Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение 9. Выражение индивидуальной реакции.





I. Структура педагогического мастерства учителя

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечиваю­щий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической дея­тельности. Его элементы:

1. Гуманная направленность интересов, ценностей и идеалов.

2. Профессиональное знание учебного предмета, методики его преподавания, педагогики и психологии.

3. Педагогические способности: коммуникативность, перцептивные способно­сти, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозиро­вание, креативность.

4. Педагогическая техника: умение управлять собой (управление своим эмоцио­нальным состоянием, пантомимика, мимика, техника речи), умение взаимодействовать (культура общения, убеждения и внушения).

II. Краткая характеристика структурных элементов педагогической техники учителя.

I. Культура внешнего вида

1. Одежда, обувь, украшения:

а) аккуратность;

б) скромность;

в) цветовая гармония;

г) соответствие возрасту, условиям занятий и работы;

д) соответствие моде;

е) чувство меры в выборе украшений.

2. Грим (умеренность).

3. Прическа (аккуратность).



II. Саморегуляция личности

1. Умение снимать излишнее напряжение, волнение.

2. Умение преодолевать в себе нерешительность перед выступлением.

3. Умение мобилизовать рабочее самочувствие.

4. Умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях.

5. Умение создавать необходимое настроение.

III. Пантомимика

1. Жесты уместны, органичны, естественны.

2. Походка упругая, ритмичная, легкая.

3. Движения гибкие, размеренные, непринужденные; отсутствие скованности в движениях.

4. Сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нервозности.

5. Умение бесшумно вставать и садиться.

6. Осанка:

а) прямая;

б) умение сидеть прямо и свободно, руки свободно лежат на столе;

в) подтянутость, собранность.

IV. Мимика

1. Выражение доброжелательности, спокойствия; уверенно­сти (но не самоуве­ренности).

2. Визуальный контакт с собеседником.

3. Эмоциональная выразительность.

4. Соответствие выражения лица характеру речи.

V. Культура речи

1. Грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений.



2. Лексическое богатство.

3. Выразительность, образность речи.

4. Техника речи;

а) полетность, звонкость голоса;

б) гибкость голоса, вариативность тембров голоса;

в) правильно выбранная сила голоса;

г) четкая дикция (отсутствие гнусавости, шепелявости и других дефектов);

д) богатство интонации, сильный завершающий тон, соблюдение необходимого темпа и ритма речи.

VI. Культура педагогического общения

1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в об­щении:

а) умение слушать собеседника;

б) умение задавать вопросы;

в) умение анализировать выступление;

г) умение первому установить контакт с другим человеком;

д) умение понять другого человека, уважение права другого иметь собственное мнение;

е) умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения.

2. Стремление к установлению зрительного контакта:

а) взгляд на собеседника (аудиторию);

б) умение видеть и понимать реакцию слушателей.

3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом, сообщением:

а) свободная, логически построенная речь перед слушателями без опоры на конспект;

б) внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести беседу;

в) умение передавать свое отношение к содержанию материала.

III. Упражнения на невербальное поведение

Упражнения на контроль и коррек­цию правильной осанки, позы, походки. При выполнении упражнений важно осмыслить функциональ­ную роль внешнего вида учителя как показатель уровня его воспитанно­сти, средство обеспечения контакта, эталон культуры внешнего вида современного человека, показатель психического состояния учителя.



Упражнение 1. Контроль и коррекция осанки. Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги сомкните, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая. В ином случае (большой зазор) слабый брюш­ной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы укре­пить мышцы спины и пресс, необходимо 2–3 раза в день (перед едой) вставать к стене так, как описано выше. Чтобы не было большого зазора (больше 4 см) между стеной и поясницей, втя­ните живот, а если есть склонность сутулиться, согните руки так, чтобы пальцы рук касались плеч, а локти – туловища (при этом зазор между стеной и поясницей не должен увеличиваться). Упражнение выполняется 1–3 мин. Дыхание свободное. Закончив упражнение, пройдитесь по комнате, потряхивая по очереди рука­ми и ногами. Затем пройдитесь с хорошей осанкой (как будто стоите у стены).

Упражнение 2. «На колок». Встаньте, вы­прямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, «наденьте его на позвоночник», как пальто на вешалку. Спина стала креп­кой, прямой, а руки, шея, плечи свободные, легкие (повторить 2–3 раза). Такое положение должно стать привычным, естест­венным.

Упражнение 3. Контроль и коррекция позы. Перед зеркалом примите позы, характерные для вас; проделайте различные дви­жения (рук, ног, головы, тела), которые свойственны вам при общении. Проанализируйте особенности своей осанки, жестов, по­ложение корпуса – насколько они уместны, выразительны, эстетичны. Отметьте, над чем нужно поработать, чтобы добиться эсте­тики позы.

Упражнение 4. Рабочая поза учителя. Примите характерную для учителей позу на уроке (работайте перед зеркалом). Ноги поставьте на расстояние 12–15 см между носками, одну ногу вы­двиньте вперед; сделайте упор на одну ногу несколько сильнее, чем на другую. Плечи расправьте, снимите мышечные «зажимы». Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. В руке – раскрытая книга.

Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, поло­жение тела). В занятой вами позе сделайте шаг назад, потом вперед, влево, вправо. Повторите эти же движения, но в про­цессе чтения, импровизированного рассказа. Следите за ритмич­ностью ваших движений, стремитесь к естественности мимики, жестов.

Упражнение 5.Попробуйте несколько раз сесть за стол и встать, сделав это бесшумно, легко, без опоры на руки. Обратите внимание на правильный выбор точки опоры для ног.

Упражнение 6. Встаньте из-за стола и поменяйтесь местами с товарищем, сидящим рядом. Сделайте это бесшумно, аккурат­но, используя минимум целесообразных и естественных движе­ний. Обратите при этом внимание на осанку; снимите напряже­ние, если оно появилось.

Упражнение 7. Контроль и коррекция походки. Пройдитесь перед зеркалом, стараясь выполнить следующие требования к походке. Она должна быть легкой, с гибкими, размеренными движениями. Нужно избегать разболтанной, шатающейся, семеняще-танцующей походки. Ширина шага должна соответствовать росту, полу человека. Чем он выше, тем длиннее его шаг. Мужест­венность, размашистый шаг и широкие движения, присущие муж­чине, не подходят женщинам. Некрасиво при ходьбе размахивать руками и раскачивать плечами, втягивать голову в плечи, гор­биться. Проанализируйте свой темп ходьбы, длину шага, поло­жение тела, рук, движения бедер, поясные движения при ходьбе. Отметьте, от чего нужно избавиться, чтобы походка была краси­вой и легкой.

Упражнение 8. Общая мимическая реакция.Упражнение про­водится одновременно для всех.

А. Начался урок. Вы за столом. Открывается дверь. Смотрите на вошедшего:

требовательно: «Быстрее садись»;

удивленно: «Не ожидал»;

с досадой: «Отвлекаешь»;

спрашивая: «Что-нибудь случилось?»;

укоризненно: «Мешаешь работать»;

радостно: «Наконец-то!» и т.д.

Б. Вы вызываете ученика. Он заявляет: «Я не выполнил задание». Ваша реакция:

сочувствую: «Понимаю, как тебе неприятно»;

осуждаю: «Это недопустимо!»;

жду: «Что будет дальше, чем объяснить?»;

готов заступиться: «Да, тебе помешало отсутствие по болезни»;

удивлен: «Не ожидал такого от тебя»;

удивлен: «Это уже в который раз!»;

безразлично: «Меня это не трогает».

Упражнение 9. Выражение индивидуальной реакции.

Студенты по оче­реди играют роль учителя. Представлены примеры ситуаций, предложенных Н. Е. Шурковой; возможны и другие ситуации школьной тематики.

А. Вы пишете на доске. Ученики должны писать вместе с вами в тетрадях одновременно. «Вдруг» раздается какой-то «шум», вы оборачиваетесь, выражая:

удивление: «Что случилось?»;

осуждение: «Кто еще не начал работать?»;

требование: «Да перестаньте же, пора успокоиться»;

выжидание: «Я жду тишины»;

гнев: «Тихо! Нельзя шуметь, когда все работают»;

страдание: «Как можно шуметь, когда здесь у нас важное дело?!»

Б. Контрольная работа. Вы за столом. Видите, как ученик пыта­ется воспользоваться шпаргалкой. Ваши взгляды встречаются. Ваш взгляд:

с укоризной;

с настойчивым запретом;

с лукавым сочувствием;

с безмерным удивлением;

с ожиданием дальнейших действий;

с гневом и т.д.

В. Ученик у доски. Выполнил задание. Ваша реакция:

спокойная: «Все правильно»;

радостная: «Молодец!»;

веселое удовлетворение;

приятное удивление такому прекрасному результату;

удивление: «Ты уверен, что у тебя все правильно?»;

огорчение и осуждение;

жесткое осуждение;

сочувствие, но ироническое осуждение;

сарказм: «Прекрасно!»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.