Инфраструктура деловой среды
Разрабатываемая и реализуемая в деловой среде инфраструктура формирования, сопровождения и обеспечения деятельности бизнес организаций последовательно интегрируется в общее рыночное пространство. Именно здесь складывается новый уровень развития уже конъюнктурных и конкурентных отношений между конкретными бизнес организациями и их комплексами. Такой уровень требует адаптации и установления адекватных форм и соответствующих механизмов взаимодействия. Это выражается в построении принципиально новых, инфраструктурных коммерческих организаций и адаптации к ним организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.
При формировании инфраструктуры, прежде всего, необходимо понимать, что сам рынок должен функционировать как единая социально-экономическая макро организация. Такая среда обосновывается, разрабатывается и действует в установленных законодательством рамках на принципах обеспечения максимально возможной свободы реализации экономических отношений. Так, она должна обеспечивать свободный доступ всех производителей и покупателей на минимально необходимое число рыночных площадок. Это фундаментальное положение (изначально нарушавшееся в ходе проведения рыночных преобразований российской экономики созданием тысяч закрытых бирж) требует обеспечения свободной конкуренции всех производителей и потребителей в едином экономическом пространстве.
Решение такой важнейшей инфраструктурной задачи, как показала мировая практика, возможно только на основе создания универсального комплекса, системы самых разнообразных рыночных организаций, открытых для всех. В приведенном примере такой системой могло бы стать общенациональное биржевое пространство с фондовым, товарным и трудовым сегментами, обеспечивающее прозрачный и свободный доступ на общий рынок всем производителям и потребителям на единых условиях, гарантированных государством. Понятно, что это предполагает создание не только собственно бирж, но и широкого круга самых разнообразных посреднических организаций, гарантирующих свободу предпринимательства. Инфраструктура деловой среды организации объединяет достаточно понятный состав таких формирований, представленный следующим образом:
Рис. 2.2.2. Коммерческий сегмент инфраструктуры деловой среды
Понятно, что состав представленных на рисунке 2.2.2. организаций инфраструктуры деловой среды можно расширять и уточнять далее. Но уже в этом представлении он формирует достаточное понимание структуры, содержания, целей и средств обеспечения деловой среды, содействующей бизнесу. Такие социально-экономические институты рыночной инфраструктуры объективно должны иметь развитую сетевую организацию, предоставляющую предпринимателю свои коммуникационные или какие-либо иные нужные ему ресурсы. В рыночную инфраструктуру должны входить ассоциации и соглашения, торговые, расчетные и другие палаты, смотры, конкурсы, аукционы и тендеры, действующие на той или иной (безвозмездной, ассоциированной или компенсационной), но желательно некоммерческой основе.
Общие процедуры формирования и функционирования таких некоммерческих социально-экономических организаций основываются на принципах обеспечения:
q открытого доступа,
q широкой информации,
q свободной конкуренции,
q государственных гарантий,
q антимонопольных ограничений и т. д.
Причем, обязательность и безусловность действия этих принципов обеспечивается содержанием их организационной системы, строго регламентирующей осуществление предусмотренных процедур.
Все многообразие штатного функционирования такой организации должно быть четко регламентировано и расписано соответствующим сводом:
· регистрируемых уставов,
· принимаемых положений,
· разрабатываемых правил,
· утверждаемых алгоритмов,
· устанавливаемых процедур,
· вырабатываемых инструкций.
Это позволит исключить или, как минимум, строго ограничить влияние субъективных факторов на нелегитимные действия подразделений, сотрудников или в целом этих организаций.
Такие положения и само построение рыночной инфраструктуры, в свою очередь, предъявляют вполне определенные требования к хозяйственным организациям, вступающим в производственные, коммерческие, конкурентные отношения. Их формы, статус, полномочия должны быть достоверны, прозрачны и понятны окружающим, а ответственность по обязательствам обеспечиваться гарантиями, имуществом или декларироваться определенным образом.
Все это обусловило необходимость достаточно жесткой регламентации организационно-правовых форм хозяйственных организаций, участвующих в рыночных отношениях. На практике такую регламентацию осуществляет комплекс государственных организаций, официальных представительств и общественных образований, обеспечивающих соблюдение установленных законом положений. Они же, как правило, в той или иной форме, участвуют в устранении допущенных нарушений и восстановлении законно обоснованного действия. В целом, состав такой структуры может выглядеть следующим образом:
Рис. 2.2.3. Официальный сегмент инфраструктуры деловой среды
Понятно, что и в данной структуре приведены далеко не все органы и представительства, формирующие официальный сегмент деловой среды бизнес организации. Позиционированные в ней формирования и их взаимодействия требуют от менеджмента организации эффективного подхода к их исследованию и использованию условий функционирования и развития бизнеса, складывающихся для каждой конкретной организации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|