения для фотографирования. Хотелось зафиксировать что-то необычное и поделиться этим с другими людьми. Вот я и взяла фотоаппарат в руки. Теперь ми неразлучны)). Но я все -таки продолжаю рисовать!
Студент-психолог: А как вы думаете, для того чтобы стать творческой личностью нужно рисовать и фотографировать? Или есть еще и другие варианты открытия в себе творческого начала?
Художник-фотограф: Есть много способов развития творческого начала и становления творческой личности. В моем случае – это рисование и фотография. Для кого-то другого – это будет что-то другое, потому что мы все индивидуальны. Главное в поиске себя - это прислушивание к себе, тогда мы сможем найти себя!
Студент-психолог: Мне было очень интересно беседовать с вами, ждем от вас новых творческих работ, и хочется уже поделиться своими впечатлениями от встречи с вами с друзьями. Желаю вам вдохновения в творении!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|